Решение №04-05/1881 См. файл от 23 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 113мз-22

029/06/42-409/2022

Заказчик:

Управление экономического развития администрации городского округа Архангельской области «Котлас»

165300, Архангельская область,

г. Котлас, пл. Советов, д. 3

E-mail: еconomy@kotlas-city.ru

Уполномоченный орган:

Контрактное агентство Архангельской области

163069, г. Архангельск, ул.Выучейского, д.18

Е-mail: dkp@dvinaland.ru

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

E-mail: ko@rts-tender.ru

Заявитель:

ООО «Квадрат»

630099, г. Новосибирск, ул. Орджоникидзе, дом 37, офис 220-3

Е-mail: Kv@drat.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

18 мая 2022 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Цакулов Ю.Г.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы,

Члены комиссии:

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Романова Д.С.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заявителя: Лондона М.А. (доверенность от 01.01.2022);

Уполномоченного органа: Анисимова А.А. (доверенность от 18.04.2022 № 75-Д);

СМИ «НТН24.ру»: Савенко А.А. (рег. № Эл № ФС77-82382 от 10.12.2021, выписка из реестра зарегистрированных средств массовой информации по состоянию на 13.12.2021).

Заказчик уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил, заявил ходатайство о рассмотрении дела без его участия.

УСТАНОВИЛА:

12 мая 2022 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО «Квадрат» (далее – Заявитель) на действия заказчика – Управления экономического развития администрации городского округа Архангельской области «Котлас» (далее – Заказчик), Уполномоченного органа – Контрактного агентства Архангельской области (далее – Уполномоченный орган), при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на поставку облучателей бактерицидных (школа на 860 мест в г. Котласе) (извещение №0124200000622002329).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с размещением извещения несоответствующего требованиям ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 17.05.2022 № 02-17/559.

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 16.05.2022 № 314-05-320.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика формирует извещение об осуществлении закупки и организует проведение закупки.

26.04.2022 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение №0124200000622002329 о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на поставку облучателей бактерицидных (школа на 860 мест в г. Котласе) (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена муниципального контракта – 3 951 957,82  рублей.

Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».

По мнению Заявителя:

1) Заказчик ограничил количество участников закупки, так как излишне детализировал предмет закупки по позиции №1, необоснованно устранив возможность поставки эквивалентного оборудования, включив в позиции технического задания, требования к совокупности технических характеристик, прямо указывающие на единственный товарный знак, единственного официального производителя на территории РФ, чем создал преимущественные условия для ограниченного числа участников закупки - цепочки поставщиков товарного знака КРОНТ-М;

2) Заказчик установил необоснованные и ухудшающие требования к товарам по позициям № 2 и № 3, а именно: «Количество бактерицидных ламп, шт.: 5» и «Эффективный ресурс работы ламп, час: ≥ 8000  и  ≤ 12000».

Пунктом 1 части 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 указанного Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе» именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как ФЗ «О контрактной системе» не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, а также норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

Файл «Описание объекта закупки», являющееся неотъемлемой частью Извещения, содержит таблицу, в которой установлены требования к товарам, в том числе:

Наименование и характеристики товара

1

Облучатель ультрафиолетовый бактерицидный

Назначение: Для обеззараживания воздуха в помещении в отсутствии людей.

Исполнение: Передвижной.

Тип облучателя: Открытый.

Счетчик наработки ламп: Наличие.

Количество бактерицидных ламп, шт.: 6.

Мощность одной бактерицидной лампы, Вт: 30.

Эффективный ресурс работы ламп, час: ≥ 8000  и  ≤ 12000.

Функция отсроченного на 10 секунд запуска ламп: Наличие.

Опора облучателя: три поворотных колеса, оснащенных тормозным механизмом.

Укомплектование облучателя лампами, устройством для запуска ламп и вилкой с проводом: Наличие.

2

Облучатель-рециркулятор ультрафиолетовый бактерицидный

Назначение: Для обеззараживания воздуха в помещении с возможностью использования в присутствии людей.

Способ размещения: Настенный.

Счетчик наработки ламп: Наличие.

Количество бактерицидных ламп, шт.: 5.

Мощность одной бактерицидной лампы, Вт: 15.

Эффективный ресурс работы ламп, час: ≥ 8000  и  ≤ 12000.

Индикаторы контроля работы ламп и вентиляторов: Наличие.

Сменный воздушный фильтр, шт.: ≥ 12.

Сменный угольный фильтр, шт.: ≥1.

Корпус пластиковый, допускающий обработку дезинфицирующими средства: Наличие.

Укомплектование облучателя-рециркулятора лампами, устройством для запуска ламп и вилкой с проводом: Наличие.

Комплект крепежа на стену: Наличие.

3

Облучатель-рециркулятор ультрафиолетовый бактерицидный

Назначение: Для обеззараживания воздуха в помещении с возможностью использования в присутствии людей.

Способ размещения: Настенный.

Счетчик наработки ламп: Наличие.

Количество бактерицидных ламп, шт.: 5.

Мощность одной бактерицидной лампы, Вт: 15.

Эффективный ресурс работы ламп, час: ≥ 8000  и  ≤ 12000.

Индикаторы контроля работы ламп и вентиляторов: Наличие.

Сменный воздушный фильтр, шт.: ≥ 12.

Сменный угольный фильтр, шт.: ≥1.

Корпус пластиковый, допускающий обработку дезинфицирующими средства: Наличие.

Укомплектование облучателя-рециркулятора лампами, устройством для запуска ламп и вилкой с проводом: Наличие.

Комплект крепежа на стену: Наличие.

Представитель Заявителя в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что Заказчик в описании товаров по позициям № 2 и № 3 установил требования, ухудшающие объект закупки и ограничивающие, а именно:

Количество бактерицидных ламп, шт.: 5

Каждая бактерицидная лампа содержит ртуть и согласно постановлению правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. N 2314 такие лампы подлежат специальной утилизации и требуют затрат бюджетных средств на эксплуатацию

Эффективный ресурс работы ламп, час:

< 12000

Заказчик ограничил эффективный ресурс ламп

< 12000 час, в свою очередь, чем больше ресурс работы, тем лучше, так как необходимо реже менять лампы

Заявитель отметил, что на рынке по данным позициям товаров представлено оборудование без ламп выполняющее аналогичную функцию - очистки и обеззараживание воздуха, также эффективно, но без дополнительных затрат:

Наименование

Амбилайф А90

Количество бактерицидных ламп, шт.:

0 (лампы для очистки и обеззараживания воздуха не используются) = экономия бюджетных средств на эксплуатацию установки

Эффективный ресурс работы, час: ≤ 12000

43 800 часов (ресурс работы сменных элементов до замены)

Заказчик в объяснении по жалобе от 17.05.2022 № 02-17/559 пояснил, что в соответствии с пунктами 2 и 3 части 4 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают проведение санитарногигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации и соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Пунктами 1.1 и 1.2 санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и моложежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20), определено, что вышеназванные санитарные правила направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, и обязательны для применения юридическими лицами, осуществляющими образовательную деятельность. Так в соответствии с пунктом 2.4.6.2. СП 2.4.3648-20 для обеззараживания воздуха применяются бактерицидные установки. Пунктами 2.3 и 5.11 Руководства Р 3.5.1904-04. 3.5. «Дезинфектология. Использование ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха в помещениях» (далее – Руководство) также определено, что школьные учреждения (в том числе и учебные классы таких учреждений) подлежат оборудованию ультрафиолетовыми бактерицидными установками для обеззараживания воздуха. Ультрафиолетовые бактерицидные установки включают в себя либо ультрафиолетовый бактерицидный облучатель, либо группу ультрафиолетовых бактерицидных облучателей с ультрафиолетовыми бактерицидными лампами и применяются в помещениях для обеззараживания воздуха с целью снижения уровня бактериальной обсемененности и создания условий для предотвращения распространения возбудителей инфекционных болезней (пункт 2.2 Руководства). Понятие ультрафиолетового бактерицидного облучателя раскрыто в пункте 3.20 Руководства, а именно ультрафиолетовый бактерицидный облучатель - это электротехническое устройство, состоящее из бактерицидной лампы или ламп, пускорегулирующего аппарата, отражательной арматуры, деталей для крепления ламп и присоединения к питающей сети, а также элементов для подавления электромагнитных помех в радиочастотном диапазоне. Более того, под описание объекта закупки по позиции 1 «Облучатель ультрафиолетовый бактерицидный» таблицы файла «Описание объекта закупки», являющегося неотъемлемой частью Извещения подходят облучатели как минимум двух товаропроизводителей: ООО «ЭЛИД» (Облучатель медицинский бактерицидный ОБПе-450 «Азов») и АО «Кронт-М» (Облучатель медицинский бактерицидный ОБП-450 «КРОНТ»). Предлагаемое ООО «Квадрат» оборудование «Амбилайф А90» согласно информации полученной Заказчиком с официального сайта производителя (https://ambilife.ru) является фотокаталитической установкой для обеззараживания и очистки воздуха в которой отсутствуют бактерицидные лампы. Следовательно, оборудование «Амбилайф А90» не является облучателем ультрафиолетовым бактерицидным. Вместе с тем, предметом закупки являются именно облучатели ультрафиолетовые бактерицидные, а не фотокаталитические установки. Кроме того, рекомендуемая площадь помещения к применению оборудования «Амбилайф А90» составляет 30 м2 (https://ambilife.ru). Однако, площади отдельных помещений школы 860 мест составляют более 30 м2, а именно спортивный зал, библиотека, зоны рекреации, актовый зал и отдельные учебные классы.

Проанализировав материалы дела, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает следующее.

По общему правилу указание Заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п.1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)).

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.

Включение в техническое задание спорных характеристик товара, обусловленной его спецификой не может рассматриваться как нарушение ФЗ «О контрактной системе».

Вместе с тем, в жалобе ООО «Квадрат» не указано какие характеристики товаров являются излишне детализированными, а какие характеристики указывают на единственного производителя.

В свою очередь, положения законодательства Российской Федерации не обязывают Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в Извещении устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.

Заказчик установил требования к оборудованию, исходя из своей потребности, из назначения такого оборудования, а также с учетом наличия требований технических регламентов, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

Извещение не усматривает, что осуществление закупки производится среди производителей товара. В аукционе может участвовать неограниченное количество поставщиков. Участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям Извещения и требованиям Заказчика. Объективные причины невозможности приобретения товара с требуемыми Заказчику характеристиками Заявителем не представлены.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что установление указанных в Извещении требований фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими. Как подтверждается материалами дела, обоснование начальной (максимальной) цены контракта определено на основании 3-х коммерческих предложений методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика № 0124200000622002329 от 20.04.2022 было подано шесть заявок, четыре из которых признаны соответствующими требованиям Извещения.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик при формировании описания объекта закупки руководствуется объективными потребностями и при этом соблюдает условия о недопущении ограничения количества участников закупки.

При таких обстоятельствах факт ограничения количества участников закупки Комиссией Архангельского УФАС России не установлен.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки иных нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Квадрат» необоснованной.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии Ю.Г. Цакулов

Члены Комиссии Н.В. Вознесенская

Д.С. Романова

Связанные организации

Связанные организации не указаны