Решение №1600/24 Решение по делу №029/01/10-909/2023 от 27 марта 2024 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

Дело № 029/01/10-909/2023 

 

Ответчик:

АО «Предприятие уголовно-исполнительной системы «Архангельское»

196641, г.Санкт - Петербург, <……>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

г. Архангельск

 

Резолютивная часть решения объявлена 13.03.2024

Решение изготовлено в полном объёме 27.03.2024

 

Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель -                       <……> – <……> отдела <……> Архангельского УФАС России;

Члены комиссии -                <……> - <……> отдела <……> Архангельского УФАС России;

<……> - главный специалист - эксперт <……> отдела Архангельского УФАС России,

рассмотрев дело № 029/01/10 - 909/2023, по признакам нарушения

 

АО «Предприятие уголовно-исполнительной системы «Архангельское»

(ИНН <……>) (АО УИС «Архангельское»)

(196641, г.Санкт – Петербург <……>)

 

части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии представителей: АО УИС «Архангельское» – <……> (директора); <……> (по доверенности); <……> (по доверенности); <……> (по доверенности), <……> (слушатель),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области поступило 72 заявления граждан, содержащихся в исправительных учреждениях Архангельской области, о существенном превышении стоимости продуктов питания и товаров первой необходимости, реализуемых в объектах торговли на территории учреждений ФСИН России, по сравнению с ценами в магазинах г. Архангельска и Архангельской области.

В рамках рассмотрения заявлений установлено, что розничную торговлю продовольственными и непродовольственными товарами на территории учреждений ФСИН России (далее - исправительные учреждения) осуществляет единственный хозяйствующий субъект – АО УИС «Архангельское» (ранее - ФГУП «Архангельское»).

Приказом 20.09.2023 № 150/23 в отношении АО УИС «Архангельское» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» возбуждено дело № 029/01/10-909/2023, выразившимся в реализации продовольственных товаров в магазинах на территории исправительных учреждений Архангельской области по ценам, превышающим средние цены по региону (Архангельской области), что ущемляет права и законные интересы неопределенного круга лиц – лиц, содержащихся в исправительных учреждениях Архангельской области и не имеющих возможности приобрести товары в иных объектах торговли.

Дело № 029/01/10-909/2023 рассмотрено с учетом следующего.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы он занимал доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Злоупотребление доминирующим положением характеризуется следующей совокупностью взаимосвязанных признаков: 1) доминирующее положение хозяйствующего субъекта; 2) совершение хозяйствующим субъектом действия (бездействия); 3) наступление или возможность наступления негативных последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, либо неопределенного круга потребителей; 4) наличие объективной взаимосвязи между доминирующим положением, совершением деяния и его негативными последствиями либо возможностью наступления таких последствий.

Архангельское УФАС России в ходе рассмотрения материалов заявлений физических лиц провело анализ оценки состояния конкуренции на товарных рынках услуги розничной торговли продовольственными товарами, товарами первой необходимости в магазинах, находящихся на территориях исправительных учреждений ФСИН России в Архангельской области за период 2022 года и 1 полугодие 2023 года, о чем составлен аналитический отчет от 19.09.2023.

Анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг розничной торговли в исправительных учреждениях на территории Архангельской области проведён в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утверждённым приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок).

В рамках рассмотрения обращений граждан по вопросу стоимости продовольственных товаров в магазинах на территории исправительных учреждений Архангельской области торговую деятельность осуществляется продажа продовольственных и непродовольственных товаров, то есть смешанного ассортимента.        

Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденному приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, услуги по розничной торговле преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах классифицированы по коду ОКПД 47.11.

Продуктовые границы рассматриваемого товарного рынка определены как услуга розничной торговли, код ОКПД 47.11.

Руководствуясь требованиями пункта 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции, разделом 4 Порядка, в том числе исходя из условий оказания услуг розничной торговли в исправительных учреждениях, ограничивающих экономические, технические или иные возможности лицам, находящимся под стражей, приобретать услуги на иных территориях, географическими границами товарного рынка является местоположение конкретного магазина при учреждении ФСИН России на территории Архангельской области.

В частности, согласно письму УФСИН России по Архангельской области от 19.07.2023 № <……>, АО УИС «Архангельское» осуществляет розничную торговлю в магазинах, расположенных на территории следующих учреждений Архангельской области: ФКУ ИК-1, ФКУ КП-3, ФКУ ИК-4, ФКУ ИК-1, ФКУ ИК-7, ФКУ ИК-14, ФКУ ИК-16, ФКУ КП-19, ФКУ ИК-21, ФКУ ИК-28, ФКУ ИК-29, ФКУ СИЗО-1, ФКУ СИЗО-3, ФКУ СИЗО-4, ФКУ ОБ, ФКУ Архангельская.

В ходе исследования товарного рынка услуг розничной торговли в исправительных учреждениях установлено, что на территории Архангельской области торговую деятельность через магазины, расположенные на территориях исправительных учреждений, осуществляет АО УИС «Архангельское» (ФГУП «Архангельское»), ИНН <……>, адрес места нахождения: Российская Федерация, 196641, г. Санкт-Петербург, <……>.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, 18.04.2023 ФГУП «Архангельское» было реорганизовано в форме преобразования в АО «Предприятие уголовно-исполнительной системы «Архангельское» (ИНН<……>; ОГРН <……>; адрес место нахождения юридического лица: 196641, г.Санкт-Петербург, <……>). Основной вид деятельности: «Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах (код по ОКВЭД - 47.11)». ФГУП «Архангельское» является правопредшественником АО УИС «Архангельское».

АО УИС «Архангельское» осуществляет деятельность на территории Архангельской области, Республики Карелия, Республике Коми, Мурманской области.

На территории Архангельской области действует обособленное структурное подразделение АО «УИС «Архангельское» (ФГУП «Архангельское») – ОСП «Архангельское».

Доля АО УИС «Архангельское» (ФГУП «Архангельское») на товарном рынке услуг розничной торговли в исправительных учреждениях на территории Архангельской области за период 2022 года и 1 полугодие 2023 года составила 100 %.

По результатам исследования товарного рынка услуг розничной торговли в учреждениях ФСИН России на территории Архангельской области установлено, что административными барьерами входа на рынок являются требования, предъявляемые к внутреннему распорядку и режиму в исправительных учреждениях, и находящимся в них гражданам. Указанные барьеры, с точки зрения возможности организации стать участником рассматриваемого товарного рынка, являются труднопреодолимыми.

Исходя из того, что на рынке услуг розничной торговли в учреждениях ФСИН России на территории Архангельской области в указанный период деятельность осуществлял один хозяйствующий субъект и то, что данный товарный рынок характеризуется наличием труднопреодолимых административных барьеров входа на товарные рынки, учитывая показатели рыночной концентрации (CR – 100%; HHI – 10000), состояние конкуренции на рынке оценивается как монополия.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции  доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В результате проведенного исследования товарного рынка услуг розничной торговли в исправительных учреждениях, в частности в ФКУ ИК-1, ФКУ КП-3, ФКУ ИК-4, ФКУ ИК-1, ФКУ ИК-7, ФКУ ИК-14, ФКУ ИК-16, ФКУ КП-19, ФКУ ИК-21, ФКУ ИК-28, ФКУ ИК-29, ФКУ СИЗО-1, ФКУ СИЗО-3, ФКУ СИЗО-4, ФКУ ОБ, ФКУ Архангельская ВК, установлено, что единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю в учреждениях ФСИН России на территории Архангельской области, является АО «УИС «Архангельское» (ФГУП «Архангельское»)

В ходе исследования товарного рынка розничной торговли в исправительных учреждениях на территории Архангельской области установлено, что товары, реализуемые в исправительных учреждениях, ограничены в перемещении и обороте в той мере, в какой это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья граждан, организация торговой деятельности и продажа продуктов питания и предметов первой необходимости осужденным и подследственным имеет ряд ограничений, установленных специальным законодательством, что обуславливает наличие чрезмерного обременения и отсутствие свободы в выборе осужденными товаров, реализуемых в иных торговых точках, цены на которые сформированы в условиях конкуренции. 

Вышеуказанное свидетельствует о возможности АО УИС «Архангельское» (ФГУП «Архангельское») оказывать решающее влияние на общие условия оказания услуг розничной торговли в учреждениях ФСИН России на территории Архангельской области.

Таким образом, в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение АО «УИС «Архангельское» (ФГУП «Архангельское») на товарном рынке услуг розничной торговли в исправительных учреждениях Архангельской области является доминирующим.

В связи с чем, на его действия (бездействие) распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно Уставу Общество осуществляет свою деятельность в целях получения прибыли (п. 4.1.1); удовлетворения потребностей уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в товарах, работах, услугах (п. 4.1.2); развития и совершенствования оптовой и розничной торговли (п. 4.1.6). Для достижения целей деятельности Общество вправе осуществлять, в том числе оптовую и розничною торговлю (п. 4.2).

В целях обеспечения продуктами питания и предметами первой необходимости лиц, находящихся в учреждениях ФСИН России по Архангельской области, Общество осуществляет выбор поставщика продовольственных и непродовольственных товаров для их реализации в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

С поставщиками заключаются договоры поставки, по условиям которых поставщик обязуется поставить заказанный Предприятием товар по согласованной цене к месту приемки – в исправительные учреждения ФСИН России Архангельской области.

В ходе рассмотрения настоящего антимонопольного дела Комиссией исследованы вопросы формирования Обществом розничных цен на товары, реализуемые в магазинах, расположенных на территориях исправительных учреждений.

При этом установлено, что розничные цены на один и тот же товар (одной номенклатуры), применяются единые во всех магазинах, расположенных в исправительных учреждениях Архангельской области.

Розничная цена складывается из закупочной цены (предложенной поставщиками цены) и рассчитанной Предприятием торговой наценки.

В ходе расследования по заявлениям проведено сравнение закупочных и розничных цен (по данным прайс-листов, представленных с заявлениями) на продукты, приобретаемые ФГУП «Архангельское» (в дальнейшем - АО «УИС «Архангельское») с ценами, сложившимися на рынке реализации продуктов питания в Архангельской области выборочно по позициям ассортимента (согласно оперативному мониторингу розничных цен, проводимому Министерством АПК и торговли Архангельской области).

По сведениям ФГУП «Архангельское» (АО УИС «Архангельское») за 2022 год, а также информации, имеющейся в Управлении, цены на продукты питания следующие:

                                                                                                                               таблица 1

Наименование

Поставщик

Закупочная цена, (по товарным накладным) руб.

Цена реализации (по прайс-листам и информации ФГУП), руб.

Торговая наценка, по информации ФГУП, %

Средня      Средняя цена реализации по Архангельской области, руб./кг или упаковка

масло подсолнечное «Аннинское» (0,9 л),

ООО <……>

<……> руб/0,9л.

 

<……> руб/0,9л.

 

<……>

149,37 руб./ л.на 06.04.2022

152 136,53 руб/л на 30.04.2022

Масло подсолнечное  Щедрое лето (0,9л)

ООО <……>

<……> руб/0,9 л.

<……> руб/0,9л.

<……>

149,37 руб./ л. на 06.04.2022

152136,53 руб/л на 30.04.2022

Чай Теss Цейлон Листовой, 100гр.

ООО <……>

<……> руб/100гр

н/д

н/д

92,48 руб./ 100 гр. на 06.04.2022

152 148,9 руб/100гр. на 30.04.2022

сахарный песок

 

ООО <……>

<……>руб./ кг

<……>руб./кг

<……>

113,25 руб./ кг на 06.04.2022

152 88,27 руб/кг на 30.04.2022

По состоянию на январь – март 2023 года:

                                                                                                                               таблица 2

Наименование

Поставщик

Закупочная цена, руб.

Цена реализации, руб.

Торговая наценка, по информации ФГУП, %

Средняя розничная цена реализации по Архангельской области, руб./кг или упаковка

Яблоки свежие, кг

ИП <……>; ООО <……>

<……>

<……>

<……>

128,54

Сахарный песок, кг

ООО <……>

<……>

<……>

<……>

75,58

Чай черный байховый, 100 гр.

ООО <……>

<……> уп.

<……> руб./уп.

<……>

95,20 руб./уп,

Чай черный, 25 пак.

ООО <……>

<……> уп.

<……>руб./уп.

<……>

93,48 руб./уп.

По состоянию на март (на конец) 2023 года:

                                                                                                                   Таблица 3

Наименование

Поставщик

Закупочная цена, руб.

Цена реализации, руб.

Торговая наценка, по информации ФГУП, %

Средняя розничная цена реализации по Архангельской области по состоянию на 27.03.2023/29.03.2023, руб./кг или упаковка

Сахар-песок, кг

ООО <……>

<……> <……>

н/д

<……>

64,78/71,35

Чай Гринфилд голден цейлон, 50 гр.

ООО <……>

<……> руб/50гр. или <……> руб/кг

н/д

<……>

1516,70

Яблоки свежие, кг

ИП <……>; ООО <……>

<……><……>

<……><……>

<……>

115,00

128,94

Огурцы свежие гладкие, кг

н/д

<……>

н/д

н/д

174,27/126,17

Томаты тепличные, кг

н/д

<……> (21.04.2023)

н/д

н/д

246,91/170,00

Из приведенных выше таблиц видно, что розничные цены на исследуемые группы товаров превышают среднюю розничную цену (или близки к ней) по группам товаров, сложившуюся по Архангельской области, определенную по результатам оперативного мониторинга розничных цен по Архангельской области, предоставленную Министерством агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области за январь – май 2022, январь – март 2023 года.

Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации установлены Федеральным законом «О государственном регулировании  торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 № 381-ФЗ, целью которого является, в том числе обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения.

Пунктам 7, 8 части 2 статьи 8 Закона о торговле установлено, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют порядок и условия осуществления торговой деятельности, а также цены на продаваемые товары.

При расследовании по обращениям установлено, что закупки товаров ФГУП «Архангельское» (АО УИС «Архангельское») для последующей реализации через магазины учреждений ФСИН России осуществляет на основании Положения о выборе поставщиков по договору оказания услуг реализации товаров, утв. Приказом директора ФГУП Архангельское» ФСИН России от 28.08.2019 № <……> (далее - Положение).

Положением предусмотрено, что предложенные потенциальным поставщиком цены не должны превышать среднестатистические отпускные цены в конкретном регионе на данный товар согласно данным Росстата (п. 3.2.). В соответствии с п. 3.8. Положения Предприятие вправе отказаться от сотрудничества с потенциальным поставщиком в случае, если предложенные цены поставщика превышают среднестатистические отпускные цены в конкретном регионе на данный товар согласно данным Росстата.

По информации, полученной в ходе рассмотрения дела № 29/01/10-909/2023 (письмо АО УИС «Архангельское» от 11.12.2023 исх. № 241), в соответствии с приказом директора ФГУП «Архангельское» ФСИН России № <……> от 07.10.2019г. критерий, указанный в п. 3.2 и п. 3.8., в части отказа от сотрудничества, если предложенные цены поставщика превышают среднестатистические отпускные цены в конкретном регионе на данный товар согласно данным Росстата - не применяется в отношении магазинов, расположенных на территории в Архангельской области и республике Коми.

Основной причиной издания приказа № <……> от 07.10.2019 стала невозможность использования вышеуказанных п. 3.2. и п. 3.8. Положения для определения начальной максимальной цены договора и последующего выбора поставщика с целью заключения договора поставки, поскольку предложенные потенциальными поставщиками цены, помимо непосредственно стоимости товаров, включают стоимость сопутствующих услуг, предусмотренных договорами поставки, а именно услуг, связанных с погрузкой и доставкой товара до магазинов ФГУП «Архангельское» ФСИН России в Архангельской области.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок и др.

Поскольку ФГУП «Архангельское» ФСИН России имело действующее Положение о закупках, а Положение о выборе поставщиков не предусмотрено Законом № 223-ФЗ, то во избежание противоречия действующих норм Положения о закупке Закону № 223-ФЗ  принято решение об отмене Положения о выборе поставщиков.

23.09.2022 Приказом № <……> Положение о выборе поставщиков по договору оказания услуг реализации товаров, утв. Приказом директора ФГУП Архангельское» ФСИН России от 28.08.2019 № <……>, было отменено.

Согласно подп. 2 «в» части 2.1 статьи 15 Закона № 44-ФЗ государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением закупок, осуществляемых в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Закон № 223-ФЗ, принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе: без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг: 1) государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Таким образом, требования Закона № 223-ФЗ распространялись на ФГУП «Архангельское», распространяются и на АО УИС «Архангельское», созданное путем преобразования Предприятия (доля участия РФ 100 %).

Частями 1, 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «Архангельское» ФСИН России, действующее на дату заключения вышеуказанных договоров поставок, утверждено приказом врио директора ФГУП «Архангельское» ФСИН России от 20.06.2022 № <……> (далее – Положение о закупках).

Согласно пункту 1.1.4 Положения о закупках, оно распространяется на все случаи закупок товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчиком, за исключением случаев, указанных в пункте 1.1.5 Положения о закупках.

В настоящее время действует Положение о закупках, утвержденное протоколом Совета директоров АО УИС «Архангельское» № 2 от 26.05.2023 (далее – Положение о закупках), размещенное на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок: ttps://zakupki.gov.ru.

Действующее в 2023 году Положение о закупках содержит условия, аналогичные Положению о закупках, утвержденному 20.06.2022.

В рамках рассмотрения настоящего антимонопольного дела Комиссией исследована процедуры выбора Предприятием (Обществом) поставщиков продовольственных и непродовольственных товаров для нужд Предприятия (Общества).

Закупки осуществляются посредством проведения аукционов или запроса котировок в электронной форме.

Анализ закупок АО «УИС «Архангельское» продуктов питания для реализации в магазинах учреждений ФСИН России по Архангельской области в 2023 году

 

Номер извещения/ срок подачи заявок

Предмет закупки

Количество заявок /участники, согласно протоклу

Победитель

<……>              запрос котировок

Соки, воды

<……>

<……>

<……> запрос котировок – <……>

Чай, кофе

<……>

<……>

<……> <……>

Бакалея

<……>

<……>

№ <……> <……>

Овощи, фрукты

нет

 

<……>- <……>

Рыбные консервы

<……>

<……>

<……>- <……>

Скоропортящиеся продукты

<……>

<……>

<……>- <……>

Кондитерские изделия

<……>

<……>

№ <……> <……>

№ <……> <……>

Овощ, мол. Консервы

Карамел.продукция

<……>

<……>

<……> <……>

Овощи, фруктф

нет

нет

<……> <……>

Конд изделия

Овщи, фрукты

нет

нет

№ <……> <……>

Кондитерские изделия

<……>

<……>

№ <……> <……>

Чай, кофе

нет

нет

№ <……> <……>

Бакалея

нет

нет

№ <……> <……>

Чай кофе

<……>

 

№ <……> <……>

Чай кофе

нет

 

№ <……> <……>

Чай кофе

<……>

<……>

 

Таким образом, Комиссией установлено, что в большинстве случаев на торги выходит либо один участник, либо участники на торги не выходят, и торги признаются несостоявшимися. В случае поступления одной заявки, договор заключается с единственным поставщиком на поставку товаров по ценам, предложенным поставщиком.

Согласно пункту 1.1.4 Положения о закупках, оно распространяется на все случаи закупок товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчиком, за исключением случаев, указанных в пункте 1.1.5 Положения о закупках.

В силу пункта 7.1.1 Положения о закупках, оно предусматривает конкурентные и неконкурентные закупки.

Неконкурентной признается закупка, осуществленная у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Закупка у единственного поставщика осуществляется на основании коммерческого предложения поставщика, полученного на основании запроса заказчика о представлении ценовой информации в бумажном виде для ограниченного количества участников либо путем размещения такого запроса в электронной форме для неограниченного количества участников (пункт 7.1.7 Положения о закупках).

Основания для заключения договора с единственным поставщиком перечислены в пункте 7.6.1 Положения о закупках.

Так, согласно подпункту 17 пункта 7.6.1 Положения о закупках закупка у единственного поставщика осуществляется Предприятием при размещении заказа путем запроса предложений, запроса котировок, конкурсе, аукционе если не подана ни одна заявка (ни одна заявка не допущена) либо победитель отказался от заключения договора, исполнения заключенного договора либо заказчик принял решение о расторжении заключенного с таким участником договора по основаниям, предусмотренным таким договором, при отсутствии возможности заключить договор с участником, занявшим последующее место, а повторное размещение заказа нецелесообразно и грозит убытками для предприятия либо ставит под угрозу своевременное исполнение обязательств по государственным контрактам, договор может быть заключен на основании представленного коммерческого предложения либо письменного обращения с просьбой заключения договора с таким поставщиком либо подана одна заявка, не соответствующая требованиям закупочной документации, такая заявка может быть допущена к участию при отсутствии иных участников.

В соответствии с подпунктом 30 пункта 7.6.1 Положения о закупках, закупка у единственного поставщика осуществляется Предприятием, если закупка товаров, работ, услуг осуществляется для нужд третьих лиц в соответствии с договором комиссии, поставки с целью реализации товаров в магазины, иные точки общепита учреждений УИС, с целью оказания безвозмездной помощи (благотворительной, гуманитарной) помощи, дарения, пожертвования с целью последующей безвозмездной передачи таких товаров, выполненных работ, оказанных услуг третьим лицам (закупка не для собственных нужд).

Согласно информации, представленной письмом Общества от 25.01.2024 № <……> <……>, в 2023 году договоры заключены с ИП <……>, <……>, <……>, <……>, ООО <……>, ООО <……>, ООО <……>, ИП <……>

Представители АО УИС «Архангельское» в заседаниях комиссии обратили внимание на то, что магазины ФГУП «Архангельское» ФСИН России, находящиеся в Архангельской области, значительно удалены от центра – от г. Архангельска, а также расположены на удаленном расстоянии друг от друга, что подтвердили схемой расположения магазинов. Пояснили, что большая часть дорог к магазинам находится в плохом состоянии, то есть, это гравийные дороги, соответственно, в осенне-весенний период - это распутица, зимой добираются по зимнику, до некоторых магазинов, например, КП-19            п. Междуреченский, используется переправа на пароме. Все эти условия существенно увеличивают стоимость доставки товара. И так как доставка включается в стоимость товара, это увеличивает закупочную стоимость товара. На стоимость доставки товаров влияет и особый пропускной, режим исправительных учреждений, установленный законодательством.

В этой связи, Архангельское УФАС России сделало уточняющий запрос информации от 07.02.2024 № <……> указанным выше поставщикам, по вопросам существующих трудностей доставки товаров в магазины АО УИС «Архангельское», находящиеся на территории учреждений УФСИН России в Архангельской области (неорганизованный заезд транспорта для разгрузки товаров, задержка транспорта на пунктах пропуска, дальнее расстояние до учреждений, плохие дороги, переправы и т.д.), приводило ли это к увеличению затрат организации, к убыткам и т.д.; направлялись ли в адрес АО «Предприятие уголовно-исполнительной системы «Архангельское» (ранее — ФГУП «Архангельское») претензии относительно задержки транспортных средств на пунктах пропуска, осуществляющих доставку товаров в магазины АО УИС «Архангельское», находящиеся на территории учреждений УФСИН России в Архангельской области, или по иным вопросам, связанным в доставкой товаров в магазины; являются ли сроки подачи заявок (в среднем <…> рабочих дней) для участия в запросах котировок, проводимых АО УИС «Архангельское», для поставок товаров в магазины АО УИС «Архангельское», находящиеся на территории учреждений УФСИН России в Архангельской области, для организации короткими для принятия решения участвовать в торгах, формирования и подачи заявки.

В установленные сроки ответы поступили от двух хозяйствующих субъектов: ООО <……>, ИП <……> (исх. № 103 от 16.02.2024, и № б/н от 15.02.2024), которые указали на трудности с исполнением условий заключенных договоров, а именно, с увеличением затрат на логистику (с увеличением сроков и времени на доставку, вызванными плохим качеством дорог, задержками при приемке товаров, сложным досмотром и невозможностью беспрепятственного въезда на территорию исправительного учреждения и т.п.).

АО УИС «Архангельское» в подтверждение этому также представило письма – претензии  ИП <……> от 02.02.2024 и ООО <……> от 14.02.2024.

Относительно коротких, по мнению Управления, сроков направления заявок для участия в торгах ООО <……>, ИП <……> сообщили о том, что они являются достаточными для подготовки и подачи заявок.

АО УИС «Архангельское» письмом от 02.11.2023 № <……> сообщило, что не согласно с тем, что цены в магазинах, расположенных на территории исправительных учреждений Архангельской области, завышены по сравнению со средними розничными ценами по Архангельской области. Общество указало на то, что Управлением выборочно отражены товары и цены на них, не проанализированы цены на товары более дешевой ценовой категории, которые также имеются /имелись в продаже.

Для примера:

Наименование товара по договору

<……>от

<……>2021г.

Закупочная цена руб.

Розничная цена, руб,

Альтернативные

товары по договору

<……>

Закупочная цена, руб.

Розничная цена, руб.

Масло

подсолнечное «Аннинское»

0.9л

<……>

<……>

Масло подсолнечное  «Благояр»

1л/920гр*15, раф.,

1 сорт

<……>

<……>

Масло

подсолнечное

«Щедрое лето»

0.9л

<……>

<……>

Масло подсолнечное «Благояр»

1л/920гр*15, раф.,

1 сорт

<……>

<……>

В подтверждение представлены счета – фактуры от 16.11.2021 № <……>, от 25.11.2021 № <……>, в которых указаны цены закупки масла подсолнечного «Благояр» - <……>руб. без НДС. При этом, согласно «Ведомости по товарам на складах ОСП «Архангельское»», товарные запасы масла подсолнечного «Благояр» по состоянию на 01.04.2022 составили <……> штук.

Учитывая изложенное, Комиссия Управления, находит довод Общества о том, что при анализе цен Управлением не учтена более дешевая категория товаров, имеющихся в наличии в магазинах исправительных учреждений, обоснованным. Также принимает во внимание, что фактически у осужденных и подследственных как и у обычных потребителей имелась альтернатива приобретать товары одной товарной группы, но разных производителей как по низкой, так и по более высокой цене.

При этом, договор поставки № <……>, по которому произведена поставка масла «Благояр», заключался по итогам проведения электронного аукциона в открытой форме, проводимого на сайте госзакупок, с обоснованием НМЦ и предварительным согласованием собственника (извещение от 29.07.2021 г. № <……>), то есть конкурентным способом.

Источником для покрытия расходов Предприятия (Общества), связанных с оказанием услуг розничной торговли продовольственными товарами, товарами первой необходимости в исправительных учреждениях в Архангельской области, а также прибыли, является торговая наценка.

Торговые надбавки определяются продавцом самостоятельно, исходя из конъюнктуры рынка (сложившегося спроса и предложения).

В торговую надбавку включаются издержки обращения, в том числе расходы розничных торговых организаций по закупке и реализации товаров, налог на добавленную стоимость, а также прибыль.

Из материалов настоящего антимонопольного дел следует, что при поступлении товаров розничные цены и торговые наценки на них утверждаются приказами Предприятия (Обществом), которые действуют во всех магазинах, расположенных на территориях исправительных учреждений в Архангельской области.

Из материалов настоящего антимонопольного дела установлено, что ОСП Архангельское является обособленным структурным подразделением Общества, осуществляющим торговую деятельность на территории исправительных учреждений УФСИН России по Архангельской области.

Согласно представленным в материалы дела приказам, торговые наценки организации по ОСП Архангельское составляют от <……>% (сахар-песок, чай, лук, картофель, морковь, яблоки, хлеб) до <……>% (свекла, огурцы, помидоры, чеснок, апельсины, груши, виноград, лимоны, мандарины, масло подсолнечное).

Таким образом, Комиссией установлено, что Предприятие по ОСП Архангельское применяло максимальную торговую наценку к закупочной цене поставщиков - <……> %. Ввиду этого, размер торговых наценок находится в разумных пределах и соответствует торговым наценкам, устанавливаемым торговыми сетями Архангельской области. 

Предприятие сообщило, что регулярно осуществляет мониторинг среднерыночных цен в розничных торговых точках на одноименные товары у предприятий - конкурентов схожего формата, в том числе магазины формата «Находка» г. Котлас, у торговых сетей «Лента», «Макси», интернет - гипермаркет «Петромост» и т.д., направляет запросы поставщикам на предоставление ценовой информации о товарах и заявки на заключение договоров.

То есть, Предприятие самостоятельно осуществляло мониторинг цен как до заключения договоров поставки, так и после. Начиная с мая 2023 г. АО УИС «Архангельское» осуществляет постоянный мониторинг цен совместно с УФСИН России по Архангельской области на основании письма ФСИН России № <……> от 28.04.2023.

В материалы дела Обществом представлено экспертное заключение                                   АО «МКПЦН-Консультант» об экономической обоснованности цен по договорам, согласно которому расчетная рыночная цена закупки товаров выше цен Архангельского Росстата, указанных в Заключении и цен, зафиксированных по результатам мониторинга Министерства АПК и торговли Архангельской области.

Комиссия соглашается с доводом Общества о том, что средние цены реализации, определенные исходя из статистических данных Министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области, носят обобщенный характер. Цены на товары одной и той же товарной группы в зависимости от производителя, качества товара, упаковки существенно отличаются. Вместе с тем, они безусловно не могут учитывать расходы, связанные с особыми для исправительных учреждений условиями доставки и приемки товаров.

В письменных пояснениях Общество указало, что на формирование цен на товары, установленными договорами поставки, оказывают влияние необходимость частых поставок (1-2 раза в неделю) из-за небольших площадей торговых точек и малых площадей для хранения (в материалы дела представлены <……>).

В письменных пояснениях Общества от 02.11.2023 № <……>, на заседаниях Комиссии Обществом заявлены доводы о том, что розничная торговля на территориях исправительных учреждений в Архангельской области имеет ограничения, в том числе по перечню товаров, разрешенных к реализации, предельной месячной сумме, на которую могут быть приобретены товары; приобретение товаров является дополнением к бесплатному обеспечению осужденных питанием, материально-бытовым обеспечением, сокращением числа осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях в Архангельской области, что не способствует расширению ассортимента и увеличению товарооборота. По сообщению представителей АО УИС «Архангельское» деятельность организации с указанными ограничениями приводит к небольшим заказам товара, что невыгодно поставщикам, соответственно, они «не идут» на снижение цен.

Согласно статье 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные к лишению свободы обеспечиваются питанием, материально-бытовым обеспечением.

Ввиду Постановления Правительства РФ от 11.04.2005 № 205, осужденные и подследственные обеспечиваются всеми необходимыми продуктами питания хлеб, мясо, рыба, птица, крупяные изделия, молоко, масло, картофель и др. Исходя из норм питания, осужденные обеспечиваются 3-х разовым питанием, в том числе горячим через столовые организованные учреждениями УИС. Данным Постановлением установлены минимальные нормы питания, в том числе хлеб, макароны, мясо, мясо птицы, рыба, масло растительное, молоко коровье, сахар, чай, картофель, овощи, и материально-бытового обеспечения: мыло хозяйственное, мыло туалетное, зубная щетка, зубная паста, бумага туалетная.

В соответствие с частям 1, 2, 2.1 статьи 88 УИК РФ осужденные к лишению свободы могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и переводов денежных средств. Указанные средства зачисляются на лицевые счета осужденных. Средства, заработанные осужденными в период отбывания наказания, получаемые ими пенсии и социальные пособия могут без ограничения расходоваться на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости. Размер средств, разрешенных для расходования осужденными, помимо указанных в части второй настоящей статьи, устанавливается статьями 121, 123, 125, 131 и 133 настоящего Кодекса.

Так, осужденные, отбывающие наказание в колониях общего режима, могут ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости в размере девяти тысяч рублей; отбывающие наказание в колониях строгого режима – семь тысяч восемьсот рублей; в тюрьмах на общем режиме – семь тысяч двести рублей, строгого режима – шесть тысяч рублей.

Таким образом, в соответствии с положениями УИК РФ средства, заработанные осужденными в период отбывания наказания, получаемые ими пенсии и социальные пособия могут без ограничения расходоваться на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости (часть вторая); размер иных средств, разрешенных для расходования осужденными, устанавливается статьями 121, 123, 125, 131 и 133 данного Кодекса (часть вторая).

Приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110 утверждены Правила внутреннего распорядка (далее - ПВР) следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Данными Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений утвержден перечень вещей, предметов, продуктов питания как запрещенных к приобретению осужденными лицами, отбывающими наказание в исправительных учреждениях, так и разрешенных.

Таким образом, продукты питания, приобретаемые специальным контингентом в магазинах на территории исправительных учреждений ФСИН России, являются дополнительным источником питания. Кроме того, им разрешены посылки раз в два месяц без ограничения по сумме.

Вместе с тем, по сообщению представителей АО УИС «Архангельское» в соответствии с п. 81 ПВР осужденные к лишению свободы вправе пользоваться магазинами (интернет-магазинами), находящимися в исправительных учреждениях, по безналичному расчету во время, отведенное им распорядком дня, с учетом очередности (по отрядам и бригадам).

Однако, по сообщению УФСИН России по Архангельской области                          интернет –магазины на территории учреждений УФСИН России по Архангельской области не функционируют.

Основным источником доходов Предприятия (Общества) является выручка от оказания услуги розничной торговли в исправительных учреждениях: за 2021 год – <……>тыс. руб.; за 2022 год – <……>тыс. руб., за 2023 год – <……>тыс. руб. Рентабельность по АО УИС «Архангельское» - за 2022 год – (-)<……>%, за 2023 год – (-)<……>%.

Размер товарооборота АО УИС «Архангельское», зависит от запретов на торговлю определёнными продуктами, в соответствии с п. 9 приложения 3 ПВР (осужденным к лишению свободы запрещается приобретать скоропортящиеся продукты питания), зависит от того, что осужденные ограничены суммой закупки товара и временем посещения магазина, а также периодичностью посещения - осужденный вправе посещать стационарный магазин один раз в неделю. Ограничение приобретения товара по суммам также существенно снижает товарооборот в магазинах, расположенных на территории исправительных учреждений.

Фактически установлено, что товарооборот по ОСП «Архангельское» за 2022 год составил – <……>тыс. руб., за 2023 год – <……>тыс. руб. Рентабельность по ОСП «Архангельское» за 2022 год – (-)<……>%, за 2023 год – (-)<……>%.

Таким образом, за 2022-2023 гг. наблюдается снижение как выручки организации, так и снижение товарооборота по ОСП «Архангельское». Рентабельность как организации, так и ОСП «Архангельское» - отрицательная.

То есть, экономическая деятельность как АО УИС «Архангельское», так и ОСП «Архангельское» убыточна.

Следует учесть, что численность лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях Архангельской области снижается (согласно письму от 04.03.2024 № <……>, в 2022 году – <……> человек, в 2023 году – <……> человек). При этом в данных исправительных учреждениях имеются торговые точки (помещения) для продажи продовольственных товаров и товаров первой необходимости, штат сотрудников (продавцы-кассиры), то есть Общество, независимо от численности покупателей (лиц, отбывающих наказание), несет расходы по содержанию торговых точек.

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее – Пленум № 2), исходя из положений части 1 статьи 1, части 1 статьи 2, пункта 10 статьи 4, статьи 10 Закона о защите конкуренции, обладание хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке не является объектом правового запрета: такой субъект свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке: выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора.

По смыслу абз. первого части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции во взаимосвязи с пунктами 3,4 статьи 1 и абз. вторым пункта й статьи 10 Гражданского кодекса РФ, злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам конкурентам и потребителям, гражданам‑потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

При возникновении спора антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта является злоупотреблением, допущенным в одной из указанных форм.

Также для квалификации действий доминирующего хозяйствующего субъекта, в виде злоупотребления, необходимо доказать, что они привели к указанным последствия, в частности, или к ущемлению интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, или оказали/могут оказать влияние на конкуренцию.

С учетом изложенного, исходя из конкретных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения антимонопольного дела № 011/01/10-909/2023, Комиссия приходит к выводу, что в действиях АО УИС «Архангельское» по формированию розничных цен на продукты питания в магазинах на территории исправительных учреждениях ФСИН России по Архангельской области не имеется противоправных, неправомерных действий, которые можно было бы охарактеризовать как злоупотребление своим доминирующим положением, злоупотребление рыночной властью, направленное на ущемление прав и законных интересов неопределенного круга лиц – граждан, отбывающих наказание или находящихся под стражей в учреждениях уголовно-исполнительной системы в Архангельской области, и противоречащие требованиям части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно п.1 ч. 1 ст.48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

 

Руководствуясь статьей 41, п.1 ч. 1 ст.48 Федерального закона от 26.07.2006                            № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 029/01/10-909/2023.

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

Рассмотрение дела № 029/01/10-909/2023 прекратить в связи с отсутствием в действиях АО УИС «Архангельское» факта нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Примечание: Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель комиссии

 

<……>

 

Члены комиссии

 

<……>

 

                                                                                                                  <……>   

Связанные организации

Связанные организации не указаны