Постановление б/н Постановление о назначении административного наказания по де... от 14 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее — Архангельское УФАС России) Цакулов Юрий Геннадьевич, рассмотрев материалы по делу № 029/04/9.21-507/2023 в отношении ООО «Электрические сети»,

ИНН: 2901301342; ОГРН: 1202900002722;

Адрес: 163000, г. Архангельск, наб. Северной Двины, д. 112, корп. 3, пом. 49

Ф.И.О., должность руководителя: генеральный директор Общества с ограниченной ответственностью «Электрические сети» - Н, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела.

 

Событие административного правонарушения и его квалификация:

              В Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее - Архангельское УФАС России, Управление) из Прокуратуры Плесецкого района на рассмотрение поступила жалоба Б (далее - Заявитель) (вх. № 3109/23 от 14.04.2023) о нарушении ООО «Электрические сети», по мнению заявителя, действующего антимонопольного законодательства.

             23.06.2022 года заявитель обратился в общество с ограниченной ответственностью «Электрические Сети» с заявкой № 2868 на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физического лица, мощностью до 15 кВт, расположенных по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, СОТ «Горняк», (З/У кад. № 29:15:100601:510), в соответствии с Правилами технологического присоединения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861, Правила технологического присоединения).

             Заявка на технологическое присоединение получена и зарегистрирована ООО «Элсети» 23.06.2022 года.

             Ответом от 06.02.2023, ООО «Элсети» отказали в осуществлении технологического присоединения энергопринимающего устройства Заявителя на основании того, что ВЛ-0,4 кВ, по которой осуществляется электроснабжение дачных участков СОТ «Горняк» не принадлежит и не эксплуатируется ООО «Элсети». Также был разъяснен порядок подачи заявления на технологическое присоединения к электрическим сетям, а именно, что для присоединения к электрическим сетям, принадлежащим СОТ «Горняк» необходимо обратиться с заявлением о таком присоединении непосредственно в СОТ.

            Таким образом, по мнению Заявителя, Сетевая организация, в нарушение Правил                № 861, отказала в заключении договора технологического присоединения к электрическим сетям.

 

             В ответ на запрос Архангельского УФАС России ООО «Электрические сети» пояснило (вх. 3132-ЭП/23 от 17.04.2023), что Сетевая организация 01.05.2022 года по договору купли-продажи 20/22-08 приобрела у публичного акционерного общества «Северо-Онежский бокситовый рудник» (ПАО «СОБР») воздушную линию ВЛ-6 кВ от ПС-110/6 кВ «Промплощадка» до ТП «Горняк» и трансформаторную подстанцию ТП-6/0,4 кВ «Горняк». От данной трансформаторной подстанции подключена воздушная линия ВЛ-0,4 кВ, по которой осуществлялось электроснабжение дачных участков СОТ «Горняк».

            Указанная ВЛ-0,4 кВ не принадлежит и не эксплуатируется ООО «Элсети» и на момент передачи электросетевого имущества на ВЛ-0,4 кВ на СОТ «Горняк» напряжение отсутствовало, воздушная линия находилась в отключенном состоянии.

            23.08.2022 в адрес председателя СОТ «Горняк» Обществом направлено обращение за № 111-170608 о необходимых действиях для возобновления напряжения на электроустановку СОТа:

            - подача заявки заключение акта об осуществлении технологического присоединения,

            - заключение договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком.

            По сообщению Общества на сегодняшний день обращения в адрес ООО «Элсети» со стороны СОТ «Горняк» не поступало.

 

             Управление  располагает  ответом  председателя  СОТ  «Горняк»  на обращение ООО «Элсети» № 111-170608 от 23.08.2022, из которого следует, что Общество неоднократно было уведомлено СОТ «Горняк», что на балансе СОТ «Горняк» отсутствуют какие-либо объекты недвижимости, в том числе воздушные линии электропередач и приборы учета электроэнергии.

            Также Администрация Плесецкого муниципального округа Архангельской области в ответ на запрос Архангельского УФАС России (вх. № 2939-ЭП/23 от 10.04.2023) сообщило, что на ближайшем расстоянии к СОТ «Горняк» находятся электрические сети ООО «Элсети».

 

Общество является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, в т. ч. услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических лиц к электрическим сетям. При этом, данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.

Процедура технологического присоединения объектов заявителей к электрическим сетям определена Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Правилами № 861.

Абзацем 1 пункта 3 Правил № 861 установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им (заявителем) Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

В соответствии с п. 6 Правил № 861, технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами.

Пунктом 7 Правил № 861 предусмотрена процедура технологического присоединения.

            В соответствии с п. 8 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Правилами технологического присоединения для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям № 4 - 7 любым способом ее подачи (очно, почтой или с использованием официального сайта сетевой организации, или в случае обеспечения сетевой организацией, в которую подается заявка, возможности реализации прав и обязанностей заявителей, возникающих в ходе осуществления процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»).

                        Разделом X Правил технологического присоединения определены особенности технологического присоединения заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил.

                        Б. относится к категории заявителей, указанных в п. 14 Правил технологического присоединения.

 

                        В силу аб. 12 п. 15 Правил № 861, сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в п. 9, 10 и 12 - 14 Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в п. 9, 10 и 12 - 14 Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные пунктом 15 Правил для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.

                        В соответствии с п. 15 Правил в адрес заявителей, за исключением случаев осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.

                        В нарушение п. 15 Правил сетевая организация в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки в адрес Заявителя не направила заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия.

                        ООО «Элсети»  получило  заявку  Б. на  технологическое присоединение 23.06.2022 года, таким образом срок ответа с отказом в таком присоединении, либо в заключении Договора, составляет 20 рабочих дней, т. е. до 21.07.2022 года.

           Ответ с отказом,  на   свою заявку, Б. получил 06.02.2023 г. из чего следует, что продолжительность просрочки в даче ответа на заявление составляет более 6 месяцев, что является противоправными действиями, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

                        Согласно ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», услуги по передаче электрической энергии отнесены в сфере деятельности субъектов естественных монополий.

                        В статье 3 указанного закона субъект естественной монополии определен как хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

                        Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем, не составляет самостоятельного товарного рынка. Данная позиция подтверждена Постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.09.2009 № 6057/09, от 15.05.2011 № 16008/10.

                        В ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» услуги по передаче электрической энергии определены как комплекс организационно и технологически связанных действий, в т. ч. по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

                        Согласно Правилам недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, утв. постановлением Правилами № 861, под сетевой организацией понимается организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

                        По смыслу указанного нормативного положения потребность в технологическом присоединении энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям носит подчиненный характер по отношению к услуге по передаче электрической энергии. Технологическое присоединение является, во-первых, неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания заинтересованным лицам сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии, во-вторых, технологическое присоединение осуществляется к сетям соответствующей сетевой организации и усилиями этой же сетевой организации, т. к. она владеет объектами электросетевого хозяйства и обладает исчерпывающей информацией о технических параметрах своих сетей, необходимых для осуществления технологического присоединения. Таким образом, технологическое присоединение является необходимой технической операцией, осуществляемой сетевой организацией в рамках оказания услуг по передаче электрической энергии.

 В соответствии с ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Факт совершения административного правонарушения ООО «Элсети» подтверждается материалами дела № 029/04/9.21-507/2023, а также протоколом по делу № 029/04/9.21-507/2023 об административном правонарушении от 14.06.2022 № 3194/23, составленным ведущим специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России - Т, в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности и его защитника.

Срок давности привлечения к административной ответственности ООО «Элсети», установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения настоящего постановления не истек (22.07.2023).

В письменных объяснениях, ООО «Элсети» полагает, что с их стороны каких-либо нарушений действующего законодательства не допущено, обязанность по заключению договора технического присоединения отсутствуют, на основании того, что сеть физически была подключение к заявителю.

Вместе с тем, данная позиция ООО «Элсети» опровергается материалами административного дела.

В силу п. 1 ст. 2.10 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность:

Субъектом административного правонарушения является ООО «Электрические сети»;

Субъективная сторона правонарушения характеризуется следующим: У ООО «Электрические сети»  имелась  возможность  для  соблюдения  установленных  Правилами № 861 требований оказания услуг по технологическому присоединению и норм, и им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.21 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие при оказании услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям.

Объективная   сторона   административного  правонарушения,  предусмотренного  ст. 9.21 КоАП РФ, заключается в нарушении установленного срока (допущение просрочки) на ответ Заявителю – Б.

 Смягчающим административную ответственность является обстоятельство фактического технологического присоединения объекта Б. на момент рассмотрения административного дела Архангельским УФАС России, представленного ООО «Элсети» Акта № 23-КТП-«Горняк»-АФ75, от 22.06.2023 подписанный сторонами.

Учитывая фактические обстоятельства дела, а именно подключение объекта Заявителя к электрическим сетям ООО «Элсети», на момент рассмотрения административного дела, а также положения ч.ч. 3, 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, должностное лицо Архангельского УФАС России считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

 

На основании изложенного,

ПОСТАНОВИЛ:

 

 1 Признать юридическое лицо - ООО «Электрические сети» (ИНН: 2901301342; ОГРН:1202900002722) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, и назначить ему наказание в размере менее минимального штрафа - 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек.

 

 

 

Руководитель                                                                                                                   Ю.Г. Цакулов

Связанные организации

Связанные организации не указаны