Решение б/н необоснована от 3 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 7юл-23

029/07/3-112/2023

Заказчик (Организатор закупки):

ГАУ Архангельской области «Единый лесопожарный центр»

163060, г. Архангельск, пр. Обводный канал, 22, корп. 1

Е-mail: admin@elc29.ru, torgielc@mail.ru

Уполномоченное учреждение:

ГАУ АО «Региональный центр по организации закупок»

163000, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18

Е-mail: info@rcoz.ru, levitskaya@rcoz.ru

Оператор электронной площадки:

АО «Сбербанк-АСТ»

119435, г. Москва, Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9

E-mail: ko@sberbank-ast.ru

Заявитель:

ООО «МАГ+С»

398056, г.Липецк, ул. Баумана, д.333/Г

E-mail: mags2004@yandex.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

01 марта 2023 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

Цакулов Ю.Г.

Врио руководителя Управления,

Члены комиссии:

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Романова Д.С.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

В присутствии представителей от:

Заявителя: директора Жукатинского С.М. (решение от 09.09.2022 № 18);

Заказчика: Павлова С.Н. (доверенность от 27.02.2023 № 01-10/89), Лебедевой М.И. (доверенность от 27.02.2023 № 01-10/88), Артемьева И.В.(доверенность от 27.02.2023 № 01-10/87), Зелянина Н.С. (доверенность от 27.02.2023 № 01-10/90);

Уполномоченного учреждения: Касаткина В.В. (доверенность от 11.01.2023 № 01);

УСТАНОВИЛА:

16 февраля 2023 года в Архангельское УФАС России поступила жалоба ООО «МАГ+С» (далее – Заявитель) на действия Заказчика – ГАУ Архангельской области «Единый лесопожарный центр» (далее – Заказчик, ГАУ Архангельской области "ЕЛЦ"), Уполномоченного учреждения - ГАУ АО «Региональный центр по организации закупок» (далее - Уполномоченное учреждение), при проведении запроса котировок в электронной форме (извещение № 32312101985) на право заключения договора на оказание авиационных услуг по предоставлению воздушных судов - самолетов Ан-2, вертолетов Ми-8Т для проведения ГАУ Архангельской области "ЕЛЦ" тренировки парашютистов-пожарных по условиям перерыва.

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного учреждения в связи с включением в один лот фрахтования двух совершенно разных воздушных судов: самолетов Ан-2 и вертолетов Ми-8Т, при этом устанавливая требование к потенциальному участнику о наличие сертификата эксплуатанта с указанием в спецификации одновременно двух типов воздушных судов: Ан-2 и Ми-8Т.

Указанное обстоятельство подпадает под основание для обжалования, определенное пунктом 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ «О закупках»).

Комиссия Архангельского УФАС России согласно статье 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрела жалобу с учетом следующего.

ГАУ Архангельской области «Единый лесопожарный центр» является заказчиком в понимании ФЗ «О закупках», который устанавливает общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ «О закупках», при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 ФЗ «О закупках» правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 ФЗ «О закупках» Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Из вышеизложенного следует, что ФЗ «О закупках» не содержит развернутых положений, касающихся порядка проведения конкретных процедур закупок, и оставляет данные вопросы на усмотрение заказчика.

На основании статьи 2 названного Федерального закона, в ГАУ Архангельской области "Единый лесопожарный центр" принято Положение о закупке товаров, работ, услуг для государственного автономного учреждения Архангельской области «Единый лесопожарный центр», утвержденное Наблюдательным советом ГАУ Архангельской области «ЕЛЦ» (протокол от 26.10.2022 №15) (далее – Положение о закупках).

Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, иные связанные с обеспечением закупки положения.

08.02.2023 Уполномоченным учреждением на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме (извещение №32312101985) и документация о закупке на право заключения договора на оказание авиационных услуг по предоставлению воздушных судов - самолетов Ан-2, вертолетов Ми-8Т для проведения ГАУ Архангельской области "ЕЛЦ" тренировки парашютистов-пожарных по условиям перерыва (далее - документация о закупке).

Начальная (максимальная) цена договора – 3 618 360,00 рублей.

Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик ограничивает число потенциальных участников путем включения в один лот фрахтования двух совершенно разных воздушных судов: самолетов Ан-2 и вертолетов Ми-8Т, при этом устанавливая требование к потенциальному участнику о наличие сертификата эксплуатанта с указанием в спецификации одновременно двух типов воздушных судов: Ан-2 и Ми-8Т.

В силу пункта 2 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 ФЗ «О закупках» при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Аналогичные требования к описанию в документации о конкурентной закупке предмета закупки установлены в части 1 раздела 5 Положения о закупках

В пунктах 61, 6.2 части 6 раздела III «Техническое задание» документации о закупке (далее - Техническое задание ) установлено, что для выполнения полётов при оказании услуг Исполнителем должны быть предоставлены воздушные суда Ан-2 и Ми-8Т с экипажем и инженерно-техническим составом и с характеристиками, указанными в Техническом задании.

Согласно пункта 16 раздела I «Общие положения» документации о закупке заявка (форма 1) должна содержать копию действующего сертификата эксплуатанта с указанием в спецификации, являющейся его неотъемлемой частью, вида авиационных работ «Лесоавиационные работы», «Транспортно-связные работы» и типов воздушных судов: не менее 2 (двух) самолетов «Ан-2» и не менее 1 (одного) вертолета «Ми-8Т», с указанием государственных регистрационных и опознавательных знаков.

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что в связи с тем, что доставка парашютистов-пожарных Заказчика на место тушения лесных пожаров осуществляется как самолетами АН-2, так и вертолетами МИ-8Т тренировка парашютистов-пожарных по условиям перерыва по прыжкам с парашютом и спускам проводится одновременно на территории Архангельского авиаотделения, где имеются безопасные принятые комиссиями площадка приземления для прыжков с парашютом с самолета Ан- 2 и площадка для спусков с вертолета Ми-8Т, а так же построена вышка-тренажер для тренировочных спусков с вертолета Ми-8Т. Тренировка по перерыву парашютистов-пожарных Заказчика чередуется в течении дня: спуски с вертолета Ми-8 и прыжки с самолета Ан-2. Это необходимо для обеспечения постоянной готовности парашютистов-пожарных Заказчика с целью обеспечения незамедлительного реагирования на возникающие лесные пожары на территории Архангельской области для предотвращения перехода огня на населенные пункты и объекты экономики.

В соответствии с приказом МГА и Гослесхоза СССР от 3 июля 1984 года № 144/92 организация и проведение тренировочных и производственных прыжков с парашютом с самолетов и спусков со спусковым устройством с вертолетов является единым циклом подготовки к парашютно-десантным работам по авиационной охране лесов.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 № 11017/10 по делу № А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.

Указанный вывод содержится и в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением ФЗ «О закупках», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 16.05.2018. Верховный суд РФ указал, что уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Кроме того, согласно пункту 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018), ФЗ «О закупках» не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках» и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки. Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках», предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Как подтверждается материалами дела, обоснование начальной (максимальной) цены договора определено на основании 3-х коммерческих предложений.

Кроме того, Заявителем в заседание Комиссии Архангельского УФАС России представлена выборка из ФГИС «Реестр эксплуатантов и воздушных судов» для сайта Росавиации на 19.01.2023 «Перечень эксплуатантов, имеющих сертификат эксплуатанта для осуществления авиационных работ по воздушным судам АН 2 и МИ 8», который содержит 5 эксплуатантов, имеющих одновременно воздушные суда АН 2 и МИ 8.

Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств невозможности участия в закупке и ограничения конкуренции действиями Заказчика.

Следовательно, поскольку требования, установленные Заказчиком в Техническом задании, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений ФЗ «О закупках» отсутствуют.

Таким образом, данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик не установил в закупочной документации предоставление эквивалентов воздушных судов - самолетов Ан-2, вертолетов Ми-8Т, отвечающие характеристикам воздушных судов.

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что инструкторы, парашютисты-пожарные Заказчика в соответствии с НПДР-84 имеют допуски для прохождения тренировки по условиям перерыва только на самолете Ан-2 и вертолете Ми-8Т, что исключает возможность предоставления для проведения тренировок парашютистов-пожарных по условиям перерыва эквивалентов указанных воздушных судов. Вместе с тем, Заказчику для проведения тренировки подойдут модификации самолета Ан-2 и вертолета Ми-8Т.

Так, победителем были предложены, в том числе воздушные суда АН -2ТП.

На основании вышеизложенного следует, что требование предоставления конкретных воздушных судов Ан-2, Ми-8Т для осуществления авиационных работ по договору не противоречит требованиям ФЗ «О закупках».

Таким образом, данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

В соответствии с частью 13 статьи 3 ФЗ «О закупках» рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области,

РЕШИЛА:

1.  Признать жалобу ООО «МАГ+С» необоснованной.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии Ю.Г. Цакулов

Члены Комиссии Н.В. Вознесенская

Д.С. Романова

Связанные организации

Связанные организации не указаны