Предупреждение №05-03/5815 Предупреждение 24ш-2019 от 11 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

24ш-2019

Администрация муниципального образования «Северодвинск»

ул. Плюснина, д.7 г. Северодвинск, Архангельская область, 164501

05-03/5815

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

11 ноября 2019 года г. Архангельск

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области поступило обращение ООО «Архангельская консалтинговая компания» на действия Администрации МО «Северодвинск» по предоставлению МАУ «САКР» преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности на рынке размещения наружной рекламы, а также в бездействии органа местного самоуправлению по демонтажу рекламных конструкций. Заявителем представлены фотоматериалы о размещении рекламных конструкций в г. Северодвинске по адресам: Архангельское шоссе 25, корп. 1, Архангельское шоссе 25, пр. Морской, 60; пр. Морской, 68, корп. 2; ул. Ленина, 30; ул. Логинова, 1; ул. Ленина, 10; ул. Ленина, 20; ул. К. Маркса, 17; К. Маркса, 23; бульвар Строителей 17, ул. Карла Маркса, 11; Архангельской шоссе, 116; Архангельское шоссе 120; Архангельской шоссе, 35; Архангельское шоссе, 63; ул. Юбилейная, 48, ул. Юбилейная, 21; ул. Юбилейная, 41; ул. Портовая, 7; ул. Советская, 57; ул. Победы, 48; ул. Победы, 51; ул. Первомайская, 21; пересечение ул. Первомайская и ул. Полярная.

Ранее Архангельским УФАС России было установлено, что муниципальное автономное учреждение «Северодвинское агентство культуры и социальной рекламы» эксплуатирует рекламные конструкции, расположенные в городе Северодвинске по адресам: Архангельское шоссе, 116, Морской, 68/2 (Чеснокова, 5), Архангельское шоссе, 25, Первомайская, 21, Лебедева, 10, Октябрьская, 7; Победы, 51; б-р Строителей , 5, Ленина, 10, Морской, 60, Победы, 48, Победы, 66, К. Маркса, 17, К. Маркса, 11, К. Маркса, 23, К. Маркса, 35, Железнодорожная, 3 (1), Ленина, 20, Ленина, 30, Первомайская, 23, Южная/Пионерская, Ленина, 45 (Южная), Южная, 4, Беломорский, 3, корп. 5, развилка Ягринского и Архангельского шоссе, в отсутствие действующих разрешений на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, информация о чем письмом от 28.03.2019 № 05-02/13802 была доведения до органа местного самоуправления в целях принятия мер, направленных на демонтаж рекламных конструкций.

Письмом от 08.04.2019 № 04-01-08/2989 Управление градостроительства и земельных отношений Администрации МО «Северодвинск» сообщила, что 05.04.2019 МАУ «Северодвинское агентство культуры и социальной рекламы» было выдано предписание о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций, размещенных в районе: Архангельское шоссе, д. 116, ул. Октябрьской, д. 7, пр. Победы, д. 51, б‑ра Строителей, д. 5, пр. Ленина, д. 10, пр. Морского, д. 60, пр. Победы, д. 48, пр. Победы, д. 66, ул. К. Маркса, д. 17, ул. К. Маркса, д. 11, ул. К. Маркса, д. 23, ул. К. Маркса, д. 35, ул. Железнодорожной, д. 1, пр. Ленина, д. 20, пр. Ленина, д. 30, ул. Первомайской, д. 23, пересечения ул. Южной и ул. Пионерской, пр. Ленина, 45 (ул. Южной), ул. Южной, д. 4, пр. Беломорский, д. 3, пересечения Ягринского и Архангельского шоссе в срок до 05.05.2019. Указано, что рассматривается вопрос о возможности включения рекламных конструкций в Схему. Представлены копии разрешений на установку рекламных конструкций от 09.10.2018 № 14-54 (Архангельское шоссе 25, корп. 1); от 18.03.2019 № 14-62 (ул. Чеснокова, д. 5).

Письмом от 23.10.2019 № 01-03-17/3313 Администрация МО «Северодвинск» сообщила, что в адрес администрации было направлено письмо с просьбой о приостановке указанного предписания до момента завершения работ, связанных с оформлением земельных участков, которые уже переданы в постоянное (бессрочное) пользование (по рекламным конструкциям без выделенных земельных участков), а также в связи с отсутствием у МАУ «САКСР» финансовых средств, необходимых на демонтаж и утилизацию рекламных конструкций подобного рода (прямые расходы демонтажа оцениваются в сумме 40 тыс. руб. на одну рекламную конструкцию). Одновременно в соответствии с п. 21.2 статьи 19 Закона о рекламе Администрацией Северодвинска ведется планомерная работа по изысканию денежных средств на проведение демонтажа, указанных в предписании рекламных конструкций, за счет средств местного бюджета, с учетом последующего взыскания денежных средств с МАУ «САКСР». Дополнительно прорабатывается вопрос о возможном возвращении данных рекламных конструкций в казну муниципального образования «Северодвинск» для передачи их иным лицам в соответствии со статьей 19 Закона о рекламе и статьей 15 Закона о защите конкуренции с проведением торгов. В список на демонтаж была ошибочно внесена рекламная конструкция, расположенная по адресу: Архангельское шоссе, 116, поскольку данная конструкция была закреплена на праве оперативного управления за МАУ «САКСР» (распоряжение КУМИиЗО от 30.12.2009 № 252), земельный участок оформлен в аренду (договор аренды от 01.12.2017 с ИП Роздухов М.Е.), разрешение № 14-42 от 28.02.2018. Рекламная конструкция, расположенная на пересечении Ягринского и Архангельского шоссе возвращена в казну (распоряжение КУМИиЗО Администрации Северодвинска от 02.08.2019 № 69). Рекламные конструкции, расположенные по адресам: К. Маркса, 62; через дорогу от многоквартирного дома № 65 по ул. К. Маркса; ул. Железнодорожная, 7; ул. Ленина, 6/34, в отношении которых Администрацией МО «Северодвинск» были аннулированы разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, не демонтированы, т. к. в настоящее время агентство оспаривает аннулирование разрешений в суде (дело А05-12675/2019). В отношении рекламных конструкций, расположенных в г. Северодвинске в районе ул. Первомайская, д. 21, ул. Лебедева, д. 10, Архангельское шоссе, 25, выданы разрешения 14-65 от 15.10.2019, 14-64 от 15.10.2019, 14-63 от 15.10.2019. Рекламная конструкция, расположенная по адресу: Логинова, 1, не передана в оперативное управление МАУ «САКСР». В отношении рекламной конструкции, расположенной на пересечении ул. Первомайская и ул. Полярная, вопрос о демонтаже ранее не рассматривался, в предписании от 05.04.2019 данная конструкция отсутствует. На данный момент администрация прорабатывает вопрос о возможном переносе рекламной конструкции в другое место.

Действующих разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, расположенных в г. Северодвинске по адресам: пр. Морской, 60; ул. Ленина, 30; ул. Логинова, 1; ул. Ленина, 10; ул. Ленина, 20; ул. К. Маркса, 17; К. Маркса, 23; ул. Карла Маркса, 11; ул. Победы, 48; ул. Победы, 51; пересечение ул. Первомайская и ул. Полярная, не представлено, при том, что данные конструкции используются в целях распространения рекламы.

Также отсутствуют материалы, подтверждающие демонтаж либо наличие действующих разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, расположенных в г. Северодвинске по адресам: ул. Октябрьская, д. 7, б‑р Строителей, д. 5, пр. Победы, д. 66, ул. К. Маркса, д. 35, ул. Железнодорожная, д. 1, ул. Первомайская, д. 23, пересечения ул. Южной и ул. Пионерской, пр. Ленина, 45 (ул. Южной), ул. Южная, д. 4, пр. Беломорский, д. 3.

Ранее Архангельским УФАС России в действиях (бездействии) администрации муниципального образования «Северодвинск», выразившихся в выдаче муниципальному автономному учреждению «Северодвинское агентство культуры и социальной рекламы» разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 09.10.2018 № 14-46, от 09.10.2018 № 14‑47, от 09.10.2018 № 14-50, от 09.10.2018 № 14-55 (ул. К. Маркса, 62; через дорогу от многоквартирного дома № 65 по ул. К. Маркса; ул. Железнодорожная, 7; ул. Ленина, 6/34), в то время как указанное в данных разрешениях распоряжение Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Администрации Северодвинска от 01.06.2010 № 240, не предусматривало предоставления прав в отношении земельных участков, зданий или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, и непредоставлении иным хозяйствующим субъектам, действующим на том же рынке или заинтересованных в выходе на рынок, возможности заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, на основе процедуры конкурентного отбора, содержатся признаки нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», 01.04.2019 Администрации МО «Северодвинск» было выдано предупреждение 04ш-2019 о необходимости в срок до 10.06.2019 устранения последствий нарушения антимонопольного законодательства, а именно: аннулировать разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 09.10.2018 № 14-46, от 09.10.2018 № 14‑47, от 09.10.2018 № 14-50, от 09.10.2018 № 14-55, выданные муниципальному автономному учреждения «Северодвинское агентство культуры и социальной рекламы».

Предупреждение представляет собой инструмент антимонопольного воздействия, направленный на добровольное устранение последствий правонарушения, а также причин и условий, способствовавших возникновению правонарушения, без возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства. На основании части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Письмом от 06.06.2019 № 01-03-17/1851 Администрация МО «Северодвинск» сообщила о выполнении предупреждения путем направления в адрес МАУ «САКСР» письма от 03.06.2019 № 01-03-17/1792 об аннулировании выданных 09.10.2018 разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций № 14-46, № 14-47, № 14-50, № 14-55, в котором учреждению было также указано, что рекламные конструкции, установленные на основании указанных выше разрешений, подлежат демонтажу в срок до 30.06.2019, рекламную информацию, размещенную на данных конструкциях, необходимо удалить в кратчайшие сроки.

Вместе с тем, рекламные конструкции, расположенные по адресам: К. Маркса, 62; через дорогу от многоквартирного дома № 65 по ул. К. Маркса; ул. Железнодорожная, 7; ул. Ленина, 6/34, в отношении которых Администрацией МО «Северодвинск» были аннулированы разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, не демонтированы.

Доводы Администрации МО «Северодвинска» о невозможности демонтажа рекламных конструкций в связи с оспариванием МАУ «САКСР» решения об аннулировании разрешений в суде (дело А05-12675/2019) не могут быть приняты во внимание, поскольку обращение учреждения связано не с оспариванием решения органа местного самоуправления о демонтаже рекламных конструкций, а с признанием недействительным предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 01.04.2019 № 05-03/1473. Кроме того, данное заявление по состоянию на 10.11.2019 к производству судом не принято.

Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе).

Как установлено частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции (часть 9 статьи 19 Закона о рекламе).

В соответствии с частью 10 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

Согласно части 21 статьи 19 Закона о рекламе владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.

Частями 21.1, 21.2 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную в части 21 настоящей статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания. Демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение рекламной конструкции осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца данного недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить этому собственнику или этому законному владельцу необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции. Если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, не выполнил указанную в части 21 настоящей статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен, демонтаж рекламной конструкции, ее хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета. По требованию органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, обязан возместить необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

Согласно части 21.3 статьи 19 Закона о рекламе если рекламная конструкция присоединена к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, в случае, указанном в части 21.1 настоящей статьи, ее демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета. По требованию органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа владелец рекламной конструкции обязан возместить необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

Учитывая изложенное, Законом о рекламе установлен порядок демонтажа рекламной конструкции, в соответствии с которым орган местного самоуправления выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику рекламной конструкции, в случае если данное лицо не исполняет указанное предписание, предписание о демонтаже рекламной конструкции выдается собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, в случае если данным лицом предписание также не исполняется, демонтаж рекламной конструкции осуществляет орган местного самоуправления за счет средств местного бюджета.

При этом выдача предписания о демонтаже рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой в отсутствие разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, срок действия которого не истек, а также демонтаж рекламной конструкции, в случае, установленном Законом о рекламе, является обязанностью, а не правом органа местного самоуправления.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются, в том числе любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

В качестве товарного рынка рассматривается рынок размещения наружной рекламы в границах муниципального образования «Северодвинск».

Деятельность на рынке размещения наружной рекламы обусловлена наличием технических средств стабильного территориального размещения, предназначенных для распространения рекламы, - рекламных конструкций, установка и эксплуатация которых согласно части 9 статьи 19 Закона о рекламе допускаются только при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

В результате бездействия органа местного самоуправления по организации демонтажа рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой в отсутствие разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, срок действия которого не истек, владельцы таких рекламных конструкций могут получить необоснованное преимущество при осуществлении деятельности на рынке распространения наружной рекламы, поскольку данные рекламные конструкции эксплуатируются в нарушение требований, установленных статьей 19 Закона о рекламе.

При этом, последствия в виде ограничения конкуренции, создания определенных преимуществ и дискриминации могут наступить также вследствие распространения рекламы с использованием рекламной конструкции, установленной без разрешения, когда лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником, получает доход от распространения рекламы с использованием незаконно установленной рекламной конструкции, а рекламодатели — возможность для привлечения внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке с использованием незаконно установленной рекламной конструкции.

В любом случае, фактическое размещение рекламной конструкции не исключает возможность использования ее в целях распространения рекламы.

При этом, положения статьи 19 Закона о рекламе свидетельствуют о том, что действия по демонтажу рекламных конструкций в случае, установленном Законом, являются не правом органа местного самоуправления, а входят в круг его обязанностей, деятельность по демонтажу выполняется в рамках осуществления публичных функций органа местного самоуправления.

Бездействие органа местного самоуправления по демонтажу рекламных конструкций содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в частности в связи с постановкой лица, осуществляющего эксплуатацию рекламной конструкции с нарушением требований Закона о рекламе, в преимущественное положение по отношению к лицам, осуществляющим эксплуатацию рекламной конструкции добросовестно, с соблюдением требований Закона о рекламе, а также к лицам, заинтересованным в выходе на рынок распространения наружной рекламы.

В связи с наличием в действиях (бездействии) Администрации МО «Северодвинск» (непринятие мер по демонтажу рекламных конструкций, эксплуатируемых их владельцами без разрешения (в нарушение требований, установленных статьей 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе») признаков нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДУПРЕЖДАЕТ:

о необходимости в срок до 06.04.2020 устранения последствий нарушения антимонопольного законодательства, а именно: демонтировать рекламные конструкции, установленные в г. Северодвинске по адресам: пр. Морской, 60; ул. Ленина, 30; ул. Логинова, 1; ул. Ленина, 10; ул. Ленина, 20; ул. К. Маркса, 17; ул. К. Маркса, 23; ул. Карла Маркса, 11; ул. Победы, 48; ул. Победы, 51; пересечение ул. Первомайская и ул. Полярная; ул. К. Маркса, 62; через дорогу от многоквартирного дома № 65 по ул. К. Маркса; ул. Железнодорожная, 7; ул. Ленина, 6/34; ул. Октябрьская, д. 7, б‑р Строителей, д. 5, пр. Победы, д. 66, ул. К. Маркса, д. 35, ул. Железнодорожная, д. 1, ул. Первомайская, д. 23, пересечение ул. Южной и ул. Пионерской, пр. Ленина, 45 (ул. Южной), ул. Южная, д. 4, пр. Беломорский, д. 3.

На основании части 6 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

Согласно части 7 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Руководитель управления А.Г. Пшиншев

Связанные организации

Связанные организации не указаны