Решение №05-03/7135 без аннотации от 12 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Дело № 029/01/15-746/2020

Ответчик:

Администрация муниципального образования «Мезенский район»

164750, Архангельская область, Мезенский район, г. Мезень, пр. Советский, д. 51

Заявители:

АО «АрхоблЭнерго»

163045, г. Архангельск, ул. Попова, д. 17

ООО «ТГК-2 Энергосбыт»

163045, г. Архангельск, пр. Обводный канал, д. 101, оф. 506

Заинтересованное лицо:

ООО «Мезенская теплоснабжающая компания»

163002, г. Архангельск, ул. П. Усова, д. 37, стр. 1

       
       
 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

г. Архангельск

 

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 29 сентября 2020 года

В полном объеме решение изготовлено 12 октября 2020 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Архангельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства при наличии кворума, предусмотренного частью 6 статьи 40 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

Председатель

-

Цакулов Ю.Г.

Заместитель руководителя Архангельского УФАС России

Член комиссии

-

Нестеренко Е.В.

Начальник отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России

Член комиссии

-

Красильникова Е.И.

Главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России

Член комиссии

-

Шахов А.Ю.

Главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России

рассмотрев материалы дела № 029/01/15-746/2020, возбужденного в отношении администрации МО «Мезенский район» по признакам нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии:

от ООО «ТГК-2 Энергосбыт» – <...> (представитель по доверенности);

от администрации МО «Мезенский район» – <...> (представитель по доверенности)

 

УСТАНОВИЛА:

 

На основании пункта 3 части 8 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» и в порядке, установленном статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения заявлений АО «АрхоблЭнерго» и ООО «ТГК-2 Энергосбыт» Архангельское УФАС России выдало администрации МО «Мезенский район» предупреждение от 06.12.2019 № 29ш-2019 (исходящий номер <...> -03/6406) о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 указанного закона.

Согласно данному предупреждению администрации МО «Мезенский район» необходимо было в срок до 01.06.2020 принять меры по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а именно: принять меры, направленные на прекращение неправомерного (в нарушение требований Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении») пользования ООО «Мезенская теплоснабжающая компания» предназначенным для оказания услуг теплоснабжения муниципальным имуществом, переданным обществу администрацией МО «Мезенский район» по соглашению от 17.07.2019, заключенному в связи с изданием администрацией «Мезенский район» постановления от 12.07.2019 № 386, возвратив соответствующее муниципальное имущество в казну.

Частью 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Принимая во внимание, что предупреждение от 06.12.2019 № 29ш-2019 (исходящий номер <...> -03/6406) не было выполнено в установленный срок, в отношении администрации МО «Мезенский район» 16.06.2020 возбуждено дело № 029/01/15-746/2020 по признакам нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Дело было назначено к рассмотрению на 24.08.2020, к участию в деле в качестве заявителей были привлечены АО «АрхоблЭнерго» и ООО «ТГК-2 Энергосбыт», в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Мезенская теплоснабжающая компания» (далее – ООО «МТК»).

В рамках дела № 029/01/15-746/2020 АО «АрхоблЭнерго» и ООО «ТГК-2 Энергосбыт» поддержали ранее изложенные в своих заявлениях позиции о нарушении администрацией МО «Мезенский район» антимонопольного законодательства при передаче ООО «МТК» объектов теплоснабжения, расположенных на территории МО «Мезенский муниципальный район».

В письменных пояснениях (письмо от 20.08.2020 № 1071), представленных администрацией МО «Мезенский район», было указано, что в Арбитражном суде Архангельской области рассматривалось дело № А05-13078/2019 по заявлению АО «АрхоблЭнерго» о признании недействительным соглашения от 17.07.2019 и об истребовании имущества.

В удовлетворении исковых требованиях в отношении объектов теплоснабжения, указанных в предупреждении Архангельского УФАС России от 06.12.2019 № 29ш-2019, АО «АрхоблЭнерго» отказано.

Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2020 решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.02.2020 по делу № А05‑13078/2019 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба АО «АрхоблЭнерго» – без удовлетворения.

Не согласившись с вышеназванным судебным актом, АО «АрхоблЭнерго» направило кассационную жалобу в Арбитражный суд Северо-Западного округа.

Учитывая изложенное, администрация МО «Мезенский район» полагала, что дело № 029/01/15-746/2020 подлежало рассмотрению после вынесения Арбитражным судом Северо-Западного округа постановления по делу № А05-13078/2019.

 

ООО «МТК» позиции по делу № 029/01/15-746/2020 не направило.

 

Рассмотрев представленные пояснения, комиссия Архангельского УФАС России отклонила ссылку администрации МО «Мезенский район» на судебные акты по делу № А05‑13078/2019, так как в рамках этого разбирательства судами не давалась оценка соглашению от 17.07.2019 с точки зрения антимонопольного законодательства

24.08.2020 комиссия Архангельского УФАС России пришла к выводу о наличии в материалах дела № 029/01/15-746/2020 достаточных доказательств, указывающих на наличие признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях (бездействии) администрации МО «Мезенский район», в связи с чем имелись правовые основания для принятия заключения об обстоятельствах дела, предусмотренного статьей 48.1 данного закона.

Согласно статье 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае принятия заключения об обстоятельствах дела дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит отложению. Копия заключения об обстоятельствах дела направляется лицам, участвующим в деле, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения определения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. При этом дата очередного рассмотрения дела не может быть назначена ранее чем через пять рабочих дней со дня направления лицам, участвующим в деле, копии заключения об обстоятельствах дела.

Принимая во внимание изложенное, Архангельское УФАС России приняло решение об отложении рассмотрения дела № 029/01/15-746/2020 на 29.09.2020. Лицам, участвующим в деле, были направлены копии заключения об обстоятельствах дела № 029/01/15-746/2020, а также было предложено представить возражения на заключение об обстоятельствах дела № 029/01/15-746/2020 (при наличии), дополнительные документы и материалы, которые, по их мнению, необходимы для полного, всестороннего и объективного его рассмотрения.

В представленных на заключение об обстоятельствах дела № 029/01/15-746/2020 письменных возражениях (поступили 29.09.2020) администрация МО «Мезенский район» указала, что с 08.09.2020 на территории муниципального района начат отопительный сезон. Соответственно, администрация не может изымать имущество у ООО «МТК» и возвращать его в казну, поскольку эти действия приведут к срыву отопительного сезона, невозможности поставки тепловой энергии потребителям.

Возврат имущества в пользу АО «АрхоблЭнерго» также невозможен, поскольку решением арбитражного суда Архангельской области от 27.02.2020 по делу А05-13078/2019 признано правомерным прекращение вещных и обязательственных прав АО «АрхоблЭнерго» на имущество, предоставленное АО «АрхоблЭнерго» по договорам аренды № 8 от 22.05.2008, № 9 от 22.05.2008, № o2-05/11 от 31.12.2010. Кроме того, АО «АрхоблЭнерго» не обладает ресурсами для осуществления технической возможности обеспечения поставок тепловой энергии потребителям.

Возврат имущества в казну и проведение всех мероприятий, необходимых для заключения концессионного соглашения – достаточно долгий процесс и он не может быть произведен единовременно без разрыва технологического процесса по осуществлению поставок тепловой энергии потребителям.

Кроме того, по мнению администрации МО «Мезенский район», пока обязательство, во исполнение которого определенное лицо (в данном случае – ООО «МТК») владеет конкретным имуществом, не признано недействительным, требования о возврате имущества из чужого незаконного владения не могут предъявляться.

В этой связи было указано на отсутствие вступившего в законную силу судебного акта, подтверждающего неправомерность владения ООО «МТК» рассматриваемым муниципальным имуществом. Соответственно, у администрации МО «Мезенский муниципальный район» нет правовых оснований для его истребования.

От заявителей и заинтересованного лица дополнительных письменных пояснений относительно заключения об обстоятельствах дела № 029/01/15-746/2020 не поступало.

В заседании комиссии, которое состоялось 29.09.2020, представитель ООО «ТГК-2 Энергосбыт» поддержал ранее изложенную позицию о нарушении администрацией МО «Мезенский район» требований антимонопольного законодательства.

29.09.2020 дело № 029/01/15-746/2020 рассмотрено комиссией Архангельского УФАС России по существу с учетом следующего.

Согласно пункту 1 постановления администрации МО «Мезенский район» от 12.07.2019 № 386 на территории МО «Мезенский муниципальный район» введен режим «повышенной готовности» функционирования муниципального звена ТП РСЧС до вступления в силу концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 2 данного постановления администрации МО «Мезенский район» как собственнику объектов теплоснабжения надлежало в рамках действующего законодательства провести мероприятия, необходимые для предотвращения угрозы чрезвычайной ситуации.

Согласно пункту 3 постановления от 12.07.2019 № 386 к действиям по ликвидации угрозы наступления чрезвычайной ситуации было решено привлечь ООО «МТК».

Как следствие, 17.07.2019 администрация МО «Мезенский район» заключила с ООО «МТК» соглашение о передаче объектов теплоснабжения, расположенных на территории МО «Мезенский муниципальный район» Архангельской области, согласно которому обществу без проведения торгов были переданы:

- встроенная котельная РДК (Мезенский район, г. Мезень, ул. Садовая, д. 9);

- здание котельной (Мезенский район, г. Мезень, пр. Советский, д. 85п);

- здание квартальной котельной (Мезенский район, г. Мезень, пр. Советский, д. 43а);

- тепловые сети (Мезенский район, г. Мезень, пр. Советский, д. 85п);

- тепловые сети (Мезенский район, г. Мезень, ул. Болотная, д. 2);

- тепловые сети (Мезенский район, г. Мезень, ул. Макарова, д. 17а);

- тепловые сети (Мезенский район, г. Мезень, ул. Северная, д. 5);

- встроенная котельная ДШИ (Мезенский район, п. Каменка, ул. Октябрьская, д. 9);

- здание котельной (Мезенский район, п. Каменка, ул. Комарова, д. 14/5);

- здание котельной (Мезенский район, п. Каменка, ул. Лукинская, д. 34а);

- здание котельной (Мезенский район, п. Каменка, ул. Федоркова, д. 6а);

- тепловые сети (Мезенский район, п. Каменка, ул. Комарова, д. 14/5);

- тепловые сети (Мезенский район, п. Каменка, ул. Лукинская, д. 34а);

- тепловые сети (Мезенский район, п. Каменка, ул. Торцева, д. 14а);

- тепловые сети (Мезенский район, п. Каменка, ул. Федоркова, д. 6а);

- здание модульной котельной на 2 котла (Мезенский район, д. Койда, д. 24б);

- теплотрасса (Мезенский район, д. Койда, д. 24б);

- здание котельной (Мезенский район, с. Ручьи, ул. Советская, д. 40);

- теплотрасса «Школа» (Мезенский район, с. Ручьи, ул. Советская, д. 40);

- здание котельной (Мезенский район, с. Догорское, ул. Советская, д. 80а);

- здание котельной (Мезенский район, с. Козьмогородское, ул. Луговая, д. 11а);

- теплотрасса «Школа» (Мезенский район, с. Козьмогородское);

- здание котельной (Мезенский район, д. Бычье, ул. Школьная, д. 15);

- теплотрасса «Школа» (Мезенский район, д. Бычье, ул. Школьная, д. 15);

- теплотрасса от котельной «Октябрьская» до котельной «ДК» ул. Торцева (Мезенский район, п. Каменка);

- теплотрасса длиной 300 м пог. (130 м пог. - в надземном исполнении; 170 м пог. - в подземном исполнении) (Мезенский район, п. Каменка);

- здание котельной «Октябрьская» (Мезенский район, п. Каменка, ул. Федоркова, д. 6а);

- теплотрасса от котельной СМУ - Серафимовича (Мезенский район, п. Каменка);

- здание котельной СМУ Кам-ка ул. Лесная, д 18 (Мезенский район, п. Каменка);

- теплотрасса от котельной «Октябрьская» (Мезенский район, п. Каменка);

- теплотрасса от колодца РОВД до д. 20 ул. Макарова (Мезенский район, г. Мезень);

- теплотрасса от котельной «ЦРБ» (Мезенский район, г. Мезень);

- теплотрасса от котельной «Основная школа» (Мезенский район, д. Койда);

- наружные сети системы отопления от котельной «Школа» (Мезенский район, д. Бычье);

- тепловые сети (школа) (Мезенский район, г. Мезень, пр. Первомайский);

- тепловые сети (Мезенский район, д. Догорское, ул. Советская, д. 80а);

- здание котельной (Мезенский район, д. Чижгора, ул. Школьная, д. 6);

- тепловые сети (Мезенский район, д. Чижгора, ул. Школьная, д. 6).

Кроме того, по рассматриваемому соглашению ООО «МТК» было также передано необходимое для оказания услуг теплоснабжения оборудование.

В рамках рассмотренного арбитражным судом дела № А05-13078/2019 по иску АО «АрхоблЭнерго» к администрации МО «Мезенкий район» и ООО «МТК» незначительная часть из вышеперечисленного имущества, а именно: тепловые сети (Мезенский район, г. Мезень, ул. Северная, д. 5) и некоторое оборудование было изъято в пользу АО «АрхоблЭнерго».

Вместе с тем, остальное муниципальное имущество, переданное ООО «МТК» в безвозмездное пользование по соглашению от 17.07.2019, заключенному с администрацией МО «Мезенский район» без проведения процедуры торгов, продолжает находиться в эксплуатации у общества.

 

При этом законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения в сфере теплоснабжения и подлежащим исполнению органами власти и органами местного самоуправления, установлен специальный порядок передачи прав владения и (или) пользования соответствующими объектами ЖКХ, находящимися в государственной или муниципальной собственности.

Так, с момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения осуществляется с учетом требований, установленных статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Как следует из части 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.10.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

В соответствии с частью 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27.10.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Таким образом, принимая во внимание, что срок ввода в эксплуатацию рассматриваемых объектов теплоснабжения в данном случае превышает пять лет, согласно части 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27.10.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» передача прав владения и (или) пользования указанными объектами должна была быть осуществлена по концессионному соглашению.

В свою очередь, статьей 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» предусмотрено, что концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

Учитывая изложенное, при передаче ООО «МТК» предназначенного для теплоснабжения муниципального имущества по соглашению от 17.07.2019 требования действующего законодательства были нарушены, что свидетельствует о создании для ООО «МТК» преимущественных условий доступа на рынок предоставления услуг теплоснабжения соответствующих населенных пунктов МО «Мезенский муниципальный район».

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление от 05.04.2011 № 14686/10) достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В данном случае, учитывая квалификацию вменяемого ответчику нарушения, руководствуясь частью 5.1 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Архангельское УФАС России провело анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 029/01/15-746/2020.

На основании пункта 10.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка. При определении таких границ могут приниматься во внимание, в частности: границы территории, на которой осуществляют свои полномочия соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации; границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых оказали или могли оказать негативное влияние соответствующие акты, действия (бездействие); границы территорий, на которые поставляется товар и с которых поставляется товар;

г) оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия).

Согласно пункту 2.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

Поскольку в рассматриваемой ситуации целью анализа являлась оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на соответствующем товарном рынке вследствие неправомерного нахождения в пользовании ООО «МТК» предназначенного для теплоснабжения муниципального имущества, переданного обществу администрацией МО «Мезенский район» по соглашению от 17.07.2019, при фактической передаче имущества по акту приема-передачи от 19.08.2019, временной интервал был определен с 19.08.2019 по дату исследования.

Согласно статье 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжение представляет собой обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности; под теплоснабжающей организацией понимается организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей); система теплоснабжения представляет собой совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями; объекты теплоснабжения – источники тепловой энергии, тепловые сети или их совокупность.

Деятельность в сфере теплоснабжения согласно ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийскиому классификатору видов экономической деятельности относится к разделу D «Обеспечение электрической энергией, газом и паром». Производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными – код по ОКВЭД 35.30.14, передача пара и горячей воды (тепловой энергии) – код по ОКВЭД 35.30.2.

Услуга по теплоснабжению не взаимозаменяема с другими видами услуг, поскольку покупатели фактически не заменяют и не готовы заменить тепловую энергию другими товарами, так как не существует иного способа обеспечить выполнение функционального назначения услуги по теплоснабжению.

С учетом изложенного, продуктовые границы рынка определены как услуги по теплоснабжению.

Для рынка услуг по теплоснабжению характерно оказание услуг организациями теплоснабжения потребителям в пределах расположения тепловых сетей теплоснабжающих или теплосетевых организаций. Присоединение теплопотребляющих объектов к сетям инженерно-технического обеспечения другого поставщика не всегда возможно и требует значительных расходов.

Таким образом, географические границы рынка определяются как границы локальных рынков в пределах территорий расположения технологической инфраструктуры (сетей) хозяйствующих субъектов, оказывавших услуги теплоснабжения.

С учетом изложенного, географические границы рынка теплоснабжения определяются границами присоединенных сетей. С технологической точки зрения невозможна ситуация, чтобы потребитель имел на выбор несколько сетей теплоснабжения. Прокладка дублирующих сетей не целесообразна, ввиду значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости.

В данном случае географическими границами рынка являются границы присоединенных сетей в пределах МО «Мезенский муниципальный район».

Применительно к рынку теплоснабжения необходимость правомерной конкурентной борьбы (соперничества) возникает при входе на товарный рынок, именно тогда, когда формируются законные условия определенной сферы обращения товара. При этом самостоятельные действия каждого из конкурентов, их соперничество предполагаются ранее, нежели товар вводится в оборот.

Одним из основных приоритетов государственной политики в сфере жилищно‑коммунального хозяйства является развитие конкуренции. Значимым аспектом развития конкуренции за доступ на рынок теплоснабжения является возможность получения прав в отношении государственного и муниципального имущества по результатам нормативно закрепленной процедуры конкурентного отбора.

Нормативное закрепление процедуры торгов обеспечивает соблюдение принципа единства экономического пространства на территории Российской Федерации, расширения возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

Неправомерное пользование находящимися в муниципальной собственности объектами теплоснабжения ведет к недопущению конкуренции за доступ на соответствующий рынок, создает для отдельного хозяйствующего субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут имеет намерение приобрести указанные права в отношении муниципального имущества.

Таким образом, при передаче объектов теплоснабжения без проведения торгов ООО «МТК» была ограничена возможность для получения иными хозяйствующими субъектами прав в отношении соответствующего муниципального имущества в порядке, предусмотренном статьей 28.1 Федерального закона от 27.10.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», что препятствует развитию добросовестной конкуренции за доступ на соответствующий рынок оказания услуг в МО «Мезенский муниципальный район».

 

Как следует из части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органами местного самоуправления при местном уровне реагирования вводится режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций специальными подразделениями МЧС.

В соответствии с частью 10 статьи 4.1 вышеуказанного закона при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций орган государственной власти или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 данной статьи, может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

Согласно тому же закону чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Организация обеспечения надлежащего теплоснабжения не является обстоятельством, установленным Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в качестве чрезвычайной ситуации.

Кроме того, причины, по которым муниципальное имущество было передано ООО «МТК» (в том числе в целях организации отопительного сезона), не имеют правового значения для установления признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции».

Как уже указывалась ранее, не может быть принята во внимание ссылка администрации МО «Мезенский район» на судебные акты по делу № А05‑13078/2019, так как в рамках данного разбирательства судами не давалась оценка соглашению от 17.07.2019 с точки зрения антимонопольного законодательства, а рассматривались конкретные правоотношения между администрацией МО «Мезенский район» и АО «АрхоблЭнерго».

Довод об отсутствии судебного акта, в котором содержатся выводы о неправомерности владения ООО «МТК» рассматриваемым муниципальным имуществом, является несостоятельным, поскольку Архангельское УФАС России, как территориальный антимонопольный орган, обладает полномочиями самостоятельно выявлять нарушения в сфере антимонопольного законодательства и выдавать соответствующие предписания об устранении указанных нарушений. В свою очередь, администрация МО «Мезенский район», как сторона по заключенному с ООО «МТК» соглашению от 17.07.2019, не лишена возможности прекратить соответствующие правоотношения в одностороннем порядке.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 № 14686/10 достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить право пользования муниципальным имуществом, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Таким образом, передача без проведения торгов в эксплуатацию ООО «МТК» по соглашению от 17.07.2019, заключенному в связи с изданием администрацией «Мезенский район» постановления от 12.07.2019 № 386, имущества, принадлежащего на праве собственности МО «Мезенский муниципальный район», для организации теплоснабжения на территории указанного муниципального образования, свидетельствует о нарушении администрацией МО «Мезенский район» требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая изложенное, а также руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1–4 статьи 41, статьей 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать администрацию МО «Мезенский район» (164750, Архангельская область, Мезенский район, г. Мезень, пр. Советский, д. 51; ИНН: 2917001231; ОГРН: 1022901397507) нарушившей требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при передаче ООО «Мезенская теплоснабжающая компания» без проведения торгов предназначенного для оказания услуг теплоснабжения муниципального имущества по соглашению от 17.07.2019, заключенному в связи с изданием администрацией «Мезенский район» постановления от 12.07.2019 № 386.

2. Выдать администрации МО «Мезенский район» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем устранения его последствий, а именно: прекратить неправомерное пользование ООО «Мезенская теплоснабжающая компания» предназначенным для оказания услуг теплоснабжения муниципальным имуществом, переданным обществу администрацией МО «Мезенский район» по соглашению от 17.07.2019, заключенному в связи с изданием администрацией «Мезенский район» постановления от 12.07.2019 № 386, возвратив соответствующее муниципальное имущество в казну.

Предписание исполнить в срок до 24.05.2021.

Информацию об исполнении предписания представить в срок до 24.05.2021.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

Председатель комиссии:

 

Ю.Г. Цакулов

Члены комиссии:

 

Е.В. Нестеренко

Е.И. Красильникова

А.Ю. Шахов

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны