Решение б/н небоснована от 2 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 216мз-22

029/06/42-764/2022

Заказчик:

Департамент транспорта, строительства и городской инфраструктуры администрации городского округа «Город Архангельск»

163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 60

E-mail: dts@arhcity.ru

Уполномоченный орган :

Администрация городского округа "Город Архангельск" в лице департамента экономического развития

163000, г. Архангельск,

пр. Троицкий, д.64

E-mail: kopylova@arhcity.ru

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

E-mail: ko@rts-tender.ru

Заявитель:

ООО "Автолайн"

163000, г. Архпангельск, ул. Гагарина, д.61

E-mail: autoline.arh@gmail.com

       
       
 

РЕШЕНИЕ

30 августа 2022 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

Члены комиссии:

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Романова Д.С.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заявителя: генерального директора Федосеева А.Ф. (приказ от 21.09.2018 №5), Делеске Л.А. (доверенность от 26.08.2022 № 1);

Заказчика: Антонова Д.М. (доверенность от 30.08.2022 № 17-28/266), Белозеровой Н.В. (доверенность от 23.06.2022 № 19-37/702);

Уполномоченного органа: Белозеровой Н.В. (доверенность от 23.06.2022 № 19-37/702);

УСТАНОВИЛА:

23 августа 2022 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "Автолайн" (далее – Заявитель) на действия заказчика – Департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры администрации городского округа «Город Архангельск». (далее – Заказчик), Уполномоченного органа – Администрации городского округа "Город Архангельск" в лице департамента экономического развития (далее – Уполномоченный орган), при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории городского округа "Город Архангельск" (извещение №0124300021022000327).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с размещением извещения не соответствующего требованиям ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 29.08.2022 № 17-28/264.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

11.08.2022 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение №0124300021022000327 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории городского округа "Город Архангельск" (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена муниципального контракта – 13 664 712,44 рублей.

Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».

Из жалобы следует, что Заказчик неправомерно установил в приложениях 16.1 и 16.2 к проекту контракта требование о подключении подрядчика (перевозчика) к региональной информационной автоматизированной системе учета и оплаты проезда на территории Архангельской области. Заявитель считает, что коммерческие перевозчики вправе самостоятельно принимать решение о подключении к любой АСУОП, и указывает, что в случае, если коммерческий перевозчик подключен к иной АСУОП и имеет оборудование, работающее исключительно с этой АСУОП при подключении к АСУОП Заказчика у такого перевозчика, возникают дополнительные затраты на приобретение нового оборудования.

Частью 2 статьи 8 ФЗ «О контрактной системе» предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям указанного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 указанного Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В пункте 1 приложения №16.1 к проекту контракта «Требования к обеспечению взаимодействия с оператором автоматизированной системы учета за оплатой проезда льготных категорий пассажиров» определено, что Оператором автоматизированной системы учета за оплатой проезда льготных категорий пассажиров являются муниципальное унитарное предприятие "Архангельское предприятие пассажирских перевозок", Оператором региональной информационной автоматизированной системы учета за оплатой проезда на территории Архангельской области является государственное бюджетное учреждение Архангельской области "Архангельский телекоммуникационный центр" (далее – Оператор АСУОП).

Для контроля за оплатой проезда Заказчик использует автоматизированную систему учета оплаты льготных категорий пассажиров на муниципальных маршрутах регулярных перевозок городского округа "Город Архангельск" (далее – АСУОП), функционирующую в соответствии с нормативными правовыми актами администрации городского округа "Город Архангельск" (пункте 2 приложения №16.1 к проекту контракта).

Пунктом 3 приложения №16.1 к проекту контракта установлена обязанность Подрядчика осуществить технологическое подключение к АСУОП в соответствии с утвержденными нормативно-правовыми актами администрации городского округа "Город Архангельск".

Согласно пункта 4 приложения №16.1 к проекту контракта для обеспечения взаимодействия с Оператором АСУОП Подрядчик обязан иметь в транспортном средстве валидаторы (переносные) в соответствии с требованиями Контракта.

Аналогичные положения установлены в пунктах 1-4 приложения №16.2 проекту контракта «Требования к обеспечению взаимодействия с оператором автоматизированной системы учета за оплатой проезда банковскими картами и наличными денежными средствами».

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что использование созданной на территории Архангельской области региональной системы учета и оплаты проезда на автомобильном транспорте является целесообразным и позволит повысить эффективность государственного управления, обеспечить соответствие качества управления ожиданиям и потребностям населения Архангельской области, усилить контроль за качеством предоставления транспортных услуг, оптимизировать расходы бюджетных средств, в том числе при установлении регулируемых тарифов на перевозки. Использование на территории Архангельской области именно региональных систем направлено на создание единого информационного пространства, обеспечение информационного и технологического взаимодействия субъектов правоотношений и позволит получить универсальную систему, принимающую все карты пассажиров, в том числе льготные, для получения достоверной информации и адресного распределения социальных льгот. В настоящее время в МО «г.Архангельск» используется система МФ «Тариф» для льготных категорий пассажиров (карта «Льготная»), при этом, коммерческая система, которая упомянута Заявителем в жалобе не позволяет обслуживать пассажиров льготных категорий по карте «Льготная».

Как подтверждается материалами дела, протоколом совещания под председательством заместителя министра связи и информационных технологий Архангельской области об исполнении Протокола совещания под председательством Губернатора Архангельской области по вопросам внедрения «Единой карты жителя Архангельской области» от 10.07.2019 № 1 определена необходимость внедрения технологических решений региональной информационной автоматизированной системы учета оплаты проезда путем добавления пункта об обязательном внедрении АСУОП при заключении новых контрактов. Также, данным протоколом рекомендовано МО «г.Архангельск» перевести обслуживание карты «Льготная» в РИС АСУОП. Вместе с тем, РИС АСУОП необходима для формирования тарифа, получения данных о пассажиропотоке и затратах.

Заслушав доводы представителей Заказчика, Заявителя, изучив представленные материалы, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу, что Заказчик установил требования в приложениях №16.1, 16.2 к проекту контракта, исходя из своей потребности, из назначения РИС АСУОП, а также с учетом наличия требований технических регламентов, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

По общему правилу указание Заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п.1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)).

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки Комиссией Архангельского УФАС России установлено следующее.

Частью 3 статьи 7 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что информация, предусмотренная данным Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В соответствии с частью 1 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что в Извещении в структурированном виде и в проекте контракта содержатся противоречивые сведения, а именно:

В Извещении в структурированном виде указано: Дата начала исполнения контракта - 19.09.2022. В то время как, согласно подпункту 2 пункта 5.4 проекта контракта Подрядчик обязан приступить к выполнению предусмотренных Контрактом работ с 01.01.2023.

Таким образом, Заказчик нарушил часть 3 статьи 7 ФЗ «О контрактной системе».

Приложение № 3 к Извещению «Описание объекта закупки» (далее - Описание объекта закупки) содержит таблицы, в которых установлены требования к характеристикам и оборудованию транспортных средств, в том числе:

Требование к бортовому оборудованию и программному обеспечению, предназначенными для взаимодействия с оператором автоматизированной системы учета за оплатой проезда льготных категорий пассажиров на территории городского округа "Город Архангельск" и за оплатой проезда банковскими картами и наличными денежными средствами;

Оборудование интегрированное с оператором региональной информационной автоматизированной системой учета оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа на автомобильном транспорте по муниципальным маршрутам или с любой из действующих на территории городского округа "Город Архангельск" системы учета оплаты проезда

Требование к бортовому оборудованию и программному обеспечению, предназначенными для взаимодействия с оператором автоматизированной системы контроля за оплатой льготного проезда пассажиров, имеющими право на бесплатный проезд в соответствии со статьей 2 и 4 ФЗ "О ветеранах" и нормативно – правовыми актами, действующими на территории городского округа "Город Архангельск"

Оборудование интегрированное с системой льготного проезда граждан по транспортной карте "Льготная", действующего на территории городского округа "Город Архангельск"

Вид используемого топлива

Компримированный природный газ

По сообщению Заказчика, согласно информации, полученной от министерства ТЭК и ЖКХ Архангельской области, в рабочем порядке в настоящее время осуществляется строительство АГНКС по адресу: Архангельская обл., Приморский район, Талажское ш., д. 22. Предварительный срок ввода в эксплуатацию – до 01 декабря 2022 года.

Вместе с тем, в проекте контракта не указано положений о действиях сторон по контракту, в случае если пункты (станции) заправки газомоторным топливом не будут введены в эксплуатацию в срок до начала выполнения работ (01.01.2023).

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что между Описанием объекта закупок и проектом Контракта имеется противоречие.

Так, Описание объекта закупок позволяет перевозчику подключиться к любой из действующих на территории городского округа "Город Архангельск" системы учета оплаты проезда, а в пункте 3 приложения №16.1 к проекту контракта установлена обязанность Подрядчика осуществить технологическое подключение к АСУОП в соответствии с утвержденными нормативно-правовыми актами администрации городского округа "Город Архангельск".

Кроме того, в соответствии с подпунктом «б» пункта 2 части 2 раздела II Правил работы в региональной информационной автоматизированной системе учета и оплаты проезда на автомобильном и водном транспорте по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Архангельской области, утвержденных 15.02.2019 исполняющим обязанности министра связи и информационных технологий Архангельской области Шамовым В.А. (далее – Правила АСУОП) Интегратор обеспечивать Перевозчиков и/или Агентов транспортными терминалами, осуществлять их обслуживание, настройку программного обеспечения РИС АСУОП, своевременно устранять выявленные неполадки в работе транспортных терминалов и/или программного обеспечения РИС АСУОП за счет Интегратора

При этом согласно пункту 2 части 6 раздела I Правил АСУОП интегратор - юридическое лицо, обеспечивающее Перевозчиков/Агентов транспортными терминалами, организационное, техническое, информационное сопровождение РИС АСУОП на территории Архангельской области и иные функции в соответствии с указанными Правилами.

Следовательно, требования пунктов 4 приложений №16.1, № 16.2 противоречат требованиям подпункта «б» пункта 2 части 2 раздела II Правил АСУОП.

Таким образом, Заказчик нарушил пункт 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе».

Заявитель указывает в жалобе, что установленные выше требования Заказчика нарушают нормы статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции.

Рассмотрение дел о нарушении Федерального закона от 26.07.2006 135-ФЗ «О защите конкуренции», в том числе в части вмешательства в деятельность органов местного самоуправления не относится к полномочиям Комиссии Архангельского УФАС России по контролю в сфере закупок.

Руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО "Автолайн" необоснованной

2. Признать Заказчика - Департамент транспорта, строительства и городской инфраструктуры администрации городского округа «Город Архангельск», нарушившим часть 3 статьи 7, пункт 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе».

3. Заказчику, Уполномоченному органу, конкурсной комиссии, оператору электронной площадки - ООО «РТС-тендер» (далее – Оператор электронной площадки) выдать предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О контрактной системе».

4. Передать материалы дела в структурное подразделение Архангельского УФАС России для выявления признаков нарушений Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии О.С. Малышева

Члены Комиссии Н.В. Вознесенская

Д.С. Романова

Связанные организации

Связанные организации не указаны