Решение б/н заключение от 26 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Дело № 2РНП-2021

029/10/5-432/2021

Заказчик:

Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения Архангельской области «Октябрьский психоневрологический интернат»

165210, Архангельская область, Устьянский район, п. Октябрьский, ул. Комсомольская д.34

Е-mail: oktint@yandex.ru

Оператор электронной площадки:

АО «Единая электронная торговая площадка»

117312, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5

E-mail: info@roseltorg.ru

Участник закупки:

ООО "Север-Продукт"

160021, г.Вологда, ул. Александра Клубова, д.87

E-mail: rp.vologda@mail.ru

       
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

26 апреля 2021 года г. Архангельск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению обращений, поданных в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия Архангельского УФАС России), в составе:

Председатель

-

Короткова И.Ю.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок;

Член комиссии

-

Чирова Л.А.

Главный специалист - эксперт отдела контроля закупок;

Член комиссии

-

Вознесенская Н.В.

Главный специалист - эксперт отдела контроля закупок;

на основании части 3 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»,

В присутствии представителей от:

Заказчика: Жаворонковой Т.В. (директор);

Участника закупки: Носок А.П. (директор);

УСТАНОВИЛА:

15 апреля 2021 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и осуществления полномочий по ведению реестра недобросовестных поставщиков, поступило обращение ГБСУ Архангельской области «Октябрьский психоневрологический интернат» (далее – Заказчик) о включении сведений об ООО «Север-Продукт» (ИНН 3525197377) в реестр недобросовестных поставщиков.

Содержание обращения:

Согласно обращению Заказчика, участник запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку мяса кур и куриных яиц (извещение № 32110097502) уклонился от заключения договора.

Комиссия Архангельского УФАС России согласно Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» рассмотрела обращение о включении сведений об ООО «Север-Продукт» в Реестр недобросовестных поставщиков с учетом следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 указанного Федерального закона правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с вышеуказанными нормами ФЗ «О закупках» в ГБСУ Архангельской области "Октябрьский психоневрологический интернат" принято Положение о закупке товаров, работ, услуг ГБСУ Архангельской области "Октябрьский психоневрологический интернат", утвержденное распоряжением министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области от 23.03.2020 №127-р (далее – Положение о закупках).

Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для нужд ГБСУ Архангельской области "Октябрьский психоневрологический интернат", в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, иные связанные с обеспечением закупки положения.

Детальный порядок проведения и оформления различных закупочных процедур определяется разделом VII «Способы закупок и условия их применения».

18.03.2021  Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС), размещено извещение № 32110097502 о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку мяса кур и куриных яиц (далее – Извещение).

Оператор электронной площадки – АО «Единая электронная торговая площадка».

Начальная (максимальная) цена договора: 210 911,05 руб.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок и подведения итогов от 29.03.2021 участник ООО «Север-Продукт» признан победителем запроса котировок, с ценой договора 207 187,00 руб.

В разделе VIII «Порядок заключения, исполнения, изменения и расторжения договоров, заключенных по результатам закупок» Положения о закупках (пункт 4) установлено, что договор по итогам закупки, проводимой в бумажной форме, заключается только в бумажной форме. Договор по итогам закупки, проводимой в электронной форме, может заключаться в бумажной форме или в электронной форме с использованием функционала ЭП, в случае если это было предусмотрено документацией о закупке.

В пункте 25 «Порядок заключения договора по результатам закупки; срок, в течение которого победитель или иной участник, с которым заключается договор, должен подписать договор; условия признания победителя или иного участника, с которым заключается договор, уклонившимся от заключения договора» раздела I Общие положения приложения к извещению о запросе котировок установлено следующее: «Заказчик обязан направить проект договора победителю в срок не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня подписания итогового протокола. Договор по результатам закупки заключается не ранее чем через 10 (десять) дней и не позднее чем через 20 (двадцать) дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам закупки. В течение 10 (десяти) дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, определяющего победителя закупки, победитель запроса котировок обязан подписать проект договора и представить подписанный экземпляр проекта договора (два экземпляра - в случае заключения договора в бумажной форме), заказчику. Одновременно с договором победитель обязан представить заказчику документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения договора в размере, который предусмотрен документацией. В случае если победителем запроса котировок не исполнены требования настоящего пункта документации, такой победитель признается уклонившимся от заключения договора. В случае если победитель запроса котировок был признан уклонившимся от заключения договора, договор заключается с участником закупки, который предложил такие же, как и победитель закупки, условия исполнения договора или предложение которого содержит лучшие условия исполнения договора, следующие после условий, предложенных победителем закупки, который признан уклонившемся от заключения договора».

29.03.2021 от Заказчика через электронную площадку направлено уведомление «Заказчик указал решение заключить договор в письменной форме».

29.03.2021 Заказчик направил проект договора победителю на адрес электронной почты rp.vologda@mail.ru.

На 08.04.2021 от победителя не поступило ни подписанного договора, ни протокола разногласий.

В соответствии с протоколом признания участника уклонившимся от заключения договора по результатам проведения запроса котировок в электронной форме от 09.04.2021 ООО «Север-Продукт» признан уклонившимся от заключения договора.

09.04.2021 данный протокол был размещен на официальном сайте.

13.04.2021 Заказчиком был подписан договор с участником аукциона, предложившим лучшую, после победителя цену договора – ИП Архипов М.А.

В ходе заседания Комиссии Архангельского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что 06.04.2021 и 07.04.2021 в телефонном звонке представитель Общества сообщил, что перепутал заказчиков в Архангельской и Вологодской областях и экономически не выгодно возить товар в Архангельскую область.

Представитель Общества в заседании Комиссии Архангельского УФАС России признал, что в Архангельскую область возить товар территориально неудобно, но данный договор намерены исполнить, схема транспорта отрегулирована. Также считает, что договор должен быть заключен в электронном виде.

Из письменных объяснений Общества следует, что 30.03.2021 на электронной площадке проект договора не был размещен. До 09.04.2021 не получили проект договора, поэтому не смогли подписать вовремя. На электронной почте rp.vologda@mail.ru письмо с проектом договора было обнаружено в папке «Спам» 09.04.2021.

Комиссия Архангельского УФАС России не принимает данные объяснения в силу следующего.

В материалах дела имеется ответ от оператора электронной площадки – АО «Единая электронная торговая площадка» с уведомлением о том, что «Заказчик указал решение заключить договор в письменной форме».

В извещении о проведении запроса котировок и в Положении о закупках указан порядок заключения договора.

При ознакомлении с извещением о проведении запроса котировок в электронной форме, Положением о закупках, при проявлении должной степени заботливости и осмотрительности общество имело возможность оценить порядок заключения договора по результатам закупки. Также Общество не проявило должного внимания к получению писем электронной почты.

В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Уклонение от заключения договора может выражаться, как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения договора, то есть создает условия, влекущие невозможность его подписания.

Действуя в рамках заключения договора, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию собственных средств Заказчика, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.

Соответственно, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая заявку, участник должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем и уклонения от заключения контракта в дальнейшем.

На основании части 2 статьи 5 Закона закупках в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

Частью 3 статьи 5 Закона о закупках определено, что перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» утверждены Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (далее - Правила направления сведений), Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (далее – Правила ведения реестра), Требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков».

Согласно части 2 Правил направления сведений в случае уклонения от заключения договора победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора (если документацией о закупке предусмотрена обязанность такого лица заключить договор), заказчик не позднее 30 календарных дней со дня заключения договора с участником закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора, или со дня истечения срока подписания договора, указанного в документации о закупке (если документацией о закупке не предусмотрено заключение договора с иным участником закупки при уклонении победителя закупки от заключения договора), направляет в уполномоченный орган сведения о лице, которое уклонилось от заключения договора или с которым договор по решению суда расторгнут в связи с существенным нарушением им условий договора.

Исходя из сложившейся судебной практики обжалования решений антимонопольных органов о включении участников закупки в реестр недобросовестных поставщиков, следует, что на практике реестр недобросовестных поставщиков используется как правовой инструмент защиты заказчиков от потенциально недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям закупочной документации заказчиков, приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом и нарушающих права заказчика относительно лучших условий исполнения контракта, связанных с эффективным использованием бюджетных средств и, как следствие, нарушением публичных интересов в этих правоотношениях.

С учетом изложенного, контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание Общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.

Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.

Комиссия Архангельского УФАС России, основываясь на имеющихся материалах дела, приходит к выводу о том, что в данном случае действия ООО «Север-Продукт» можно квалифицировать как недобросовестное поведение при заключении договора, выразившееся в уклонении от заключения контракта.

Таким образом, сведения об ООО «Север-Продукт» подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.

Руководствуясь статьей 5 Закона о закупках, Правил ведения реестра, а также на основании имеющихся документов и сведений, Комиссия Архангельского УФАС России,

ЗАКЛЮЧИЛА:

1. Направить в Федеральную антимонопольную службу сведения, представленные Заказчиком - ГБСУ Архангельской области «Октябрьский психоневрологический интернат» в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Север-Продукт» (160000, Вологодская область, г.Вологда, ул.Клубова, 87, ИНН 3525197377) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года в связи с уклонением от заключения договора на поставку мяса кур и куриных яиц (извещение № 32110097502)

2. Датой включения сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Север-Продукт» в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет».

Примечание: Заключение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

Председатель комиссии

 

И.Ю. Короткова

Члены комиссии

 

Л.А. Чирова

   

Н.В. Вознесенская

Связанные организации

Связанные организации не указаны