Постановление №1470/23 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по де... от 22 марта 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Дело № 029/04/14.31-106/2023

 

ООО «ТрансДорПроект»

163051, г. Архангельск, ул. Гагарина, д. 42, пом. 39В

transdorproekt@gmail.com

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу

об административном правонарушении № 029/04/14.31-106/2023

 

22 марта 2023 г.                                                                                                          г. Архангельск

 

Я, заместитель руководителя управления — начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее — Архангельское УФАС России) Цакулов Юрий Геннадьевич, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 029/04/14.31-106/2023, возбужденного в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «ТрансДорПроект»:

ИНН 2901148535;

ОГРН 1062901053918;

Адрес (место нахождения): 163051, г. Архангельск, ул. Гагарина, д.42, пом. 39В;

Ф.И.О., должность руководителя: Гасанов Орудж Алашираф оглы, Генеральный директор,

УСТАНОВИЛ:

Событие административного правонарушения и его квалификация:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (Архангельское УФАС России) поступило заявление ООО «ЭкоИнтегратор» от 06.08.2020 № 3903/08‑20, касающееся действий ООО «ТрансДорПроект» по отказу в допуске на объект размещения (захоронения) – полигон в пос. Березник Виноградовского района Архангельской области, эксплуатируемый Обществом (01.08.2020, 03.08.2020, 04.08.2020, 05.08.2020), а также аналогичное заявление, направленное Прокуратурой Виноградовского района.

Из материалов по заявлению Архангельскому УФАС России стало известно, что ООО «ЭкоИнтегратор» (Истец) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к ООО «ТрансДорПроект» (Ответчик) о признании незаконными действий по отказу в допуске на полигон поселка Березник, расположенный в МО «Березниковское» Виногадовского района Архангельской области, осуществленные в соответствии с актами от 01.08.2020, 03.08.2020, 04.08.2020, 05.08.2020 на основании объявления нерабочими днями субботы и воскресенья, проведения на полигоне бульдозерных работ и выгрузки ООО «Управляющая компания «Сервис» на полигоне в составе твердых коммунальных отходов, запрещенных к захоронению отходов производства и потребления.

Доводы, изложенные в заявлении ООО «ЭкоИнтергатор» от 06.08.2020 в адрес Архангельского УФАС России являются аналогичными доводам искового заявления.

Арбитражным судом Архангельской области были признаны незаконными действия ООО «ТрансДорПроект» по отказу в допуске на полигон поселка Березник (номер в государственном реестре объектов размещения отходов 29‑00042‑3‑00603‑060916), расположенный в МО «Березниковское» Виноградовского района Архангельской области, кадастровый номер 29:04:020701:29, 01.08.2020 и 03.08.2020 на основании объявления нерабочими днями субботы и воскресенья, по причине проведения на полигоне бульдозерных работ (решение от 04.03.2021).

В удовлетворении иска в остальной части Обществу судом отказано.

ООО «ЭкоИнтегратор» с таким решением не согласилось, и обратилось с апелляционной жалобой в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просило суд отменить указанное решение в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании незаконными действий по отказу в допуске на полигон в соответствии с актами от 04.08.2020, 05.08.2020 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

ООО «ЭкоИнтегратор» считает, что при рассмотрении дела Ответчиком не доказано, что имелись основания для отказа в допуске на полигон транспортных средств Регионального оператора 04.08.2020 и 05.08.2020, в связи с чем отказ в допуске в указанные дни является незаконным.

Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2021 решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.03.2021 по делу № А05‑8825/2020 отменено в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконными действий ООО «ТрансДорПроект» по отказу в допуске на полигон поселка Березник, расположенный в МО «Березниковское» Виноградовского района Архангельской области 05.08.2020 на основании выгрузки ООО «Управляющая компания «Сервис» на полигоне в составе твердых коммунальных отходов, запрещенных к захоронению отходов производства и потребления.

Судом признаны незаконными действия ООО «ТрансДорПроект» по отказу в допуске на полигон поселка Березник, расположенный в МО «Березниковское» Виноградовского района Архангельской области 05.08.2020 на основании выгрузки ООО «Управляющая компания «Сервис» на полигоне в составе твердых коммунальных отходов, запрещенных к захоронению отходов производства и потребления.

В остальной части решение суда оставлено без изменения.

Таким образом, суд пришел к выводу, что действия ООО «ТрансДорПроект» по отказу в допуске ООО «Управляющая компания «Сервис» на полигон поселка Березник (номер в государственном реестре объектов размещения отходов 29‑00042‑3‑00603‑060916), расположенный в муниципальном образовании «Березниковское» Виноградовского района Архангельской области, кадастровый номер 29:04:020701:29, на основании объявления нерабочими днями субботы и воскресенья, проведения на полигоне бульдозерных работ (01.08.2020, 03.08.2020), а также на основании выгрузки ООО «Управляющая компания «Сервис» на полигоне в составе твердых коммунальных отходов, запрещенных к захоронению отходов производства и потребления (05.08.2020), являются незаконными.

 

В соответствии со статьями 1 и 3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) его целями являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта, как несоответствующих антимонопольному законодательству по мотиву ущемления интересов лиц в сфере предпринимательской деятельности, подлежат установлению: наличие у субъекта доминирующего положения на рынке определенного товара; совершение хозяйствующим субъектом действий, выходящих за допустимые пределы осуществления гражданских прав (неразумные, недобросовестные действия с намерением причинить вред другому лицу, злоупотребление доминирующим положением на рынке); наличие или угроза ущемления интересов других лиц в результате действий хозяйствующего субъекта.

С целью установления доминирующего положения ООО «ТрансДорПроект» Архангельским УФАС России, в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, составлен Аналитический отчет по анализу состояния конкуренции на рынке оказания услуг по утилизации (размещению, захоронению) твердых бытовых отходов на полигоне ТБ и ПО в МО «Березниковское» от 25.11.2020 (в рамках рассмотрения Архангельским УФАС России дела № 029/01/10-1300/2020).

Установлено, что организацией, эксплуатирующей Полигон твердых бытовых и промышленных отходов МО «Березниковское», расположенный по адресу: Архангельская обл., Виноградовский район, МО «Березниковское», массив Придорожный, 8, является ООО «ТрансДорПроект».

Статья 5 Закона о защите конкуренции устанавливает, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает 50%, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

На основании проведенного анализа сделан вывод о том, что по причине нахождения у ООО «ТрансДорПроект» в аренде полигона ТБ и ПО МО «Березниковское» (Договор аренды земельного участка № 128 от 10.09.2013, Договор аренды от 10.10.2020), расположенного по адресу: Архангельская обл., Виноградовский район, пос. Березник, массив Придорожный, 8 (кадастровый номер объекта недвижимости 29:04:021001:1206), ООО «ТрансДорПроект» в 2019‑2020 гг. занимает доминирующее положение на рынке услуг по утилизации (размещению, захоронению) на этом полигоне с долей 100%.

В 2021 году ООО «ТрансДорПроект» сохранило свое доминирующее положение на рынке услуг по утилизации (размещению, захоронению) на полигоне ТБ и ПО МО «Березниковское».

Учитывая, что возможность осуществлять деятельность на рынке сбора и транспортировки отходов зависит от возможности дальнейшего размещения отходов, ООО «ТрансДорПроект» имеет возможность оказывать решающее влияние на рынке услуг по сбору и транспортировке отходов в силу своего доминирующего положения на рынке оказания услуг по утилизации (размещению (захоронению)) твердых бытовых отходов.

В соответствии с пунктом 10 статьи 4 Закона о защите конкуренции, монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

При этом запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе:

- экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

- создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам

(пункты 4, 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона № 135-ФЗ для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Указанные действия ООО «ТрансДорПроект» были расценены как злоупотребление доминирующим положением.

При указанных обстоятельствах, на основании приказа Архангельского УФАС России № 278 от 22.12.2021 было возбуждено дело № 029/01/10-1315/2021 по признакам нарушения пунктов 4, 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в отношении ООО «ТрансДорПроект» (определение Архангельского УФАС России о назначении дела № 029/01/10-1315/2021 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 22.12.2021 № 02‑04Н/2969).

Проанализировав имеющиеся материалы по делу № 029/01/10-1315/2021 и учитывая фактические обстоятельства дела, Комиссия Архангельского УФАС России пришла к выводу о том, что ООО «ТрансДорПроект», отказывая в приемке ТКО от Регионального оператора - ООО «ЭкоИнтегратор» (ООО «УК «Сервис» - оператора по транспортированию ТКО, оказывающего услуги по транспортировке ТКО) фактически препятствует ему в осуществлении деятельности на рынке сбора и транспортировки твердых коммунальных отходов в пос. Березник Виноградовского района Архангельской области.

ООО «ЭкоИнтегратор», не имея возможности размещать собранные отходы, лишен возможности осуществления хозяйственной деятельности на рынке сбора и транспортировки отходов.

Решением от 18.05.2022 № 02-04Н/1852 Комиссия Архангельского УФАС России признала в действиях ООО «ТрансДорПроект» (ИНН 2901148535, ОГРН 1062901053918) факт нарушения пунктов 4, 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» (дело № 029/01/10‑1315/2021).

 

29.10.2019 между Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и ООО «ЭкоИнтегратор» (Региональный оператор) заключено Соглашение об организации деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Архангельской области, в связи с чем Общество наделено статусом Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в данном регионе и с 01.01.2020 приступило к выполнению своих обязательств.

Согласно Территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Архангельской области, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 11.04.2017 № 144-пп, потоки образованных на территории Виноградовского муниципального района твердых коммунальных отходов (ТКО) подлежат направлению на эксплуатируемый ООО «ТрансДорПроект» полигон в МО «Березниковское» Виноградовского района Архангельской области, Массив Придорожный‑8 (номер в государственном реестре объектов размещения отходов 29‑00042‑3‑00603‑060916), земельный участок с кадастровым номером 29:04:020701:29.

В связи с чем, в целях исполнения своих обязательств перед Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области по упомянутому выше Соглашению, в частности подпункта 5 пункта 3.2, ООО «ЭкоИнтегратор» заключило договор № б/н от 26.12.2019 на оказание услуг по захоронению ТКО в редакции протокола разногласий от 31.12.2019 и протокола согласования разногласий от 31.01.2020 (Договор) с ООО «ТрансДорПроект» (оператор по договору).

По условиям Договора (пункты 1.1 и 2.1.1) ООО «ТрансДорПроект» обязалось оказывать Региональному оператору услуги по сбору и захоронению твёрдых коммунальных отходов, в соответствии с действующим режимом работы полигона (п. 2.3.3. Договора), а Региональный оператор (самостоятельно или силами операторов, привлечённых для транспортирования отходов) обязался передавать такие отходы ООО «ТрансДорПроект» и оплачивать его услуги.

Согласно п. 2.3.3 Договора Региональный оператор обязан доставлять отходы в часы приема отходов объекта размещения отходов с 08:00 до 12:00 часов и с 13:00 до 18:00 часов ежедневно.

В силу п. 2.1.7 Договора ООО «ТрансДорПроект» обязался обеспечить беспрепятственный доступ транспортных средств Регионального оператора или транспортных средств привлеченных операторов, осуществляющих транспортирование ТКО к местам разгрузки на территории объекта захоронения отходов.

Согласно п. 2.1.8 Договора при приеме отходов на объект размещения оператор осуществляет визуальный контроль поступающих от Регионального оператора и операторов, оказывающих услуги по транспортированию отходов, на предмет соответствия заявленным видам, компонентному составу, наличию запрещенных для размещения отходов.

В пунктах 2.1.1, 2.3.1, 2.3.2 Договора ООО «ЭкоИнтегратор» и ООО «ТрансДорПроект» согласовали, что отходы будут соответственно передаваться и приниматься от автотранспортных средств по предоставленному Региональным оператором в адрес ООО «ТрансДорПроект» перечню транспортных средств по форме Приложения № 3 к Договору.

Письмом исх. № 0234/02 от 13.02.2020 Региональный оператор направил ООО «ТрансДорПроект» перечень транспортных средств, осуществляющих транспортирование ТКО для захоронения на полигоне Общества, транспортные средства принадлежат ООО «УК «Сервис», с которым у Регионального оператора заключен договор субподряда на оказание услуг по транспортировке ТКО от 01.08.2020 № 54/Арх: ГАЗ КО‑440‑2 (гос. номер М401НК29), ЗИЛ‑130 (гос. номер А465МК29), ГАЗ‑29 (гос. номер С058УН29).

В силу п. 2.2.5 Договора оператор имеет право запретить доступ транспортным средствам на полигон в случае установления факта нахождения в транспортном средстве отходов, указанных в п. 2.3.6 Договора.

В пункте 2.3.6 Договора стороны согласовали, что Региональный оператор обязуется обеспечить отсутствие в составе ТКО отходов I, II, III класса опасности, в т.ч. ртутьсодержащие отходы (лампы люминесцентные, ртутные горелки, термометры, приборы с ртутным наполнением, загрязненный ртутью грунт), аккумуляторы, батареи питания и т.п., отходы в жидком виде и в виде шлама, отходы загрязненные нефтепродуктами и отработанные нефтепродукты, трупы животных, отходы скотобоен и мясокомбинатов, взрыво‑ и пожароопасные отходы, горящие отходы, отходы, содержащие радиоактивные и инфекционно‑опасные загрязнения, отходы, подлежащие обезвреживанию, утилизации, обработке, отходы, содержащие озоноразрушающие вещества, отходы, в состав которого входят полезные компоненты, размещение которых запрещено законодательством Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации.

01.08.2020 ООО «ТрансДорПроект» не допустил упомянутые транспортные средства на свой полигон для разгрузки ТКО на основании объявления нерабочими днями субботы и воскресенья, о чем Региональным оператором с участием представителя транспортной компании составлен соответствующий акт от 01.08.2020, и ООО «ТрансДорПроект» не оспаривается.

03.08.2020 в 09:19 ООО «ТрансДорПроект» не допустил упомянутые транспортные средства на свой полигон для разгрузки ТКО по причине проведения на полигоне бульдозерных работ, о чем Региональным оператором с участием представителя транспортной компании составлен соответствующий акт от 03.08.2020, и ООО «ТрансДорПроект» не оспаривается.

Транспортные средства были допущены на полигон 03.08.2020 в 14:39 согласно данным системы ГЛОНАСС.

04.08.2020 в 11:50 и в 16:10 и 05.08.2020 в 11:00 ООО «ТрансДорПроект» не допустил упомянутые транспортные средства на свой полигон для разгрузки ТКО по причине наличия в составе ТКО, указанных в п. 2.3.6 Договора, о чем Региональным оператором с участием представителя транспортной компании были составлены соответствующие акты от 04.08.2020 и от 05.2020, подтверждается данными системы ГЛОНАСС, и ООО «ТрансДорПроект» не оспаривается.

Транспортные средства были допущены на полигон 04.08.2020 в 13:30, в 17:45 и 05.08.2020 в 08:34 согласно данным системы ГЛОНАСС и журналу ООО «УК «Сервис».

Не согласившись с отказом ООО «ТрансДорПроект» в допуске на полигон 01.08.2020, 03.08.2020, 04.08.2020, 05.08.2020 на основании объявления нерабочими днями субботы и воскресенья, проведения на полигоне бульдозерных работ и выгрузки ООО «УК «Сервис» на полигоне в составе ТКО запрещенных к захоронению отходов производства и потребления, а также полагая, что такой отказ исполнять договорные обязательства является незаконным и необоснованным, свидетельствует о злоупотреблении доминирующим положением, т.к. данный полигон является единственным полигоном для размещения (захоронения, хранения) ТКО на территории Виноградовского района Архангельской области, а также в целях недопущения совершения ООО «ТрансДорПроект» указанных действий на будущее, поскольку отказ в допуске на полигон по указанному основанию может привести к накапливанию мусора, возникновению несанкционированных свалок и, как следствие, резкому ухудшению санитарно‑эпидемиологической ситуации и экологической обстановки на территории Виноградовского района Архангельской области, а также повышению рисков заболеваемости, угрозе жизни и здоровья граждан, ООО «ЭкоИнтегратор» обратился в суд с исковым заявлением.

Возражая против иска, ООО «ТрансДорПроект» указывал на то, что 01.08.2020 являлось выходным днем на полигоне, в связи с чем отказ в допуске транспортного средства правомерен; 03.08.2020 в первой половине дня на полигоне проводились бульдозерные работы и допуск транспортного средства был физически невозможен из‑за конфигурации площадки полигона (узкий заезд на территорию), транспортные средства ООО «ЭкоИнтегратор» были допущены 03.08.2020 в 14:39, в составе ТКО находились отходы I, II, III класса опасности (в том числе аккумуляторы, батареи питания, отходы, загрязненные нефтепродуктами и отработанные нефтепродукты), в силу п. 2.5.5 Договора оператор имеет право запретить доступ транспортным средствам на полигон в случае установления факта нахождения в транспортном средстве отходов, указанных в п. 2.3.6 Договора. В связи с указанным, ООО «ТрансДорПроект» считает, что его действия были законными.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в части отказа в допуске на полигон 01.08.2020, 03.08.2020 на основании объявления нерабочими днями субботы и воскресенья, проведения на полигоне бульдозерных работ, признав обоснованными отказы ООО «ТрансДорПроект» в допуске на полигон, имевшие место 04.08.2020 и 05.08.2020.

Правоотношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89‑ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Закон № 89‑ФЗ) и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (Правила № 1156).

В соответствии со ст. 1 Закона № 89‑ФЗ деятельность по обращению с отходами включает сбор, накопление, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение (захоронение) отходов.

Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (ч. 1 с. 24.6 Закона № 89‑ФЗ).

В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Суд первой инстанции, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, в т.ч. акты от 01.08.2020, от 03.08.2020 об отказе в допуске транспортного средства ГАЗ КО‑440‑2, данные системы ГЛОНАСС по транспортному средству ГАЗ КО‑440‑2, пояснения о причинах недопуска транспортных средств ООО «ЭкоИнтегратор» на территорию полигона 01.08.2020 и 03.08.2020, учитывая, что в соответствии с п. 2.1.1, 2.1.7, 2.3.3 Договора ООО «ТрансДорПроект» обязался обеспечить доступ транспортных средств на полигон с 08:00 до 12:00 и с 13:00 до 18:00 ежедневно, при этом исключений для выходных дней не установлено, учитывая, что в соответствии с условиями Договора организация работы ООО «ТрансДорПроект» по уборке полигона не является основанием для отказа в допуске транспортных средств ООО «ЭкоИнтегратор» на полигон, суд пришел к выводу, что действия ООО «Транс ДорПроект» по отказу в допуске на полигон поселка Березник транспортных средств ООО «ЭкоИнтегратор» 01.08.2020 на основании объявления нерабочими днями субботы и воскресенья и 03.08.2020 на основании проведения на полигоне бульдозерных работ, являются необоснованными, нарушают условия Договора (пункты 2.1.1, 2.1.7, 2.3.3) и, соответственно, незаконны.

Согласно п. 2.2.9 Договора (в редакции протокола согласования разногласий от 31.01.2020) оператор имеет право приостановить до устранения причин доступ транспортного средства Регионального оператора на объект размещения отходов в случае установления факта нахождения в транспортном средстве отходов, указанных в пункте 2.3.6 Договора.

В данном случае 04.08.2020 в 11:50 и в 16:10 и 05.08.2020 в 11:00 ООО «ТрансДорПроект» не допустил транспортные средства на свой полигон для разгрузки ТКО по причине наличия на полигоне в составе выгруженных ТКО, указанных в п. 2.3.6 Договора. О фактах недопуска на полигон Региональным оператором с участием представителя транспортной компании составлены акты от 04.08.2020, 05.08.2020, подтверждается данными системы ГЛОНАСС и ООО «ТрансДорПроект» не оспаривались.

Транспортные средства, прибывшие 04.08.2020 в 11:50 и в 16:10, были допущены на полигон 04.08.2020 в 13:30 и в 17:45, соответственно. Транспортное средство, прибывшее 05.08.2020 в 11:00 на полигон не было допущено. Иного суд не усмотрел.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований ООО «ЭкоИнтегратор» в указанной части, указал, что факт нахождения 04.08.2020 и 05.08.2020 в составе ТКО, запрещенных к захоронению на полигоне, подтверждается представленными доказательствами, в т.ч. актами от 04.08.2020 и от 05.08.2020 об отказе в допуске транспортного средства ГАЗ КО‑440‑2, актами о выявлении отходов, запрещенных к захоронению на полигоне ТКО от 04.08.2020 и от 05.02.2020, видеозаписью ООО «ТрансДорПроект», которая обозревалась судом (в судебном заседании 14.12.2020) и на которой видно, что в составе ТКО имелись отходы, запрещенные к захоронению на полигоне (лампы люминесцентные, покрышки), уведомлением от 06.08.2020 № 48, направленным ООО «ТрансДорПроект» в адрес ООО «ЭкоИнтегратор», об обнаружении 05.08.2020 в составе отходов, выгруженных на полигон, отходов I, II, III класса опасности.

Вместе с тем, как отмечает Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, суд первой инстанции не учел, что указанные доказательства свидетельствуют о наличии отходов, указанных в п. 2.3.6 Договора, на территории полигона, а не в транспортных средствах, прибывших в спорные даты.

При этом, исходя из буквального толкования условий Договора, основанием для ограничения допуска транспортного средства на объект размещения отходов является установление факта нахождения в транспортном средстве отходов, указанных в п. 2.3.6 Договора.

В данном случае доказательств наличия в транспортном средстве при его прибытии на полигон в спорные даты отходов, указанных в п. 2.3.6 Договора, не имелось.

Таким образом, основания для применения указанного положения Договора у ООО «ТрансДорПроект» отсутствовали.

Иных установленных Договором оснований отказа в допуске транспортного средства на объект размещения отходов в спорные даты ООО «ТрансДорПроект» также не было доказано.

Вместе с тем, указанные обстоятельства не свидетельствуют об обоснованности требований ООО «ЭкоИнтегратор» в отношении фактов отказа в допуске на полигон 04.08.2020.

Условиями заключенного сторонами Договора временной период ожидания транспортного средства для его допуска на объект размещения отходов не согласован. Вместе с тем, Договором установлены правомочия ООО «ТрансДорПроект» производить визуальный контроль отходов, находящихся в соответствующем транспортном средстве, в том числе с целью контроля оснований его допуска (недопуска) на объект размещения отходов.

В данном случае из акта от 04.08.2020 усматривается, что транспортное средство, прибывшее 04.08.2020 в 11:50 и в 16:10, ожидало проведения ООО «ТрансДорПроект» осмотра ТКО и фактически на полигон допущено.

Какой‑либо график въезда транспортных средств на полигон сторонами не установлен, временные пределы проведения ООО «ТрансДорПроект» осмотра транспортного средства условиями Договора не определены.

В материалах применительно к 04.08.2020 суд апелляционной инстанции усмотрел не факт отказа в допуске транспортного средства на объект размещения отходов, а факт ожидания его осмотра. Поскольку из буквального толкования условий Договора не представляется возможным установить, каким его положениям противоречит такое ожидание указанной в акте от 04.08.2020 продолжительности, в данной части оснований для удовлетворения требований ООО «ЭкоИнтегратор» у суда не имелось.

Вместе с тем, 05.08.2020 прибывшее в 11:21 транспортное средство на объект размещения отходов допущено не было.

Поскольку доказательств выявления ООО «ТрансДорПроект» в данном транспортном средстве отходов, указанных в п. 2.3.6 Договора, в материалах дела не имелось, а сам по себе факт нахождения на территории полигона таких отходов в качестве основания для отказа в допуске на полигон условиями Договора не предусмотрен, иных оснований отказа в допуске на полигон, установленных Договором, ООО «ТрансДорПроект» не было доказано, суд удовлетворил требования ООО «ЭкоИнтегратор» в части отказа в допуске на полигон 05.08.2020.

Оценив изложенные обстоятельства, Комиссия Архангельского УФАС России по рассмотрению дела № 029/01/10‑1315/2021 пришла к выводу о том, что действия ООО «ТрансДорПроект» по отказу в приемке ТКО от Регионального оператора - ООО «ЭкоИнтегратор» (ООО «УК «Сервис» - оператора по транспортированию ТКО, оказывающего услуги по транспортировке ТКО) фактически препятствует ему в осуществлении деятельности на рынке сбора и транспортировки твердых коммунальных отходов в пос. Березник Виноградовского района Архангельской области.

В соответствии с частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 указанного Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

 

Следовательно, в действиях юридического лица - ООО «ТрансДорПроект», выразившихся в отказе в допуске на полигон ТБ и ПО МО «Березниковское» (в частности, ООО УК «Сервис»), и в неисполнении обязанности по обеспечению приема отходов (01.08.2020, 03.08.2020, 05.08.2020), и, как следствие, в создании препятствий ООО «ЭкоИнтегратор» доступу на рынок сбора и транспортировки твердых коммунальных отходов, результатом которого явились негативные последствия в виде ущемления интересов ООО «ЭкоИнтегратор» при осуществлении деятельности на рынке услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, содержится состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

 

Факт совершения административного правонарушения ООО «ТрансДорПроект» подтверждается материалами дела № 029/04/14.31-106/2023, а также протоколом № 029/04/14.31‑106/2023 от 13.03.2023, составленным ведущим специалистом‑экспертом отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России Трофимовым Алексеем Викторовичем в отсутствие представителя (защитника) Общества.

Срок давности привлечения ООО «ТрансДорПроект» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения настоящего постановления не истек – 18.05.2023.

Возражения, пояснения, ходатайства по настоящему делу со стороны ООО «ТрансДорПроект» в адрес Архангельского УФАС России не поступали.

 

В силу пункта 1 статьи 2.10 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность:

Субъектом административного правонарушения является Общество с ограниченной ответственностью «ТрансДорПроект».

Субъективная сторона правонарушения характеризуется следующим:

У ООО «ТрансДорПроект» имелась возможность для соблюдения установленных законодательством РФ норм при предоставлении услуг на рынке обращения с ТКО, но им не были приняты все зависящие меры по недопущению препятствий в доступе на полигон автотранспортных средств, прибывших с целью выгрузки и передачи ТКО для размещения (захоронения) на Полигоне (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Согласно п. 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ, являются общественные отношения на товарном рынке. Административные правонарушения посягают на общественные отношения, складывающиеся в связи с являющейся необходимым условием обеспечения свободы экономической деятельности и конкуренцией между хозяйствующими субъектами.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ, заключается в совершении занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных ст. 9.21 КоАП РФ.

 

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность:

Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, в данном случае не установлено.

Учитывая фактические обстоятельства дела, должностное лицо Архангельского УФАС России считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа в минимальном размере санкции, предусмотренном ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ.

 

Руководствуясь статьями 2.10, 3.5, 4.1, 14.31, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо — Общество с ограниченной ответственностью «ТрансДорПроект» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (Триста тысяч) рублей 00 копеек.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 - 1.3-3 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

В случае, если копия постановления о назначении административного штрафа, направленная лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения такого постановления, указанный срок подлежит восстановлению судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности.

Определение об отклонении указанного ходатайства может быть обжаловано в соответствии с правилами, установленными главой 30 настоящего Кодекса. В случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.

Согласно Федеральному закону от 08.12.2020 № 385‑ФЗ «О федеральному бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», Порядку формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утв. приказом Минфина РФ от 06.06.2019 № 85н, Порядку применения классификации операций сектора государственного управления, утв. Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н, денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере защиты конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемых федеральными органами государственной власти, оплачивается в федеральный бюджет.

 

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

- Получатель – Управление Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (Архангельское УФАС России), ИНН 2901061919, КПП 290101001, ОГРН 1022900530696, ОКПО 22196251, ОКТМО 11701000, ОКВЭД 84.11.12, р/счет 03100643000000012400;

- Банк получателя – Отделение Архангельск Банка России/УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу г. Архангельск, БИК 011117401, кор./счет 40102810045370000016, код дохода: 16111601141010031140;

- Назначение платежа – административный штраф по делу об административном правонарушении № 029/04/14.31-106/2023;

- УИН плательщика: 16100500000001622082

ООО «ТрансДорПроект» рекомендуется направить копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области.

 

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в части 1 статьи 32.2 КоАП РФ должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу‑исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ. Копия протокола об административном правонарушении направляется судье в течение трех месяцев со дня составления указанного протокола.

 

Согласно статье 31.5 КоАП РФ, при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа (за исключением взыскания административного штрафа на месте совершения административного правонарушения) невозможно в установленные сроки, должностное лицо, вынесшее постановление, может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена должностным лицом, вынесшим постановление, на срок до трех месяцев.

В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

 

Зам. руководителя Управления

Федеральной антимонопольной службы

по Архангельской области                                                                                        Ю.Г. Цакулов

 

 

 

Нестеренко Т.В. 20-78-45

Связанные организации

Связанные организации не указаны