Решение б/н См.файл от 2 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 302оз-22

029/06/42-1062/2022

Заказчик :

ГКУЗ Архангельской области «Специализированный дом ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики»

163061, Архангельск г, ул Садовая, д.16

E-mail: o1gapopov@yandex.ru

Уполномоченный орган :

Контрактное агентство Архангельской области

163069, г. Архангельск, ул.Выучейского, д.18

Е-mail: dkp@dvinaland.ru

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

E-mail: ko@rts-tender.ru

Заявитель:

ООО “Нутритек Кострома”

156013, Костромская обл., г. Кострома, ул. Галичская, 126г, офис 1

E-mail: goszakaz2018@yandex.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

02 декабря 2022 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

Члены комиссии:

Титова О.Е.

Заместитель начальника отдела контроля закупок;

Вижевцева С.Н.

Специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заявителя: Зуевой Ю.В. (доверенность от 14.04.2022 № 1);

Заказчика: Селягина А.В. (доверенность от 29.11.2022), Поповой О.В. (доверенность от 29.11.2022);

УСТАНОВИЛА:

28 ноября 2022 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО “Нутритек Кострома” (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГКУЗ Архангельской области «Специализированный дом ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики» (далее – Заказчик), уполномоченного органа – Контрактного агентства Архангельской области (далее – Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку молочных смесей (извещение № 0124200000622007080).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с размещением извещения, не соответствующего требованиям ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 30.11.2022 № 596.

Уполномоченный орган объяснений по жалобе в адрес Архангельского УФАС России не представил.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика формирует извещение об осуществлении закупки и организует проведение закупки.

18.11.2022 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0124200000622007080 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку молочных смесей (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена государственного контракта – 5 174 612,62 рублей.

Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».

1. Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик при описании объекта закупки в позициях 1,2,3,4,5,6,14 применил КТРУ 10.86.10.133-00000002 (начальная молочная смесь для детского питания), 10.86.10.133-00000007 (последующая молочная смесь для детского питания), 10.86.10.133-00000006 (последующая молочная смесь для детского питания) которые, по его мнению, не соответствуют описанию объекта закупки исходя из дополнительных характеристик, указанных в описании объекта закупки, так как есть конкретные позиции КТРУ, содержащие в своем наименовании те характеристики, которые Заказчик установил, как дополнительные.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 указанного Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе» именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как ФЗ «О контрактной системе» не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, а также норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

Частью 5 статьи 23 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 23 ФЗ «О контрактной системе»).

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила КТРУ).

Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил КТРУ используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.

В силу пункта 4 Правил КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

В соответствии с пунктом 5 Правил КТРУ Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 ФЗ «О контрактной системе», которые не предусмотрены в позиции каталога.

Согласно пункту 6 Правил КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил КТРУ, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Файл «Описание объекта закупки», являющееся неотъемлемой частью Извещения (далее - Описание объекта закупки), содержит таблицу, в которой установлены требования к товару, в том числе:

Наименование

технические характеристики, функциональные характеристики потребительские свойства товара

1

Начальная молочная смесь для детского питания

Форма выпуска смеси Сухая

Вид смеси Пресная

Дополнительные характеристики*:

Для профилактики аллергии

2

Последующая молочная смесь для детского питания

Форма выпуска смеси Сухая

Вид смеси Пресная

Тип смеси Частично адаптированная

Дополнительные характеристики*:

Сухая быстрорастворимая профилактическая смесь на основе частично гидролизованных белков молочной сыворотки для вскармливания детей с риском развития аллергии с 6 месяцев.

3

Начальная молочная смесь для детского питания

Форма выпуска смеси Сухая

Вид смеси Пресная

Дополнительные характеристики*:

Для детей склонных к срыгиванию

4

Начальная молочная смесь для детского питания

Форма выпуска смеси Сухая

Вид смеси Пресная

Дополнительные характеристики*:

Без лактозы

5

Начальная молочная смесь для детского питания

Форма выпуска смеси Сухая

Вид смеси Пресная

Дополнительные характеристики*:

Полуэлементная смесь с пребиотиками на основе глубокого гидролиза сывороточного белка для детей с аллергией к белкам коровьего молока.

6

Начальная молочная смесь для детского питания

Форма выпуска смеси Сухая

Вид смеси Пресная

Дополнительные характеристики*:

Смесь на основе 100% гидролизованных сывороточных белков со среднецепочечными триглицеридами, не содержащая лактозу.

14

Начальная молочная смесь для детского питания

Форма выпуска смеси Сухая

Вид смеси Пресная

Дополнительные характеристики*:

С длинноцепочечными полиненасыщенными жирными кислотами, для вскармливания недоношенных и маловесных детей

….

Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что характеристики товара, указанные в Извещении, соответствуют обязательным характеристикам, указанным в позициях КТРУ, которые установил Заказчик.

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что ФЗ «О контрактной системе» не предусмотрено каких-либо императивных требований по выбору кода позиции КТРУ. Код обязателен к использованию, как наиболее подходящий код КТРУ, руководствуясь наименованием объекта закупки и наименованием кода КТРУ и его описательной частью.

Таким образом, данный довод жалобы Заявителя является необоснованным.

Вместе с тем, в качестве обоснования дополнительных характеристик Заказчиком указано следующее: «*…дополнительная информация указана Заказчиком в связи с необходимостью приобретения товара, соответствующего потребности Заказчика, для осуществления Заказчиком своей деятельности с учетом специфики функционирования учреждения Заказчика и эффективного расходования бюджетных средств».

В заседании Комиссии Архангельского УФАС, представитель Заказчика пояснил, что дополнительные характеристики были установлены исходя из рекомендаций врачей.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения Заказчика, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу, что из указанного в Извещении обоснования не следует, каким образом указанные в описании объекта закупки характеристики влияют на деятельность Заказчика в части специфики функционирования учреждения и эффективного расходования бюджетных средств.

Следовательно, не было раскрыто обоснование необходимости применения дополнительных характеристик с точки зрения цели использования товара.

Таким образом, Заказчик нарушил часть 6 статьи 23 ФЗ «О контрактной системе» и пункт 6 Правил использования КТРУ.

При этом, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что запросов на разъяснение положений Извещения Заказчику не поступало. В связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что данное нарушение не является основанием для отмены закупки.

2. Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчик нарушил статью 14 ФЗ «О контрактной системе», установив ограничение в соответствии с Постановлением Правительства от 04.06.2018 № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно с частью 4 статьи 14 ФЗ «О контрактной системе» федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 ФЗ «О контрактной системе».

В соответствии пунктом 15 частью 1 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 указанного Федерального закона.

Так Заказчиком в разделе «Преимущества и требования к участникам» Извещения установлены преимущества: «Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с Приказом Минфина России от 04.06.2018 №126н - 15%». Кроме этого, данный раздел содержит: «Запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными ст. 14 Закона № 44-ФЗ».

Заказчиком в Извещении указаны позиции КТРУ в состав которых входит код ОКПД2: 10.86.10.133, что соответствует наименованию товара «Смеси молочные адаптированные (заменители женского молока), в том числе начальные, сухие для детей раннего возраста». Данная группа входит в перечень товаров, указанных в Приложении № 1 к Приказу № 126н.

Следовательно, Заказчиком правомерно установлены требования в соответствии со статьей 14 ФЗ «О контрактной системе» и Приказом №126н.

Таким образом, данный довод жалобы Заявителя является необоснованным.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки иных нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО “Нутритек Кострома” необоснованной.

2. Признать Заказчика - ГКУЗ Архангельской области «Специализированный дом ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики», нарушившим часть 6 статьи 23 ФЗ «О контрактной системе» и пункт 6 Правил использования КТРУ.

3. Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О контрактной системе» не выдавать, так как указанное нарушение не является основанием для отмены закупки.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии О.С. Малышева

Члены Комиссии С.Н. Вижевцева

О.Е. Титова

Связанные организации

Связанные организации не указаны