Решение №04-05/2013 решение 83мз-19 от 25 апреля 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Дело № 83мз-19 |
||||||
Заказчик : Администрация Ломоносовского территориального округа Администрации муниципального образования «Город Архангельск» 163002, г. Архангельск пр. Ломоносова, д.30 E-mail: lomokr@arhcity.ru Уполномоченный орган : Администрация муниципального образования «Город Архангельск» в лице департамента экономического развития 163000, город Архангельск, пр. Троицкий, д.64 Е-mail: grigoryeva@arhcity.ru Оператор электронной площадки: ООО «РТС-тендер» 121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А E-mail: ko@rts-tender.ru Заявитель: ООО "АРХЭНЕРГОСЕТЬСЕРВИС" 163061, г. Архангельск, ул. Гайдара, д.57 |
||||||
РЕШЕНИЕ
25 апреля 2019 года г. Архангельск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:
Председатель комиссии:
Короткова И.Ю. |
Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок, |
Члены комиссии:
Спиридонова О.Г. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
Чирова Л.А. |
Специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,
в присутствии представителей от:
Заявителя: Шабакаева П.К. (доверенность от 04.04.2019 № б/н);
Заказчика: Сорвановой Н.А. (доверенность от 25.04.2019 №б/н);
Уполномоченного органа: Полетаевой А.А. (доверенность от 04.02.2019 № 19-37/125);
УСТАНОВИЛА:
18 апреля 2019 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "АРХЭНЕРГОСЕТЬСЕРВИС" (далее – Заявитель) на действия заказчика – администрации Ломоносовского территориального округа Администрации муниципального образования «Город Архангельск» (далее – Заказчик), Уполномоченного органа – администрации муниципального образования «Город Архангельск» в лице департамента экономического развития (далее – Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по санитарному содержанию парка "Зарусье" в 2019 году (извещение № 0124300021019000128).
Содержание жалобы:
Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ «О контрактной системе».
Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 23.04.2019 № 31-09/2090.
Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.
15.04.2019 Уполномоченного органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0124300021019000128 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по санитарному содержанию парка "Зарусье" в 2019 году (далее – документация об аукционе).
Начальная (максимальная) цена муниципального контракта – 1 499 084, 51 руб.
Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».
Заявитель в жалобе указывает на то, что Заказчиком в пункте 26 раздела 1.2 «Требования к участникам закупки» и в пункте 28 раздела 1.3 «Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе» документации об электронном аукционе необоснованно включено условие о наличии и предоставлении участником закупки лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Согласно части 3 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 указанного Федерального закона. При осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе»).
В силу положений части 5 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
По смыслу законодательства о контрактной системе требования к участникам закупки должны быть обусловлены содержанием (наименованием) услуг, являющихся объектом закупки, и требованиями, установленными к лицам, оказывающим такие услуги, законодательством Российской Федерации.
В соответствии с часть 1 статьи 9 Федерального закона об отходах производства и потребления лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, подлежит лицензированию.
Таким образом, в случае, если деятельность, составляющая объект закупки подлежит обязательному лицензированию в соответствии с законодательством о лицензировании, то заказчик, в силу пункта 1 части 1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе», обязан установить к участнику закупки требование о предоставлении в составе подаваемой им заявки на участие в такой закупке копии лицензии на осуществление соответствующей деятельности.
В пункте 26 раздела 1.2 «Требования к участникам закупки» документации об аукционе установлены единые требования к участникам закупки, в том числе «наличие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности», с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»».
Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе», или копии этих документов: «лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности", с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"».
В рассматриваемом случае объектом закупки являются выполнение работ по санитарному содержанию парка "Зарусье" в 2019 году.
Согласно разделу II Технического задания к составу и объему работ относится следующее:
1. Ручная очистка площадки зоны отдыха с размещенным на ней игровым и спортивным оборудованием общей площадью – 1124,00 м2 без учета периодичности от снежно-ледяных образований и плотного снега, не примерзшего к покрытию при толщине слоя более 5 см, не примерзшего к покрытию при толщине слоя менее 5 см., включая работы по сколу, сгребанию и выносу(вывозу) снега с территории парка, для его дальнейшего транспортирования в место складирования (оборудованный объект). С учетом погодных условий выполнять посыпку убираемой поверхности противогололедными материалами.
2. Механизированная уборка от снега и снежно-ледяных образований с тротуаров и велодорожки общей площадью 5830,20 м2 без учета периодичности, включая работы по сгребанию, погрузке и транспортированию снега и снежно-ледяных образований в место складирования (оборудованный объект). С учетом погодных условий выполнять посыпку убираемой поверхности противогололедными материалами.
3. Сбор отходов из 32 урн в мешки, включая их переноску к месту погрузки на автотранспорт в день сбора отходов без учета периодичности, транспортирование отходов в день их сбора на объект размещения отходов, передача отходов лицу, осуществляющему их размещение специально оборудованном сооружении, предназначенном для размещения отходов (включая оплату услуг по утилизации отходов) в объеме не более 20 тонн. Работы по помывке урн в количестве 32 штук необходимо выполнить 2 раза в течение всего действия контракта, по заявке Заказчика.
4. Сбор отходов с одновременным складированием их в мусорные мешки, на всей территории парка, в том числе на: тротуарах, велодорожке, площадке зоны отдыха, цветниках и газонах, общей площадью 22908,40 м2 без учета периодичности, включая их переноску, погрузку вручную на автотранспорт в день сбора отходов, транспортирование отходов в день их сбора на объект размещения отходов, передача отходов лицу, осуществляющему их размещение специально оборудованном сооружении, предназначенном для размещения отходов (включая оплату услуг по утилизации отходов) в объеме не более 5 тонн.
В соответствии с разделом II Технического задания установлены следующие требования к выполнению работы:
- поручаемая работа выполняется Подрядчиком с применением используемых ресурсов (машин, механизмов и рабочей бригады).
- при выполнении работы по механизированной уборке тротуаров и велодорожки, погрузке, транспортированию снежно-ледяных образований и снега Подрядчик использует погрузчик, автотранспорт.
Согласно п.1.1 проекта муниципального контракта подрядчик принимает на себя обязательства на выполнение работы по санитарному содержанию парка «Зарусье» в 2019 году.
В пункте 7 «Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, изложена правовая позиция о том, что если выполнение работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, является самостоятельным объектом закупки, заказчик устанавливает требования к участникам закупки о наличии у них лицензии на такой вид деятельности.
Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что при планируемых по муниципальному контакту работах будет осуществляться уборка территории парка (не лицензируемый вид деятельности) с дальнейшей транспортировкой отходов к месту их размещения, обезвреживания или утилизации (лицензируемый вид деятельности).
Следовательно, выполнение работ, по которым наличие лицензии обязательно, не является самостоятельным объектом закупки.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. При этом, в случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, и которые могут выполняться посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в аукционе копии соответствующей лицензии является нарушением части 6 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе».
Таким образом, Заказчик нарушил часть 6 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе».
В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки иных нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АРХЭНЕРГОСЕТЬСЕРВИС" обоснованной.
2. Признать Заказчика - Администрацию Ломоносовского территориального округа Администрации муниципального образования «Город Архангельск», нарушившим часть 6 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе».
3. Заказчику, уполномоченному органу, оператору электронной площадки - ООО «РТС-тендер» (далее – Оператор электронной площадки) выдать предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О контрактной системе».
4. Передать материалы дела должностному лицу Архангельского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Ю. Короткова
Члены Комиссии О.Г. Спиридонова
Л.А. Чирова