Решение №04-05/3352 Дело № 233оз-20 029/06/64-563/2020 от 19 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 233оз-20

029/06/64-563/2020

Заказчик:

ГБУЗ Архангельской области «Коряжемская городская больница»

165650, Архангельская обл, г. Коряжма, ул. Архангельская, 54

E-mail: resurs.kgb@yandex.ru

Уполномоченный орган:

Контрактное агентство Архангельской области

163069, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18

Е-mail: dkp@dvinaland.ru

Оператор электронной площадки:

АО «Единая электронная торговая площадка»

119435, г. Москва, Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9

E-mail: ko@sberbank-ast.ru

Заявитель:

ООО "Медико-Производственная Компания "Елец"

399770, Липецкая обл., г.Елец, пер.Кирпичный, д.27

E-mail: mpk-marketing@mail.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

19 мая 2020 года г. Архангельск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Короткова И.Ю.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

Члены комиссии:

Толстова А.А.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Фарманова И.М.

Специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заявителя: Баранец Р.С. (доверенность от 14.05.2020 № 5);

Участника: Дорониной К.Р. (доверенность от 15.05.2020 № 27);

Уполномоченного органа: Панова О.И. (доверенность от 14.05.2020 № 55-Д).

Заказчик уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.

УСТАНОВИЛА:

12 мая 2020 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "Медико-Производственная Компания "Елец" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГБУЗ Архангельской области «Коряжемская городская больница» (далее – Заказчик), уполномоченного органа - Контрактного агентства Архангельской области (далее – Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку шприцев медицинских (извещение № 0124200000620001767).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 18.05.2020 № 4793.

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 14.05.2020 № 314-05-383.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика подготавливает документацию об электронном аукционе, и организует осуществление закупки.

17.04.2020 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0124200000620001767 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку шприцев медицинских (далее – документация об аукционе).

Начальная (максимальная) цена контракта – 2 963 260,00 рублей.

Оператор электронной площадки – АО «Единая электронная торговая площадка».

  1. По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно включены в один лот шприцы, совместимые с насосом марки Перфузор и шприцы общего назначения, что ведет к ограничению количества участников закупки.

На основании пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно части 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе», документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Исходя из смысла частей 1 и 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе», потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе» именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. ФЗ «О контрактной системе» не содержит норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

Вместе с тем, ФЗ «О контрактной системе» не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. Более того, указание в документации конкретных характеристик поставляемого товара предусмотрено законодательством о закупках. Ограничивает усмотрение заказчика только требование о недопустимости ограничения конкуренции.

В таблице раздела II «Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта» содержится описание объекта закупки, в том числе:

п/п

КТРУ

/ОКПД2

для сведения

Наименование, согласно

ОКПД/КТРУ

Технические характеристики товара.

Описание, технические характеристики, согласно ОКПД2/КТРУ.

Дополнительные характеристики.

10

32.50.13.110

Шприц

Шприц трехкомпонентный для шприцевых насосов 20 мл, с предустановленной иглой (14G, длина 30 мм), с винтовой насадкой Люэр лок, легко скользящая накладка поршня с двумя уплотнительными кольцами, нестираемая четкая градуировка. Используемые материалы: полипропилен, изопреновая резина, не содержит латекс. Положение канюли: центральное. Соединение: Люэр лок, внутренняя резьба. Совместим с насосами марки Перфузор, имеющимися у Заказчика.

11

32.50.13.110

Шприц

Шприц трехкомпонентный для шприцевых насосов 50 мл с предустановленной иглой (G14, длина 30 мм), с винтовой насадкой Люэр лок, легко скользящая накладка поршня с двумя уплотнительными кольцами, нестираемая четкая градуировка, расстояние между упорными планками цилиндра и плунжера не менее 32 мм. Используемые материалы: Полипропилен, изопреновая резина, не содержит латекс. Резистентность к давлению в системе: Не ниже 2 бар (1500 ммHg). Положение канюли: центральное.

Соединение: Люэр лок 6%, внутренняя резьба. Совместим с насосами марки Перфузор. В упаковке не менее 100 штук.

В объяснениях от 18.05.2020 № 4793 Заказчик пояснил, что установление характеристик товара обусловлено потребностями Заказчика и является его правом. ФЗ «О контрактной системе» не предусматривает ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика. При этом Заказчик не указывает товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя. Заказчиком получены коммерческие предложения от трех поставщиков: ИП Гуль А.Н., ООО «Медстандарт», ООО «НОВАМЕД СЗ», что по его мнению является подтверждением ограничения количества участников закупки.

Комиссия Архангельского УФАС России, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.

Документация об аукционе не усматривает, что осуществление закупки производится среди производителей товара. В аукционе может участвовать неограниченное количество поставщиков. Участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и требованиям Заказчика. Объективные причины невозможности приобретения товара с требуемыми Заказчику характеристиками Заявителем не представлены.

Кроме того, включение в техническое задание требований к закупаемому товару о наличии характеристики о совместимости «с насосами марки Перфузор» в соответствии с потребностью Заказчика, не противоречит действующему законодательству о контрактной системе.

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что руководство по эксплуатации шприцевых насосов Перфузор от компании B.Braun (Германия) предписывает использовать только такие комбинации оборудования, принадлежностей и расходных материалов, которые рекомендованы как совместимые. Руководством устанавливается перечень совместимых с данным оборудованием шприцев. Согласно данным перечням, рекомендованы расходные материалы (шприцы) следующих производителей: «Becton Dickinson» (США); «TERUMO» (Япония); «CODAN» (Великобритания); «Fresenius» (Германия); «Sherwood EU» (Англия).

Проанализировав материалы дела, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик при формировании технической части документации об аукционе в электронной форме руководствуется объективными потребностями и при этом соблюдает условия о недопущении ограничения количества участников закупки, что так же подтверждается коммерческими предложениями, на базе которых сформирована начальная максимальная цена контракта.

При таких обстоятельствах факт ограничения количества участников закупки Комиссией Архангельского УФАС России не установлен.

Таким образом, в действиях Заказчика нарушений ФЗ «О контрактной системе» не установлено.

2. По мнению Заявителя, шприцы общего назначения и шприцы для промывания сосудистого катетера являются технологически и функционально не связанными товарами, а их объединение в рамках одной закупочной процедуры неправомерно. Заявитель ссылается на то, что при включении в объект закупки шприцев для промывания сосудистого катетера, предварительно заполненных солевым раствором Заказчиком не предоставляется возможность поставки в отдельности препарата с устройством введения, что нарушает Постановление Правительства РФ "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 15.11.2017 №1380 (далее – Постановление № 1380).

В силу пункта 1 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 ФЗ «О контрактной системе», в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

В таблице раздела II «Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта» установлены требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товаров, необходимых к поставке, в том числе:

п/п

КТРУ

/ОКПД2

для сведения

Наименование, согласно

ОКПД/КТРУ

3

32.50.13.110-00004568

Шприц общего назначения

4

32.50.13.110-00004564

Шприц общего назначения

5

32.50.13.110-00004564

Шприц общего назначения

6

32.50.13.110-00004568

Шприц общего назначения

7

32.50.13.110-00004568

Шприц общего назначения

8

32.50.13.110-00004569

Шприц общего назначения

9

32.50.13.110-01369

Шприц для промывания сосудистого катетера

Согласно части 5 статьи 63 ФЗ «О контрактной системе» в извещении о проведении электронного аукциона, указывается информация наряду с информацией, указанной в статье 42 указанного Федерального закона.

Согласно пункту 10 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом, в том числе, следующая информация: информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 указанного Федерального закона;

Согласно части 3 статьи 14 ФЗ «О контрактной системе» в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.02.2015 № 102 (далее – Постановление № 102) установлены ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящий из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 Постановления № 102 установлено, что утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень № 1).

Согласно пункту 2.2 Постановления № 102 установлено, что для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень № 1 и не включенные в него.

Согласно информации, представленной в Перечне № 1 Постановления № 102 в код 32.50.13.110 включены следующие виды медицинских изделий: иглы хирургические; инструменты колющие; шприцы-инъекторы медицинские многоразового и одноразового использования с инъекционными иглами и без них.

Согласно сведениям ОКПД2 шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты имеют код 23.50.13.110.

Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что позиции пунктов 3-9 таблицы раздела II «Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта» имеют одинаковый код ОКПД2, а именно 32.50.13.110, в связи с чем, на данные пункты распространяется действие Перечня № 1 Постановления № 102.

В соответствии с частью 6 статьи 23 ФЗ «О контрактной системе» порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 08.02.2017 № 145 (далее – Постановление № 145) утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 2 Постановления № 145 установлено, что под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.

Соответственно, Заказчиком правомерно включены в один лот вышеуказанные товары, а также описание по позиции 9 «шприц для промывания сосудистого катетера» установлено в соответствии с позицией КТРУ.

Относительно возможности поставки в отдельности препарата с устройством введения Комиссия Архангельского УФАС России сообщает следующее.

Постановлением № 1380 установлены особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

По данным закупки Заказчиком приобретаются медицинские изделия, а не медицинский препарат, в связи с чем, требования Постановления № 1380 не применимо.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки иных нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО "Медико-Производственная Компания "Елец" необоснованной.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии И.Ю. Короткова

Члены Комиссии А.А. Толстова

И.М. Фарманова

Связанные организации

Связанные организации не указаны