Решение №04-05/4126/23 см. файл от 1 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 259оз-23

029/06/42-734/2023

Заказчик:

ГКУ Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор»

163072, г. Архангельск, ул. Комсомольская, д. 38, корп. 1

E-mail: 213448@ador.ru, info@ador.ru

Уполномоченный орган:

Контрактное агентство Архангельской области

163069, г. Архангельск, ул.Выучейского, д. 18

Е-mail: dkp@dvinaland.ru

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

E-mail: ko@rts-tender.ru

Заявитель:

Индивидуальный предприниматель Блинова Надежда Алексеевна

E-mail:nadya.blinova.00@internet.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

01 августа 2023 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок;

Члены комиссии:

Титова О.Е.

Заместитель начальника отдела контроля закупок;

Вижевцева С.Н.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заказчика: Анисимова И.В. (доверенность от 10.01.2022);

Уполномоченного органа: Низовцева Д.Б. (доверенность от 02.06.2023 № 85-Д).

Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.

УСТАНОВИЛА:

25 июля 2023 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба Индивидуального предпринимателя Блиновой Надежды Алексеевны (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГКУ Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» (далее – Заказчик), Уполномоченного органа – Контрактного агентства Архангельской области (далее – Уполномоченный орган), при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение инженерных изысканий и осуществление подготовки проектной документации в целях ремонта автомобильной дороги Архангельск – Белогорский – Пинега – Кимжа – Мезень на участке км 309+230 – км 338+000 в Мезенском округе (извещение № 0124200000623004754).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с размещением извещения об осуществлении закупки, не соответствующего требованиям ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 28.07.2023.

Уполномоченный орган направил объяснение по жалобе письмом от 28.07.2023 № 314-05-484.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика формирует извещение об осуществлении закупки и организует проведение закупки.

06.07.2023 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0124200000623004754 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение инженерных изысканий и осуществление подготовки проектной документации в целях ремонта автомобильной дороги Архангельск – Белогорский – Пинега – Кимжа – Мезень на участке км 309+230 – км 338+000 в Мезенском округе (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена государственного контракта – 8 630 000,00 рублей.

Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».

1. Заявитель указывает, что Заказчиком в Извещении неправомерно не установлено требование о членстве участников закупки в СРО в области архитектурно-строительного проектирования.

Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 данного Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 данного Федерального закона (при наличии такого требования).

Пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» предусмотрено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 указанного Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в частности, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В силу части 1 статьи 2 ФЗ «О контрактной системе» законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 ФЗ «О контрактной системе». Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать ФЗ «О контрактной системе».

Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

В соответствии с частью 1 статьи 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации (в том числе путем внесения в них изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства" при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 данной статьи.

В силу части 1 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено данным Кодексом.

Таким образом, архитектурно-строительное проектирование представляет собой подготовку проектной документации в отношении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Вместе с тем, частью 4 статьи 48 ГрК РФ предусмотрено, что работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 данного Кодекса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено данной статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 данного Кодекса, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Следовательно, членство в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования требуется только в том случае, если хозяйствующим субъектом осуществляется подготовка проектной документации в отношении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Согласно Извещению, объектом закупки является выполнение инженерных изысканий и осуществление подготовки проектной документации в целях ремонта автомобильной дороги Архангельск – Белогорский – Пинега – Кимжа – Мезень на участке км 309+230 – км 338+000 в Мезенском округе.

В письме Минрегиона России от 31.08.2010 № 31330-ИП/08 "О разъяснении вопросов, связанных с введением саморегулирования в области инженерных изысканий, проектирования, строительства" (далее – Письмо Минрегиона) указано, что при проведении работ по осуществлению текущего ремонта автомобильных дорог не требуется вступление в члены СРО и получение свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624 утвержден перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень). В соответствии с Перечнем саморегулируемые организации в области строительства, проектирования, инженерных изысканий осуществляют допуск к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Указанным Перечнем установлены виды работ, которые выполняются исключительно при строительстве, капитальном ремонте, реконструкции объектов капитального строительства. В Письме Минрегиона указано, что на виды работ, которые не вошли в Перечень, не требуется вступление в СРО и получение свидетельства о допуске.

Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что работы по подготовке проектной документации в целях ремонта автомобильной дороги, указанные в электронном документе Описание объекта закупки, являющемся неотъемлемой частью Извещения, не входят в данный Перечень.

Исходя из приведенных выше норм Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также положений Извещения, Комиссия Архангельского УФАС России делает вывод, что Заказчиком при размещении Извещения не нарушены положения ФЗ «О контрактной системе».

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

2. Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчиком в Извещении неправомерно определено максимальное значение характеристики квалификации участников закупки № 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров) в размере 150 000 000 миллионов рублей, поскольку оно установлено без какой-либо взаимосвязи с начальной (максимальной) ценой контракта и фактическим объемом работ.

Частью 1 статьи 32 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 ФЗ "О контрактной системе", при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с указанным Федеральным законом.

Согласно части 8 статьи 32 ФЗ «О контрактной системе» порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).

Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных ФЗ «О контрактной системе», и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.

В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий "Квалификация участников закупки".

Согласно пункту 8 Положения в случае применения показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 Положения:

а) применяются детализирующие показатели;

б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;

в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.

Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" применяется, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".

В силу подпункта "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки: общая цена исполненных участником закупки договоров; общее количество исполненных участником закупки договоров; наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.

Согласно пункту 2.6 раздела III электронного документа «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в электронном конкурсе», размещенного в составе Извещения и являющегося его неотъемлемой частью, критерий «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее – квалификация участников закупки)» содержит детализирующий показатель «Характеристика квалификации участников закупки (общая цена исполненных участником закупки договоров)», для которого определено спорное условие: предельное максимальное значение по детализирующему показателю оценки "характеристика квалификации участников закупки № 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров)" установлено в размере 150 000 000 рублей.

В письменных возражениях на жалобу Заказчик пояснил следующее.

Для определения количества баллов по детализирующему показателю Заказчиком выбрана формула, предусмотренная подпунктом "е" пункта 20 Положения и которая предусматривает установление предельного максимального значения характеристики. При этом предельное максимальное значение установлено в размере 150 000 000 рублей.

Положением не установлено требований ограничительного характера при выборе формулы для расчета количества баллов, а также для определения предельного максимального значения характеристики квалификации участников закупки, в том числе отсутствует запрет на установление предельного максимального значения характеристики квалификации участников закупки, превышающего начальную (максимальную) цену контракта.

Устанавливая предельное максимальное значение характеристики квалификации участников закупки (общая цена исполненных участником закупки договоров) Заказчик руководствовался следующим.

Заказчиком был выполнен анализ проведенных собственных конкурсов, а также закупок, информация о которых размещена в единой информационной системе в сфере закупок. Анализ показал, что условно можно выделить несколько групп проектных организаций в зависимости от имеющегося опыта (новые, мелкие, средние, большие, очень крупные).

На практике существует прямая зависимость между начальной (максимальной) ценой контракта на выполнение проектно-изыскательских работ (далее – ПИР) и значимостью объекта с точки зрения планирования закупки последующих строительных работ. Под объекты ПИР планируются лимиты бюджетных обязательств на закупку строительных работ, просрочка при выполнении ПИР и (или) наличие ошибок в ПИР может привести к сложностям или невозможности их реализации.

С учетом зависимости необходимой квалификации участников закупки от значимости (сложности) ПИР Заказчик во всех конкурсах с апреля 2022 года на ПИР по ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог использует следующие предельные максимальные значения по детализирующему показателю "общая цена исполненных участником закупки договоров":

НМЦК

до 3 млн. руб.

от 3 до 5 млн. руб.

от 5 до 10 млн. руб.

от 10 до 20 млн. руб.

 

80 млн. руб.

100 млн. руб.

150 млн. руб.

200 млн. руб.

Целью применения предельного значения по общей цене исполненных договоров является, в том числе, защита большого количества участников, имеющих средний опыт работы в области ПИР, от очень крупных участников рынка, имеющих крайне большой опыт, предоставление которого фактически не дает права на конкуренцию участникам со средним опытом работы.

Предельное максимальное значение по детализирующему показателю "общая цена исполненных участником закупки договоров" установленное в размере начальной (максимальной) цены контракта не позволит выявить лучшие условия исполнения контракта, так как эта граница существенно ниже опыта мелких организаций профессионально занимающихся проектной деятельностью (для сравнения первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования по договорам, заключенным с использованием конкурентных способов, составляет 25 млн. руб.). В данной закупке 3 и 4 участников закупки заявили опыт, превышающий 150 млн. руб., что также значительно превышает размер начальной (максимальной) цены контракта и свидетельствует об обоснованном установлении предельного максимального значения , превышающего НМЦК.

Комиссия Архангельского УФАС России, заслушав представителей Заказчика и Уполномоченного органа, изучив материалы дела, проведя анализ оспариваемого Заявителем порядка оценки заявок участников закупки, пришла к следующему выводу.

Нестоимостной критерий оценки не является единственным и обязательным условием участия в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а направлен, прежде всего, на выбор победителя конкурса - лица наиболее соответствующего потребностям заказчика (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.07.2019 № 308-ЭС19- 11278).

Бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок ФЗ «О контрактной системе» возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке главы 6 ФЗ «О контрактной системе».

Вместе с тем, в заседание Комиссии Архангельского УФАС России Заявитель не явился, при этом в жалобе не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении законных прав и интересов Заявителя, ограничении количества участников закупки, а также о наличии препятствий при формировании и подаче заявки с учетом требований Извещения к составу заявки.

На основании вышеизложенного, Комиссия Архангельского УФАС России, изучив порядок оценки заявок участников закупки по детализирующему показателю спорного критерия, считает, что установленное Заказчиком предельное максимальное значение по детализирующему показателю не противоречит ФЗ «О контрактной системе» и Положению. Кроме того, Заказчиком было представлено обоснование необходимости использования указанного предельного максимального значения.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя Блиновой Надежды Алексеевны необоснованной.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии О.С. Малышева

Члены Комиссии О.Е. Титова

С.Н. Вижевцева

Связанные организации

Связанные организации не указаны