Решение №04-03/5810/23 см. файл от 26 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № РНП-29-155

029/06/104-1005/2023

Заказчик:

ГБУЗ Архангельской области "КОНОШСКАЯ ЦРБ"

164010, Архангельская область, Коношский район, п. Коноша, пр. Октябрьский, д. 105, корп. 1

E-mail: galkina.ta@bk.ru

Участник закупки:

Общество с ограниченной ответственностью Строительная компания "МАРСТРОЙ"

420021, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Галиаскара Камала, д. 41, этаж/офис 6/№ 609а

E-mail: marstroy16@yandex.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

26 октября 2023 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок;

Члены комиссии:

Вижевцева С.Н.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Поддубная Ю.А.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

на основании статьи 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заказчика: Галкиной Т.А. (доверенность от 23.10.2023 № 15), Калининой О.Ф. (доверенность от 23.10.2023 № 16);

Участник закупки уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.

УСТАНОВИЛА:

19 октября 2023 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступило обращение ГБУЗ Архангельской области "КОНОШСКАЯ ЦРБ" (далее - Заказчик) о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью Строительная компания "МАРСТРОЙ" в Реестр недобросовестных поставщиков.

Содержание обращения:

Согласно обращению Заказчика, контракт от 02.02.2023 № 8485/23 на выполнение работ по капитальному ремонту хирургического корпуса ГБУЗ Архангельской области "Коношская ЦРБ" (извещение № 0124200000622008485), заключенный с Обществом с ограниченной ответственностью Строительная компания "МАРСТРОЙ", расторгнут в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.

Комиссия Архангельского УФАС России осуществила проверку факта одностороннего расторжения от исполнения контракта и провела на основании пункта 5 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

29.12.2022 Уполномоченным органом – Контрактным агентством Архангельской области, на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено извещение  № 0124200000622008485 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту хирургического корпуса ГБУЗ Архангельской области "Коношская ЦРБ" (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена контракта – 15 886 162,34 рублей.

20.01.2023 по результатам проведенной процедуры аукциона победителем был признан участник закупки – Общество с ограниченной ответственностью Строительная компания "МАРСТРОЙ", предложивший цену контракта 11 915 569,18 рублей.

02.02.2023 между Заказчиком и Обществом с ограниченной ответственностью Строительная компания "МАРСТРОЙ" (далее – Подрядчик, Общество) заключен контракт № 8485/23 (далее – Контракт) на выполнение работ по капитальному ремонту хирургического корпуса ГБУЗ Архангельской области "Коношская ЦРБ".

В соответствии с пунктом 1.3 Контракта работы по Контракту выполняются в следующие сроки: с даты заключения Контракта в течение 240 (двести сорока) календарных дней, то есть по 30.09.2023.

Пунктом 4.1. Контракта установлено, что Заказчик осуществляет авансовый платеж в размере 50% от стоимости выполнения работ, предусмотренной Контрактом, что составляет 5 957 784,59 руб., в течение 7 рабочих дней с даты выставления счета Подрядчиком.

19.04.2023 платежным поручением № 574230 Заказчик произвел выплату аванса на основании выставленных Подрядчиком счетов на общую сумму 5 957 784,59 руб.

25.05.2023 Заказчик направил Обществу претензию в которой просил незамедлительно начать работы по Контракту.

В письме от 25.05.2023 № 106 Общество ответило, что начнет работы 31.05.2023.

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представитель Заказчика сообщил, что работы Подрядчик начал выполнять в июне 2023 года. Однако с 01.08.2023 без уведомления Заказчика Общество прекратило выполнение работ на объекте.

Заказчиком направлены Подрядчику претензионные письма 16.08.2023 № 1277, 24.08.2023 № 1296, 06.09.2023 № 1381, 13.09.2023 № 1404, 28.09.2023 № 1468.

22.09.2023 Подрядчик в письме № 213 ответил Заказчику, что находится в поиске новых сотрудников в связи с увольнением предыдущих исполнителей.

Вместе с тем, Заказчиком велась переписка с представителями Общества в мессенджере WhatsApp. В материалах дела имеется распечатка сообщения Заказчику от 28.09.2023 в 14:44 помощника генерального директора Общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "МАРСТРОЙ" Билялютдиновой Олеси Денисовны о том, что Заказчик может готовить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, поскольку новых рабочих Подрядчик найти не смог.

04.10.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с ненадлежащим исполнением условий контракта Подрядчиком: «ремонтные работы не выполнены в полном объеме, не предоставлена необходимая исполнительная документация (акты скрытых работ, сертификаты на строительные материалы). На первом этаже хирургического корпуса начаты ремонтные работы и не завершены, нет ни одного помещения с завершенным ремонтом, помещения невозможно эксплуатировать по назначению, что создает большие трудности и неудобства в работе. Контракт заключен на выполнение работ по капитальному ремонту в действующем здании, где оказывается медицинская помощь и получают стационарное лечение больные люди с хирургическими заболеваниями».

В соответствии с частью 12.1 статьи 95 ФЗ «О контрактной системе» в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 указанного Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 указанной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно информации с официального сайта решение от 04.10.2023 об одностороннем отказе от исполнения Контракта в этот же день было размещено Заказчиком в разделе «Решение об одностороннем отказе».

Дата поступления Подрядчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта – 04.10.2023 16:46 (МСК).

Следовательно, дата надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения Контракта – 04.10.2023.

В соответствии с частью 13 статьи 95 ФЗ «О контрактной системе» решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и Контракт считается расторгнутым с 17.10.2023, что подтверждается размещенной 17.10.2023 информацией о расторжении Контракта на официальном сайте в карточке контракта с реестровой записью № 2291200315423000009, реестровая запись Контракта в реестре контрактов переведена на статус «Исполнение прекращено».

Частью 4 статьи 104 ФЗ «О контрактной системе» определено, что Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 указанного Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 указанного Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 ФЗ «О контрактной системе», направлена Заказчиком в адрес Архангельского УФАС России в установленный законом срок – 19.10.2023.

Согласно письменным пояснениям Общество с ограниченной ответственностью Строительная компания "МАРСТРОЙ" было намерено исполнить контракт, для чего открыло счет для казначейского сопровождения Контракта, закупило и доставило на объект большую часть материалов. В материалы дела Обществом представлены копии договоров на покупку и доставку строительных материалов на объект, а также договор на оказание услуг строительной техники.

Однако в августе 2023 года сотрудники Подрядчика остановили работы на объекте в связи с финансовыми трудностями компании.

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России отметил, что Подрядчиком ремонтные работы не завершены ни в одном из помещений хирургического корпуса и выполнено не более чем 35 % всего объема работ по Контракту, не предоставлена исполнительная документация (акты скрытых работ, промежуточные акты для приёмки работ, сертификаты на строительные материалы). В данное время помещения невозможно эксплуатировать по их назначению.

Кроме того, после принятия Заказчиком решения об одностороннем расторжении Контракта Подрядчик не выходил на связь и не возобновил работы на объекте.

В силу части 1 статьи 2 ФЗ «О контрактной системе» законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из указанного Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 указанного Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать указанному Федеральному закону.

В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.

Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.

Доказательств возникновения у Общества каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в установленном порядке исполнить Контракт, в Архангельское УФАС России не представлено.

Действуя в рамках исполнения контракта, Подрядчик должен осознавать то обстоятельство, что он вступил в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию средств субсидий, выделенных на финансовое обеспечение выполнения государственного задания), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.

Соответственно, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая заявку, участник закупки должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем и неисполнения контракта в дальнейшем.

В определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.08.2015 № 305-КГ15-9489 разъяснено, что недобросовестность может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению соответствующих норм и правил.

В соответствии с частью 2 статьи 104 ФЗ «О контрактной системе» в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Из пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 №1078 (далее – Правила ведения реестра), следует, что антимонопольный орган проводит проверку, содержащихся в обращении фактов.

В реестр недобросовестных поставщиков включаются только проверенные сведения. Необходимым условием является наличие в представленных материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя). Размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт недобросовестного поведения поставщика при исполнении контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта.

Исходя из положений статьи 104 ФЗ «О контрактной системе», реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом обязательств, принятых в рамках осуществления закупки. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в закупках в течение установленного срока (часть 9 статьи 104 ФЗ «О контрактной системе»).

Под пунктом б) пункта 13 Правил ведения реестра, в том числе установлено, что орган контроля по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" данного пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 указанных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что в проекте контракта, размещенного в составе Извещения, и в подписанном контракте № 8485/23 от 02.02.2023 четко установлен срок окончания выполнения работ. Таким образом, Общество до начала производства работ обладало полной информацией о сроках и месте выполнения работ. Заключив контракт, Подрядчик принял на себя все связанные с исполнением контракта предпринимательские риски, а также обладал всей информацией о своих обязанностях. Однако, данные обязательства не были выполнены. Данный факт безусловно свидетельствует о недобросовестности Подрядчика.

Заслушав доводы представителей Заказчика, изучив представленные материалы, проведя оценку действий Общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "МАРСТРОЙ", Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу о недобросовестных действиях Общества, выразившихся в ненадлежащем исполнении требований законодательства о контрактной системе в части исполнения обязательств по Контракту, и сведения в отношении Общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "МАРСТРОЙ" подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь статьей 104 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок

РЕШИЛА:

1. Включить сведения, представленные Заказчиком - ГБУЗ Архангельской области "КОНОШСКАЯ ЦРБ" в отношении Общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "МАРСТРОЙ" (420021, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Галиаскара Камала, д. 41, этаж/офис 6/№ 609а, ИНН 1686016042, КПП 165501001, участник (член) корпоративного юридического лица – Хикматуллин Булат Ильдарович, ИНН 166022372903, лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона - Хикматуллин Булат Ильдарович, ИНН 166022372903) в Реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года в связи с решением Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 02.02.2023 № 8485/23 на выполнение работ по капитальному ремонту хирургического корпуса ГБУЗ Архангельской области "Коношская ЦРБ" (извещение  № 0124200000622008485).

2. Датой включения сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "МАРСТРОЙ" в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет».

Примечание: Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Председатель Комиссии О.С. Малышева

Члены Комиссии С.Н. Вижевцева

Ю.А. Поддубная

Связанные организации

Связанные организации не указаны