Решение №04-03/2059 см. файл от 7 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № РНП-29-93

029/06/104-485/2022

Заказчик:

ГБУЗ Архангельской области «Приморская центральная районная больница»

163001, г. Архангельск,

пр. Ломоносова, д. 271

E-mail: muzprimorsk@mail.ru

Участник закупки:

Общество с ограниченной ответственностью «Прайм-Строй»

163002, Архангельская обл.,

г. Архангельск, пр. Новгородский,

д. 27, оф. 206

E-mail: prime.stroy@bk.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

02 июня 2022 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 N ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

Члены комиссии:

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Романова Д.С.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании статьи 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заказчика: Меренчук О.Н. (доверенность от 31.05.2022 № 1), Елизарова В.А. (доверенность от 31.05.2022 № 2), Николаевой Н.В. (доверенность от 31.05.2022 № 3);

Участника закупки: Старицына Д.В. (паспорт гражданина Российской Федерации);

УСТАНОВИЛА:

27 мая 2022 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступило обращение ГБУЗ Архангельской области «Приморская центральная районная больница» (далее – Заказчик) о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью «Прайм-Строй» в Реестр недобросовестных поставщиков.

Содержание обращения:

Согласно обращению Заказчика, контракт от 29.12.2021 № 29-2021/ЭА на выполнение работ по капитальному ремонту здания (извещение №0124200000621008654), заключенный с ООО «Прайм-Строй», расторгнут в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Комиссия Архангельского УФАС России осуществила проверку факта одностороннего расторжения от исполнения контракта и провела на основании пункта 5 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

02.12.2021 Уполномоченным органом – Контрактным агентством Архангельской области, на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) размещено извещение  №0124200000621008654 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания (далее – документация об аукционе).

Начальная (максимальная) цена контракта – 10 121 329,43 рублей.

15.12.2021 протоколом подведения итогов электронного аукциона №0124200000621008654 по результатам проведенной процедуры аукциона победителем был признан участник закупки – Общество с ограниченной ответственностью «Прайм-Строй», предложивший цену контракта 9 564 656,28 рублей.

29.12.2021 между Заказчиком и Обществом с ограниченной ответственностью «Прайм-Строй» (далее – Подрядчик, Общество) заключен контракт № 29-2021/ЭА (далее – Контракт) на выполнение работ по капитальному ремонту здания.

01.03.2022 между Заказчиком и Подрядчиком заключено дополнительное соглашение № 1 к Контракту, согласно которому были указаны реквизиты казначейского счета для перечисления Заказчиком аванса. Кроме того, 14.03.2022 в соответствии с пунктом 4.2 Контракта Заказчик после получения счета от Подрядчика (в материалах дела представлен счет на оплату №1 от 01.03.2022) перечислил на расчетный счет Подрядчика авансовый платеж в размере 80% от цены Контракта, что составило 7 651 725,02 рублей (в материалах дела представлено платежное поручение № 286038 от 14.03.2022)

В соответствии с пунктом 1.3 Контракта: «Сроки выпонения работ: в течение 150 календарных дней с даты заключения контракта».

Письмом от 17.02.2022 Подрядчик направил запрос Заказчику на разъяснения ряда вопросов, без получения которых, по его мнению, он не мог продолжить работу, а именно: в сметной стоимости и в Контракте отсутствуют:

- коэффициенты затрат на работу в зимнее время, на временные здания и сооружения;

- такой материал, как паронитовые прокладки между кронштейнами системы и стеной зданий;

- работы по демонтажу/монтажу камер и вывесок;

- информация о цветовом решении по откосам и отливам, о подшивке карнизного свеса центрального крыльца, требуется ли выравнивание или удлинение карнизных свесов.

Письмом от 04.03.2022 Подрядчик повторно просит предоставить необходимую информацию для производства работ, запрошенную письмом от 17.02.2022 и уведомил о приостановке работ с 17.02.2022 до получения разъяснений.

Письмом от 14.03.2022 Подрядчик в третий раз направил запрос о предоставлении информации и сообщил о росте цен на материалы из-за введения политических и экономических санкций иностранными государствами на основании чего предложил увеличить стоимость Контракта в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 г. № 1315 (далее – Постановление Правительства № 1315), в котором предусмотрена такая правовая возможность внести изменения в стоимость Контракта.

Согласно пояснениям представителя Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС, данные письма поступили в адрес Заказчика только в марте 2022 года.

На указанные выше письма Заказчик дал ответ 30.03.2022.

Письмом № 01-12/602 Заказчик предложил использовать плиты утеплителя толщиной 60 мм в 2 слоя (общая толщина 120 мм., возможна общая толщина и 150 мм) без увеличения стоимости работ.

30.03.2022 письмом № 01-12/603 Заказчик дал ответ на письмо от 17.02.2022, а именно:

- сметная документация имеет положительное заключение ГАУ АО «АРЦЦС» и не содержит каких-либо ограничений для производства работ в зимнее время;

- затраты на временные здания, для выполнения работ по устройству фасада, включены в накладные расходы сметной документации;

- ФЕР 15-01-064-01 не содержит в составе ресурсов материал «паронит», Заказчик предложил использовать материал, предусмотренный данной расценкой;

- демонтаж камер и вывесок будет выполнен силами сторонней организации;

- карнизные свесы будет выполнен силами сторонней организации.

Письмом № 01-12/605 Заказчик дал ответ на письмо от 14.03.2022 о том, что Подрядчику перечислен авансовый платеж в размере 80 % от цены Контракта и решение об увеличении стоимости Контракта входит в полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а не Заказчика.

05.04.2022 состоялась рабочая встреча Заказчика и Подрядчика по вопросам исполнения Контракта.

11.04.2022 письмом б/н Подрядчик просит увеличить срок выполнения работ в связи с тем, что в зимнее время при укладке бетонных смесей необходимо обеспечить температуру основания не менее 5 С. Данный этап работ по заделке трещин в кирпичной кладке являлся предварительным по отношению к монтажным работам с системой. Из-за отказа Заказчика о применении коэффициента производства работ в зимнее время, Подрядчик принял решение приступить к работам после 01.03.2022.

В материалах дела отсутствует информация о том, что Подрядчик приступал к выполнению работ.

27.04.2022 Заказчиком была составлена претензия о невыполнении работ Подрядчиком, с просьбой указать реальные сроки выполнения обязательств по Контракту.

04.05.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с существенным нарушением исполнения обязательств со стороны Подрядчика: «По состоянию на 04 мая 2022 года Подрядчик к выполнению работ не приступил».

Пунктом 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 №360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №360) установлено, что до 01 июля 2022 года в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 ФЗ «О контрактной системе», до 01 июля 2022 года заказчик направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 ФЗ «О контрактной системе».

Не позднее дня направления решения размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона №360 (то есть не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения).

В случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма об одностороннем расторжении либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок указанного решения.

В соответствии с частью 12.2 статьи 95 ФЗ «О контрактной системе» в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 указанного Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 указанного Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 указанного Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:

1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);

2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).

Согласно информации с официального сайта решение от 04.05.2022 об одностороннем отказе от исполнения Контракта в тот же день было размещено Заказчиком в разделе «Дополнительная информация о закупках, контрактах».

04.05.2022 решение об одностороннем отказе направлено Подрядчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Подрядчика, указанному в Контракте (почтовый идентификатор 80082772781512).

Согласно уведомлению о вручении решение от 04.05.2022 об одностороннем отказе от исполнения Контракта было получено Подрядчиком 17.05.2022.

В заседании комиссии Архангельского УФАС России, представитель Заказчика сообщил, что Заказчик определил дату надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта – 17.05.2022.

В соответствии с частью 13 статьи 95 ФЗ «О контрактной системе» решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и Контракт считается расторгнутым с 27.05.2022, что подтверждается размещенной 27.05.2022 информацией о расторжении Контракта на официальном сайте в карточке контракта с реестровой записью № 2292100207622000001, реестровая запись Контракта в реестре контрактов переведена на статус «Исполнение прекращено».

Частью 4 статьи 104 ФЗ «О контрактной системе» определено, что Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 указанного Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с указанным Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 указанной статьи.

Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 ФЗ «О контрактной системе», направлена Заказчиком в адрес Архангельского УФАС России в установленный законом срок - 27.05.2022.

Согласно пояснению представителя Общества с ограниченной ответственностью «Прайм-Строй» в целях исполнения Контракта Подрядчик с 20.01.2022 по 30.01.2022 провел осмотр объекта, совместно с представителем Заказчика. В процессе обследования объекта возник ряд существенных вопросов, информация о которых отсутствовала в конкурсной документации и Контракте. В частности к первому этапу производства работ, без завершения которых невозможно приступить к последующим, относился ремонт швов и трещин с применением специального раствора. Для осуществления данных работ в соответствии со строительными правилами требовался специализированный температурный режим, который мог обеспечиваться лишь созданием вокруг участка работ теплового контура с прогревом поверхности до температуры не менее 5 градусов. Эти работы подразумевали дополнительные затраты, которые не были предусмотрены Контрактом. Из-за отсутствия решения по данному вопросу Подрядчик принял решение о приостановке выполнения работ по Контракту. Кроме того, осуществить закупку материалов Подрядчик не смог в связи с ростом цен на строительные материалы (в материалах дела содержатся счета на оплату №0000000164 от 12.01.2022, №17 от 14.02.2022, №72 от 14.02.2022, №73 от 14.02.2022, №17 от 10.03.2022, №72 от 10.03.2022, №73 от 10.03.2022, информационное письмо от ООО «ГК Волмикс» о росте цен на стройматериалы).

В силу части 1 статьи 2 ФЗ «О контрактной системе» законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из указанного Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 указанного Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать указанному Федеральному закону.

В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.

Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.

Рост рыночных цен стороны могли предвидеть, при заключении договора, к тому же изменение рыночных цен в сторону увеличений является естественным следствием экономических процессов.

Экономический кризис, инфляция, девальвация рубля, изменение размера страховых, налоговых и иных обязательных взносов, повышение цен контрагентов на предоставляемые услуги и товар, которые необходимы предпринимателю для надлежащего исполнения обязательств по договору, заключенному по результатам публичных процедур, относится к рискам предпринимательской деятельности, следовательно, повышение стоимости материалов не относятся к обстоятельствам непреодолимой силы, если условиями договора (контракта) прямо не предусмотрено иное.

Доказательств возникновения у Общества каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в установленном порядке исполнить Контракт, в Архангельское УФАС России не представлено.

Действуя в рамках исполнения контракта, Подрядчик должен осознавать то обстоятельство, что он вступил в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию средств субсидий, выделенных на финансовое обеспечение выполнения государственного задания), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.

Соответственно, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая заявку, участник закупки должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем и неисполнения контракта в дальнейшем.

В определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.08.2015 № 305-КГ15-9489 разъяснено, что недобросовестность может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению соответствующих норм и правил.

В соответствии с частью 2 статьи 104 ФЗ «О контрактной системе», в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Из пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 №1078 (далее – Правила ведения реестра), следует, что антимонопольный орган проводит проверку, содержащихся в обращении фактов.

В реестр недобросовестных поставщиков включаются только проверенные сведения. Необходимым условием является наличие в представленных материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя). Размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт недобросовестного поведения поставщика при исполнении контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта.

Исходя из положений статьи 104 ФЗ «О контрактной системе», реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом обязательств, принятых в рамках осуществления закупки. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в закупках в течение установленного срока (часть 9 статьи 104 ФЗ «О контрактной системе»).

Под пунктом б) пункта 13 Правил ведения реестра, в том числе установлено, что орган контроля по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" данного пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 указанных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что Подрядчиком не были предприняты реальные действия для выполнения обязательств по Контракту, Подрядчик даже не приступил к его выполнению. После 01.03.2022 (как было указано в письме от 11.04.2022) Подрядчик не приступил к заделке швов и трещин. Подрядчик открыл счет для перечисления аванса только 01.03.2022, спустя 2 месяца после заключения Контракта. Заказчик перечислил авансовый платеж в размере 80 % от цены Контракта, следовательно, у Общества отсутствовали обстоятельства, препятствующие закупке строительных материалов.

Заслушав доводы представителей Подрядчика и Заказчика, изучив представленные материалы, проведя оценку действий Общества с ограниченной ответственностью «Прайм-Строй», Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу о недобросовестных действиях Общества, выразившихся в ненадлежащем исполнении требований законодательства о контрактной системе в части исполнения обязательств по Контракту, и сведения в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Прайм-Строй» подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь статьей 104 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок

РЕШИЛА:

1. Включить сведения, представленные Заказчиком - ГБУЗ Архангельской области «Приморская центральная районная больница» в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Прайм-Строй» (163002, Архангельская обл., г. Архангельск, пр.Новгородский, д. 27, оф. 206, ИНН 2901297544, участник (член) корпоративного юридического лица, способный оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - СТАРИЦЫН ДМИТРИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ, ИНН 290121798806, лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона - СТАРИЦЫН ДМИТРИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ, ИНН 290121798806) в Реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года в связи с решением Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 04.05.2022 на выполнение работ по капитальному ремонту здания (извещение  №0124200000621008654).

2. Датой включения сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Прайм-Строй» в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет».

Примечание: Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Председатель Комиссии О.С. Малышева

Члены Комиссии Н.В. Вознесенская

Д.С. Романова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны