Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ о назначении дела № 029/01/10-155/2024 о нарушен... от 29 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № 029/01/10-155/2024 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

«29» февраля 2024 года г. Архангельск

Я, К - председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Архангельское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела № 029/01/10-155/2024 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) на основании приказа от 29.02.202422/24 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции, рассмотрев обращение ИП Х и материалы дела в отношении ОАО «Р» в лице северной дирекции по энергообеспечению филиала ОАО «Р» о нарушении антимонопольного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее — Архангельское УФАС России, Управление) поступило обращение ИП Х (далее — Заявитель) на действия ОАО «Р» (далее - Общество), выразившиеся, по мнению Заявителя, в не обоснованном уклонении от заключения договора для доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи.

ИП Х является оператором связи, имеет соответствующие лицензии на оказание услуг связи на территории Архангельской области.

14.07.2023 Архангельское УФАС России по результатам рассмотрения обращения ИП Х выдало предупреждение ОАО «Р» о необходимости прекращения им действий (бездейтсвий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Для устранения последствий признаков нарушения законодательства ОАО «РЖД» необходимо было принять следующие меры:

1. Рассмотреть заявку ИП Х в установленном порядке и сроки, определенные Правилами недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2022 № 2106 (далее — Правила № 2106);

2. Рассмотреть возможность заключения договора о размещении сетей электросвязи ИП Х на объектах инфраструктуры ОАО «Р»;

3. Сообщить Архангельскому УФАС России о результатах рассмотрения Заявки ИП Х

Письмом от 15.09.2023 № ИСХ-5454/СЕВ НТЭ ОАО «Р» сообщило Архангельскому УФАС России о том, что для устранения последствий признаков нарушения антимонопольного законодательства и рассмотрения запроса для размещения на территории р.п. Кулой Вельского района Архангельской области ИП Х направлено письмо от 14.09.2023 № ИСХ-5427/СЕВ НТЭ о необходимости предоставления заявки в соответствии с требованиями Правил № 2106.

В свою очередь, ИП Х сообщил, что им направлено Заявление (исх. № 44/01 от 28.09.2023) на предоставление доступа к инфраструктуре по содержанию и приложениям соответствующими требованиям пунктов 20,21 Правил № 2106.

30.11.2023 Заявитель вновь обратился в Архангельское УФАС России и сообщил, что в нарушение пункта 23 Правил № 2106 ОАО «Р» не направило в течение 30 рабочих дней Заявителю оферту на заключение договора.

В ответ на запрос Архангельского УФАС России ОАО «Р» (филиал ОАО «Р») пояснило, что ИП Х являющийся оператором связи, письмом (дата получения ОАО «Р»: 29.09.2023) обратился в адрес Североной дирекции по энергообеспечению — структурного подразделения филиала ОАО «Р» с заявлением о предоставлении доступа к инфраструктуре (опорам линий электроснабжения) для размещения сетей электросвязи на территории р.п. Кулой. Полученное заявление о предоставлении доступа к инфраструктуре соответствует требованиям Правил № 2106.

Воздушная линия ВЛ-0,4 кВ р.п. Кулой Вельского района определена объектом инфраструктуры, к которому может быть предоставлен доступ для размещения сетей электросвязи.

На момент ответа (11.12.2023) ОАО «Р» подготовлен проект оферты на заключение договора на размещение сетей электросвязи Заявителя на объектах инфраструктуры ОАО «Р». Совместно со специалистами ИП Х осуществляется определение перечня опор воздушной линии ВЛ-0,4 кВ р.п. Кулой, на которых планируется размещение сетей электросвязи для расчета цены и формирования калькуляции к договору о размещении сетей электросвязи.

После определения перечня опор воздушной линии ВЛ-0,4 кВ р.п. Кулой, на которых планируется размещение сетей электросвязи, оферта на заключение договора будет направлена ИП Х

Архангельским УФАС России был направлен дополнительный запрос в ОАО «Р» в целях получения необходимой информации.

Так, Общество дополнительно пояснило, что для расчета цены и формирования калькуляции к договору на размещение сетей электросвязи, а также для подготовки технических условий на размещение волоконно-оптической линии связи на принадлежащем ОАО «Р» недвижимом имуществе требовалось определить перечень опор воздушной линии ВЛ-0,4 кВ р.п. Кулой, на которых планируется размещение сетей электросвязи. По предварительному согласованию с представителями заявителя письмом в адрес ИП Х. от 25.12.2023 № исх-7674/Сев НТЭ на 10:00 26.12.2023, было назначено комиссионное обследование воздушной линии ВЛ-0,4 кВ р.п. Кулой.

По итогам проведенного обследования 09.01.2024 был составлен и подписан акт на размещение трассы волоконно-оптического кабеля связи на опорах ВЛ-0,4 кВ Сольвычегодской дистанции электроснабжения в поселке Кулой. В соответствии с выбранной трассой произведен расчет стоимости услуг и 23.01.24 утверждена калькуляция услуг по размещению волоконно-оптических линий связи на опорах воздушных линий 0,4 кВ на 2024 год.

На основании составленного акта в Северной дирекции по энергообеспечению разрабатываются технические условия на размещение волоконно-оптических линий связи на опорах ВЛ-0,4 кВ Сольвычегодской дистанции электроснабжения в поселке Кулой. Также на момент ответа (26.01.2024) готовился проект оферты договора на обеспечение электробезопасности при выполнении работ в охранной зоне воздушных линий.

Согласно пояснениям ОАО «Р», утвердить и выдать технические условия ИП Х планировалось до 15.02.2024. При согласовании Заявителем требований технических условий, по сообщению Общества, Заявителю будет направлена оферта договора на обеспечение электробезопасности при выполнении работ в охранной зоне воздушных линий и оферта договора на размещение волоконно-оптических линий связи на опорах ВЛ-0,4 УВ в поселке Кулой.

В свою очередь, в ответ на запрос Архангельского УФАС России ИП Х пояснил, что заявление на заключение договора направлено на электронную почту владельца инфраструктуры (ОАО «Р»), получен ответ от секретаря с входящим номером. Заявление принято 29.09.2023.

После подачи жалобы в Архангельское УФАС России со стороны ОАО «Р» поступило письмо с предложением провести осмотр опор, которые необходимо включить в договор. 25.01.2024 проведен осмотр, составлен «Акт обследования размещения трассы волоконно-оптического кабеля на опорах ВЛ-0.4 кВ Сольвычегодской дистанции электроснабжения в поселке Кулой», акт подписан с двух сторон, дата по просьбе представителя ОАО «Р» не проставлена. В ходе осмотра установлено, что для размещения волоконно-оптического кабеля требуется 355 опор.

Договор, а также сведения о стоимости пользования опор и иная информация о порядке пользования, со стороны ОАО «Р» в адрес Заявителя на момент ответа (01.02.2024) направлена не была.

Также, дополнительно у Администрации городского поселения «Кулойское» Вельского муниципального района Архангельской области запрошены дополнительные сведения по фактам, касающимся данного вопроса.

Так, согласно представленным пояснениям, на территории рабочего поселка Кулой Вельского района Архангельской области услуги проводного доступа к сети Интернет оказывает ИП Х. Сведениями о других провайдерах администрация не располагает.

Единственной электросетевой организацией на всей территории городского поселения «Кулойское» является ОАО «Р», которому на праве собственности принадлежат все объекты электросетевого хозяйства, в том числе опоры линий электроснабжения.

Проблема доступа к проводному интернету в поселке Кулой, по сообщению администрации, действительно существует. Возможность подключения имеется только в многоэтажных домах в центре р.п. Кулой, где оптический кабель протянут по крышам и чердакам. По этой же причине администрация поселения не имеет возможности развивать систему видеонаблюдения и интегрировать её в региональную систему «Безопасный город» Радиоудлиннители не обеспечивают необходимые качественные каналы связи.

Как указано выше, порядок недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи определен Правилами № 2106.

Правила № 2106 разработаны в соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 "О защите конкуренции" (далее — Закон о защите конкуренции), в целях предупреждения создания дискриминационных условий на товарных рынках и (или) к товарам, производимым или реализуемым субъектами естественных монополий, регулирование деятельности которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147 "О естественных монополиях" (далее — Закон о естественных монополиях), а также к объектам инфраструктуры, используемым этими субъектами естественных монополий непосредственно для оказания услуг в сферах деятельности естественных монополий.

Правила № 2106 определяют условия и порядок обеспечения недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, которая используется или может быть использована для оказания услуг в сфере общедоступной электросвязи.

Согласно пункту 3 Правил № 2106 недискриминационный доступ к инфраструктуре предусматривает обеспечение равных условий реализации прав пользователей инфраструктуры независимо от их организационно-правовой формы, правовых отношений с владельцем инфраструктуры. Недискриминационный доступ к инфраструктуре может допускать применение дифференцированных условий доступа, которые экономически и технологически обоснованы.

Государственный контроль за соблюдением требований, определенных настоящими Правилами № 2106, осуществляется Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами в пределах установленных полномочий по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о естественных монополиях.

Применение Правил № 2106 осуществляется исходя из следующих принципов:

а) обеспечение потребителям услуг электросвязи возможности получения услуг электросвязи у выбранного ими оператора связи;

б) обеспечение недискриминационного доступа к инфраструктуре для пользователей инфраструктуры;

в) создание условий для развития конкуренции на рынке услуг общедоступной электросвязи;

г) доступность информации об условиях доступа к инфраструктуре.

Предоставление доступа к инфраструктуре для всех пользователей инфраструктуры должно осуществляться в том же порядке и на тех же условиях, на которых структурные подразделения владельца инфраструктуры либо его аффилированные лица используют инфраструктуру для целей размещения сетей электросвязи (их отдельных элементов) в случае такого использования, за исключением размещения технологических сетей связи (их отдельных элементов).

Также, пунктом 18 Правил № 2106 установлено, что владелец инфраструктуры при наличии технологической и экономической возможности не вправе отказать в предоставлении доступа к ней обратившемуся пользователю инфраструктуры, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами. Доступ к инфраструктуре должен быть предоставлен любому пользователю инфраструктуры на основе недискриминационных условий.

При этом доступ к сопряженным объектам инфраструктуры, в том числе к объектам транспортной и энергетической инфраструктуры, предоставляется при условии, что размещение сетей электросвязи (их отдельных элементов) не препятствует использованию таких объектов инфраструктуры по прямому назначению, а также обеспечивает безопасность функционирования этих объектов инфраструктуры.

Предоставление доступа к инфраструктуре осуществляется на основании договора.

Необоснованное уклонение или отказ от заключения договора могут быть обжалованы в судебном порядке либо в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Пунктами 23,24 Правил № 2106 установлено, что владелец инфраструктуры в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления и документов, указанных в пунктах 20 и 21 настоящих Правил № 2106, обязан их рассмотреть и направить заявителю оферту на заключение договора или мотивированный отказ в предоставлении доступа к инфраструктуре.

Пользователь инфраструктуры в течение 30 рабочих дней со дня получения оферты на заключение договора обязан направить владельцу инфраструктуры согласие либо отказ от заключения договора в соответствии с предложенной офертой. В случае отсутствия сведений и (или) документов о согласии либо об отказе от заключения договора в установленный срок заявление аннулируется и исключается из реестра.

В случае отсутствия сведений и (или) документов, указанных в пунктах 20 и 21 настоящих Правил, владелец инфраструктуры в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления уведомляет об этом заявителя и в течение 15 рабочих дней со дня получения недостающих сведений и документов рассматривает их.

ИП Х. подано заявление на доступ к инфраструктуре, которое получено ОАО «Р» 29.09.2023 и принято к рассмотрению.

Мотивированный отказ Заявителю со стороны Общества направлен не был, что ОАО «Р» не оспаривает.

Заявление Х. должно было быть рассмотрено в течение 30 рабочих дней, по результатам чего должна быть направлена оферта на заключение договора.

Таким образом, предельным сроком направления оферты является 13 ноября 2023 года, вместе с тем, на настоящий момент сведения о направлении оферты договора в Архангельское УФАС России не поступали. Кроме того, факт неисполнения обязательств, установленных Правилами № 2106 ОАО «Р» не отрицается.

Согласно определению, данному в Правилах № 2106 "владелец инфраструктуры" - субъект естественной монополии, регулирование деятельности которого осуществляется в соответствии с Законом о естественных монополиях и который является собственником инфраструктуры и (или) распоряжается инфраструктурой на ином законном основании.

Частью 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности естественных монополий помимо прочего отнесены услуги по передаче электрической энергии.

Кроме того, Приказом Федеральной энергетической комиссий Российской Федерации от 24.12.2003 № 108-Э/16 ОАО «Р», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр естественных монополий под регистрационным номером 77.1.15.

Согласно имеющимся сведениям ОАО «Р» является собственником инфраструктуры, в том числе собственником опор электоснабжения для размещения сетей электросвязи в поселке Кулой, что подтверждается пояснениями ОАО «Р», пояснениями Администрации городского поселения «Кулойское» Вельского муниципального района Архангельской области, а также схемой размещения линий электропередач в поселке Кулой.

Таким образом, ОАО «Р» соответствует определению владельца инфраструктуры на которого распространяются требования Правил № 2106.

В большинстве случаев граждане и юридические лица свободны в заключении договора, и исходя из части 1 стати 421 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Кроме того, согласно части 1 статьи 10 ГК РФ не допускается использование гражданский прав в целях ограничения, а также злоупотребление доминирующим положением.

Договор на предоставление доступа к инфраструктуре между субъектом естественной монополии и пользователем инфраструктуры является публичным, вследствие чего на ОАО «Р» возложена обязанность на его заключение в соответствии с Правилами № 2106.

Закон о защите конкуренции принят в целях недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе , на основании пункта 5 данной статьи, экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Кроме того, доминирующее положение ОАО «Р» подтверждается кратким отчетом (обзором) Архангельского УФАС России об исследовании рынка услуг доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи от 28.02.2024.

В действиях ОАО «Р», выразившихся в не направлении оферты договора для доступа к объектам инфраструктуры ИП Х в установленные Правилами № 2106 сроки, содержатся признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, то есть уклонение от заключения договора.

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело 029/01/10-155/2024, возбужденное в отношении: ОАО «Р» в лице северной дирекции по энергообеспечению филиала ОАО «Р» (ИНН: к рассмотрению на 29 марта 2024 года в 15 часов 00 минут по адресу: 163000, г. Архангельск, ул. К. Либкнехта, д. 2, каб. 109. посредством видеоконференцсвязи, доступной по ссылке:  

Для доступа к сервису и настройки параметров конференции на площадке “TrueConf” понадобится компьютер с операционной системой Windows XP/Windows Vista/Windows 7/ Windows 8/Windows 10/macOS или смартфон на ОС Android или IOS, подключенный к интернету, а также веб-камера, микрофон и колонки (или наушники) – встроенные или внешние

Явка лица, в отношении которого возбуждено дело, или его представителя (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 029/01/10-155/2024 о нарушении антимонопольного законодательства в качестве:

- ответчика: ОАО «Р» в лице северной дирекции по энергообеспечению филиала ОАО «Р»;

- заявителя: ИП Х;

3. ОАО «Р» в срок до 19 марта 2024 года представить в Архангельское УФАС России следующую информацию (кроме ранее представленной): 

а) письменные пояснения по вменяемому нарушению;

б) копию положения о северной дирекции по энергообеспечению филиала ОАО «Р»;

в) документы подтверждающие право собственности на объекты электросетевого хозяйства (опоры линий электроснабжения) на территории п.Кулой;

г) пояснение о том, имеются ли у ОАО «Р» заключенные договоры на размещение сетей электросвязи на объектах инфраструктуры в иных населенных пунктах Российской Федерации, предоставить копии договоров;

д) документ, подтверждающий полномочия представителя Общества на участие в рассмотрении вышеуказанного дела;

е) иную информацию и документы для объективного рассмотрения дела.

4. ИП Х. в срок до 19 марта 2024 года представить в Архангельское УФАС России следующую информацию (кроме ранее представленной): 

а) письменные пояснения и документы для объективного рассмотрения настоящего дела;

б) иную информацию и документы для объективного рассмотрения дела;

г) документ, подтверждающий полномочия представителя Общества на участие в рассмотрении вышеуказанного дела.

Сторонам разъясняется, что в соответствии со ст. 43 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» с момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле.


 

Связанные организации

Связанные организации не указаны