Решение №04-05/928 решение 285мз-21 от 10 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 285мз-21

029/06/54.3-832/2021

Заказчик:

Департамент транспорта, строительства и городской инфраструктуры Администрации городского округа "Город Архангельск"

163000 г. Архангельск, пр. Троицкий, д.60

Е-mail: dts@arhcity.ru

Уполномоченный орган :

Администрация городского округа "Город Архангельск" в лице департамента экономического развития Администрации городского округа "Город Архангельск"

163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д.64, каб. № 5

Е-mail: pomerantseva@arhcity.ru

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

E-mail: ko@rts-tender.ru

Заявитель:

ООО «Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры»

192102, г. Санкт-Петербург, ул. Фучика, дом 4, литер К, БЦ «Альянс»

Е-mail: nipitrti@ipr.ru, torgi@ipr.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

10 августа 2021 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 N ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Пшиншев А.Г.

Руководитель Управления,

Члены комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель начальника отдела контроля закупок;

Кузнецова Е.Н.

Специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заявителя: Чеботарева А.В. (доверенность № б/н), Бедай Н.А. (доверенность №б/н);

Уполномоченного органа: Белозеровой Н.В. (доверенность от 01.07.2021
№19-37/919), Медведковой Е.В. (доверенность от 02.08.2021 №19-37/1191);

Заказчик уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.

УСТАНОВИЛА:

03 августа 2021 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО «Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры» (далее - Заявитель) на действия заказчика - Департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры Администрации городского округа "Город Архангельск" (далее – Заказчик), уполномоченного органа - Администрации городского округа "Город Архангельск" в лице департамента экономического развития Администрации городского округа "Город Архангельск" (далее – Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работы по разработке модели организации регулярных перевозок пассажиров и багажа наземным городским пассажирским транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории городского округа "Город Архангельск" (извещение №124300021021000640).

Содержание жалобы:

Заявитель обжалует действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с утверждением конкурсной документации несоответствующей ФЗ «О контрактной системе».

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 09.08.2021 № б/н.

Заказчик письменных объяснений по жалобе в адрес Архангельского УФАС России не представил.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

16.07.2021 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение №0124300021021000640 о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсная документация на право заключения муниципального контракта на выполнение работы по разработке модели организации регулярных перевозок пассажиров и багажа наземным городским пассажирским транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории городского округа "Город Архангельск" (далее – конкурсная документация).

Начальная (максимальная) цена муниципального контракта – 6 566 660,00 рублей.

Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».

03.08.2021, 09.08.2021 внесены изменения в извещение и в конкурсную документацию (далее – Изменения).

1. Заявитель в своей жалобе указал, что работы, выполняемые в рамках указанной закупки, не являются научно-исследовательскими, следовательно, Заказчиком не правомерно установлены предельные величины значимости критериев для работ, услуг, а также требование к предоставлению документов для оценки по критерию «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» не относящихся к объекту закупки.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 ФЗ «О контрактной системе» конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с указанным Федеральным законом.

Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 года № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» утверждены «Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальный нужд» (далее – Правила).

В соответствии с Приложением к Правилам предельные величины значимости критериев оценки, установленные в конкурсной документации, на выполнение отдельного вида работы, а именно: исполнение (как результат интеллектуальной деятельности), финансирование проката или показа национального фильма, выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ 20% - минимальная значимость стоимостных критериев оценки, 80% - максимальная значимость нестоимостных критериев оценки.

Разделом II «Критерии оценки, величины значимости этих критериев, показатели в отношении нестоимостных критериев оценки, их значимость и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения» конкурсной документации установлено:

«Оценка заявок осуществляется с использованием следующих критериев оценки заявок:

  1. Цена контракта

Значимость критерия – 20 процентов. Коэффициент значимости (КЗц) – 0,2

  1. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации

Значимость критерия – 80 процентов. Коэффициент значимости (КЗк) – 0,8.

…».

Согласно извещению и конкурсной документации объектом закупки является выполнение работы по разработке модели организации регулярных перевозок пассажиров и багажа наземным городским пассажирским транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории городского округа "Город Архангельск".

Исходя из информации раздела III «Сведения об услуге, на оказание которой осуществляется закупка, и об условиях контракта» конкурсной документации (далее – Техническое задание) для исполнения контракта необходимо выполнить «обследования транспортных потребностей населения в форме социологического исследования», «социологическое исследование транспортной подвижности населения в соответствии с разработанной методикой», «обработку и анализ информации, формирование базы данных результатов исследования», «анализ полученных данных и расчет показателей подвижности различных групп населения», «обследование интенсивности транспортных потоков» и подобные виды работ. Также согласно техническому заданию целью оказания услуги является разработка модели транспортного предложения на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа городским автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории городского округа "Город Архангельск" и как следствие создание условий, обеспечивающих удовлетворение спроса населения города Архангельска на транспортные услуги, организацию транспортного обслуживания населения, соответствующего требованиям безопасности перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, повышение культуры и качества обслуживания.

На основании статьи 2 Закона Федерального закона от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» научной (научно- исследовательской) деятельностью признается деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:

- фундаментальные научные исследования - это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды;

- прикладные научные исследования - это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Порядок выполнения научно-исследовательских работ регламентирован ГОСТ 15.101-98 "Порядок выполнения научно- исследовательских работ". В соответствии с данным ГОСТом к научно-исследовательским работам относится комплекс теоретических и (или) экспериментальных исследований, проводимых с целью получения обоснованных исходных данных, изыскания принципов и путей создания (модернизации) продукции.

Таким образом, из указанных терминов следует, что научно-исследовательская деятельность включает выполнение исследований, направленных на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач, а также на получение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Заказчик в своих объяснениях указал, что планируется актуализация модели регулярных перевозок пассажиров и багажа городским автомобильным транспортом и городским наземным транспортом, что предусматривает научный анализ, сбор и систематизация исходных данных, выработка концепции организационно-финансовой развития системы регулярных перевозок.

Исходя из вышеперечисленного, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу, что работы, выполняемые в рамках закупки, относятся к научно-исследовательским.

Следовательно, Заказчиком обосновано применены критерии оценки для исполнения (как результат интеллектуальной деятельности), финансирования проката или показа национального фильма, выполнения научно-исследовательских, опытноконструкторских или технологических работ.

Заказчик в конкурсной документации устанавливает критерии оценки заявок предусмотренные пунктом 4 части 1 статьи 32 ФЗ «О контрактной системе», в том числе: цена контракта и квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В силу пункта 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) указанных Правил):

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

В пункте 2.3 раздела II «Критерии оценки, величины значимости этих критериев, показатели в отношении нестоимостных критериев оценки, их значимость и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения» конкурсной документации (с учетом изменений от 03.08.2021, 09.08.2021) установлено, что в рамках критерия «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» рассматривается:

«количество специалистов, находящихся в штате участника закупки, а оценивается количество исполненных контрактов/договоров на выполнение работ и/или на оказание услуг в следующих областях:

- разработка программ комплексного развития транспортной инфраструктуры;

и/или

- разработка комплексных схем организации дорожного движения;

и/или

- подготовка и анализ вариантов организации дорожного движения с использованием компьютерного моделирования;

и/или

- разработка научно обоснованных методологических подходов по моделированию транспортных систем городских агломераций;

и/или

- разработка концепции развития мультимодальных пассажирских перевозок;

и/или

- оптимизация маршрутных сетей пассажирского транспорта.

…»

Заявитель указал, что опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, не может быть оценен контрактами (договорами) на выполнение научно-исследовательских работ.

Извещением и конкурсной документацией установлено, что объектом закупки является выполнение работы по разработке модели организации регулярных перевозок пассажиров и багажа наземным городским пассажирским транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории городского округа "Город Архангельск", которые, исходя из анализа, являются научно-исследовательскими.

Следовательно, Заказчик правомерно установил требование к оценку по критерию «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема».

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

2. В своей жалобе Заявитель указал, что Заказчик, установив в конкурсной документации одновременно ограничения участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии со статьей 30 ФЗ «О контрактной системе» и требования по критерию «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работы» к наличию специалистов, имеющих ученые степени кандидата наук и/или доктора наук, ограничивает возможность участника закупки на получение максимального количества баллов по указанному критерию, так как специалисты, имеющие научные степени являются сотрудниками профильных высших образовательных учреждений или научно-исследовательских институтов, которые по своей организационной форме не могут являться субъектами малого предпринимательства.

Согласно конкурсной документации (с учетом изменений от 03.08.2021, 09.08.2021) установлено, что в рамках критерия «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работы» рассматривается количество специалистов, находящихся в штате участника закупки, а также количество специалистов, привлекаемых участником закупки для выполнения работы, имеющих ученые степени кандидата наук и/или доктора наук по научной специальности «Транспортные и транспортно-технологические системы страны, ее регионов и городов, организация производства на транспорте» по состоянию на дату подачи заявки.

Следовательно, Заказчиком не установлено требование о наличии у участника конкурса специалистов, имеющих ученые степени докторов и кандидатов географических наук.

Пунктом 10 Правила предусмотрено, что в конкурсной документации в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Исходя из указанных норм, установление показателей, раскрывающих содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающих особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по таким критериям, а также соответствующих им величин значимости, является правом Заказчика.

Профессиональный уровень специалистов, осуществляющих выполнение работ по указанной закупке, имеет для Заказчика важное значение, так как пассажирские перевозки в городах являются специфической отраслью экономики. Научные исследования в данном направлении проводятся редко и имеют стратегическое значение для отрасли пассажирских перевозок, поэтому выбор наличия специалистов, имеющих ученые степени кандидата наук и/или доктора наук по научной специальности «Транспортные и транспортно-технологические системы страны, ее регионов в городов, организация производства на транспорте», сотрудничающих с участником закупки в рамках выполнения работ, является для Заказчика условием, определяющим высокую квалификацию участника закупки и высокую научную и практическую ценность самой научно-исследовательской работы для ее дальнейшего применения.

Так же Заказчик отмечает, что специалисты, имеющие научные степени и работающие в профильных учреждениях и институтах, могут сотрудничать с участником закупки, являющимся субъектом малого предпринимательства.

Участник закупки, не набравший баллов по этому критерию «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работы», имеет возможность набрать большее количество баллов по другому показателю и стать победителем конкурса. Отсутствие в штате сотрудников, имеющих ученые степени кандидата наук и/или доктора наук по научной специальности «Транспортные и транспортно-технологические системы страны, ее регионов в городов, организация производства на транспорте», не ограничивает его право на участие в конкурсе.

Архангельское УФАС отмечает, что стремление Заказчика определить победителем конкурса более профессионального и конкурентоспособного участника не свидетельствует об ограничении доступа к участию в конкурсе и не может рассматриваться как несоответствие целям правового регулирования.

Заявителем не представлено доказательств в подтверждение своих доводов об ограничении прав участников закупки.

При таких обстоятельствах факт ограничения количества участников закупки Комиссией Архангельского УФАС России не установлен.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры» необоснованной.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии А.Г. Пшиншев

Члены Комиссии О.С. Малышева

Е.Н. Кузнецова

Связанные организации

Связанные организации не указаны