Решение б/н обоснована от 21 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 235оз-20

029/06/64-583/2020

Заказчик:

ГБУЗ Архангельской области ''Первая городская клиническая больница имени Е.Е. Волосевич''

163001, Архангельская, Архангельск, Суворова, дом 1

E-mail: e.starceva@1gkb.ru

Уполномоченный орган:

Контрактное агентство Архангельской области

163069, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18

Е-mail: dkp@dvinaland.ru

Оператор электронной площадки:

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

119435, г. Москва, Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9

E-mail: ko@sberbank-ast.ru

Заявитель:

ООО "Сибакадеммед"

630056, Новосибирск, ул.Софийская, 20

E-mail: sibakademmed@bk.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

21 мая 2020 года г. Архангельск

На основании Указов Президента Российской Федерации от 25.03.2020 г. N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", от 02.04.2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19)", руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 г. N ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Короткова И.Ю.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

Члены комиссии:

Малышева О.С.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Фарманова И.М.

Специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заявителя: Андрусенко С.П. (доверенность от 09.01.2020 №07-2020), Теймурова В.Р. (доверенность от 09.01.2020 №03-2020);

Заказчика: Полушиной А.О. (доверенность от 26.03.2018 №3276), Антонова И.Б. (доверенность от 20.2020);

Уполномоченного органа: Панова О.И. (доверенность от 14.04.2020 №55-Д);

УСТАНОВИЛА:

14 мая 2020 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "Сибакадеммед" (далее – Заявитель) на действия заказчика – ГБУЗ Архангельской области ''Первая городская клиническая больница имени Е.Е. Волосевич'' (далее – Заказчик), Уполномоченного органа – Контрактного агентства Архангельской области (далее – Уполномоченный орган), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку расходного материала (извещение №0124200000620001758).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 20.05.2020 №4634.

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 19.05.2020 №314-05-392.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика подготавливает документацию об электронном аукционе, и организует осуществление закупки.

16.04.2020 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение №0124200000620001758 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку расходного материала (далее – документация об аукционе).

Начальная (максимальная) цена контракта – 18 968 083,33 рубля.

Оператор электронной площадки – ЗАО «Сбербанк-АСТ».

1. В своей жалобе Заявитель указал на то, что в документации о закупке Заказчиком указаны требования к характеристикам товара, которым соответствует только один товар, что влечет за собой ограничение количества участников, а именно: по позициям 9-13 - коронарный баллонный катетер GRIP, компании Acrostak, Швейцария, по позиции №4 - Набор ирригационных трубок Cool Flow Pump Irrigation Tubing Set, компании Biosence Webster, США.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

На основании пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно части 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе», документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Исходя из смысла частей 1 и 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе», потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе» именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. ФЗ «О контрактной системе» не содержит норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

Вместе с тем, ФЗ «О контрактной системе» не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. Более того, указание в документации конкретных характеристик поставляемого товара предусмотрено законодательством о закупках. Ограничивает усмотрение заказчика только требование о недопустимости ограничения конкуренции.

Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных ФЗ «О контрактной системе», при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 12 ФЗ «О контрактной системе»).

Раздел II «Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка,
и об условиях контракта» документации об аукционе содержит описание объекта закупки, в том числе по позициям 4, 9-13 установлены следующие характеристики:

№ п/п

Наименование товара,

в т. ч. по КТРУ

Описание, технические характеристики, в том числе по КТРУ. Дополнительные характеристики

Ед. изм.

4

Набор ирригационных трубок для системы абляции сердца

Описание: Набор стерильных гибких трубок и соответствующих компонентов…

наб.

Допоплнительные характеристики**

Длина магистральной трубки:

не более 1250 мм

9

Катетер баллонный для коронарной ангиопластики, стандартный

Описание: Стерильная гибкая трубка предназначена для использования в чрескожной транслюминальной коронарной ангиопластике (ЧТКА) для расширения стенозирующей коронарной артерии путем контролируемого раздувания эластичного баллона(ов) на ее дистальном конце…

шт

Дополнительные характеристики**:

Профиль дистальной части баллона (профиль входа)

не более 0,020"

Номинальное давление раскрытия баллона

не менее 10 атм.

Давление разрыва баллона

не менее 18 атм.

Дополнительные выступы на баллонном катетере

не менее 12

10

Катетер баллонный для коронарной ангиопластики, стандартный

Описание: Стерильная гибкая трубка предназначена для использования в чрескожной транслюминальной коронарной ангиопластике (ЧТКА) для расширения стенозирующей коронарной артерии путем контролируемого раздувания эластичного баллона(ов) на ее дистальном конце…

шт

Дополнительные характеристики**:

Профиль дистальной части баллона (профиль входа)

не более 0,020"

Номинальное давление раскрытия баллона

не менее 10 атм.

Давление разрыва баллона

не менее 18 атм.

Дополнительные выступы на баллонном катетере

не менее 12

11

Катетер баллонный для коронарной ангиопластики, стандартный

Описание:Стерильная гибкая трубка предназначена для использования в чрескожной транслюминальной коронарной ангиопластике (ЧТКА) для расширения стенозирующей коронарной артерии путем контролируемого раздувания эластичного баллона(ов) на ее дистальном конце…

шт

Дополнительные характеристики**:

Профиль дистальной части баллона (профиль входа)

не более 0,020"

Номинальное давление раскрытия баллона

не менее 10 атм.

Давление разрыва баллона

не менее 18 атм.

Дополнительные выступы на баллонном катетере

не менее 12

12

Катетер баллонный для коронарной ангиопластики, стандартный

Описание:Стерильная гибкая трубка предназначена для использования в чрескожной транслюминальной коронарной ангиопластике (ЧТКА) для расширения стенозирующей коронарной артерии путем контролируемого раздувания эластичного баллона(ов) на ее дистальном конце…

шт

Дополнительные характеристики**:

Профиль дистальной части баллона (профиль входа)

не более 0,020"

Номинальное давление раскрытия баллона

не менее 10 атм.

Давление разрыва баллона

не менее 18 атм.

Дополнительные выступы на баллонном катетере

не менее 12

13

Катетер баллонный для коронарной ангиопластики, стандартный

Описание:Стерильная гибкая трубка предназначена для использования в чрескожной транслюминальной коронарной ангиопластике (ЧТКА) для расширения стенозирующей коронарной артерии путем контролируемого раздувания эластичного баллона(ов) на ее дистальном конце…

шт

Дополнительные характеристики**:

Профиль дистальной части баллона (профиль входа)

не более 0,020"

Номинальное давление раскрытия баллона

не менее 10 атм.

Давление разрыва баллона

не менее 18 атм.

Дополнительные выступы на баллонном катетере

не менее 12

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России Заказчик пояснил, что установление дополнительных характеристик позволяет достигнуть оптимальные результаты обеспечения нужд учреждения, надлежащим образом использовать расходные материалы для лечения пациентов и предотвращать перерасход бюджетных средств, а именно:

  1. Профиль дистальной части баллона (профиль входа) не более 0,020". Чем ближе значение профиля входа баллона к диаметру проводника, тем меньше потенциальный вред интиме сосуда при продвижении баллона по сосудистому руслу, тем меньше требуется усилий при введении баллонного катетера в зону сужения сосуда. Все это сокращает время ангиопластики, снижает рентгеновскую нагрузку на врача и пациента.
  2. Номинальное давление раскрытия баллона - не менее 10 атм. Характеристика необходима для полного номинального раскрытия баллона в месте окклюзии.
  3. Давление разрыва баллона - не менее 18 атм. Характеристика необходима для понимания предельного безопасного давления в баллоне, не допущения разрыва баллона.
  4. Дополнительные выступы на баллонном катетере - не менее 12. Характеристика необходима для перенесения усилия на сосудистую стенку при дилатации в стенте, что позволяет успешно дилатировать внутристентовый рестеноз, а также для избегания выскальзывания баллона из стеноза, что позволяет не использовать избыточно длинные баллонные катетеры и избегать риска краевой диссекции. Катетер с дополнительными выступами на баллонном успешно справляется с кальцинированными стенозами.

Представитель Уполномоченного органа в заседании Комиссии Архангельского УФАС России указал на то, что на участие в закупке было подано 5 заявок. В составе заявок участником с порядковым номером заявки 204 по позициям 9-13 к поставке был предложен товар производства компании «ОбрусНейч Медикал БВ», Нидерланды (регистрационное удостоверение №ФЗС 2008/02537 от 22.08.2008) с характеристиками соответствующими требованиям документации об аукционе. Следовательно, есть как минимум, два производителя, являющихся отдельными юридическими, не аффилированными между собой, лицами - «ОбрусНейч Медикал БВ» (Нидерланды) и «Акростак (Швейц) АГ» (Швейцария), которые могут предложить медицинские изделия по позициям 9-13 с требующимися Заказчику характеристиками.

Комиссия Архангельского УФАС России, рассмотрев материалы дела и выслушав представителей Заявителя, Заказчика и Уполномоченного органа, пришла к следующим выводам.

Документация об аукционе не усматривает, что осуществление закупки производится среди производителей товара. В аукционе может участвовать неограниченное количество поставщиков. Участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и требованиям Заказчика. Объективные причины невозможности приобретения товара с требуемыми Заказчику характеристиками Заявителем не представлены.

Кроме того, включение в техническое задание требований к закупаемому товару о наличии вышеуказанных спорных характеристик в соответствии с потребностью Заказчика, не противоречит действующему законодательству о контрактной системе.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 06.04.2020 на участие в закупке было подано 5 заявок, три из которых допущены до участия в электронном аукционе. Кроме того, в материалы дела предоставлены 3 коммерческих предложения, в которых содержится информация о возможности поставки медицинских изделий по позициям 4, 9-13 с характеристиками, указанными в Разделе II «Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе.

Учитывая, что расходный материал находится в свободном обращении на российском рынке, и аукцион объявлен на поставку товара, а не на его производство, в аукционе может участвовать неограниченное количество поставщиков, способных предложить к поставке расходный материал с требуемыми характеристиками.

Заявителем в подтверждение своего довода каких-либо доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки, не представлено.

При таких обстоятельствах факт ограничения количества участников закупки Комиссией Архангельского УФАС России не установлен.

Таким образом, в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушений ФЗ «О контрактной системе» не установлено.

2. По мнению Заявителя, Заказчик необоснованно включил в описание объекта закупки дополнительные требования к товарам, не предусмотренные в соответствующих позициях КТРУ.

Согласно части 5 статьи 23 ФЗ «О контрактной системе» формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с частью 6 статьи 23 ФЗ «О контрактной системе» порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 №145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.

Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Согласно сведениям ЕИС Заказчиком закупается по позициям 9-13 товар «Катетер баллонный для коронарной ангиопластики, стандартный» ОКПД №№ 32.50.13.110-00605, 32.50.13.110-00545, 32.50.13.110-00543, 32.50.13.110-00482, 32.50.13.110-00422, который предусмотрен позициями каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).

Согласно вышеуказанному КТРУ основными (обязательными для применения) характеристиками товара «Катетер баллонный для коронарной ангиопластики, стандартный» являются «Тип баллона (Система доставки)», «Длина баллона, мм», «Диаметр баллона, мм».

Вместе с тем, позиции таблице в части 1 раздела II документации об аукционе содержат, в том числе, следующие дополнительные характеристики товара «Катетер баллонный для коронарной ангиопластики, стандартный» отмеченные знаком «**»: «Профиль дистальной части баллона (профиль входа)», «Номинальное давление раскрытия баллона», «Давление разрыва баллона», «Дополнительные выступы на баллонном катетере», которые не предусмотрены позицией КТРУ.

Под таблицей, содержащейся в части 1 раздела II «Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе указано:

«** В связи с тем, что характеристики Товара, указанные в КТРУ не позволяют определить соответствие Товара, предлагаемого к поставке, Заказчиком принято решение об уточнении описания технических характеристик Товара, имеющих существенное значение для Заказчика».

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик не обосновал надлежащим образом необходимость применения дополнительных характеристик «Профиль дистальной части баллона (профиль входа)», «Номинальное давление раскрытия баллона», «Давление разрыва баллона», «Дополнительные выступы на баллонном катетере» по позициям 9-13 объекта закупки в документации об аукционе.

Таким образом, Заказчик нарушил часть 6 статьи 23 ФЗ «О контрактной системе» с отсылкой на пункт 6 Правил.

В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что данное нарушение ФЗ «О контрактной системе» не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) поскольку на участие в закупке было подано 5 заявок и 3 из них допущены до участия в аукционе.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки иных нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО "Сибакадеммед" обоснованной в части второго довода.

2. Признать Заказчика - ГБУЗ Архангельской области ''Первая городская клиническая больница имени Е.Е. Волосевич'', нарушившим часть 6 статьи 23 ФЗ «О контрактной системе» с отсылкой на пункт 6 Правил.

3. Предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О контрактной системе» не выдавать, поскольку данное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика.

4. Передать материалы дела должностному лицу Архангельского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии И.Ю. Короткова

Члены Комиссии О.С. Малышева

И.М. Фарманова

Связанные организации

Связанные организации не указаны