Решение б/н решение 24-18 от 23 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

Дело № 24-18


 

Ответчик:

Администрация МО «Вельский муниципальный район»

165150, Архангельская область, Вельский район, г. Вельск, ул. Советская, 52/15

 

Заинтересованное лицо:

ООО «Водоканал»

165150, Архангельская область, Вельский район, г. Вельск, ул. Набережная, д. 20Г, офис 7

       
       
 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

 

г. Архангельск

 

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 22 января 2019 года

В полном объеме решение изготовлено 23 января 2019 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Архангельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель

-

Бугаев Д.В.

Руководитель Архангельского УФАС России

Член комиссии

-

Нестеренко Е.В.

Начальник отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России

Член комиссии

-

Красильникова Е.И.

Главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России

Член комиссии

-

Шахов А.Ю.

Главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России

рассмотрев дело № 24-18, возбужденное в отношении администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» по признакам нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в отсутствие представителей ответчика и заинтересованного лица, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте его рассмотрения,

УСТАНОВИЛА:

В августе 2017 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Архангельское УФАС России) были рассмотрены поступившие из прокуратуры Вельского района материалы об имеющихся признаках нарушения антимонопольного законодательства при передаче администрацией МО «Вельский муниципальный район» (в лице комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами) муниципального имущества ООО «Водоресурс» по соглашению от 01.11.2016 о передаче в пользование имущества для оказания услуг водоснабжения и водоотведения населению, организациям на территории МО «Благовещенское», МО «Верхнешоношское», МО «Липовское», МО «Пакшеньгское», МО «Пежемское», МО «Попонаволоцкое», МО «Пуйское», МО «Солгинское», МО «Судромское», МО «Тегринское», МО «Усть-Вельское», МО «Усть-Шоношское».

На основании пункта 3 части 8 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» и в порядке, установленном статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения представленных материалов Архангельское УФАС России выдало администрации МО «Вельский муниципальный район» предупреждение от 15.08.2017 № 51ш-2017 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 указанного закона.

Согласно данному предупреждению администрации МО «Вельский муниципальный район» необходимо было в срок до 01 декабря 2017 года устранить причины и условия, способствовавшие возникновению нарушения антимонопольного законодательства, и принять меры по устранению последствий такого нарушения, а именно: внести соответствующие изменения или отменить постановления администрации МО «Вельский муниципальный район» от 02.11.2016 №№ 1166, 1167, 1169, 1171, 1172, 1173, 1174, 1175, 1176, 1177, 1178, 1187, от 09.11.2016 №№ 1219, 1221, 1225, 1229, 1231, 1233, 1235, 1237, 1239, 1241, 1243, 1245, от 09.11.2016 №№ 1220, 1222, 1226, 1230, 1232, 1234, 1236, 1238, 1240, 1242, 1244, 1246, а также принять меры, направленные на прекращение неправомерного (в нарушение требований Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении») использования ООО «Водоресурс» предназначенного для водоснабжения и водоотведения муниципального имущества, переданного обществу по соглашению от 01.11.2016 о передаче в пользование имущества для оказания услуг водоснабжения и водоотведения населению, организациям на территории МО «Благовещенское», МО «Верхнешоношское», МО «Липовское», МО «Пакшеньгское», МО «Пежемское», МО «Попонаволоцкое», МО «Пуйское», МО «Солгинское», МО «Судромское», МО «Тегринское», МО «Усть-Вельское», МО «Усть-Шоношское», за исключением муниципального имущества, в отношении которого имеется неисполненное предписание, выданное администрации МО «Вельский муниципальный район» в рамках дела № 12-16, обеспечив равный доступ хозяйствующих субъектов к рассматриваемому муниципальному имуществу на условиях концессии путем организации и проведения торгов в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

С учетом определений Архангельского УФАС России от 12.12.2017, от 16.05.2018 срок выполнения данного предупреждения был продлен до 15.09.2018.

 

В феврале 2018 года Архангельское УФАС России были рассмотрены поступившие из Агентства по тарифам и ценам Архангельской области материалы об имеющихся признаках нарушения антимонопольного законодательства при передаче администрацией МО «Вельский муниципальный район» (в лице комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами) муниципального имущества ООО «Водоканал» по договору аренды объектов водоснабжения и канализации от 28.09.2017, по которому обществу были переданы объекты водоснабжения и водоотведения МО «Вельское», МО «Аргуновское», МО «Благовещенское», МО «Верхнешоношское», МО «Верхнеустькулойское», МО «Липовское», МО «Муравьевское», МО «Пакшеньгское», МО «Пежемское», МО «Попонаволоцкое», МО «Пуйское», МО «Солгинское», МО «Судромское», МО «Тегринское», МО «Усть-Вельское», МО «Усть‑Шоношское».

На основании пункта 3 части 8 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» и в порядке, установленном статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения представленных материалов Архангельское УФАС России выдало администрации МО «Вельский муниципальный район» предупреждение от 09.02.2018 № 03ш-2018 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 указанного закона.

Согласно данному предупреждению администрации МО «Вельский муниципальный район» необходимо было в срок до 03 мая 2018 года устранить причины и условия, способствовавшие возникновению нарушения антимонопольного законодательства, и принять меры по устранению последствий такого нарушения, а именно: внести соответствующие изменения или отменить постановления администрации МО «Вельский муниципальный район» от 27.09.2017 № 1309, от 28.09.2017 №№ 1332, 1333, 1334, 1335, 1336, 1337, 1338, 1339, 1340, 1341, 1342, 1343, 1344, 1345, 1346, 1347, а также принять меры, направленные на прекращение неправомерного (в нарушение требований Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении») использования ООО «Водоканал» предназначенного для водоснабжения и водоотведения муниципального имущества, переданного обществу по договору аренды объектов водоснабжения и канализации от 28.09.2017, за исключением муниципального имущества, в отношении которого имеется неисполненное предписание, выданное администрации МО «Вельский муниципальный район» в рамках дела № 12-16, а также невыполненное предупреждение от 15.08.2017 № 51ш-2017, обеспечив равный доступ хозяйствующих субъектов к рассматриваемому муниципальному имуществу в соответствии с требованиями действующего законодательства.

С учетом определения Архангельского УФАС России от 16.05.2018 срок выполнения данного предупреждения был продлен до 15.09.2018.

Таким образом, администрации МО «Вельский муниципальный район» надлежало выполнить предупреждение от 15.08.2017 № 51ш-2017, а также предупреждение от 09.02.2018 № 03ш-2018, которые, учитывая рассматриваемое имущество, взаимосвязаны между собой, в срок до 15.09.2018.

Однако, в установленный срок информации о выполнении предупреждения от 15.08.2017 № 51ш-2017 администрация МО «Вельский муниципальный район» не представила.

В отношении же предупреждения от 09.02.2018 № 03ш-2018 администрация МО «Вельский муниципальный район» направила очередное ходатайство от 10.09.2018 № 01-54/2788 (поступило в Архангельское УФАС России 19.09.2018) о продлении срока его выполнения.

Вместе с тем необходимость передачи муниципального имущества с учетом требований статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», которой установлено, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, возникла у администрации МО «Вельский муниципальный район» более года назад.

С момента возникновения данной необходимости у администрации МО «Вельский муниципальный район» было достаточно времени для проведения всех необходимых для этого мероприятий.

Принимая во внимание названные обстоятельства, основания для удовлетворения ходатайства администрации МО «Вельский муниципальный район» о продлении срока выполнения предупреждения от 09.02.2018 № 03ш-2018 отсутствовали.

Согласно части 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Учитывая изложенное, в отношении администрации МО «Вельский муниципальный район» 28 сентября 2018 года было возбуждено дело № 24-18 по признакам нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Дело было назначено к рассмотрению на 02.11.2018.

 

В представленных в рамках дела № 24-18 пояснениях (письмо от 29.10.2018 № 01‑54/3323) администрация МО «Вельский муниципальный район» указала, что невыполнение предупреждения от 15.08.2017 № 51ш-2017 и предупреждения от 09.02.2018 № 03ш-2018 в части обеспечения равного доступа хозяйствующих субъектов к предназначенному для водоснабжения и водоотведения муниципальному имуществу связано с длительностью процедуры, которая необходима для проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Кроме того, по мнению администрации МО «Вельский муниципальный район», само по себе требование об обеспечении равного доступа хозяйствующих субъектов к муниципальному имуществу на условиях концессии является незаконным, поскольку полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются ими самостоятельно.

В данном случае объекты водоснабжения и водоотведения передавались хозяйствующим субъектам в целях предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации на территории соответствующих муниципальных образований (поселений).

Администрация МО «Вельский муниципальный район» также отметила, что в настоящее время ведется работа по подготовке к заключению концессионных соглашений в отношении рассматриваемых объектов ЖКХ.

 

ООО «Водоканал» пояснений не представило.

 

По итогам заседания комиссии Архангельским УФАС России было принято решение об отложении рассмотрения дела № 24-18 на 18.12.2018 в связи с необходимостью дополнительного изучения его обстоятельств, а также получением дополнительной информации.

 

К заседанию комиссии, состоявшемуся 18.12.2018, администрация МО «Вельский муниципальный район» с письмом от 14.12.2018 № 3871 представила копии дополнительных соглашений от 01.09.2018 и от 03.09.2018 к действующему договору аренды объектов водоснабжения и канализации от 28.09.2017, который был заключен с ООО «Водоканал».

По дополнительному соглашению от 01.09.2018 ООО «Водоканал» в дополнение к уже имеющимся объектам были переданы также объекты водоснабжения и водоотведения МО «Ракуло-Кокшеньгское».

Согласно дополнительному соглашению от 03.09.2018 из имущества, ранее переданного ООО «Водоканал» по договору аренды объектов водоснабжения и канализации от 28.09.2017, были исключены сети водопровода (кадастровый номер <...> :01:000000:3482), расположенные на территории МО «Вельское».

 

В письме от 04.12.2018 № 2018 ООО «Водоканал» сообщило о том, что осуществляет свою деятельность по водоснабжению и водоотведению на территории МО «Вельский муниципальный район» на основании договора аренды от 28.09.2017 с 01 октября 2017 года.

ООО «Водоканал» было подготовлено предложение о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения.

Данное предложение с проектом концессионного соглашения были направлены в администрацию МО «Вельский муниципальный район» (вх. № 01-39/423 от 01.06.2018). Ответа на указанное предложение ООО «Водоканал» не получило.

 

18.12.2018, рассмотрев дело № 24-18, комиссия Архангельского УФАС России пришла к выводу о наличии в материалах дела достаточных доказательств, указывающих на наличие признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» в действиях (бездействии) администрации МО «Вельский муниципальный район», в связи с чем имелись правовые основания для принятия заключения об обстоятельствах дела, предусмотренного статьей 48.1 данного закона.

Согласно статье 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в случае принятия заключения об обстоятельствах дела о нарушении антимонопольного законодательства подлежит отложению. Копия заключения об обстоятельствах дела направляется лицам, участвующим в деле, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения определения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. При этом дата очередного рассмотрения дела не может быть назначена ранее чем через пять рабочих дней со дня направления лицам, участвующим в деле, копии заключения об обстоятельствах дела.

С учетом изложенного, Архангельским УФАС России было принято решение об отложении рассмотрения дела № 24-18 на 22.01.2019. Лицам, участвующим в деле, были направлены копии заключения об обстоятельствах дела № 24-18, а также предложено представить возражения на заключение об обстоятельствах дела № 24-18 (при наличии), дополнительные документы и материалы, которые, по их мнению, необходимы для полного, всестороннего и объективного его рассмотрения.

 

Письмом от 11.01.2019 № 01-54/45 администрация МО «Вельский муниципальный район» представила возражения на заключение об обстоятельствах дела № 24-18, указав на доводы, которые уже были изложены ранее. ООО «Водоканал» возражений, а также каких‑либо иных дополнительных пояснений не представило.

22.01.2019 дело № 24-18 рассмотрено комиссией Архангельского УФАС России по существу с учетом следующего.

В настоящее время водоснабжение и водоотведение на территории МО «Вельский муниципальный район» осуществляет ООО «Водоканал» на основании заключенного с администрацией МО «Вельский муниципальный район» договора аренды объектов водоснабжения и канализации от 28.09.2017.

Заключенное ранее с ООО «Водоресурс» соглашение от 01.11.2016 о передаче в пользование имущества для оказания услуг водоснабжения и водоотведения населению, организациям на территории МО «Благовещенское», МО «Верхнешоношское», МО «Липовское», МО «Пакшеньгское», МО «Пежемское», МО «Попонаволоцкое», МО «Пуйское», МО «Солгинское», МО «Судромское», МО «Тегринское», МО «Усть‑Вельское», МО «Усть-Шоношское», которое было предметом предупреждения от 15.08.2017 № 51ш-2017, было расторгнуто 15.09.2017.

По действующему договору аренды объектов водоснабжения и канализации от 28.09.2017 (с учетом всех дополнительных соглашений) администрация МО «Вельский муниципальный район» передала ООО «Водоканал» во временное пользование и владение муниципальное имущество, предназначенное для оказания услуг водоснабжения и водоотведения населению и иным потребителям МО «Вельское», МО «Аргуновское», МО «Благовещенское», МО «Верхнешоношское», МО «Верхнеустькулойское», МО «Липовское», МО «Муравьевское», МО «Пакшеньгское», МО «Пежемское», МО «Попонаволоцкое», МО «Пуйское», МО «Ракуло-Кокшеньгское», МО «Солгинское», МО «Судромское», МО «Тегринское», МО «Усть-Вельское», МО «Усть‑Шоношское».

Торги при заключении вышеназванного договора аренды от 28.09.2017 не проводились.

Нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения и подлежащими исполнению органами власти и органами местного самоуправления, установлен специальный порядок передачи прав владения и (или) пользования соответствующими объектами ЖКХ, находящимися в государственной или муниципальной собственности.

В частности, с момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения и водоотведения осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Как следует из части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

При этом частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении установлено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Объекты водоснабжения и водоотведения, переданные ООО «Водоканал» по последнему действующему в настоящее время договору аренды от 28.09.2017, входят в состав централизованной системы водоснабжения и водоотведения соответствующих поселений МО «Вельский муниципальный район».

Таким образом, принимая во внимание, что срок ввода в эксплуатацию рассматриваемых объектов водоснабжения и водоотведения в данном случае превышает пять лет, соответственно, согласно части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении передача прав владения и (или) пользования указанными объектами должна была быть осуществлена по концессионному соглашению.

В свою очередь, статьей 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» предусмотрено, что концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

При этом, как следует из части 33 статьи 41.1 Закона о водоснабжении договор, аренды централизованных системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 23 данной статьи, является ничтожным.

Необходимо отметить, что закон о концессионных соглашениях предусматривает определенный перечень требований к содержанию и условиям концессионного соглашения. Круг отношений, регулируемых договором аренды и концессионным соглашением, различен. Предметом договора аренды является предоставлением объекта аренды в пользование за плату. Предмет концессионного соглашения предполагает осуществление деятельности с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения и реконструкцию (создание) такого объекта в период его использования.

Учитывая изложенное, при передаче ООО «Водоканал» предназначенного для водоснабжения и водоотведения муниципального имущества по договору аренды объектов водоснабжения и канализации от 28.09.2017 требования действующего законодательства были нарушены. Непроведение торгов в данном случае свидетельствует о создании для ООО «Водоканал» преимущественных условий доступа на рынок предоставления услуг водоснабжения и водоотведения соответствующих поселений МО «Вельский муниципальный район».

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление от 05.04.2011 № 14686/10) достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить право пользования муниципальным имуществом, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Объекты жилищно-коммунального хозяйства, как имущественный комплекс, представляют собой ограниченный ресурс и приобретение права владения или пользования объектами коммунальной инфраструктуры предопределяет возможность входа на соответствующий рынок.

Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора лица, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к государственному и муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц. Кроме того, поскольку передача объектов коммунальной инфраструктуры в пользование затрагивает общественные интересы, проведение торгов обеспечивает выбор наиболее эффективного правообладателя.

Нормативное закрепление процедуры торгов обеспечивает соблюдение принципа единства экономического пространства на территории Российской Федерации, расширения возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

Как следует из части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органами местного самоуправления при местном уровне реагирования вводится режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций специальными подразделениями МЧС.

В соответствии с частью 10 статьи 4.1 вышеуказанного закона при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций орган государственной власти или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 данной статьи, может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

Согласно тому же закону чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Организация обеспечения надлежащего водоснабжения и водоотведения потребителей не является обстоятельством, установленным Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в качестве чрезвычайной ситуации.

Таким образом, причины, по которым муниципальное имущество было передано ООО «Водоканал» (в том числе введение режима повышенной готовности), не имеют правового значения для установления факта нарушения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Достижение целей обеспечения населения и организаций услугами водоснабжения и водоотведения не исключает необходимости соблюдения требований статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», которой определен особый порядок распоряжения объектами водоснабжения и (или) водоотведения, находящимися в муниципальной собственности, в целях обеспечения равного доступа для всех заинтересованных лиц к такому имуществу.

Учитывая изложенное, действия, связанные с передачей ООО «Водоканал» без проведения торгов предназначенного для водоснабжения и водоотведения муниципального имущества по договору аренды объектов водоснабжения и канализации от 28.09.2017, свидетельствует о наличии со стороны администрации МО «Вельский муниципальный район» признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В данном случае защита определенной конкурентной среды (соперничества хозяйствующих субъектов) не может рассматриваться в отрыве от правомерности целей (результатов) соперничества и его условий, правовых требований к конкурентам. Недопустимо неправомерное ограничение конкуренции в отношении тех хозяйствующих субъектов, которые действуют на товарном рынке в соответствии с правовыми нормами и законными интересами других лиц, желают и готовы выйти на соответствующий товарный рынок, понимая, что деятельность на нем должна отвечать определенным юридическим, техническим (технологическим) и экономическим стандартам.

С позиции законодательства о защите конкуренции все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на товарном рынке, должны быть поставлены в равные условия с тем, чтобы каждый из них за счет самостоятельных действий был способен повлиять на условия обращения товара на товарном рынке, что одновременно исключает возможность одностороннего влияния какого-либо хозяйствующего субъекта на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции. Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции. Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Архангельским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 24-18.

На основании пункта 10.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка. При определении таких границ могут приниматься во внимание, в частности: границы территории, на которой осуществляют свои полномочия соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации; границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых оказали или могли оказать негативное влияние соответствующие акты, действия (бездействие); границы территорий, на которые поставляется товар и с которых поставляется товар;

г) оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия).

Согласно пункту 2.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

В рассматриваемой ситуации целью анализа являлась оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие передачи администрацией МО «Вельский муниципальный район» муниципального имущества, предназначенного для оказания услуг водоснабжения и водоотведения на территории МО «Вельское», МО «Аргуновское», МО «Благовещенское», МО «Верхнешоношское», МО «Верхнеустькулойское», МО «Липовское», МО «Муравьевское», МО «Пакшеньгское», МО «Пежемское», МО «Попонаволоцкое», МО «Пуйское», МО «Ракуло-Кокшеньгское», МО «Солгинское», МО «Судромское», МО «Тегринское», МО «Усть-Вельское», МО «Усть‑Шоношское».

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение). Под организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), понимается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем. Соответственно, продуктовыми границами рынка являются услуги водоснабжения.

Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры входит в сферу деятельности субъектов естественной монополии, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Определение продуктовых границ товарного рынка, находящегося в состоянии естественной монополии, производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в пункте 1 статьи 4 Федерального закона Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Таким образом, продуктовыми границами рассматриваемого товарного рынка являются услуги водоснабжения и водоотведения.

Географические границы рынка водоснабжения и водоотведения определяются границами присоединенных сетей. С технологической точки зрения невозможна ситуация, чтобы потребитель имел на выбор несколько сетей водоснабжения, сетей канализации. Прокладка дублирующих сетей не целесообразна, в виду значительных первоначальных капитальных вложений и длительных сроков окупаемости.

Учитывая изложенное, географическими границами рассматриваемого рынка являются границы присоединенных сетей на территории МО «Вельское», МО «Аргуновское», МО «Благовещенское», МО «Верхнешоношское», МО «Верхнеустькулойское», МО «Липовское», МО «Муравьевское», МО «Пакшеньгское», МО «Пежемское», МО «Попонаволоцкое», МО «Пуйское», МО «Ракуло-Кокшеньгское», МО «Солгинское», МО «Судромское», МО «Тегринское», МО «Усть-Вельское», МО «Усть‑Шоношское».

Доступ на рынок услуг водоснабжения и водоотведения обусловлен приобретением права владения и (или) пользования объектами коммунальной инфраструктуры, предназначенными для этих целей.

В данной ситуации товарным рынком является рынок оказания услуг по водоснабжению и водоотведению на территории МО «Вельское», МО «Аргуновское», МО «Благовещенское», МО «Верхнешоношское», МО «Верхнеустькулойское», МО «Липовское», МО «Муравьевское», МО «Пакшеньгское», МО «Пежемское», МО «Попонаволоцкое», МО «Пуйское», МО «Ракуло-Кокшеньгское», МО «Солгинское», МО «Судромское», МО «Тегринское», МО «Усть-Вельское», МО «Усть‑Шоношское».

Применительно к рынку водоснабжения и водоотведения необходимость правомерной конкурентной борьбы (соперничества) возникает при входе на товарный рынок, именно тогда, когда формируются законные условия определенной сферы обращения товара. При этом самостоятельные действия каждого из конкурентов, их соперничество предполагаются ранее, нежели товар вводится в оборот.

С учетом изложенного, предоставление без проведения торгов администрацией МО «Вельский муниципальный район» ООО «Водоканал» предназначенного для водоснабжения и водоотведения муниципального имущества по договору аренды объектов водоснабжения и канализации от 28.09.2017 привело к созданию преимуществ для данного общества, которое получило доступ на рынок оказания услуг по водоснабжению и водоотведению соответствующих муниципальных образований в приоритетном порядке, что свидетельствует о наличии признаков нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Как уже упоминалось ранее, еще до возбуждения дела № 24-18 администрации МО «Вельский муниципальный район» неоднократно предоставлялась возможность устранить признаки нарушения антимонопольного законодательства в рамках выданного предупреждения от 15.08.2017 № 51ш-2017, следствием невыполнения которого в части необходимости обеспечения равного доступа хозяйствующих субъектов к объектам водоснабжения и водоотведения стало, в том числе, заключение договора аренды от 28.09.2017, а также в рамках предупреждения от 09.02.2018 № 03ш-2018, в течение срока выполнения которого администрация вновь не обеспечила равный доступ к рассматриваемому муниципальному имуществу, тем самым не воспользовавшись предоставленной ей возможностью добровольно устранить допущенное нарушение.

Учитывая изложенное, а также руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1–4 статьи 41, статьей 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

1. Признать со стороны администрации МО «Вельский муниципальный район» (ИНН: 2907003416; ОГРН: 1022901219791; 165150, Архангельская область, Вельский район, г. Вельск, ул. Советская, 52/15) наличие нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении ООО «Водоканал» без проведения торгов предназначенного для водоснабжения и водоотведения муниципального имущества по договору аренды объектов водоснабжения и канализации от 28.09.2017, что стало следствием необеспечения своевременного равного доступа хозяйствующих субъектов к таким объектам в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

2. Выдать администрации МО «Вельский муниципальный район» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем устранения последствий такого нарушения, а именно: принять меры, направленные на прекращение неправомерного (в нарушение требований Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении») пользования ООО «Водоканал» предназначенным для водоснабжения и водоотведения муниципальным имуществом, переданным обществу по договору аренды объектов водоснабжения и канализации от 28.09.2017, возвратив соответствующее муниципальное имущество в казну.

Предписание исполнить в срок до 31.07.2019.

Информацию об исполнении предписания представить в срок до 31.07.2019.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Председатель комиссии:

 

Д.В. Бугаев

Члены комиссии:

 

Е.В. Нестеренко

Е.И. Красильникова

А.Ю. Шахов

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны