Решение №04-05/3877 См.файл от 14 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 287фз-22

029/06/48-1000/2022

Заказчик (конкурсная комиссия):

ФГБУ «Национальный парк «Кенозерский»

163000, г. Архангельск, набережная Северной Двины, д.78

E-mail: zakupki@kenozero.ru

Оператор электронной площадки:

АО «Сбербанк-АСТ»

119435, г. Москва, Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9

E-mail: ko@sberbank-ast.ru

Заявитель:

ООО «Саксум»

188640, Ленинградская область, м.р-н Всеволожский, г.п. Всеволожское, г.Всеволожск, пр-кт Алексеевский, д. 62, пом. №302

E-mail: gr-slava1@yandex.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

09 ноября 2022 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 №ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

Члены комиссии:

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Романова Д.С.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок,

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заявителя: Гражданкина В.Э. (доверенность от 24.05.2022);

Заказчика: Рудометовой О.Г. (доверенность от 08.11.2022),

УСТАНОВИЛА:

02 ноября 2022 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО «Саксум» (далее – Заявитель) на действия конкурсной комиссии, созданной заказчиком – ФГБУ «Национальный парк «Кенозерский» (далее – Заказчик, конкурсная комиссия), при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на разработку проектно-сметной документации на объект капитального строительства, депозитарий «Небесное Кенозерье» (извещение №0324100004722000063).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия конкурсной комиссии, созданной Заказчиком, в связи с отклонением заявки ООО «Саксум» по результатам рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 08.11.2022 №835.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

09.10.2022 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение №0324100004722000063 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на разработку проектно-сметной документации на объект капитального строительства, депозитарий «Небесное Кенозерье» (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена контракта – 26 446 501,22 рубль.

Оператор электронной площадки – АО «Сбербанк-АСТ».

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке №0324100004722000063-2 от 26.10.2022 на участие в открытом конкурсе в электронной форме было подано 6 заявок, которым присвоены идентификационные номера 56, 109, 113, 116, 185, 23.

В ходе изучения материалов дела установлено, что заявка Заявителя была зарегистрирована под идентификационным номером 185.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке №0324100004722000063-2 от 26.10.2022 и протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) №0324100004722000063-3 от 27.10.2022 заявка с идентификационным номером 185 отклонена: «На основании п.1 ч.12 ст. 48 - непредставления информации и документов, предусмотренных извещением, несоответствия таких информации и документов (Отсутствует экспертиза проектной документации на объект строительства)».

1. По мнению Заявителя, его заявка на участие в закупке была неправомерно отклонена конкурсной комиссией, так как договор, представленный в качестве подтверждения опыта выполнения работ участника закупки, согласно части 3 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации не попадает по обязательное требование о предоставлении экспертизы проектной документации.

Согласно части 2 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В силу части 4 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Согласно части 5 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если ФЗ «О контрактной системе» предусмотрена документация о закупке).

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе», требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 ФЗ «О контрактной системе», и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» (при наличии такого требования).

В соответствии с частью 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 №2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 2571) к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к данному постановлению.

Подпунктом «а» пункта 3 Постановления № 2571 установлено, что положения данного постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом: позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.

Согласно позиции 6 раздела II приложения к Постановлению №2571 к работам по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности предъявляются дополнительные требования о наличии опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки таким дополнительным требованиям – 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ; 3) положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (за исключением случаев, при которых такое заключение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Пунктом 3.1 раздела 3 «Требования в соответствии с позицией 6 раздела II приложения к ПП РФ №2571 от 29.12.2021 №2571» Извещения установлено: «Наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ; 3) положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (за исключением случаев, при которых такое заключение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности)».

Изучив материалы дела, Комиссия Архангельского УФАС России установила, что участник закупки с идентификационным номером 185 – ООО «Саксум», предоставил в качестве подтверждения опыта выполнения работ договор №ПР-4/2022 от 02.03.2022 на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту: «Капитальный ремонт здания по адресу: Псковская область, г. Псков, ул. Вокзальная, д. 25в» на сумму 5 306 000,00 рублей, акт выполненных работ №4 от 20.05.2022, подтверждающий цену выполненных работ, и электронный документ, в котором указано: «В соответствии с договором, Положительное заключение экспертизы проектной документации не требуется».

Представитель Заявителя в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что указанный выше договор относится к позиции 6 раздела II приложения к Постановлению №2571, и не требует наличия положительного заключения экспертизы проектной документации, так как попадает под действие норм части 3 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), согласно которой экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства. Кроме того, положениями договора №ПР-4/2022 от 02.03.2022 не предусмотрено получение положительного заключения экспертизы проектной документации.

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что предмет закупки – разработка проектно-сметной документации на объект капитального строительства, однако, представленный Заявителем договор №ПР-4/2022 от 02.03.2022 является на разработку проектной документации по объекту: «Капитальный ремонт здания по адресу: Псковская область, г. Псков, ул. Вокзальная, д. 25в». Таким образом, представленный договор не является аналогичным объекту закупки по своему предмету.

Кроме того, части 2 и 3.3 статьи 49 ГрК РФ не запрещают при проведении работ по капитальному ремонту получить положительное заключение экспертизы проектной документации. Согласно части 1, пункту 4 части 3.4 статьи 49 ГрК РФ и предмету закупочной процедуры проектная документация разрабатывается для дальнейшего строительства здания депозитария «Небесное Кенозерье», с получением положительного заключения проектной документации и инженерных изысканий (п.45 «Описание объекта закупки», Приложение №1 к извещению), с последующим получением разрешения на строительство. Данное здание, предназначено для обеспечения соответствующих условий хранения, реставрации и презентации уникального музейного собрания учреждения в количестве около 8.000 предметов этнографии.

Проанализировав материалы дела, заслушав представителей Заказчика и Заявителя, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает следующее.

Согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

В соответствии с частью 3 статьи 49 ГрК РФ экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство.

Согласно пункту 3.2 «Требования к составу и содержанию проектной документации» договора №ПР-4/2022 от 02.03.2022: «Выполнить инженерные изыскания (при необходимости), техническое обследование здания. Разработать проектную документацию, включая раздел 11 проектной документации «Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства» и рабочую документацию…».

Следовательно, договором №ПР-4/2022 от 02.03.2022 предусмотрены требования к архитектурными объемно-планировочным решениям, к технологическим решениям, к конструктивным решениям и к инженерно-техническим решениям в соответствии с частью 2 статьи 48 ГрК РФ.

Кроме того, из договора №ПР-4/2022 от 02.03.2022 не следует, что исполнитель – ООО «Саксум» должен провести экспертизу проектной документации.

Вместе с тем, позиция 6 раздела II приложения к Постановлению №2571 не содержит требования о том, что предмет предоставляемого участником закупки контракта (договора) должен быть аналогичен предмету закупки.

Таким образом, Комиссия, изучив представленные материалы, приходит к выводу, что договор №ПР-4/2022 от 02.03.2022 подтверждает наличие опыта Заявителя по дополнительным требованиям по позиции 6 приложения к Постановлению №2571 .

Следовательно, представленный Заявителем в подтверждение опыта договор соответствует требованиям Извещения.

Подпунктом «а» пункту 1 части 11 статьи 48 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 указанной статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 указанной статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.

Согласно пункту 3 части 12 статьи 48 ФЗ «О контрактной системе» при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаи несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 указанного Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 указанного Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 27 ФЗ «О контрактной системе» участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом. Отклонение заявки на участие в закупке по основаниям, не предусмотренным указанным Федеральным законом, не допускается.

Следовательно, конкурсная комиссия неправомерно отклонила заявку ООО «Саксум» на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

Таким образом, конкурсная комиссия нарушила часть 1 статьи 27 ФЗ «О контрактной системе».

В указанных действиях конкурсной комиссии содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

2. Заявитель в своей жалобе указывает, что протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке №0324100004722000063-2 от 26.10.2022 и протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) №0324100004722000063-3 от 27.10.2022 составлены с нарушением ФЗ «О контрактной системе».

Согласно пункту 2 части 13 статьи 48 ФЗ «О контрактной системе» протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке должен содержать информацию о принятом решении о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке с обоснованием такого решения и с указанием положений указанного Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют указанному Федеральному закону, извещению об осуществлении закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 17 статьи 48 ФЗ «О контрактной системе» протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен содержать информацию о принятом в отношении каждой заявки (каждой части заявки), поданной на участие в закупке, решении о соответствии извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, с обоснованием такого решения и указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки.

В протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке №0324100004722000063-2 от 26.10.2022 и протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) №0324100004722000063-3 от 27.10.2022 заявки с идентификационным номером 185 отклонена со следующей формулировкой: «На основании п.1 ч.12 ст. 48 - непредставления информации и документов, предусмотренных извещением, несоответствия таких информации и документов (Отсутствует экспертиза проектной документации на объект строительства)».

Проведя анализ указанной выше формулировки отклонения, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что Заказчиком в обоих протоколах указаны только положения ФЗ «О контрактной системе», на основании которых заявка была отклонена. Положения извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует заявка, положения заявки, которые не соответствуют ФЗ «О контрактной системе», извещению об осуществлении закупки Заказчиком не указано.

Следовательно, Заказчик сформировал протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке №0324100004722000063-2 от 26.10.2022 и протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) №0324100004722000063-3 от 27.10.2022 с нарушением норм ФЗ «О контрактной системе».

Таким образом, Заказчик нарушил пункт 2 части 13 и пункт 2 части 17 статьи 48 ФЗ «О контрактной системе».

В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 7.30 КоАП РФ.

3. 28.10.2022 в 11:41 Заявителем был подан Заказчику запрос о разъяснении протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) №0324100004722000063-3 от 27.10.2022, но на дату 01.11.2022 21.48, ответ на запрос разъяснений так и не поступил.

Частью 18 статьи 48 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что участник закупки, принимавший участие в закупке, после размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее даты заключения контракта вправе направить оператору электронной площадки запрос о даче разъяснений информации, содержащейся в таком протоколе в отношении заявки такого участника закупки. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснений информации, содержащейся в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик направляет соответствующие разъяснения оператору электронной площадки. Не позднее одного часа с момента поступления таких разъяснений они направляются оператором электронной площадки с использованием электронной площадки участнику закупки, направившему запрос о даче разъяснений информации, содержащейся в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Заявителем в заседание Комиссии Архангельского УФАС России представлен скриншот, согласно которому им был направлен оператору электронной площадки запрос на разъяснения протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) №0324100004722000063-3 от 27.10.2022. На указанном скриншоте не содержится информации о времени и дате отправки запроса.

В свою очередь Заказчиком в заседание Комиссии Архангельского УФАС России представлен скриншот, согласно которому ответ на запрос был направлен 01.11.2022 в 22:29.

Следовательно, принимая дату отправки запроса 28.10.2022 (как указано Заявителем в жалобе), Заказчик направил ответ в срок, установленный нормами ФЗ «О контрактной системе».

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки иных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Саксум» обоснованной в части 1 и 2 доводов.

2. Признать Заказчика - ФГБУ «Национальный парк «Кенозерский», нарушившим пункт 2 части 13 и пункт 2 части 17 статьи 48 ФЗ «О контрактной системе».

3. Признать конкурсную комиссию, созданную Заказчиком, нарушившей часть 1 статьи 27 ФЗ «О контрактной системе».

4. Заказчику, конкурсной комиссии, оператору электронной площадки – АО «Сбербанк-АСТ», выдать предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О контрактной системе».

5. Передать материалы дела должностному лицу Архангельского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии О.С. Малышева

Члены Комиссии Н.В. Вознесенская

Д.С. Романова

Связанные организации

Связанные организации не указаны