Решение №04-05/2195 см файл от 20 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 64юл-21

029/07/3-1089/2021

Заказчик (Организатор закупки):

АО «ПО «Севмаш»

Архангельское шоссе, дом 58, город Северодвинск,

Архангельская область, 164500

Е-mail: smp@sevmash.ru, umoz@sevmash.ru

Оператор электронной площадки:

АО «Сбербанк-АСТ»

119435, г. Москва, Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9

E-mail: ko@sberbank-ast.ru

Заявитель:

ООО "ЭнергоКом"

620075, Свердловская обл., г.Екатеринбург, ул. Первомайская, д.15, оф. 1002

E-mail: info@energocom.su

       
       
 

РЕШЕНИЕ

20 октября 2021 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

Цакулов Ю.Г.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы,

Члены комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель начальника отдела контроля закупок;

Толстова А.А.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

В присутствии представителей от:

Заявителя: Фитисова И.В. (доверенность от 18.10.2021 №б/н);

Заказчика: Чирцовой А.В. (доверенность от 21.12.2020 № 25);

УСТАНОВИЛА:

12 октября 2021 года в Архангельское УФАС России поступила жалоба ООО "ЭнергоКом" (далее – Заявитель) на действия комиссии, созданной заказчиком – АО «ПО «Севмаш» (далее – Заказчик), при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства №32110558659 на право заключения договора на выполнение работ по модернизации сети постоянного тока в цехе № 42 инв. № 2954 с установкой функционально выпрямительного комплекса ВК-2х4000 для электрозапитки заказа 210 АО «ПО «Севмаш».

Содержание жалобы:

Обжалуются действия комиссии, созданной Заказчиком, в связи с отклонением заявки Заявителя.

Указанное обстоятельство подпадает под основание для обжалования, определенное пунктом 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ «О закупках»).

Заказчиком представлены возражения на жалобу от 18.10.2021 № 80.31/3107.

Комиссия Архангельского УФАС России согласно статье 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрела жалобу с учетом следующего.

Акционерное общество «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» является заказчиком в понимании ФЗ «О закупках», который устанавливает общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ «О закупках», при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 ФЗ «О закупках» правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 ФЗ «О закупках» Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Из вышеизложенного следует, что ФЗ «О закупках» не содержит развернутых положений, касающихся порядка проведения конкретных процедур закупок, и оставляет данные вопросы на усмотрение заказчика.

На основании статьи 2 названного Федерального закона, в акционерном обществе принято Положение о закупке 67-001, одобренное Советом директоров АО «ПО «Севмаш» (протокол от 29.12.2018 № СД-50/2018) (далее – Положение о закупке).

Положение является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, иные связанные с обеспечением закупки положения.

16.08.2021 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства №32110558659 и документация о закупке на право заключения договора на выполнение работ по модернизации сети постоянного тока в цехе № 42 инв. №2954 с установкой функционально выпрямительного комплекса ВК-2х4000 для электрозапитки заказа 210 АО «ПО «Севмаш» (далее - документация о закупке).

Начальная (максимальная) цена договора – 132 803 996,54 руб.

31.08.2021, 06.09.2021 были внесены изменения в извещение и в документацию о закупке.

В соответствии с протоколом заседания закупочной комиссии №6385/18648/3652 от 05.10.2021 (дата проведения заседания закупочной комиссии 01.10.2021) о рассмотрении первых частей заявок на участие в конкурсе в электронном форме было подано 2 заявки от участников закупки с номерами заявок №№ 1018, 2976.

В ходе изучения материалов дела установлено, что заявка Заявителя была зарегистрирована под номером 1018.

Пунктом 3 части Г.4.1 Положения о закупке установлено: «заявки на участие в аукционе в электронной форме должны содержать информацию и документы, предусмотренные документацией о конкурентной закупке и подтверждающие соответствие участников аукциона в электронной форме квалификационным требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке».

Согласно протоколу заседания закупочной комиссии №6385/18648/3652 от 05.10.2021 (дата проведения заседания закупочной комиссии 01.10.2021) о рассмотрении первых частей заявок на участие в конкурсе в электронном форме, заявке участника под номером 1018 было отказано в допуске к участию в конкурсе в электронном форме в соответствии с В.1.4.6 Положения о закупке за несоответствие заявки на участие в конкурсе в электронном форме требованиям закупочной документации, а именно: «Представлен полный пакет документов первой части заявки. Не соответствует п.2.8 документации о закупке: в техническом предложении участника указано «выпрямительный агрегат на базе эквивалента устройства ЭПУ1 М-7-1-5647-00 УХЛ4-2 шт.» (требование закупочной документации (раздела 7 Технического задания и проектной документации 6385-ВК-ЭМ) – «выпрямительный агрегат на базе устройства ЭПУ1 М-7-1-5647-00 УХЛ4 – 2 шт.» Применение эквивалента не допускается.

1. Заявитель не согласен с решением закупочной комиссии, считает, что заявка №1018 соответствует документации о закупке.

В силу пункта 2 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Принцип равноправия по отношению к участникам закупки представляет собой конкретизацию общеправового принципа равенства всех перед законом и заключается в обращенном к заказчику требовании обеспечить равные права, равные возможности для всех участников закупки (равный доступ к информации, равные условия участия в закупке и т.д.), равное отношение к ним на всех стадиях процедуры закупки, указывает на недопустимость избирательного подхода к тем или иным участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 ФЗ «О закупках» не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктом 2.8.1 документации о закупке первая часть заявки на участие в конкурсе должна включать в себя:

«1) предложение участника в отношении предмета закупки, оформленное по форме 1 подраздела 8.1 в соответствии с требованиями раздела 7 «Техническое задание». Предложение участника в отношении предмета закупки должно содержать информацию о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения договора в соответствии с требованиями подраздела 2.11 к описанию поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, являющихся предметом закупки;

2) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги, являющихся предметом закупки, оценочным критериям, если перечень таких документов указан в пункте 4.1.33».

Разделом 7 «Техническое задание (Требования к продукции/предмету закупки)» документации о закупке определено: «Требования к продукции (предмету закупки) представлены в техническом задании № 63.64.31/547 (приложение № 1 к проекту договора)».

В разделе 7 «Требования к комплектности поставки» таблицы Приложения № 1 к проекту договора указано, в том числе: «1. В комплект поставки выпрямительного комплекса ВК-2х4000 должно входить: выпрямительный агрегат на базе устройств ЭПУ1 М-7-1- 5647-00 УХЛ4 – 2 шт…».

Закупочная комиссия, действуя в рамках своих полномочий, проверяя заявку Заявителя на соответствие техническому заданию, правомерно установила несоответствие заявки требованиям документации о закупке, поскольку в составе заявки Заявителя действительно был указан «выпрямительный агрегат на базе эквивалента устройства ЭПУ1 М-7-1-5647-00 УХЛ4-2 шт.».

Пунктом В.1.4.6 Положения о закупке установлено: при рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник процедуры закупки не допускается ЗК к участию в конкурсе в случае:

1) непредставления обязательных документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике процедуры закупки, а также предлагаемых участником процедуры закупки товарах, работах, услугах;

2) несоответствия участника процедуры закупки требованиям, установленным в закупочной документации;

3) непредставления обеспечения заявки на участие в конкурсе, если требование обеспечения таких заявок указано в закупочной документации;

4) несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям закупочной документации, в том числе наличие в таких заявках предложения о цене договора, превышающей начальную (максимальную) цену договора, начальную (максимальную) цену единицы продукции;

5) наличия сведений об участнике процедуры закупки в федеральных реестрах недобросовестных поставщиков, если такое требование установлено в документации процедуры закупки.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

2. Заявитель в своей жалобе указал, что Заказчик допустил нарушение пункта 3 части 6.1 статьи 3 ФЗ «О закупках» путем недопустимости применения эквивалента оборудования, что является ограничением конкуренции.

Согласно части 6.1 статьи 3 ФЗ «О закупках» при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами, в том числе:

«2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами».

В подпункте 3 пункта 7.5.1 части 7.1 «Способы закупок» Положения о закупке установлены аналогичные требования.

Согласно пояснениям Заказчика, в соответствии с разделом 5 Приложения № 1 к проекту договора работы по модернизации электрооборудования и сетей постоянного тока в цехе № 42 (инв. № 2954) для обеспечения электропитания заказа 210 выполняются согласно проектно-сметной документации: 6385-ВК-СМ, 6385-ВК-ЭМ. Наличие конкретного оборудования в спецификации к проектной документации является конструкторским решением и изменению не подлежит. На этапе разработки проектной документации Заказчиком совместно с АО «ЦТСС» протокольно утвержден тип выпрямительного комплекса. Эквивалент может обладать теми же техническими характеристиками, что и заявленное в проекте оборудование, но при различных режимах работы функционирование эквивалента может оказаться не соответствующим заявленным требованиям обеспечения заказа 210.

Проанализировав материалы дела, Архангельское УФАС России отмечает следующее.

Устройство «ЭПУ1 М-7-1- 5647-00 УХЛ4» расшифровывается как электро-питательная установка серии ЭПУ1 М-7, которая выпускается Чебоксарским электроаппаратным заводом.

В представленных Заказчиком в материалы дела Протоколах технического совещания по вопросу разработки рабочей документации по объекту «Техническое перевооружение стапельного и механомонтажного производств в обеспечение строительства четвертого и пятого поколений АПЛ Техническое перевооружение механомонтажного производства, объектов энергоснабжения и транспортной системы в цехах 50 и 55 – 2 этап» от 03.07.2014, от 23.07.2014, в которых, по мнению Заказчика, утвержден тип выпрямительного комплекса, указаны цеха №№50, 55.

Предметом закупки №32110558659 является выполнение работ по модернизации сети постоянного тока в цехе № 42 инв. №2954 с установкой функционально выпрямительного комплекса ВК-2х4000 для электрозапитки заказа 210 АО «ПО «Севмаш».

Рабочая документация «Электротехнические решения 6385-ВК-ЭМ» и «Сметная документация 6385-ВК-СМ» в своем составе не содержит указание на выпрямительный агрегат на базе устройств ЭПУ1 М-7-1- 5647-00 УХЛ4.

Соответственно, указание устройства ЭПУ1 М-7-1- 5647-00 УХЛ4 без применения слов "или эквивалент" не обусловлено конкретной причиной, попадающей под действие одного из подпунктов пункта 3 части 6.1 статьи 3 ФЗ «О закупках».

Указание в документации о закупке требования к товару влечет за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.

Таким образом, Заказчик нарушил пункты 2, 3 части 6.1 статьи 3 ФЗ «О закупках», подпункт 3 пункта 7.5.1 части 7.1 Положения о закупке.

В соответствии с частью 13 статьи 3 ФЗ «О закупках» рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Руководствуясь частью 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО "ЭнергоКом" обоснованной в части второго довода.

2. Признать Заказчика - АО «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие», нарушившим пункты 2, 3 части 6.1 статьи 3 ФЗ «О закупках», подпункт 3 пункта 7.5.1 части 7.1 Положения о закупке.

3. Заказчику, закупочной комиссии выдать предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О закупках», Положения о закупке.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии Ю.Г. Цакулов

Члены Комиссии О.С. Малышева

А.А. Толстова

Связанные организации

Связанные организации не указаны