Решение б/н ч/обоснована от 18 октября 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Дело № 63юл-21 029/07/3-1063/2021 |
||||||
Заказчик (Организатор закупки): Муниципальное предприятие «Горводоканал» 165300, Архангельская область, г. Котлас, ул. Некрасова, д. 2 E-mail: kvodomer@yandex.ru Заявитель: ООО Аудиторская компания «Бизнес-Актив» 443068, гор. Самара, ул. Ново-Садовая, дом 106, оф. 523 E-mail: bizaktiv@samaramail.ru |
||||||
РЕШЕНИЕ
13 октября 2021 года г. Архангельск
Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:
Председатель комиссии:
Цакулов Ю.Г. |
Заместитель руководителя Управления - начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы, |
Члены комиссии:
Вознесенская Н.В. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
Малышева О.С. |
Заместитель начальника отдела контроля закупок; |
на основании статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
В присутствии представителей от:
Заявителя: Болдиной С.А. (доверенность от 29.09.2021 № 2/2021);
Заказчика: Гулевской Е.В. (доверенность от 08.10.2021);
УСТАНОВИЛА:
04 октября 2021 года в Архангельское УФАС России поступила жалоба ООО Аудиторская компания «Бизнес-Актив» (далее – Заявитель) на действия заказчика – Муниципального предприятия «Горводоканал» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса №32110639724 на право заключения договора на оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год.
Содержание жалобы:
Обжалуются действия Заказчика, в связи с проведением закупки не в соответствии с нормами Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе») и непроведением конкурса в электронном виде в нарушение пункта 2 части 43 статьи 112 ФЗ «О контрактной системе».
Указанное обстоятельство подпадает под основание для обжалования, определенное пунктом 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ «О закупках»).
Закупка осуществляется в соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон № 307-ФЗ).
Комиссия Архангельского УФАС России согласно статье 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрела жалобу с учетом следующего.
МП «Горводоканал» является заказчиком в понимании ФЗ «О закупках», который устанавливает общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ «О закупках», при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 ФЗ «О закупках» правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 ФЗ «О закупках» Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Из вышеизложенного следует, что ФЗ «О закупках» не содержит развернутых положений, касающихся порядка проведения конкретных процедур закупок, и оставляет данные вопросы на усмотрение заказчика.
На основании статьи 2 названного Федерального закона, принято Положение о закупках товаров, работ, услуг МП «Горводоканал», утвержденное директором (приказ 29-СН от 20.12.2018) (далее – Положение о закупках).
Положение является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, иные связанные с обеспечением закупки положения.
14.09.2021 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено извещение о проведении открытого конкурса № 32110639724 и документация о закупке на право заключения договора на оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год (далее - документация о закупке).
Начальная (максимальная) цена договора – 94 000,00 руб.
В соответствии с пунктом 7 части 4 статьи 1 ФЗ «О закупках» указанный Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Закона № 307-ФЗ.
Согласно части 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.
Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что у МП «Горводоканал» доля государственной собственности в уставном капитале МП «Горводоканал» составляет 100%.
Следовательно, МП «Горводоканал» входит перечень хозяйствующих субъектов, указанных в части 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ, что подразумевает обязательное осуществление закупки закупке на право заключения договора на оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год в рамках законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что закупка проводилась на основании Положения о проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности муниципальных унитарных предприятий МО «Котлас» в сфере жилищно-коммунального хозяйства жилищно-коммунального хозяйства», утвержденного постановлением Администрации МО «Котлас» от 08.09.2014 № 2119.
Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что документация о закупке составлена заказчиком с указанием положений ФЗ «О контрактной системе». Вместе с тем, документация о закупке не может быть признана разработанной в соответствии с ФЗ «О контрактной системе».
Документация о закупке размещена в разделе закупок, проводимых в порядке, установленном ФЗ «О закупках».
В силу пункта 1 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом информационной открытости закупки.
Размещая документацию о закупке в соответствующем разделе ЕИС, заказчик гарантирует достоверность размещенной им информации, что корреспондирует праву участников закупок на получение достоверной информации посредством ЕИС.
Проведение Заказчиком закупки, предусмотренной ФЗ «О контрактной системе», в рамках ФЗ «О закупках» (в частности, размещение извещения №32110639724 в разделе ЕИС, предназначенного для размещения информации о закупках, проводимых в порядке, предусмотренном ФЗ «О закупках») может привести к ограничению числа участников конкурса, поскольку информация об указанной закупке отсутствует в разделе ЕИС для размещения информации в рамках ФЗ «О контрактной системе».
Соответственно, закупка (извещение № 32110639724) проводилась в соответствии с ФЗ «О закупках», а не ФЗ «О контрактной системе», что является нарушением требований пункта 7 части 4 статьи 1 ФЗ «О закупках»
Таким образом, довод Заявителя является обоснованным.
В соответствии с пунктом 2 части 43 статьи 112 ФЗ «О контрактной системе» с 01.01.2019 заказчики определяют поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения электронных процедур. При этом заказчики, уполномоченные органы и уполномоченные учреждения не вправе проводить открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений не в электронной форме.
Как подтверждается материалами дела, закупка на право заключения договора на оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год (извещение № 32110639724) проведена способом открытый конкурс.
Следует отметить, что определенная частью 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ форма торгов - открытый конкурс, не содержит указания на форму проведения торгов, а указывает лишь на проведение открытого конкурса в соответствии с законодательством о контрактной системе.
Поскольку порядок проведения открытого конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности установлен ФЗ «О контрактной системе» и подразумевает проведение открытых конкурсов только в электронной форме, следовательно, Заказчик должен при проведении конкурса руководствоваться также пунктом 2 части 43 статьи 112 ФЗ «О контрактной системе», определяющей электронную форму проведения торгов.
Между тем, нарушение пункта 2 части 43 статьи 112 ФЗ «О контрактной системе» не может быть выставлено Заказчику в связи с тем, что закупка (извещение № 32110639724) проводилась в соответствии с ФЗ «О закупках», а не ФЗ «О контрактной системе».
Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.
В соответствии с частью 13 статьи 3 ФЗ «О закупках» рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО Аудиторская компания «Бизнес-Актив» обоснованной в части первого довода.
2. Признать Заказчика - МП «Горводоканал» нарушившим пункт 7 части 4 статьи 1 ФЗ «О закупках».
3. Заказчику, закупочной комиссии выдать предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О закупках».
4. Передать материалы дела должностному лицу Архангельского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии Ю.Г. Цакулов
Члены Комиссии Н.В. Вознесенская
О.С. Малышева