Решение №04-05/1252 см файл от 27 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 305оз-21

029/06/64-894/2021

Заказчик:

ГБУЗ Архангельской области «Вельская центральная районная больница»

165150,Архангельская обл., г.Вельск, ул.Конева, д.28-а

Е-mail: velskcrbzakupki@mail.ru

Уполномоченный орган:

Контрактное агентство Архангельской области

163069, г. Архангельск, ул.Выучейского, д.18

Е-mail: dkp@dvinaland.ru

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

E-mail: ko@rts-tender.ru

Заявитель:

ИП Клюев А.Н.

 

       
       
 

РЕШЕНИЕ

27 августа 2021 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 N ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Цакулов Ю.Г.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы,

Члены комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель начальника отдела контроля закупок;

Толстова А.А.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заявителя: Шиловой И.Н. (доверенность от 23.08.2021 № 2);

Уполномоченного органа: Низовцева Д.Б. (доверенность от 10.06.2021 № 70-Д);

УСТАНОВИЛА:

20 августа 2021 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ИП Клюева Алексея Николаевича (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГБУЗ Архангельской области «Вельская центральная районная больница» (далее – Заказчик), уполномоченного органа - Контрактного агентства Архангельской области (далее – Уполномоченный орган), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку средств индивидуальной защиты (респираторы) (извещение № 0124200000621005061).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 26.08.2021 № б/н.

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 26.08.2021 № 314-05-816.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика подготавливает документацию об электронном аукционе, и организует осуществление закупки.

12.08.2021 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0124200000621005061 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку средств индивидуальной защиты (респираторы) (далее – документация об аукционе).

Начальная (максимальная) цена контракта – 8 160 000,00 рублей.

Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».

По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об аукционе неправомерно установлено требование к участнику закупки об указании номера и предоставлении вместе с поставкой товара регистрационного удостоверения, что говорит о требуемом товаре (респираторе), как о медицинском изделии. При этом, респираторы должны иметь степени защиты – FFP, а также соответствовать ГОСТу 12.4.294-2015, который не распространяется на медицинские изделия.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

На основании пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно части 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе», документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Исходя из смысла частей 1 и 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе», потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе» именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. ФЗ «О контрактной системе» не содержит норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

Вместе с тем, ФЗ «О контрактной системе» не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. Более того, указание в документации конкретных характеристик поставляемого товара предусмотрено законодательством о закупках. Ограничивает усмотрение заказчика только требование о недопустимости ограничения конкуренции.

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представитель Заявителя пояснил, что в четвертой графе таблицы Формы 1 Приложения №1 «Рекомендуемые формы для заполнения участниками электронного аукциона» документации об аукционе установлено: «Сведения о документе, подтверждающем соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 «Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования3». Из чего следует, что изделия должны быть медицинскими.

Из письменных объяснений Заказчика от 26.08.2021 №6509 следует, что при принятии решения о закупке средств индивидуальной защиты (респираторов) со степенью защиты FFP2, FFP3 Заказчик руководствовался Государственным санитарно-эпидемиологическим нормированием Российской Федерации, Методическими рекомендациями "МР 3.1.0252-21. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Изменения N 1 в МР 3.1.0229-21 "Рекомендации по организации противоэпидемических мероприятий в медицинских организациях, осуществляющих оказание медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) (подозрением на заболевание) в стационарных условиях", Приложением №1 «Рекомендаций по использованию средств индивидуальной защиты работникам медицинских организаций при оказании различных видов медицинской помощи пациентам с COVID-19 (подозрением)» от 09.07.2021, утвержденного руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Поповой А.Ю., а также спецификой и опытом работы. Степень защиты FFP2, FFP3 имеется у респираторов, которые не являются медицинскими изделиями, но применяются в целях защиты органов дыхания от опасных частиц, различных аэрозолей, бактерий, микробов, вирусов и спор.

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представитель Уполномоченного органа пояснил, что в документации об аукционе отсутствует требование об указании номера и предоставлении вместе с поставкой товара регистрационного удостоверения, также отсутствует требование соответствия респиратора ГОСТу 12.4.294-2015. Для поставки требуются средства индивидуальной защиты (респираторы) со степенью защиты FFP2, FFP3. Форма 1 Приложения №1 «Рекомендуемые формы для заполнения участниками электронного аукциона» к документации об аукционе является рекомендуемой формой для заполнения.

Комиссия Архангельского УФАС России, рассмотрев материалы дела и выслушав представителей Уполномоченного органа и Заявителя, пришла к следующим выводам.

Согласно части 1 раздела II «Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе качество товара должно соответствовать требованиям технических регламентов, положениям действующих стандартов, утвержденных в отношении данного вида товара, и подтверждаться соответствующими документами, оформленными в соответствии с требованиями нормативной документации.

В соответствии с частью 2 раздела II «Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе Поставщик гарантирует качество и безопасность поставляемого Товара в соответствии с требованиями технических регламентов, положениями действующих стандартов, утвержденных в отношении данного вида товара.

Кроме того, документация об аукционе не содержит ссылки на требование об указании номера и предоставлении вместе с поставкой товара регистрационного удостоверения, а также требование соответствия респиратора ГОСТу 12.4.294-2015.

Вместе с этим, в четвертой графе таблицы рекомендуемой Формы 1 для заполнения участниками электронного аукциона «Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка» Приложения 1 документации об аукционе указано: «Сведения о документе, подтверждающем соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 «Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования3» со ссылкой на: «3) Сведения о документе указываются в случае закупки медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 05 февраля 2015 года № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В подпункте 4 пункта 4 части 11 раздела I «Общие положения» документации об аукционе указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: «документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ, в случае закупки товаров, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов (при отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим подпунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств):

4.1) при установлении ограничений допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза):

информация о нахождении отдельного вида промышленных товаров в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, с указанием номера реестровой записи и совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 года № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации».

Подавая заявку на участие в электронном аукционе, участник закупки соглашается с условием о необходимости представить на стадии исполнения контракта документы, указанные в абзаце втором пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В извещении № 0124200000621005061 о проведении электронного аукциона указаны аналогичные ограничения.

Соответственно, в извещении и документации об аукционе Заказчиком не установлены требования в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05 февраля 2015 года № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Форма 1 Приложения 1 к документации об аукционе является стандартной, рекомендуемой формой, названия граф таблицы которой являются примерными для заполнения сведений о товаре.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 23.08.2021 было подано 11 заявок.

Запросов на разъяснение положений документации об электронном аукционе не подавались, что говорит о том, что участникам аукциона были понятны требования, установленные Заказчиком.

Из статьи 105 ФЗ «О контрактной системе» следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ИП Клюев А.Н. необоснованной.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии Ю.Г. Цакулов

Члены Комиссии О.С. Малышева

А.А. Толстова

Связанные организации

Связанные организации не указаны