Решение №05-03/6046 без аннотации от 3 октября 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Дело № 01-14

Лица, участвующие в деле:

Администрация МО «Савинское»

164288, Архангельская область, Плесецкий район, п. Савинский, ул. Цементников, д. 8

Глава муниципального образования «Савинское»

164288, Архангельская область, Плесецкий район, п. Савинский, ул. Цементников, д. 8

ООО «Савинскжилсервис»

164288, Архангельская область, Плесецкий район, п. Савинский, ул. Октябрьская, д. 6

Лица, располагающие сведениями о рассматриваемых обстоятельствах

<...>

<...>

 

       
       

 

РЕШЕНИЕ

г. Архангельск

Резолютивная часть решения объявлена 19 сентября 2014 года

Решение изготовлено в полном объеме 03 октября 2014 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель

-

Бугаев Д.В.

 

Руководитель Архангельского УФАС России

 

Член комиссии

-

Нестеренко Е.В.

Начальник отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России

 

Член комиссии

-

Красильникова Е.И.

Главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России

 

Член комиссии

-

Десяткова Е.В.

Специалист-эксперт отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России

 

рассмотрев дело № 01-14 по признакам нарушения Администрацией муниципального образования «Савинское» (164288, Архангельская область, Плесецкий район, п. Савинский, ул. Цементников, д. 8), Главой муниципального образования «Савинское» (164288, Архангельская область, Плесецкий район, п. Савинский, ул. Цементников, д. 8) и ООО «Савинскжилсервис» (164288, Архангельская область, Плесецкий район, п. Савинский, ул. Октябрьская, д. 6) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии главы муниципального образования «Савинское» <...>, представителя лица, располагающего сведениями о рассматриваемых обстоятельствах <...> – <...> (доверенность от 01.04.2014), руководителя ООО «Савинскжилсервис» - <...> (протокол общего собрания участников ООО «Савинскжилсервис» № 13), дело рассмотрено в отсутствие лица, располагающего сведениями о рассматриваемых обстоятельствах, <...>, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области поступили материалы, направленные прокуратурой Плесецкого района, об имеющихся признаках нарушения антимонопольного законодательства со стороны муниципального образования «Савинское» при передаче ООО «Савинскжилсервис» муниципального имущества (канализационно-очистные сооружения).

Администрация муниципального образования «Савинское» письмом от 28.10.2013 № 2816, направленным в адрес Архангельского УФАС России, сообщила о том, что муниципальное имущество было передано ООО «Савинскжилсервис» по результатам проведенного администрацией открытого аукциона на право заключения договора аренды недвижимого имущества (очистные сооружения с земельным участком), находящегося в собственности муниципального образования «Савинское» (извещение № 111012/0161749/02 публиковано 11 октября 2012 года на официальном сайте http//torgi.gov.ru).

Протоколом подведения итогов открытого аукциона от 05.11.2012 данный аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что на участие поступила одна заявка ООО «Савинскжилсервис». С данным Обществом 13 декабря 2012 года был заключен договор аренды муниципального коммунального хозяйства № 165/А-13.

Пунктом 1.2 данного договора определено, что Арендодатель передает, а Арендатор принимает во временное владение и пользование, следующее имущество: канализационно - очистные сооружения (далее – КОС).

Решением Комиссии Архангельского УФАС России по делу № 44т-12 от 27.11.2012 торги на право заключения договора по извещению № 111012/0161749/02 были аннулированы. Таким образом, муниципальное имущество администрацией муниципального образования «Савинское» было передано ООО «Савинскжилсервис» без проведения торгов.

21 января 2014 года в отношении администрации муниципального образования «Савинское» и ООО «Савинскжилсервис» было возбуждено дело № 01-14 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в непроведении торгов на право заключения договора в отношении муниципального имущества и заключении договора результатом чего стала передача в аренду ООО «Савинскжилсервис» муниципального имущества без проведения торгов, и статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении договоров аренды муниципального имущества канализационно-очистные сооружения без проведения торгов.

 

В соответствии со статьей 4 Устава муниципального образования «Савинское» органами местного самоуправления муниципального образования «Савинское» являются: муниципальный Совет муниципального образования «Савинское» - представительный орган муниципального образования «Савинское»; глава муниципального образования «Савинское»: администрация муниципального образования «Савинское» - местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) муниципального образования «Савинское»; контрольно-счетный орган муниципального образования «Савинское».

Согласно пункту 2 части 1 статьи 22 Устава муниципального образования «Савинское» глава муниципального образования «Савинское» подписывает договоры и соглашения от имени муниципального образования «Савинское».

На основании части 8 статьи 29 Устава муниципального образования «Савинское» управление муниципальным имуществом муниципального образования «Савинское» осуществляет администрация муниципального образования «Савинское» под руководством главы муниципального образования «Савинское».

К участию в рассмотрении дела № 01-14 в качестве ответчика был привлечен орган местного самоуправления муниципального образования «Савинское» - глава муниципального образования «Савинское».

Учитывая, что договор аренды объектов муниципального коммунального хозяйства от 13.12.2012 № 165/А-13 был заключен от имени муниципального образования «Савинское» <...>, являвшимся на тот момент главой муниципального образования «Савинское», <...> был привлечен к участию в деле № 01-14 в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых обстоятельствах.

13 ноября 2013 года между муниципальным образованием «Савинское» в лице временно исполняющего обязанности главы муниципального образования «Савинское» и ООО «Савинскжилсервис» был заключен договор аренды объектов муниципального коммунального хозяйства (канализационно-очистные сооружения) № 337/А-13.

Учитывая, что договор аренды объектов муниципального коммунального хозяйства от 13.11.2013 № 337/А-13 был заключен от имени муниципального образования «Савинское» Крехалевым Дмитрием Александровичем, являвшимся на тот момент временно исполняющим обязанности главы муниципального образования «Савинское», <...> привлечен к участию в деле № 01-14 в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых обстоятельствах.

 

В письменных и устных пояснениях лица, участвующие в деле, не согласились с вменяемым нарушением.

Администрация муниципального образования «Савинское» указывает на то, что муниципальное имущество (канализационно-очистные сооружения) было передано ООО «Савинскжилсервис» с целью эффективного использования муниципального имущества и предоставления качественных услуг потребителям в п. Савинский, а также с целью сохранности муниципального имущества, учитывая, что ранее канализационно-очистные сооружения уже находились в пользовании у Общества.

Рассматриваемое муниципальное имущество было передано ООО «Савинскжилсервис» на основании ч. 1 п. 8 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», допускающей возможность заключения договоров без проведения торгов с лицом, обладающим правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данная сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

В качестве доказательства лица, участвующие в деле, представили сводную схему сетей теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения поселка Савинский, переданных в эксплуатацию ООО «Савинскжилсервис», и письмо Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области от 06.06.2014 № 203/08-18/3134.

 

В пояснениях ООО «Савинскжилсервис» указано на то, что Общество создано в декабре 2006 года, в связи с ликвидацией МУП «Савинскжилсервис». Основными видами деятельности является оказание коммунальных услуг населению: выработка тепловой энергии, добыча и транспортировка питьевой воды, прием и обработка стоков, сбор, вывоз и утилизация твердых бытовых отходов от населения и предприятий, обеспечение населения газом. Общество является ресурсоснабжающей организацией на территории поселка Савинский.

ООО «Савинскжилсервис» поддержало довод администрации муниципального образования «Савинское» о том, что муниципальное имущество было передано Обществу на основании ч.1 п. 8 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

<...>, привлеченный к участию в деле № 01-14 в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых обстоятельствах, поддержал позицию, администрации муниципального образования «Савинское» и ООО «Савинскжилсервис», указав при этом, что системы водоснабжения, теплоснабжения и канализации взаимосвязаны между собой и составляют единый комплекс коммунального хозяйства. Соответственно канализационно-очистные сооружения, преданные ООО «Савинскжилсервис», являются частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения, и данная часть сети и сеть является технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и используются для оказания услуг населению, сторонним организациям и учреждениям социально-значимого характера поселка Савинский.

 

<...>, привлеченный к участию в деле № 01-14 в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых обстоятельствах, сообщил, что необходимость сдачи в аренду муниципального имущества (канализационно-очистные сооружения) без проведения торгов возникла в результате того, что часть объектов муниципального имущества функционально и технически связанных с канализационно-очистными сооружениями, не имеют технических и кадастровых паспортов. В соответствии со статьей 611 Гражданского Кодекса Российской Федерации арендодатель сдает имущество в аренду со всеми относящимися к нему техническими документами. Таким образом, было принято решение передать в аренду имущество без проведения торгов, при этом запланировать в 2014 году проведение кадастровых работ, связанных с оформлением технической документации объектов коммунальной сферы с целью проведения в дальнейшем торгов по заключению договоров аренды или концессионных соглашений.

Муниципальное имущество было передано ООО «Савинскжилсервис» по причине того, что на территории муниципального образования «Савинское» именно эта организация является ресурсоснабжающей. ООО «Савинскжилсервис» длительный период эксплуатировало рассматриваемое муниципальное имущество.

 

Глава муниципального образования «Савинское» поддержал позицию лиц, участвующих в деле.

 

Рассмотрев пояснения и возражения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся материалы и документы, Комиссией установлено следующее.

 

25 апреля 2007 года между муниципальным образованием «Плесецкий муниципальный район» (Арендодатель) и ООО «Савинскжилсервис» (Арендатор) был заключен договор аренды объектов муниципального коммунального хозяйства № 1.

В соответствии с пунктом 1.2 данного договора Арендодатель передает, а Арендатор принимает во временное владение и пользование имущество, относящееся к тепловому хозяйству, водоснабжению, канализации, сбору и вывозу твердых бытовых отходов, сроком на 11 месяцев.

06 июня 2008 года между муниципальным образованием «Савинское» (Арендодатель) и ООО «Савинскжилсервис» (Арендатор) был заключен договор аренды объектов муниципального коммунального хозяйства № 2008/06.

В пункте 1.2 данного договора определено, что Арендодатель передает, а Арендатор принимает во временное владение и пользование имущество, относящееся к тепловому хозяйству, водоснабжению, канализации, сбору и вывозу твердых бытовых отходов.

Договор заключен сроком на 11 месяцев.

26 февраля 2009 года администрация муниципального образования «Савинское» разместила в газете «Плесецкие новости» извещение № 2009.02122МО-1 о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества, принадлежащего на правах собственности муниципальному образованию «Савинское» по следующим лотам:

Лот № 1 Объекты теплоснабжения и энергоснабжения;

Лот № 2 Очистные сооружения водоотведения;

Лот № 3 Объекты водоснабжения;

Лот № 4 Административное здание;

Лот № 5 Здание бани;

Лот № 6 Здание прачечной;

Лот № 7 Нежилое помещение ул. Октябрьская, 5 (133,4 кв. м.);

Лот № 8 Нежилое помещение ул. Октябрьская, 9;

Лот № 9 ул. Октябрьская, 5 (277,7 кв. м.);

Лот № 10 Нежилое помещение ул. Цементников, 15.

ООО «Савинскжилсервис» подало заявку на участие в открытом конкурсе на право заключения договора аренды муниципального имущества по лоту № 1.

07 мая 2009 года администрация муниципального образования «Савинское» направила в адрес ООО «Савинскжилсервис» письмо № 570, из которого следует, что в связи с тем, что объявленный конкурс на право заключения договора аренды муниципального имущества признан несостоявшимся администрация муниципального образования «Савинское» предлагает Обществу заключить договор аренды муниципального имущества, предназначенного для производства бесперебойной передачи тепловой энергии, горячей и холодной воды, канализация и очистка сточных вод, эксплуатации и обслуживания коммунальной инфраструктуры на условиях, объявленных в конкурной документации.

01 августа 2009 года между муниципальным образованием «Савинское», в лице главы муниципального образования «Савинское» (Арендодатель) и ООО «Савинскжилсервис» (Арендатор) был заключен договор аренды объектов муниципального коммунального хозяйства № 119/А-09.

В силу пункта 1.2 данного договора, арендодатель передает, а Арендатор принимает во временное владение и пользование имущество, относящееся к объектам теплоснабжения и электроснабжения: здание производственной котельной, здание наносной канализационной станции у котельной, здание трансформаторной подстанции, дизельная, сооружение дымовой трубы производственной котельной.

08 апреля 2010 года между муниципальным образованием «Савинское», в лице главы муниципального образования «Савинское» (Арендодатель) и ООО «Савинскжилсервис» (Арендатор) был заключен договор аренды объектов муниципального коммунального хозяйства № 102/А-2010.

Пунктом 1.2 договора от 08.04.2010 № 102/А-2010 определено, что Арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование следующее имущество: канализационно очистные сооружения (КОС), сроком на 11 месяцев (пункт 1.4 данного договора).

Согласно договору аренды объектов муниципального коммунального хозяйства от 09 марта 2011 № 68/А-2011, заключенному между муниципальным образованием «Савинское», в лице главы муниципального образования «Савинское» (Арендодатель) и ООО «Савинскжилсервис» (Арендатор), Арендодатель передал Арендатору канализационно-очистные сооружения, сроком на 11 месяцев.

10 февраля 2012 года между муниципальным образованием «Савинское», в лице главы муниципального образования «Савинское» (Арендодатель) и ООО «Савинскжилсервис» (Арендатор) был заключен договор аренды объектов муниципального коммунального хозяйства № 99/А-12.

Пунктом 1.2 договора от 10.02.2012 Арендодатель передает, а Арендатор принимает во временное владение и пользование следующее имущество: канализационно-очистные сооружения (КОС), сроком на 11 месяцев (пункт 1.4 данного договора).

 

В октябре 2012 года на сайте http://torgi.gov.ru было размещено извещение № 111012/0161749/02  о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды недвижимого имущества (очистные сооружения с земельным участком), находящегося в собственности муниципального образования «Савинское».

Согласно данному извещению, а также аукционной документации организатором данного аукциона являлась администрация муниципального образования «Савинское».

Заявки на участие в аукционе подали ООО «Савинскжилсервис» и ООО «Кадо».

01.11.2012 заявки вышеуказанных претендентов были рассмотрены, о чем составлен протокол № 111012/0161749/02, согласно которому аукционная комиссия не допустила ООО «Кадо» к участию в аукционе по причине несоответствия заявки требованиям п. 12.2.1 аукционной документации и п.п. 1 п. 24 Правил, утвержденных Приказом Федеральной антимонопольной службой от 10.02.2010 № 67.

В частности, причиной отказа в допуске ООО «Кадо» к участию в аукционе послужило указание обществом в своей заявке недостоверных сведений (согласно пояснениям представителя организатора торгов – информация о наличии разрешительных и нормативных документов на эксплуатацию канализационно-очистных сооружений).

Данный открытый аукцион на право заключения договора аренды недвижимого имущества МО «Савинское» (извещение № 111012/0161749/02) рассматривался Архангельским УФАС России в рамках дела № 44т-12 в порядке, установленном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Решением Комиссии Архангельского УФАС России по делу № 44т-12 от 27.11.2012 со стороны организатора торгов − Администрации муниципального образования «Савинское» при организации и проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды недвижимого имущества МО «Савинское» по извещению № 111012/0161749/02, признано нарушение требования пунктов 20, 111 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67, а также часть 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которое выразилось в установлении дополнительного требования о наличии разрешительных и нормативных документов на эксплуатацию канализационно-очистных сооружений.

Комиссия Архангельского УФАС России выдала Организатору торгов - администрации муниципального образования «Савинское» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, а именно: в срок до 14.12.2012 аннулировать открытый аукцион на право заключения договора аренды недвижимого имущества МО «Савинское» по извещению № 111012/0161749/02.

В рамках исполнения предписания администрация муниципального образования «Савинское» письмом от 13 декабря 2012 года № 3310 сообщила Управлению об исполнении выданного предписания, направив копию распоряжения администрации муниципального образования «Савинское» от 11.12.2012 № 242, а также распечатку с официального сайта http://torgi.gov.ru об аннулировании открытого аукциона на право заключения договора аренды недвижимого имущества (очистные сооружения с земельным участком) по извещению № 111012/0161749/02.

В тоже время глава администрации муниципального образования «Савинское» и ООО «Савинскжилсервис», зная об аннулировании торгов, 13 декабря 2012 года подписали договор аренды муниципального коммунального хозяйства № 165/А-13, по которому администрация муниципального образования «Савинское» в лице главы муниципального образования «Савинское» передала рассматриваемое муниципальное имущество ООО «Савинскжилсервис» без проведения процедуры торгов сроком на 11 месяцев со дня подписания актов приема-передачи к договору.

Позднее, 13 ноября 2013 года муниципальное образование «Савинское» в лице временно исполняющего обязанности главы муниципального образования «Савинское» вновь передало муниципальное имущество канализационно-очистные сооружения (КОС) ООО «Савинскжилсервис» по договору аренды объектов муниципального коммунального хозяйства № 337/А-13, сроком на 11 месяцев.

 

Порядок заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, установлен Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В соответствии со статьей 17.1 указанного закона заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения торгов, за исключением случаев, установленных в частях 1, 3.1, 9 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Пункт 8 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусматривает в качестве исключения из общего правила предоставление указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно пункту 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83, под сетями инженерно-технического обеспечения понимается совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, под технологически связанными сетями - принадлежащие на праве собственности или ином законном основании организациям сети инженерно-технического обеспечения, имеющие взаимные точки присоединения и участвующие в единой технологической системе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения; под точкой подключения понимается место соединения сетей инженерно-технического обеспечения с устройствами и сооружениями, необходимыми для присоединения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к системам тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.

 

В силу Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой и технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение). Канализационная сеть – это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.

Как следует из положения нормы пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

 

В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» тепловая сеть - это совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.

Для целей теплоснабжения сетью инженерно-технического обеспечения являются тепловые сети, предназначенные для доведения тепловой энергии (теплоносителя) от источника выработки до потребителей.

Таким образом, к сетям инженерно-технического обеспечения относятся имущественные объекты, в том числе сооружения, предназначенные для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений, используемые для выполнения функций снабжения энергией.

Учитывая изложенное, канализационно-очистные сооружения не являются и не могут являться частью сети теплоснабжения (и наоборот).

 

В данном случае к сетям инженерно-технического обеспечения относятся тепловые сети, непосредственно используемые для снабжения потребителей тепловой энергией, а к сетям кализационно-очистных сооружений - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.

По мнению Комиссии Архангельского УФАС России, письмо Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области от 06.06.2014 № 203/08-18/3134, на которое в ходе рассмотрения дела № 01-14 ссылались лица, участвующие в деле, не свидетельствует о том, что передаваемое администрацией муниципального образования «Савинское» имущество, является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

В данном письме речь идет о том, что источником теплоснабжения в пос. Савинский является центральная котельная, которая оборудована паровыми котлоагрегатами. Для выработки пара используется вода, подаваемая в котельную из системы центрального водоснабжения поселка. Забираемая вода используется для выработки тепловой энергии: в соответствии с технологическим процессом производится подпитка колоагрегатов очищенной и химически подготовленной водой. Вода также используется на технологические нужды котельной (охлаждение насосов, продувку колов) и на хозбытовые нужды (для персонала). Использованная в процессе производства тепловой энергии вода сбрасывается в центральную систему канализации поселка с последующим направлением её для очистки на очистные сооружения сточных вод.

Производимый котельной теплоноситель подается по замкнутой сети теплоснабжения в жилые дома поселка и на объекты промышленности и социальной сферы для отопления и организации горячего водоснабжения. Горячая вода после использования населением, на социальных и производственных объектах сбрасывается в центральную систему водоотведения поселка с последующей очисткой на очистных сооружениях сточных вод поселка.

В летний период отработанный сетевой теплоноситель используется для промывки систем теплоснабжения жилого фонда и теплотрасс. Промывная вода из систем теплоснабжения сбрасывается в центральную систему канализации с последующей перекачкой на очистные сооружения сточных вод поселка.

Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области в данном письме считает, что исходя из сложившейся ситуации с обеспечением коммунальной инфраструктурой объектов на территории поселка Савинский системы и объекты водоснабжения и водоотведения взаимосвязаны с системой и объектами теплоснабжения поселка и используются для производства тепловой энергии, необходимой для оказания услуг по теплоснабжению и обеспечению горячей водой населения, промышленных предприятий и организаций социальной сферы поселка Савинский.

Кроме того, в положении о Министерстве топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, утвержденном постановлением Правительства Архангельской области от 03.04.2012 N 128-пп, отсутствуют полномочия по даче заключений по рассматриваемому вопросу.

 

Учитывая изложенное, исключение, предусмотренное п. 8 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в рассматриваемом случае применяться не может.

 

С учетом изложенного, распоряжение муниципальным имуществом (канализационно-очистные сооружения) должно было быть осуществлено с соблюдением требований ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» - путем проведения торгов на право заключения договора аренды рассматриваемого имущества.

На основании статьи 41.1 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 данного закона.

В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Договор аренды систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных данным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор.

 

Объекты жилищно-коммунального хозяйства, как имущественный комплекс, представляют собой ограниченный ресурс, и приобретение права владения или пользования объектами коммунальной инфраструктуры предопределяет возможность входа на соответствующий рынок.

Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к государственному и муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц. Кроме того, поскольку передача объектов коммунальной инфраструктуры в пользование затрагивает общественные интересы, проведение торгов обеспечивает выбор наиболее эффективного правообладателя.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Из положений части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении данной нормы права является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

В данном случае распоряжение муниципальным имуществом (канализационно-очистные сооружения) должно было быть осуществлено с соблюдением требований статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и статьи 41.1 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении».

Таким образом, администрация муниципального образования «Савинское», не осуществив процедуру торгов на право заключения договоров аренды муниципального имущества канализационно-очистных сооружений, следствием чего стало возможным заключение договоров с ООО «Савинскжилсервис» от 10.02.2012 № 99/А-12; от 13.12.2012 № 165/А-13 и от 13.11.2013 № 337/А-13 без проведения торгов, нарушила часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Положения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» имеют ту же направленность, что и положения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» - запрет соглашений между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В силу буквального толкования названной статьи она предусматривает прямой запрет на любые соглашения органа власти и хозяйствующего субъекта, которые могут оказать негативное влияние на конкуренцию.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно части 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В ходе рассмотрения настоящего дела было установлено, что при проведении администрацией муниципального образования «Савинское» публичных процедур – торгов на право заключения договора аренды недвижимого имущества (очистные сооружения с земельным участком) по извещению № 111012/0161749/02 в 2012 году желающие, помимо ООО «Савинскжилсервис», осуществлять деятельность по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения были, в частности, ООО «Кадо». Однако, в результате действий администрации муниципального образования «Савинкое» ООО «Кадо» не смогло получить доступ на рынок водоснабжения и водоотведения.

Необходимо отметить, что при рассмотрении Комиссией Архангельского УФАС России указанного выше открытого аукциона на право заключения договора аренды недвижимого имущества МО «Савинское» (извещение № 111012/0161749/02) в рамках дела № 44т-12, рассмотренного в порядке, установленным статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», были выявлены следующие нарушения: В качестве приложения № 3 к аукционной документации, утвержденной главой Администрации МО «Савинское» (организатор торгов), была установлена форма заявки на участие в аукционе.

Пункт 14 указанной формы заявки содержал следующую формулировку − «гарантируем, что у ________ имеются разрешительные и нормативные документы на эксплуатацию канализационно-очистных сооружений (копии прилагаются по желанию)».

Согласно пункту 120 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67 (далее – Плавила), заявка на участие в аукционе подается в срок и по форме, которые установлены документацией об аукционе. Несоблюдение данной нормы может явиться основанием для отказа в участии в аукционе.

Учитывая изложенное, каждый претендент на участие в рассматриваемых торгах, подавая соответствующую заявку, обязан был указать на наличие у него разрешительных и нормативных документов на эксплуатацию канализационно-очистных сооружений, что фактически свидетельствует о дополнительном требовании, установленном Администрацией МО «Савинское» для потенциальных участников аукциона.

В соответствии с пунктом 111 Правил не допускается включение в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к объему, перечню, качеству и срокам работ, которые необходимо выполнить в отношении государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, а также требований к качеству, техническим характеристикам, товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых происходит с использованием такого имущества) требований к участнику аукциона (в том числе требований к квалификации участника аукциона, включая наличие у участника аукциона опыта работы), а также требований к его деловой репутации, требований наличия у участника аукциона производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и иных ресурсов.

Принимая во внимание, что предметом аукциона являлось не оказание услуг, а право аренды муниципального недвижимого имущества (очистные сооружения с земельным участком), что не исключает возможности привлечения победителем торгов иных лиц для непосредственного использования данного имущества по назначению, установив требование о наличии у лиц, которые имеют намерение подать заявку на участие в аукционе, разрешительных и нормативных документов на эксплуатацию канализационно-очистных сооружений, Администрация МО «Савинское» нарушила положения пункта 111 Правил.

Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок, если организаторами или заказчиками торгов, запроса котировок являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок.

Таким образом, администрацией муниципального образования «Савинское» было необоснованно установлено дополнительное требование о наличии разрешительных и нормативных документов на эксплуатацию канализационно-очистных сооружений и, тем самым, ограничен круг потенциальных участников рассматриваемого аукциона.

Исполнив предписание об аннулировании торгов в связи с установленными нарушениями, администрация муниципального образования «Савинское» вновь необоснованно отказалась от организации проведения торгов в отношении муниципального имущества, результатом чего явилось заключение договоров от 13 декабря 2012 года № 165/А-13 и от 13 ноября 2013 года № 337/А-13.

Необходимо отметить, что проведение торгов на право заключения договора аренды на объекты жилищно-коммунального хозяйства направлено не только на обеспечение экономически эффективного использования публичной собственности, но и на обеспечение справедливой, а не произвольной передачи такого имущества тем или иным лицам посредством отбора хозяйствующего субъекта – будущего арендатора – в открытой процедуре в условиях конкуренции.

С учетом изложенного глава муниципального образования «Савинское» и ООО «Савинскжилсервис» заключили соглашения – договоры от 10.02.2012 № 99/А-12, от 13.12.2012 № 165/А-13; от 13.11.2013 № 337/А-13, в отсутствие процедуры торгов в случае, когда проведение торгов установлено законом, что не может не влиять на конкуренцию на рынке услуг водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Савинское».

Вышеизложенное свидетельствует о нарушении главой муниципального образования «Савинское» и ООО «Савинскжилсервис» требований статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которая устанавливает запрет на соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

 

В ходе рассмотрения дела № 01-14 лица, участвующие в деле сообщили, что муниципальное имущество по договорам аренды от 25.04.2007 № 1, от 06.06.2008 № 2008/06, от 01.05.2009 № 119/А-09 передавалось ООО «Савинскжилсервис» единым комплексом, имущество, относящееся к тепловому хозяйству, водоснабжению, канализации, сбору и вывозу твердых бытовых отходов.

С 08 апреля 2010 года канализационно-очистные сооружения передавались в аренду ООО «Савинскжилсервис» отдельно как самостоятельный объект.

Распоряжение муниципальным имуществом (канализационно-очистные сооружения) должно было быть осуществлено с соблюдением требований ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» - путем проведения торгов на право заключения договора аренды рассматриваемого имущества.

Согласно положениям статьи 41.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.

Учитывая изложенное, в результате заключения договоров от 10.02.2012 № 99/А-12, от 13.12.2012; № 165/А-13; от 13.11.2013 № 337/А-13 ООО «Савинскжилсервис» получило право пользования муниципальным имуществом, предназначенным для оказания услуг водоснабжения и водоотведения, без торгов.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1–4 статьи 41, статьей 49 и 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать со стороны администрации муниципального образования «Савинское» нарушение требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в непроведении торгов на право заключения договоров аренды муниципального имущества канализационно-очистных сооружений, результатом чего стало возможным заключение договоров от 10.02.2012 № 99/А-12, от 13.12.2012 № 165/А-13 и от 13.11.2013 № 337/А-13 без проведения торгов.

2. Выдать администрации муниципального образования «Савинское» предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно: определить лицо, в пользование которого может быть передано муниципальное имущество канализационно-очистные сооружения, в соответствии с действующим законодательством.

Установить срок исполнения предписания – до 20 декабря 2014 года.

Срок представления информации об исполнении предписания – до 20 декабря 2014 года.

3. Признать нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» со стороны главы муниципального образования «Савинское» и ООО «Савинскжилсервис», выразившееся в заключении соглашений - договоров аренды муниципального имущества канализационно-очистных сооружений от 10.02.2012 № 99/А-12; от 13.12.2012 № 165/А-13 и от 13.11.2013 № 337/А-13 без проведения торгов.

4. Выдать главе муниципального образования «Савинское» и ООО «Савинскжилсервис» предписание о прекращении соглашения, нарушающего антимонопольное законодательство, а именно прекратить действие договора от 13.11.2013 № 337/А-13.

Срок представления информации об исполнении предписания – до 20 декабря 2014 года.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель комиссии:

 

Бугаев Д.В.

 

Члены комиссии:

 

Нестеренко Е.В.

 

 

 

Красильникова Е.И.

 

 

 

Десяткова Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны