Постановление №6657/23 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по де... от 7 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Дело № 029/04/9.21-1053/2023

 

ПАО «Россети Северо-Запад»

196247, г. Санкт-Петербург, площадь Конституции, д. 3, литер «А»

Архангельский филиал

ПАО "Россети Северо-Запад"

163000, г. Архангельск, ул. Свободы, д. 3

 

Призводственное отделение «Вельские электрические сети» Архангельского филиала ПАО «Россети Северо‑Запад»

165150, Архангельская обл., Вельский район, д. Лукинская, ул. Шоссейная, д. 3А

 

Потерпевший:

Федеральное государственное унитарное предприятие «Российская телевизионная и радиовещательная сеть»

129515, г. Москва, ул. Академика Королева, д.13, стр.1

в лице:

Филиал «Архангельский областной радиотелевизионный передающий центр» ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть»

163000, г. Архангельск, пр. Чумбарова‑Лучинского, д.32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу

об административном правонарушении № 029/04/9.21-1053/2023

 

                                                                                                                                      г. Архангельск

 

Резолютивная часть постановления объявлена 04.12.2023

Постановление изготовлено в полном объеме 07.12.2023

 

Я, заместитель руководителя управления — начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее — Архангельское УФАС России) Куницын Алексей Сергеевич, рассмотрев материалы по делу № 029/04/9.21-718/2023 в отношении юридического лица - Публичного акционерного общества «Россети Северо‑Запад»:

ИНН: 7802312751;

ОГРН: 1047855175785;

Адрес (место нахождения): 196247, г. Санкт-Петербург, площадь Конституции, д. 3, литер «А»;

Адрес Архангельского филиала ПАО «Россети Северо‑Запад»: 163000, г. Архангельск, ул. Свободы, д. 3,

Ф.И.О., должность руководителя: Пидник Артем Юрьевич, Генеральный директор ПАО «Россети Северо-Запад» (согласно выписке из ЕГРЮЛ); Кайсин Игорь Валерьевич, заместитель Генерального директора — директор Архангельского филиала ПАО «Россети Северо-Запад»,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Событие административного правонарушения и его квалификация:

01.06.2023 в Архангельское УФАС России поступило заявление ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (Филиала «Архангельский областной радиотелевизионный передающий центр») (далее – РТРС, Потребитель) по вопросу возможного нарушения Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг в части превышения предельно допустимых сроков отключений электрической энергии объектов (РТС) в год, в том числе по Объекту РТРС - радиотелевизионной передающей станции «Подюга».

В силу части 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35‑ФЗ «Об электроэнергетике», субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей компетенции), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Пунктом 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 установлено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно‑диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом и розничном рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии.

Кроме того, общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг определены соответствующими Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861).

В соответствии с пунктом 1 Правил № 861, настоящие правила определяют общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг.

Недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 15 Правил № 861, сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.

Согласно пункту 31(6) Правил № 861, для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Сетевая организация при оказании услуг по передаче электрической энергии обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно‑правовому регулированию в сфере топливно‑энергетического комплекса (пункт 3 Правил № 861).

В соответствии с пунктом 3 Единых стандартов качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 15.04.2014 № 186, в целях оказания услуг по передаче электрической энергии сетевая организация при обслуживании потребителей осуществляет информирование потребителя об аварийных ситуациях в распределительных электрических сетях сетевой организации, ремонтных и профилактических работах, плановых ограничениях режима потребления электрической энергии, влияющих на исполнение обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии (подпункт «г»); контроль показателей качества электрической энергии в точках присоединения энергопринимающих установок потребителя электрической энергии к электрическим сетям сетевой организации (подпункт «м»); проведение контрольных, внеочередных и иных замеров потокораспределения, нагрузок и уровней напряжения на объектах потребителя и объектах электросетевого хозяйства сетевой организации (подпункт «о»).

Порядок введения ограничения режима потребления в целях проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства определяется Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Правила № 442).

Согласно пп. «з» п. 2 Правил № 442 ограничение режима потребления электрической энергии вводится при необходимости проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителя, либо необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций (иных владельцев объектов электросетевого хозяйства) в случае, если проведение таких работ невозможно без ограничения режима потребления.

Выполнение плановых ремонтных работ осуществляется в целях проведения комплекса технических мероприятий, направленных на поддержание исправного состояния электросетевых объектов и обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств потребителя в зависимости от его категории надежности на основании договоров.

Внеплановые и аварийные ограничения электроснабжения направлены на восстановление исправного состояния электросетевых объектов для предотвращения воздействия на людей опасного производственного фактора, работы по устранению неисправностей, угрожающих нарушением нормальной работы оборудования, а также повреждений в результате воздействия на объекты электросетевого хозяйства неблагоприятных природных явлений (сильный ветер, снегоналипание на провода, падение деревьев), направленных действий сторонних лиц.

Сроки и время проведения ремонтов объектов электроэнергетики определяются на основании требований Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ, утв. приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 № 229, Правил организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики, утв. приказом Минэнерго РФ от 25.10.2017 № 1013, с учетом объемов планируемых работ, технологии производства работ, соблюдения мер по организации безопасного производства работ.

В соответствии с пунктом 4 Правил № 861, потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно), субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии. Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевыми организациями на основании договоров о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.

Согласно пункту 15 Правил № 861, при исполнении договора сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, с соблюдением величин аварийной и технологической брони.

В соответствии с изложенными требованиями действующего законодательства РФ, Гарантирующий поставщик – ООО «ТГК‑2 Энергосбыт» от имени и в интересах РТРС заключил с Сетевой организацией – ПАО «Россети Северо‑Запад» договор оказания услуг по передаче электрической энергии, которым, среди прочего, определены границы компетенции и ответственности сторон в вопросах, касающихся обеспечения надлежащего качества поставляемой в адрес РТРС электроэнергии.

Согласно условиям заключенного договора оказания услуг по передаче электрической энергии, указанная Сетевая организация взяла на себя обязательство обеспечить передачу электрической энергии на объекты РТРС надлежащего качества.

Особенностью электрической энергии как продукции является то, что ее производство, передача и поставка конечному потребителю представляет собой единый процесс. Нарушение требований стандарта качества на одном из этапов ведет к снижению показателей качества электроэнергии, следовательно, при передаче сетевой организацией некачественной электроэнергии невозможно обеспечение поставки конечным потребителям электрической энергии, соответствующей обязательным требованиям государственных стандартов.

Сетевая организация – ПАО «Россети Северо‑Запад», являясь собственниками объектов электросетевого хозяйства, осуществляют эксплуатацию электрических сетей и обязана обеспечить их содержание в надлежащем состоянии. При этом собственник в установленных случаях несет обязательство проведения соответствующих испытаний находящихся в хозяйственном ведении объектов, в том числе испытаний параметров качества передаваемой электрической энергии.

К компетенции гарантирующего поставщика, действующего в интересах потребителей электрической энергии при взаимодействии с сетевыми организациями по вопросам обеспечения надлежащего качества поставляемой электроэнергии в рамках исполнения договоров оказания услуг по передаче, относится осуществление контроля выполнения сетевыми организациями требований пункта 15 Правил недискриминационного доступа и соответствующих пунктов договоров на основании обращений потребителей либо надзорных органов, контроля выполнения сетевыми организациями технических мероприятий (при необходимости), получение обратной связи от потребителей по факту принятия сетевыми организациями требуемых мер.

В соответствии с абз. 7 п. 31(6) Правил № 861, для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Таким образом, Правилами № 861 определен годичный период для суммирования допустимого количества часов отключений.

Из изложенных выше положений нормативных правовых документов следует, что сетевая организация при отключении объектов электросетевого хозяйства, посредством которого происходит оказание услуг по передаче электрической энергии, в силу пункта 31(6) Правил № 861 обязана согласовывать с органом Ростехнадзора отключения объектов, если общая продолжительность отключения такого объекта превысила допустимые 72 часа в год.

Несогласование с органом Ростехнадзора отключений электроэнергии указанного объекта в период 2021 года, как это предусмотрено Правилами № 861, недопустимо, поскольку влечет за собой нарушение прав третьих лиц (потребителей – граждан) на бесперебойное получение соответствующей услуги надлежащего качества в необходимом объеме.

 

РТРС владеет объектом связи – РТС «Подюга» (Архангельская обл., Коношский район, дер. Подюга).

В 2022 году электроснабжение указанного объекта осуществлялось по Договорам энергоснабжения от 01.10.2018 № <…> (в период с 01.01.2022 по 31.03.2022) и от 01.04.2022 № <…> (в период с 01.04.2022 по 31.12.2022), заключенным с ООО «ТГК‑2 Энергосбыт».

Условиями заключенных договоров энергоснабжения предусмотрено привлечение третьих лиц (сетевых организаций) для урегулирования отношений по передаче электрической энергии (п. 1.2 Договоров №№ <…>, <…>).

Упомянутый объект РТРС технологически присоединен по третьей категории надежности электроснабжения к сетям ПАО «Россети Северо‑Запад» (акт разграничения балансовой принадлежности сторон от 22.12.2014 № <…>).

РТРС сообщила, что за период с 01.01.2022 по 31.12.2022 время отключений от электроснабжения на рассматриваемом Объекте с превышением допустимого предела в 72 часа в год составило 2 час. 28 мин. 39 сек.

РТРС представлены акты об отключении электроэнергии на объекте «Подюга» в 2022 году, в которых указано следующее:

Дата отключения электроэнергии

Общая продолжительность отключения электроэнергии

 

12.01.2022

00:42:50

 

17.05.2022

03:39:00

04:21:50

27.06.2022

16:17:00

20:38:50

14.07.2022

07:10:00

27:48:50

09.08.2022

07:18:00

35:06:50

22.08.2022

18:30:00

53:36:50

28.08.2022

11:59:00

65:35:50

30.08.2022

04:04:00

69:39:50

26.10.2022

02:24:00

72:03:50

13.11.2022

02:24:49

74:28:39

Общая продолжительность отключений электроэнергии в год (2022)

74:28:39

 

Проанализировав представленную информацию, Архангельское УФАС России отмечает, что в данном случае продолжительность времени отключения потребителей третьей категории надежности превышает значения, установленные Правилами № 861 (72 часа в год) по присоединению – РТС «Подюга».

 

Согласно п. 31(6) Правил № 861 категория надежности электроснабжения обуславливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности электроснабжения электрической энергией потребителей, с которым заключен договор оказания таких услуг. Для третьей категории надежности допустимое количество часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные в Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Таким образом, Управлением установлено, что ПАО «Россети Северо‑Запад» нарушены требования, установленные пунктом 31(6) Правил № 861, выразившиеся в прекращении подачи электрической энергии по объекту РТРС – РТС «Подюга», с превышением времени отключения для выполнения ремонтных работ и техосмотров объектов в отсутствие согласования с органом Ростехнадзора, которые влекут за собой нарушение прав третьих лиц (потребителей – граждан) на бесперебойное получение соответствующей услуги надлежащего качества в необходимом объеме, за период 2022 года.

Следовательно, Сетевая организация в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей не обеспечила в рассматриваемый период времени технологически и экономически непрерывную подачу электроэнергии ФГУП «РТРС».

 

Сетевая организация – ПАО «Россети Северо‑Запад», владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых им оказываются услуги по передаче электрической энергии, в частности, для нужд РТРС, является субъектом естественной монополии в силу прямого указания в законе (часть 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции»).

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Следовательно, нарушение Сетевой организацией п. 31(6) Правил № 861 охватывается диспозицией ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ, при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

В данном случае, совершенное правонарушение является длящимся и характеризуется длительностью противоправного поведения (состояния), которое продолжается в течение всего времени с начала правонарушения и до его прекращения. Оконченным считается правонарушение, характеризующееся полной реализацией его объективной и субъективной сторон. Соответственно, правонарушение считается оконченным с момента, когда в деянии усматриваются все признаки состава правонарушения, предусмотренные законом.

Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи.

В ч. 2 cт. 9.21 КоАП РФ в качестве квалифицирующего признака закреплена повторность совершения предусмотренного ч. 1 состава административного правонарушения в течение одного календарного года с момента первого привлечения к ответственности за аналогичное правонарушение.

Исходя из положений п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ, повторным признается совершение однородного административного правонарушения.

В свою очередь, при применении указанной нормы следует учитывать, что однородными считаются правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП РФ (Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 (ред. от 21.12.2017).

При этом необходимо иметь в виду, что однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства, независимо от того, установлена ли административная ответственность за совершенные правонарушения в одной или нескольких статьях КоАП РФ.

Событие правонарушения по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ подтверждается материалами дела № 029/04/9.21-167/2022, рассмотренного Архангельским УФАС России. Дело № 029/04/9.21‑167/2022 было обжаловано в суде (№ А05-3484/2022). Постановление от 21.03.2022 № 02-03Н/1071 по данному делу вступило в законную силу. Штраф в размере 325 000 рублей был оплачен ПАО «Россети Северо-Запад» 28.07.2022 (платежное поручение № 50719).

В силу части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

 

Следовательно, в действиях юридического лица – ПАО «Россети Северо‑Запад», выразившихся в нарушении требований, установленных пунктом 31(6) Правил № 861, в части прекращения подачи электрической энергии по объекту РТРС – РТС «Подюга», с превышением времени отключения для выполнения ремонтных работ и техосмотров объектов в отсутствие согласования с органом Ростехнадзора, которые влекут за собой нарушение прав третьих лиц (потребителей – граждан) на бесперебойное получение соответствующей услуги надлежащего качества в необходимом объеме, в период 2022 года, носящих противоправный характер, содержится состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

 

Дело № 029/04/9.21-1053/2023 рассмотрено должностным лицом Архангельского УФАС России в присутствии защитника ПАО «Россети Северо‑Запада» (по доверенности) с учетом следующего:

ПАО «Россети Северо‑Запад» в адрес Архангельского УФАС России представлена правовая позиция по делу об административном правонарушении № 029/04/9.21‑1053/2023 письмами от 10.11.2023, вх. №№ 9638‑ЭП/23, 9651‑ЭП/23.

Из материалов, представленных ПАО «Россети» в рамках рассмотрения настоящего дела, установлено:

В соответствии с Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утв. приказом Минэнерго России № 229 от 19.06.2003 (действ. в период 2022 года) (далее – ПТЭЭСС), в каждом предприятии электрических сетей, в органах оперативно‑диспетчерского управления энергосистем, объединенных и единой энергосистем с учетом их специфики и структурных особенностей должны быть разработаны инструкции по оперативно‑диспетчерскому управлению, производству переключений и ликвидации аварийных режимов (п. 6.1.8 ПТЭЭСС).

В соответствии с п. 1.7.9 ПТЭЭСС у дежурного персонала – дежурного диспетчера электросети должна находиться оперативная документация, в т.ч. оперативный журнал, в который в хронологическом порядке вносится оперативная информация о состоянии электрических сетей и их изменениях.

Оперативно‑диспетчерский состав, отдав или получив распоряжение или разрешение, должен записать его в оперативный журнал (п. 6.7.7 ПТЭЭСС).

Порядок фиксации отключений электрической энергии на объектах электросетевого хозяйства, обслуживаемых подразделениями ПО «Вельские электрические сети», в т.ч. Коношского РЭС, регламентирован Инструкцией по ведению оперативно‑диспетчерской документации, утвержденной приказом Производственного отделения от 07.10.2019 № 420 (действовавшей в 2022 году). Согласно указанной Инструкции (раздел 20 основным оперативным документом является Оперативный журнал, в который персоналом оперативно‑диспетчерской группы соответствующего РЭС (оперативным и оперативно‑ремонтным персоналом) в хронологическом порядке носятся записи об оперативных отключениях, переключениях, о повреждениях или нарушениях нормальной работы оборудования и автоматических отключениях, и иная информация о работе и состоянии электросетевого оборудования.

Дежурный диспетчер Предприятия электрических сетей фиксирует в оперативном журнале не только информацию об оперативных отключениях, переключениях, о повреждениях или нарушениях нормальной работы оборудования, но и заявки третьих лиц, поданные в целях отключения оборудования для производства работ.

В Управление представлена подробная информация, зафиксированная оперативно‑диспетчерской группой Коношского РЭС, об отключениях в период с 01.01.2022 по 31.12.2022 потребителей, подключенных к ПС 35/10 «Подюга», в т.ч. Объекта РТРС – РТС «Подюга», которая была подтверждена копиями записей в оперативном журнале:

№ п/п

Дата

Время начала

Время

окончания

Продолжительность

Причина отключения оборудования

1

12.01.2022

02:20:00

03:01:00

00:41:00

 

2

17.05.2022

14:27:00

17:46:00

03:19:00

 

3

26.06.2022

18:11:00

00:00:00

16:12:00

 

27.06.2022

00:00:00

10:23:00

4

14.07.2022

09:17:00

16:24:00

07:07:00

Заявка для проведения работ от третьего лица – Северного ПМЭС

5

09.08.2022

10:29:00

17:19:00

06:50:00

Заявка для проведения работ от третьего лица – Северного ПМЭС

6

21.08.2022

14:53:00

00:00:00

18:13:00

 

22.08.2022

00:00:00

09:06:00

7

27.08.2022

22:32:00

00:00:00

11:36:00

 

28.08.2022

00:00:00

10:08:00

8

30.08.2022

09:49:00

13:38:00

03:49:00

 

9

26.10.2022

12:15:00

14:34:00

02:19:00

 

10

13.11.2022

19:45:00

21:48:00

02:03:00

 

Общая продолжительность отключений электроэнергии в год (2022)

72:09:00

 

Таким образом, согласно указанной информации число часов отключений потребителей, подключенных к ПС 35/10 «Подюга», за 2022 год составило 72 часа 09 минут (отключений более 24 часов подряд не зафиксировано).

Исходя из изложенного следует, что ПО «Вельские электрические сети» Архангельского филиала ПАО «Россети Северо‑Запад» требования Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии по отношению к конечным потребителям, подключенным к ПС 35/10 «Подюга» Коношского района, были нарушены на 09 минут.

Вместе с тем, ПАО «Россети Северо‑Запада» обратило внимание на то, что отключения, которые были 14.07.2022 продолжительностью 07 час. 07 мин. и 09.08.2022 продолжительностью 06 час. 50 мин., производились по заявке третьего лица – Северного предприятия магистральных электрических сетей – филиала ПАО «Россети» (которое является вышестоящей сетевой организацией), выполнение работ которым на своем оборудовании автоматически приводит к отключению оборудования нижестоящих предприятий электрических сетей, подключенных к такому оборудованию.

Вместе с тем, Архангельское УФАС России отмечает, что в материалах дела отсутствует свидетельство согласования отключения Объекта – РТС «Подюга» с органом Ростехнадзора, в связи с превышением общей допустимой продолжительности отключений, а также подробная информация по отключениям объекта электросетевого хозяйства ПАО «Россети Северо‑Запад», посредством которого обслуживается РТС «Подюга» за период 2022 года.

 

Технологические процессы производственной деятельности РТРС всецело зависят от снабжения объектов Предприятия электрической энергией, в результате отключения которой происходит отключение приемо‑передающего оборудования, следствием чего являются: полное прекращение эфирного вещания телевизионных и радиопрограмм, т. е. входящие в зону охвата теле‑ и радиосигнала потребители — население лишается гарантированного права на получение информации, включая социально значимую и экстренную; риск досрочного выхода из строя приемо‑передающего оборудования по причине его аварийного (не предусмотренного производителем) выключения.

Из изложенных выше положений нормативных правовых документов и с учетом данных о фактической продолжительности отключений электроэнергии объекта РТРС – РТС «Подюга», ПАО «Россети Северо‑Запад», выступая в рассматриваемом случае сетевой организацией, при отключении объектов потребителя, присоединенных к ее сетям, обязано было в силу пункта 31(6) Правил № 861 согласовать с органом Ростехнадзора отключения указанного объекта РТРС, поскольку общая продолжительность отключения такого объекта превысила допустимые 72 часа в год.

Несогласование с органом Ростехнадзора отключений электроэнергии объекта РТРС – РТС «Подюга» в период 2022 года, как это предусмотрено Правилами № 861, недопустимо, поскольку влечет за собой нарушение прав третьих лиц (потребителей – граждан) на бесперебойное получение соответствующей услуги надлежащего качества в необходимом объеме.

 

Факт совершения ПАО «Россети Северо‑Запада» административного правонарушения подтверждается материалами дела № 029/04/9.21-1053/2023, а также протоколом № 029/04/9.21‑1053/2023 от 23.11.2023, составленным главным специалистом‑экспертом отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России Нестеренко Татьяной Витальевной в присутствии защитника (по доверенности).

Срок давности привлечения ПАО «Россети Северо‑Запада» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения настоящего постановления не истек (01.06.2024).

 

В силу пункта 1 статьи 2.10 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность:

Субъектом административного правонарушения является Публичное акционерное общество «Россети Северо‑Запад», в лице Архангельского филиала ПАО «Россети Северо‑Запад» (Производственного отделения «Вельские электрические сети» Архангельского филиала ПАО «Россети Северо‑Запад»);

Субъективная сторона правонарушения характеризуется следующим:

У ПАО «Россети Северо‑Запад» имелась возможность для соблюдения установленных законодательством Российской Федерации норм и правил при передаче электрической энергии на Объект при оказании этих услуг - Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Согласно п. 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.21 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие при осуществлении недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.21 КоАП, заключается в несоблюдении или нарушении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг», утверждённых постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, в части превышения допустимого количества часов отключений электроэнергии подряд, что влечет за собой нарушение прав потребителей - граждан на бесперебойное получение соответствующей услуги надлежащего качества в необходимом объеме.

 

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность:

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, в ходе рассмотрения настоящего дела не установлено.

Пунктом 3.2. части 3 статьи 4.2 КоАП РФ установлено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (пункт 3.3 части 3 статьи 4.2 КоАП РФ).

В данном случае должностное лицо Архангельского УФАС России принимает во внимание, что нарушение требований ПО «Вельские электрические сети» Архангельского филиала ПАО «Россети северо‑Запад» Правил недискриминационного доступа имело непродолжительное время (9 минут).

Учитывая фактические обстоятельства дела, устойчивое финансовое положение Архангельского филиала ПАО «Россети Северо‑Запад» (бухгалтерский баланс Архангельского филиала ПАО «Россети Северо‑Запад» от 31.08.2023, отчет о финансовых результатах Архангельского филиала ПАО «Россети Северо‑Запад» на 31.08.2023), а также положения чч. 3, 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, должностное лицо Архангельского УФАС России считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального штрафа, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

 

Руководствуясь статьями 2.10, 3.5, 4.1, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать юридическое лицо — Публичное акционерное общество «Россети Северо‑Запад» (ИНН: 7802312751, ОГРН: 1047855175785) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (Триста тысяч) рублей 00 копеек.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 - 1.3-3 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

В случае, если копия постановления о назначении административного штрафа, направленная лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения такого постановления, указанный срок подлежит восстановлению судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности.

Определение об отклонении указанного ходатайства может быть обжаловано в соответствии с правилами, установленными главой 30 настоящего Кодекса. В случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.

Согласно Федеральному закону от 08.12.2020 № 385‑ФЗ «О федеральному бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», Порядку формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утв. приказом Минфина РФ от 06.06.2019 № 85н, Порядку применения классификации операций сектора государственного управления, утв. Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н, денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере защиты конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемых федеральными органами государственной власти, оплачивается в федеральный бюджет.

 

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

- Получатель – Управление Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (Архангельское УФАС России), ИНН 2901061919, КПП 290101001, ОГРН 1022900530696, ОКПО 22196251, ОКТМО 11701000, ОКВЭД 84.11.12, р/счет 03100643000000012400;

- Банк получателя – Отделение Архангельск Банка России/УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу г. Архангельск, БИК 011117401, кор./счет 40102810045370000016, код дохода: 16111601091010021140;

- Назначение платежа – административный штраф по делу об административном правонарушении № 029/04/9.21-1008/2023;

- УИН плательщика: 16100500000001834667

ПАО «Россети Северо‑Запад» рекомендуется направить копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в части 1 статьи 32.2 КоАП РФ должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу‑исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ. Копия протокола об административном правонарушении направляется судье в течение трех месяцев со дня составления указанного протокола.

Согласно статье 31.5 КоАП РФ, при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа (за исключением взыскания административного штрафа на месте совершения административного правонарушения) невозможно в установленные сроки, должностное лицо, вынесшее постановление, может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена должностным лицом, вынесшим постановление, на срок до трех месяцев.

В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

Заместитель руководителя –

начальник отдела                                                                                                       А.С. Куницын

 

 

 

Нестеренко Т.В. 20-78-45

Связанные организации

Связанные организации не указаны