Определение №05-03/358/22 О назначении дела к рассмотрению от 29 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Дело № 029/01/15-558/2022

Ответчик: Администрация муниципального образования «Приморский муниципальный район»

163002, г. Архангельск, пр. Ломоносова, д. 30

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 029/01/15-558/2022 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

«29» июня 2022 года г. Архангельск

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) <...>,

установил:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по результатам проведенной проверки в бездействии Администрации МО «Приморский муниципальный район» по демонтажу рекламных конструкций, эксплуатируемых их владельцами без разрешения (в нарушение требований, установленных статьей 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»), были выявлены признаки нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что было отражено в акте проверки от 02.12.2020.

На основании части 9 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

В соответствии с частью 10 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

Согласно части 21 статьи 19 Закона о рекламе владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.

Частями 21.1, 21.2 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную в части 21 настоящей статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания. Демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение рекламной конструкции осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца данного недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить этому собственнику или этому законному владельцу необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции. Если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, не выполнил указанную в части 21 настоящей статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен, демонтаж рекламной конструкции, ее хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета. По требованию органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, обязан возместить необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

Согласно части 21.3 статьи 19 Закона о рекламе если рекламная конструкция присоединена к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, в случае, указанном в части 21.1 настоящей статьи, ее демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета. По требованию органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа владелец рекламной конструкции обязан возместить необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

Учитывая изложенное, Законом о рекламе установлен порядок демонтажа рекламной конструкции, в соответствии с которым орган местного самоуправления выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику рекламной конструкции, в случае если данное лицо не исполняет указанное предписание, предписание о демонтаже рекламной конструкции выдается собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, в случае если данным лицом предписание также не исполняется, демонтаж рекламной конструкции осуществляет орган местного самоуправления за счет средств местного бюджета.

При этом выдача предписания о демонтаже рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой в отсутствие разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, срок действия которого не истек, а также демонтаж рекламной конструкции, в случае, установленном Законом о рекламе, является обязанностью, а не правом органа местного самоуправления.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются, в том числе любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Деятельность на рынке размещения наружной рекламы обусловлена наличием технических средств стабильного территориального размещения, предназначенных для распространения рекламы, - рекламных конструкций, установка и эксплуатация которых согласно части 9 статьи 19 Закона о рекламе допускаются только при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

В результате бездействия органа местного самоуправления по организации демонтажа рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой в отсутствие разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, срок действия которого не истек, владельцы таких рекламных конструкций могут получить необоснованное преимущество при осуществлении деятельности на рынке распространения наружной рекламы, поскольку данные рекламные конструкции эксплуатируются в нарушение требований, установленных статьей 19 Закона о рекламе.

При этом, последствия в виде ограничения конкуренции, создания определенных преимуществ и дискриминации могут наступить также вследствие распространения рекламы с использованием рекламной конструкции, установленной без разрешения, когда лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником, получает доход от распространения рекламы с использованием незаконно установленной рекламной конструкции, а рекламодатели — возможность для привлечения внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке с использованием незаконно установленной рекламной конструкции.

В любом случае, фактическое размещение рекламной конструкции не исключает возможность использования ее в целях распространения рекламы.

Положения статьи 19 Закона о рекламе свидетельствуют о том, что действия по демонтажу рекламных конструкций в случае, установленном Законом, являются не правом органа местного самоуправления, а входят в круг его обязанностей, деятельность по демонтажу выполняется в рамках осуществления публичных функций органа местного самоуправления.

Бездействие органа местного самоуправления по демонтажу рекламных конструкций содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в частности в связи с постановкой лица, осуществляющего эксплуатацию рекламной конструкции с нарушением требований Закона о рекламе, в преимущественное положение по отношению к лицам, осуществляющим эксплуатацию рекламной конструкции добросовестно, с соблюдением требований Закона о рекламе, а также к лицам, заинтересованным в выходе на рынок распространения наружной рекламы.

04.03.2021 администрации МО «Приморский муниципальный район» было выдано предупреждение 08п-2021 о необходимости в срок до 04.10.2021 устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, а именно: демонтировать рекламные конструкции, установленные и/или эксплуатируемые без разрешения.

Определением от 18.10.2021 № 05-03/704/21 срок выполнения предупреждения 08п‑2021 был продлен до 14.12.2021.

В последующем по ходатайству администрации МО «Приморский муниципальный район» от 08.12.2021 № 01-14/950 определением от 14.12.2021 № 05-03/877/21 срок выполнения предупреждения 08п-2021 был продлен до14.06.2022.

Письмом от 14.06.2022 № 01-17/31 администрация МО «Приморский муниципальный район» вновь заявила ходатайство о продлении срока выполнения предупреждения.

Рассмотрев указанное ходатайство, Архангельское УФАС России не находит возможным его удовлетворение. Институт предупреждения не может быть направлен на затягивания срока с целью истечения срока давности за совершенное правонарушение. Признаки нарушения требований антимонопольного законодательства в бездействии органа местного самоуправления выявлены полтора года назад. Для добровольного устранения выявленных признаков нарушения антимонопольного законодательства администрации МО «Приморский муниципальный район» был предоставлен год и три месяца.

В установленный срок до 14.06.2022 предупреждение 08п-2021 от 04.03.2021 № 05‑03/249/21 выполнено не было.

Согласно части 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

С учетом изложенного, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области издан приказ от 20.06.2022 № 156 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 029/01/15‑558/2022 по признакам нарушения администрацией муниципального образования «Приморский муниципальный район» требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», определил:

1. Назначить дело № 029/01/15-558/2022 к рассмотрению на 10 августа 2022 года в 14 часов 30 минут, по адресу: г. Архангельск, ул. К. Либкнехта, 2, каб. 109.

Рассмотрение дела будет проходить в дистанционном режиме посредством сервиса веб‑видеоконференцсвязи ПАО «Ростелеком».

Для доступа к сервису и настройки параметров конференции на площадке ПАО «Ростелеком» необходимо ознакомиться с инструкцией по подключению, которая размещена в сети «Интернет» по адресу https://fas2.tconf.rt.ru/docs/user/.

Для участия пройдите по ссылке: https://fas2.tconf.rt.ru/c/3437390693.

Лицам, участвующим в деле, заранее направить на адрес электронной почты to29‑krasilnikova@fas.gov.ru копии документов, подтверждающих полномочия представителей (в теме указать дело № 029/01/15-558/2022).

При проведении конференции представителям иметь при себе оригиналы документов, удостоверяющих полномочия, для их демонстрации в случае необходимости.

2.Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика Администрацию муниципального образования «Приморский муниципальный район» (163002, г. Архангельск, пр. Ломоносова, д. 30).

3.  На основании статьи 25, части 5 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», Администрации МО «Приморский муниципальный район» в срок до 01.08.2022 представить в Архангельское УФАС России следующие документы и материалы:

- письменные возражения, объяснения, пояснения по вменяемому нарушению антимонопольного законодательства, с приложением необходимых документов и правовым обоснованием своей позиции;

- перечень действующих разрешений на установку и эксплуатацию рекламной конструкции;

- акты осмотра и фотоматериалы, отражающие информацию о дате, месте размещения (отдельно в отношении каждой из поименованных в предупреждении 08п-2021 конструкций), факта наличия/отсутствия конструкции, размещенной на конструкции информации;

- описать предпринятые Администрацией МО «Приморский муниципальный район» действия, связанные с демонтажем рекламных конструкций, с момента выдачи предупреждения 08п-2021 (отдельно в отношении каждой конструкции);

- по рекламной конструкции, расположенной на Талажском шоссе, в отношении которой указывается о ее расположении в границах города Архангельска, представить договоры, соглашения, запросы и/или иные документы в соответствии с которыми устанавливалось расположение конструкции;

- указать нормы закона, в том числе Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», которые, по мнению Администрации МО «Приморский муниципальный район», исключают обязанность органа местного самоуправления осуществить демонтаж рекламной конструкции на автостоянке музея Малые Карелы;

- указать нормы закона, в том числе Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», которые, по мнению Администрации МО «Приморский муниципальный район», исключают обязанность органа местного самоуправления осуществить демонтаж рекламной конструкции по Талажскому шоссе на земельном участке с кадастровым номером 29:16:064601:58;

- сведения об организации аукциона на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных следующий рекламных конструкций (номер извещения на сайте torgi.gov.ru):

км 18+358, справа, автодороги «Архангельск — Белогорский — Пинега — Кижма — Мезень» (в д. Малые Карелы МО «Уемское»), (владелец ООО «РАЛАН»);

км 22+965, слева, автодороги «Архангельск — Белогорский — Пинега — Кижма — Мезень» (в д. Малые Карелы МО «Уемское»), (владелец ООО «РАЛАН»);

- иную информацию для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

В соответствии со статьей 43 Федерального закона «О защите конкуренции», с момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалам дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства и отводы, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле. Лица, участвующие в деле, обязаны пользоваться добросовестно своими правами при рассмотрении дела.

На основании части 2 статьи 45.2 Федерального закона «О защите конкуренции» каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного комиссией.

Связанные организации

Связанные организации не указаны