Решение №04-03/11339 решение от 19 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Дело № 6РНП-2020

029/07/5-1240/2020

Заказчик:

АО "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие"

164500, Архангельская обл., г. Северодвинск, ш. Архангельское, д. 58

E-mail: smp@sevmash.ru, torgi8@sevmash.ru

Оператор электронной площадки:

ООО «АСТ ГОЗ»

117393, г.Москва, ул.Профсоюзная, д.78, стр.1

Е-mail: info@astgoz.ru

Участник закупки:

ООО "НПЦ "СПЕЦИЗДЕЛИЕ"

603122, Нижегородская обл., г. Нижний Новгород, ул. Козицкого, д.5, корпус 2, квартира 36

Е-mail: michailova.of@mail.ru

       
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

19 апреля 2021 года г. Архангельск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению обращений, поданных в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия Архангельского УФАС России), в составе:

Председатель

-

Короткова И.Ю.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок;

Член комиссии

-

Чирова Л.А.

Главный специалист - эксперт отдела контроля закупок;

Член комиссии

-

Вознесенская Н.В.

Главный специалист - эксперт отдела контроля закупок;

на основании части 3 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»,

В отсутствии представителей от Заказчика, Участника закупки, которые уведомлены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своих представителей не направили.

УСТАНОВИЛА:

16 сентября 2020 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и осуществления полномочий по ведению реестра недобросовестных поставщиков, поступило обращение АО "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие" (далее – Заказчик) о включении сведений об ООО "НПЦ "СПЕЦИЗДЕЛИЕ" (ИНН 5262362832) в реестр недобросовестных поставщиков.

Содержание обращения:

Согласно обращению Заказчика, участник запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку алюминия вторичного (извещение № 32009276964) уклонился от заключения договора.

25.09.2020 Комиссией Архангельского УФАС России было вынесло Заключение о невключении сведений об ООО "НПЦ "СПЕЦИЗДЕЛИЕ" (ИНН 5262362832) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Заключение).

Заключение было обжаловано Заказчиком (дело № А05-12329/2020).

Решением арбитражного суда от 19.01.2021 по делу № А05-12329/2020 отказ во включении сведений в отношение ООО "НПЦ "СПЕЦИЗДЕЛИЕ" в реестр недобросовестных поставщиков признан недействительным. Суд обязал Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области повторно рассмотреть обращение администрации АО "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие" на предмет установления оснований для возможного включения ООО "НПЦ "СПЕЦИЗДЕЛИЕ" (ИНН 5262362832) в реестр недобросовестных поставщиков.

Из судебного решения следует, что Суд отклоняет довод Управления о том, что антимонопольным органом в действиях третьего лица не установлено признаков недобросовестности, поскольку из фактических обстоятельств дела следует, что действия организации в ходе рассматриваемой закупочной процедуры в их совокупности и взаимной связи свидетельствуют о том, что третьим лицом не проявлена та степень заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась для заключения контракта. 07.04.2021 решение Арбитражного суда Архангельской области от 19.01.2021 по делу № А05-12329/2020 вступило в законную силу.

Согласно части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Комиссия Архангельского УФАС России согласно Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» повторно рассмотрела обращение о включении сведений об ООО "НПК-Сплав" в Реестр недобросовестных поставщиков с учетом следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 указанного Федерального закона правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с вышеуказанными нормами ФЗ «О закупках» в АО «ПО «Севмаш» принято Положение о закупках товаров, работ, услуг АО «ПО «Севмаш», утвержденное решением Совета директоров Протоколом № СД-50/2018 от 29.12.2018 (далее – Положение о закупках).

Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «ПО «Севмаш», в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, иные связанные с обеспечением закупки положения.

Детальный порядок проведения и оформления различных закупочных процедур определяется Порядком проведения закупочных процедур (далее – Порядок закупки) (Приложение В).

29.06.2020 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС), размещено извещение № 32009276964 о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку алюминия вторичного (далее – Извещение).

Оператор электронной площадки – ООО «АСТ ГОЗ».

Начальная (максимальная) цена договора: 7 371 000,00 руб.

В соответствии с протоколом заседания закупочной комиссии от 04.08.2020 № 5751/17302/2116 (дата проведения заседания закупочной комиссии 31.07.2020) на участие в запросе котировок было подано 7 заявок. Все участники допущены до переторжки.

Пунктом 2 протокола заседания закупочной комиссии от 12.08.2020 (дата проведения заседания закупочной комиссии 07.08.2020) № 5751/17302/2209 участник № 57254 (ООО "НПЦ "СПЕЦИЗДЕЛИЕ") признан победителем запроса котировок, с ценой договора 4 855 680,00 руб.

Пунктом 8.11.10 Положения о закупках установлено, что договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через 10 (десять) дней и не позднее чем через 20 (двадцать дней) с даты размещения в ЕИС (ACT ГОЗ - для заказчиков II группы) итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, ЗК, оператора ACT ГОЗ договор должен быть заключен не позднее чем через 5 (пять) дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, ЗК, оператора ACT ГОЗ.

19.08.2020 от ООО "НПЦ "СПЕЦИЗДЕЛИЕ" на электронную почту АО "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие" поступило письмо №75484 от 17.08.2020 об отказе от заключения договора.

21.08.2020 Заказчиком по электронной почте в адрес ООО "НПЦ "СПЕЦИЗДЕЛИЕ" направлено письмо №67.20.01/790 о результатах процедуры и сроке подписания договора не позднее 24.08.2020. В установленный срок договор представлен не был.

28.08.2020 Заказчиком по электронной почте в адрес ООО "НПЦ "СПЕЦИЗДЕЛИЕ" повторно направлен запрос №67.20.03/821 о подписании договора в срок не позднее 01.09.2020. В установленный срок договор представлен не был.

Пунктом 8.11.5 Положения о закупках установлено, что в случае, если участник закупки, с которым принято решение заключить договор, не представил Заказчику в срок, установленный закупочной документацией, подписанный им договор, либо не представил надлежащее обеспечение исполнения договора, такой победитель процедуры признается уклонившимся от заключения договора.

В соответствии с пунктом 1 протокола заседания закупочной комиссии от 09.09.2020 № 5751/17302/2571 (дата проведения заседания закупочной комиссии 04.09.2020) ООО "НПЦ "СПЕЦИЗДЕЛИЕ" признан уклонившимся от заключения договора за непредоставление Заказчику в срок, указанный в закупочной документации, подписанный им договор.

10.09.2020 на официальном сайте был размещен протокол №5751/17302/2571 о признании участника уклонившимся от заключения договора.

Для повторного рассмотрения на заседании Комиссии Архангельского УФАС России дела о включении сведений ООО "НПЦ "СПЕЦИЗДЕЛИЕ" в реестр недобросовестных поставщиков, общество не представило объяснений по факту уклонения от заключения договора и не направило своих представителей.

При вынесении решения Комиссия Архангельского УФАС России исходит из того, что лицо, в отношении которого поданы сведения, от пояснений отказалось и принимает решение на основании документов, представленных Заказчиком, пояснений ООО "НПЦ "СПЕЦИЗДЕЛИЕ", направленных в адрес Управления ранее, и решения арбитражного суда Архангельской области от 19.01.2021 по делу № А05-12329/2020 о признании недействительным заключения Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 25.09.2020 № 04-03/6733 по делу №6РНП-2020.

25.09.2020 в ходе заседания Комиссии Архангельского УФАС России представитель ООО "НПЦ "СПЕЦИЗДЕЛИЕ" пояснил, что не подписание договора, связано с достаточно продолжительным сроком проведения закупки (с июня 2020 года по август 2020 года) и ростом цен на бирже цветных металлов (график прилагается), что привело к увеличению стоимости товара на 12%. Из объяснений ООО "НПЦ "СПЕЦИЗДЕЛИЕ" следует, что производя расчет стоимости для участия в закупке, общество основывалось на коммерческом предложении основного поставщика данной продукции ООО «Производственное объединение «ЖиКо», по предложенной цене за 54 000 кг – 4 624 560,00 рублей (комм. предложение - исх.№004271 от 09.07.2020). 13.08.2020 ООО "НПЦ "СПЕЦИЗДЕЛИЕ" запросило у поставщика счет и договор (исх.№9082), в был ответ был получен отказ от заключения договора по заявленной ранее цене. ООО «Производственное объединение «ЖиКо» было предложено поставить алюминий по цене 5 184 000,00 рублей за 54 000 кг. На сегодняшний день заключение контракта по цене закупки для ООО "НПЦ "СПЕЦИЗДЕЛИЕ" представляется экономически убыточным. О данных обстоятельствах Участник закупки неоднократно сообщал Заказчику путем направления писем (исх. №75484 от 17.08.2020, исх. №75485 от 24.08.2020) с уведомлением об отказе от заключения договора и предложением заключить договор Заказчику со вторым участником закупки №14415. Однако Заказчик считал, что у него нет оснований для рассмотрения данных писем, требуя подписать договор. Цели уклонения от подписания договора у Участника не было, наоборот всеми силами и способами Участник пытался провести переговоры с Заказчиком, предлагая различные варианты решения данного вопроса.

Вместе с тем, следует учесть обстоятельства, установленные решением арбитражного суда Архангельской области от 19.01.2021 по делу № А05-12329/2020.

Из представленных в материалы дела документов (графики изменения цен на алюминий 2018-2020 годы) следует, что цены на алюминий в принципе нестабильны, в течении одного календарного года постоянно происходит рост и падение курса. При этом не имеется какой-либо зависимости изменения цен от времени года. То есть в период проведения закупки цена может, как увеличиться, так и уменьшиться.

Не может быть принята ссылка ООО "НПЦ "СПЕЦИЗДЕЛИЕ" на то, что цена завода-изготовителя товара изменилась на столько, что заключение контракта по цене закупки для него представляется экономически убыточным.

С учетом рискового характера предпринимательской деятельности (статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации), принимая решение об участии в закупочной процедуре и направляя соответствующую заявку, участник закупки несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, связанных с конъюнктурой рынка, а также должен осознавать последствия поведения, не соответствующего установленным для закупочных процедур требованиям.

Не может быть также принят во внимание довод о слишком длительном сроке проведения процедуры закупки. Период проведения закупки с 29.06.2020 по 12.08.2020 (с даты опубликования извещения до даты определения победителя) не может быть признан объективно длительным.

Сроки проведения закупочной процедуры были указаны в извещении о закупке и соответствовали требованиям раздела В.4 Положения о закупке. Подавая заявку на участие в запросе котировок, ООО "НПЦ "СПЕЦИЗДЕЛИЕ" понимал необходимость заключить договор и исполнить его в случае, если он будет выбран победителем запроса котировок, был ознакомлен с условиями договора и знал о необходимости его заключения в установленные документацией сроки.

В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что ненадлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

В соответствии с позицией ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума от 13.04.2010 № 1074/10 по делу № А40-90259/08-28-767, изменение обстоятельств признается существенным, если участники сделки в момент ее заключения не могли разумно предвидеть наступление соответствующего изменения. Инфляционные процессы не относятся к числу обстоятельств, возникновение которых нельзя предвидеть. Стороны, вступая в договорные отношения, должны были прогнозировать экономическую ситуацию, в связи с чем не могли исключать вероятность роста цен в период исполнения сделки.

Участником закупки не представлено в материалы дела документов, подтверждающих возникновение форс-мажорных обстоятельств. Колебание цен на бирже не может быть признано в качестве обстоятельства непреодолимой силы, создающего объективную невозможность подписания контракта.

Уклонение от заключения договора может выражаться, как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения договора, то есть создает условия, влекущие невозможность его подписания.

Действуя в рамках заключения договора, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию собственных средств Заказчика, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.

Соответственно, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая заявку, участник должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем и уклонения от заключения контракта в дальнейшем.

На основании части 2 статьи 5 Закона закупках в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

Частью 3 статьи 5 Закона о закупках определено, что перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» утверждены Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (далее - Правила направления сведений), Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (далее – Правила ведения реестра), Требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков».

Согласно части 2 Правил направления сведений в случае уклонения от заключения договора победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора (если документацией о закупке предусмотрена обязанность такого лица заключить договор), заказчик не позднее 30 календарных дней со дня заключения договора с участником закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора, или со дня истечения срока подписания договора, указанного в документации о закупке (если документацией о закупке не предусмотрено заключение договора с иным участником закупки при уклонении победителя закупки от заключения договора), направляет в уполномоченный орган сведения о лице, которое уклонилось от заключения договора или с которым договор по решению суда расторгнут в связи с существенным нарушением им условий договора.

Исходя из сложившейся судебной практики обжалования решений антимонопольных органов о включении участников закупки в реестр недобросовестных поставщиков, следует, что на практике реестр недобросовестных поставщиков используется как правовой инструмент защиты заказчиков от потенциально недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям закупочной документации заказчиков, приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом и нарушающих права заказчика относительно лучших условий исполнения контракта, связанных с эффективным использованием бюджетных средств и, как следствие, нарушением публичных интересов в этих правоотношениях.

С учетом изложенного, контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание Общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.

Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.

Таким образом, Комиссия Архангельского УФАС России, основываясь на имеющихся материалах дела, приходит к выводу, что, не осуществив надлежащую подготовку к исполнению сделки, ООО "НПЦ "СПЕЦИЗДЕЛИЕ" в одностороннем порядке, с целью избежать выполнения обязательств, нарушило требования закупочной процедуры и отказалось от заключения договора с Заказчиком.

Таким образом, сведения об ООО "НПЦ "СПЕЦИЗДЕЛИЕ" подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.

Руководствуясь статьей 5 Закона о закупках, Правил ведения реестра, а также на основании имеющихся документов и сведений, Комиссия Архангельского УФАС России,

ЗАКЛЮЧИЛА:

1. Направить в Федеральную антимонопольную службу сведения, представленные Заказчиком - АО "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие" в отношении Общества с ограниченной ответственностью "НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЦЕНТР "СПЕЦИЗДЕЛИЕ" (603098 Нижегородская область, г.Нижний Новгород, ул. Артельная, д. 37, офис 9, ИНН 5262362832) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года в связи с уклонением от заключения договора на поставку на поставку катодов медных (извещение № 32009276964).

2. Датой включения сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЦЕНТР "СПЕЦИЗДЕЛИЕ" в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет».

Примечание: Заключение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Председатель комиссии

 

И.Ю. Короткова

Члены комиссии

 

Л.А. Чирова

   

Н.В. Вознесенская

Связанные организации

Связанные организации не указаны