Решение б/н нееобоснована от 1 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 27оз-23

029/06/42-104/2023

Заказчик:

Министерство транспорта Архангельской области

163004, Архангельская обл, г. Архангельск, пр. Троицкий, 49

E-mail: postoev.va@dvinaland.ru, mintrans@dvinaland.ru

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

E-mail: ko@rts-tender.ru

Заявитель:

ООО "АТП-1"

163000, г. Архангельск, пр. Ленинградский, д. 159, помещение 27

E-mail: atp2017@list.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

22 февраля 2023 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Цакулов Ю.Г.

Врио руководителя Управления;

Члены комиссии:

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Романова Д.С.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Пахатина Ю.В.

Специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заявителя: Барановской Ю.М. (доверенность от 17.02.2023);

Заказчика: Носырева Н.С. (доверенность от 09.02.2023 № б/н), Шарыгиной Е.С. (доверенность от 21.01.2023 № б/н);

УСТАНОВИЛА:

15 февраля 2023 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "АТП-1" (далее – Заявитель) на действия заказчика – Министерства транспорта Архангельской области (далее – Заказчик), при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по межмуниципальному маршруту № 104 «г. Архангельск (ж.д. вокзал – м.р. вокзал) – дер. Малые Карелы» (извещение №0124200004023000003).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика в связи с размещением извещения, не соответствующего требованиям ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 20.02.2023 № 213/1129.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

10.02.2023 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение №0124200004023000003 о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по межмуниципальному маршруту № 104 «г. Архангельск (ж.д. вокзал – м.р. вокзал) – дер. Малые Карелы» (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена государственного контракта – 2 921 778,02 рублей.

Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».

Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик устанавливает необоснованные, излишние, дополнительные требования к характеристикам и оборудованию транспортных средств, что искусственно ограничивает круг потенциальных поставщиков, тем самым ограничивает конкуренцию и создает дискриминационные условия по закупке № 0124200004023000003: минимальное количество дверей для посадки пассажиров - 3 (из них 1 двухстворчатая) единицы. К жалобе приложена распечатка с сайта производителя ООО «ЯрКамп», согласно которой выпуск соответствующего требованиям Извещения автобуса ЛиАЗ 4292 (курсор) временно приостановлен.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать электронный документ: описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 указанного Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе» именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как ФЗ «О контрактной системе» не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, а также норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

Согласно части 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Файл «Описание объекта закупки» (далее - Описание объекта закупки), являющийся неотъемлемой частью Извещения, содержит функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Пунктом 8 Описания объекта закупки установлено: максимальное количество транспортных средств – 6 единиц среднего класса.

В соответствии с пунктом 1.2 проекта государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью Извещения, для выполнения работ используются транспортные средства, характеристики и оборудование которых соответствуют требованиям, установленным приложением № 2 к Контракту.

В приложении №2 проекта государственного контракта установлены требования к характеристикам и оборудованию транспортных средств, в том числе: минимальное количество дверей для посадки пассажиров – 3 (из них 1 двухстворчатая) единицы.

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что требования о минимальном количестве дверей в автобусе включено Заказчиком с целью обеспечения удобства пассажиров и обосновано особенностями перевозок по межмуниципальному маршруту № 104 «г. Архангельск (ж.д. вокзал - м.р. вокзал) - дер. Малые Карелы» (далее - маршрут № 104), который используется для обеспечения транспортной доступности Уемского сельского поселения. Через три двери обеспечивается равномерное распределение пассажиров по салону автобуса, это позволяет сократить время посадки-высадки пассажиров, в частности на загруженных остановках. Перевозчик вправе использовать для выполнения работ как собственные, так и арендованные транспортные средства. Ранее работавший на данном маршруте перевозчик ООО «Р-ТРАНС» использовал автобусы, полученные по договорам аренды, заключенные с ГБУ АО «Региональная транспортная служба».

Заказчиком в заседание Комиссии Архангельского УФАС России представлено коммерческое предложение ООО «ЯрКамп» от 20.02.2023 № 79, в котором подтверждается готовность поставки данного автобуса, соответствующего требованиям Извещения, в течение 180 дней. Также Заказчиком представлено 2 объявления о продаже б/у автобусов.

Кроме того, Заказчик в объяснении полагает, что у перевозчика имеется возможность выпустить на маршрут № 104 достаточно широкий перечень моделей автобусов большого класса, вместимость которых сопоставима с автобусами ЛиАЗ-4292: Нефаз 52994-хх (низкопольный), ЛИАЗ-5292,Волгабас Ситиритм 12 ELF.

Согласно приложению №2 проекта государственного контракта определено, что год выпуска транспортного средства - не ранее 2016 года.

В Извещении отсутствует требование об использовании для выполнения работ новых транспортных средств, что расширяет возможное количество потенциально используемых транспортных средств.

Проанализировав материалы дела, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает следующее.

По общему правилу указание Заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п.1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)).

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.

Включение в техническое задание спорной характеристики транспортного средства, обусловленной его спецификой не может рассматриваться как нарушение ФЗ «О контрактной системе».

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что установление указанных в Извещении требований фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими. Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 17.02.2023 было подано две заявки, которые признаны соответствующими требованиям Извещения.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик при формировании Описания объекта закупки руководствуется объективными потребностями и при этом соблюдает условия о недопущении ограничения количества участников закупки.

Заказчиком при описании объекта закупки не нарушены положения ФЗ «О контрактной системе».

Вместе с тем, Заявителем в жалобе не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении законных прав и интересов Заявителя, ограничении количества участников закупки, о том, что транспортные средства с характеристиками, указанными в Описании объекта закупки, не производятся на территории Российской Федерации, о наличии отказов со стороны продавцов (арендодателей) данных транспортных средств, запросов коммерческих предложений и т.д.

При таких обстоятельствах факт ограничения количества участников закупки Комиссией Архангельского УФАС России не установлен.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО "АТП-1" необоснованной.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии Ю.Г. Цакулов

Члены Комиссии Н.В. Вознесенская

Д.С. Романова

Ю.В. Пахатина

Связанные организации

Связанные организации не указаны