Решение б/н См.файл от 17 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № РНП-29-40

029/06/104-292/2024

Заказчик:

ГБУЗ Архангельской области "Архангельская клиническая психиатрическая больница"

163530, Архангельская обл, Приморский р-н, Талаги п, д. 31

E-mail: guzaokpb@yandex.ru

Участник закупки:

Индивидуальный предприниматель Сметанкин Дмитрий Сергеевич

E-mail: evrostroyinvest@bk.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

17 апреля 2024 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок;

Члены комиссии:

Титова О.Е.

Заместитель начальника отдела контроля закупок;

Вижевцева С.Н.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании статьи 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Участника закупки: Межитовой З.К. (доверенность от 27.03.2024).

Заказчик уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.

УСТАНОВИЛА:

10 апреля 2024 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступило обращение ГБУЗ Архангельской области "Архангельская клиническая психиатрическая больница" (далее - Заказчик) о включении сведений об Индивидуальном предпринимателе Сметанкине Дмитрии Сергеевиче в Реестр недобросовестных поставщиков.

Содержание обращения:

Согласно обращению Заказчика, контракт от 12.12.2023 № 148/23К на поставку перчаток медицинских (извещение №0124200000623007757), заключенный с Индивидуальным предпринимателем Сметанкиным Дмитрием Сергеевичем, расторгнут, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.

Комиссия Архангельского УФАС России осуществила проверку факта одностороннего расторжения от исполнения контракта и провела на основании пункта 5 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

20.11.2023 Уполномоченным органом – Контрактным агентством Архангельской области, на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено извещение  №0124200000623007757 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку перчаток медицинских (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена контракта – 2 500 000,00 рублей.

29.11.2023 по результатам проведенной процедуры аукциона только заявка участника закупки - Индивидуального предпринимателя Сметанкина Дмитрия Сергеевича, была признана соответствующей.

12.12.2023 между Заказчиком и Индивидуальным предпринимателем Сметанкиным Дмитрием Сергеевичем (далее – Поставщик, Индивидуальный предприниматель) заключен контракт № 148/23К (далее – Контракт) на поставку перчаток медицинских.

В соответствии с пунктом 1.2 Контракта поставка товара осуществляется партиями по предварительной заявке независимо от объёма в рабочие дни Заказчика с 9.00 до 14.00 часов с даты заключения контракта по 8 ноября 2024 года. Объем поставляемого товара определяется на основании заявок Заказчика. Заявка направляется Заказчиком в виде электронного документа на электронный адрес поставщика или факсимильной связью. В течение 5 (Пяти) рабочих дней с даты получения указанной заявки поставщик осуществляет поставку партии товара в адрес Заказчика.

12.12.2023 на электронный адрес Поставщика, указанный в Контракте, Заказчик направил заявку (исх.6667/1) на поставку товара.

Следовательно, товар должен быть поставлен не позднее 19.12.2023.

Однако в установленный контрактом срок товар не был поставлен.

26.12.2023 Заказчик направил Поставщику претензию с требованием к кратчайшие сроки исполнить обязательства по Контракту (письмо №6910/1).

24.01.2024 Поставщик письмом №175 сообщил Заказчику, что отправил товар 09.01.2024.

Согласно материалам дела, товар был принят к перевозке транспортной компанией – 12.01.2024.

19.01.2024 товар был возвращен транспортной компанией Поставщику по его инициативе.

Поставщик сообщил Заказчику, что отменил доставку товара в связи с тем, что с 15.01.2024 регистрационное удостоверение РЗН2023/20249 от 18.05.2023 отменено, и предложил поставить товар с другим регистрационным удостоверением, но с меньшим количеством перчаток в пачке или, в случае несогласия Заказчика, расторгнуть контракт по соглашению сторон (письмо от 24.01.2024 №175).

31.01.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с тем, что «…Поставщиком было допущено умышленное бездействие и неоднократное нарушение сроков поставки, которое предполагает его недобросовестное поведение».

Согласно информации с официального сайта решение от 31.01.2024 об одностороннем отказе от исполнения Контракта 31.01.2024 было размещено Заказчиком в разделе «Решение об одностороннем отказе».

Дата поступления Поставщику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта – 31.01.2024 10:56 (МСК).

09.02.2024 Поставщик письмом №184 направил уведомление Заказчику, что готов поставить товар, качество которого подтверждается регистрационным удостоверением от 02.02.2023 №2022/16511.

12.02.2024 Заказчиком было принято решение об отмене Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 31.01.2024.

20.02.2024 письмом №187 Поставщик предложил заключить дополнительное соглашение и внести изменения в Спецификацию, дополнив её указанием другого регистрационного удостоверения от 02.02.2022 №2022/16511, производитель ООО «СПЕЦ-И-АЛ».

22.02.2024 письмом №0921/1 Заказчик запросил у Поставщика представить в течение 2(двух) рабочих дней сравнительную таблицу по характеристикам товара, предлагаемого к поставке взамен указанного в Контракте.

25.03.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с существенным нарушением исполнения обязательств со стороны Поставщика: «…неоднократного нарушения сроков поставки товаров».

02.04.2024 Заказчик получил от Поставщика письмо от 29.03.2024 №198 с указанием характеристик товара, при этом Поставщик сообщает, что количество пар в упаковке меньше, чем указано в Контракте. Товар в адрес Заказчика поставлен не был.

В соответствии с частью 12.1 статьи 95 ФЗ «О контрактной системе» в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 указанного Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 указанной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно информации с официального сайта решение от 25.03.2024 об одностороннем отказе от исполнения Контракта 26.03.2024 было размещено Заказчиком в разделе «Решение об одностороннем отказе».

Дата поступления Поставщику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта – 26.03.2024 12:02 (МСК).

Следовательно, дата надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения Контракта – 26.03.2024.

В соответствии с частью 13 статьи 95 ФЗ «О контрактной системе» решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и Контракт считается расторгнутым с 08.04.2024, что подтверждается размещенной 08.04.2024 информацией о расторжении Контракта на официальном сайте в карточке контракта с реестровой записью № 2292100838123000159, реестровая запись Контракта в реестре контрактов переведена на статус «Исполнение прекращено».

Частью 4 статьи 104 ФЗ «О контрактной системе» определено, что Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 указанного Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 указанного Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 ФЗ «О контрактной системе», направлена Заказчиком в адрес Архангельского УФАС России в установленный законом срок – 10.04.2024.

Представитель Индивидуального предпринимателя Сметанкина Дмитрия Сергеевича в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что, по его мнению, качество товара подтверждается наличием регистрационного удостоверения и не требуется дополнительно представлять сравнительные характеристики товара.

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает следующее.

Согласно части 1 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе», контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с ФЗ «О контрактной системе» извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.

В соответствии с частью 7 статьи 95 ФЗ «О контрактной системе» при исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 указанного Федерального закона) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.

Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 17.02.2020 № 24-03-08/10935 заказчик самостоятельно принимает решение о соответствии критерию улучшенности товара, работы, услуги, предлагаемых вместо предусмотренных контрактом товаров, работ, услуг.

Из материалов дела следует, что в письме Поставщика от 29.03.2024 №198 указаны характеристики со словами: «не более», «не менее», что не позволило Заказчику однозначно определить соответствие указанных в письме характеристик требованиям Контракта.

Таким образом, в установленные сроки поставщик свои обязательства по поставке товара не исполнил.

В силу части 1 статьи 2 ФЗ «О контрактной системе» законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из указанного Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 указанного Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать указанному Федеральному закону.

В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.

Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.

Доказательств возникновения у Индивидуального предпринимателя каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в установленном порядке исполнить Контракт, в Архангельское УФАС России не представлено.

Действуя в рамках исполнения контракта, Поставщик должен осознавать то обстоятельство, что он вступил в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию средств субсидий, выделенных на финансовое обеспечение выполнения государственного задания), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.

Соответственно, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая заявку, участник закупки должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем и неисполнения контракта в дальнейшем.

В определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.08.2015 № 305-КГ15-9489 разъяснено, что недобросовестность может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению соответствующих норм и правил.

В соответствии с частью 2 статьи 104 ФЗ «О контрактной системе» в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Из пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 №1078 (далее – Правила ведения реестра), следует, что антимонопольный орган проводит проверку, содержащихся в обращении фактов.

В реестр недобросовестных поставщиков включаются только проверенные сведения. Необходимым условием является наличие в представленных материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя). Размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт недобросовестного поведения поставщика при исполнении контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта.

Исходя из положений статьи 104 ФЗ «О контрактной системе», реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом обязательств, принятых в рамках осуществления закупки. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в закупках в течение установленного срока (часть 9 статьи 104 ФЗ «О контрактной системе»).

Под пунктом б) пункта 13 Правил ведения реестра, в том числе установлено, что орган контроля по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" данного пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 указанных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.

Заслушав доводы представителей Поставщика и рассмотрев обращение Заказчика, изучив представленные материалы, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу о недобросовестных действиях Индивидуального предпринимателя выразившихся в ненадлежащем исполнении требований законодательства о контрактной системе в части исполнения обязательств по Контракту, и сведения в отношении Индивидуального предпринимателя Сметанкина Дмитрия Сергеевича подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь статьей 104 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок

РЕШИЛА:

1. Включить сведения, представленные Заказчиком - ГБУЗ Архангельской области "Архангельская клиническая психиатрическая больница" в отношении Индивидуального предпринимателя Сметанкина Дмитрия Сергеевича (ИНН 330405282008) в Реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года в связи с решением Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 12.12.2023 № 148/23К на поставку перчаток медицинских (извещение  №0124200000623007757).

2. Датой включения сведений в отношении Индивидуального предпринимателя Сметанкина Дмитрия Сергеевича в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет».

Примечание: Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Председатель Комиссии О.С. Малышева

Члены Комиссии С.Н. Вижевцева

О.Е. Титова

Связанные организации

Связанные организации не указаны