Решение №04-05/4116 решение 219мз-19 от 12 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 219мз-19

029/06/64-370/2019

Заказчик :

Администрация муниципального образования «Сольвычегодское»

165330 Архангельская область, Котласский район», г. Сольвычегодск, ул. Советская, д.8

E-mail: sol-adm@mail.ru

Оператор электронной площадки:

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

119435, г. Москва, Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9

E-mail: ko@sberbank-ast.ru

Заявитель:

ООО "Контракт"

354003, Сочи, пер.Вишневый, 85 Б, пом.12

E-mail: skvconsultor@gmail.com

       
       
 

РЕШЕНИЕ

12 августа 2019 года г. Архангельск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Короткова И.Ю.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

Члены комиссии:

Малышева О.С.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

Чирова Л.А.

Специалист-эксперт отдела контроля закупок,

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в отсутствии представителей от Заказчика, Заявителя, которые уведомлены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своих представителей не направили.

УСТАНОВИЛА:

06 августа 2019 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "Контракт" (далее – Заявитель) на действия заказчика – администрации муниципального образования «Сольвычегодское» (далее – Заказчик), при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог (извещение № 0124300008119000029).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик представил письменные объяснения по жалобе в адрес Архангельского УФАС России от 09.08.2019 № 1233.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

22.07.2019 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0124300008119000029 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог (далее – документация об аукционе).

Начальная (максимальная) цена муниципального контракта – 6 912 832,00 руб.

Оператор электронной площадки – ЗАО «Сбербанк-АСТ».

30.07.2019 внесены изменения в извещение и в документацию об аукционе (далее – Изменения).

1. Заявитель в своей жалобе указал на то, что Заказчиком срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе установлен не в соответствии с ФЗ «О контрактной системе».

Согласно статье 191 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало. В пункте 1 статьи 194 ГК РФ сказано, что если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.

Согласно части 2 статьи 63 ФЗ «О контрактной системе», в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает двух миллиардов рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Как установлено Комиссией Архангельского УФАС России по рассмотрению жалобы, извещение (изменения) о проведении закупки размещено в единой информационной системе http://zakupki.gov.ru 30.07.2019. Заказчиком указана дата и время окончания срока подачи заявок 06.08.2019 00:00.

Исходя из требований части 2 статьи 63 ФЗ «О размещении заказов», статей 191, 194 ГК РФ, семью днями периода подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме с момента размещения извещения и до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме являются: с 30.07.2019 по 06.08.2019 включительно.

Извещение о проведении закупки должно быть размещено не позднее 29.07.2019.

Следовательно, исходя из информации с официального сайта единой информационной системы в сфере закупок, срок подачи заявок сокращен на один день.

Таким образом, Заказчиком нарушена часть 2 статьи 63 ФЗ «О контрактной системе».

В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

2. В пункте 23 «Порядок предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе» раздела I Общие положения документации об аукционе установлено следующее: «Дата начала подачи запроса на разъяснения документации – 22 июля, дата окончания подачи запроса – 27 июля, дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе - по 28 июля 2019 г.»

Изменения в извещение о проведении электронного аукциона внесены 30.07.2019.

Однако в пункт 23 «Порядок предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе» раздела I Общие положения документации об аукционе изменения не внесены.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

Таким образом, Заказчиком нарушен пункт 11 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе».

В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

3. Заказчик установил неверную сумму обеспечения исполнения контракта.

Частью 6 статьи 96 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенные в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, начальной сумме цен единиц товара, работы, услуги, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 данного Федерального закона. В случае заключения контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 данного Федерального закона предусмотренный настоящей частью размер обеспечения исполнения контракта, в том числе предоставляемого с учетом положений статьи 37 данного Федерального закона, устанавливается от цены, по которой в соответствии с данным Федеральным законом заключается контракт, но не может составлять менее чем размер аванса. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать десять процентов начальной (максимальной) цены контракта.

В пункте 22 «Размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к такому обеспечению» раздела I Общие положения документации об аукционе установлено следующее: «Обеспечение исполнения контракта устанавливается в размере 5 % от цены, по которой заключается контракт».

Таким образом, Заказчиком нарушена часть 6 статьи 96 ФЗ «О контрактной системе».

В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

4.Заказчик в техническом задании документации об аукционе установил конкретное требование, а именно: Перевозка грузов автомобилями-самосвалами (работающими вне карьеров) грузоподъемностью 10 т (код 400052); Перевозка грузов I класса автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 т работающих вне карьера на расстояние до 78 км.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В силу части 3 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена указанным Федеральным законом.

Таким образом, Заказчик нарушил часть 3 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе».

В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

5.Заказчик неправомерно установил требования к показателям товара, которые становятся известными при испытании определенной партии.

В Приложении № 1 к техническому заданию «Спецификация на основные материалы, изделия, конструкции и оборудования, используемых при выполнении работ» установлены характеристики к материалу Смеси асфальтобетонные ГОСТ 9128-2013, а именно: Содержание щебня (гравия) – от 40 % до 50 %. Величина остаточной пористости от 2,5 до 5,0 %. Водонасыщение,% 1,5 - 4.

Согласно ГОСТу 9128-2013 вышеуказанные характеристики соответствуют определенному виду и типу асфальтобетонов.

В рекомендуемой форме 2 «Сведения о товаре предлагаемого к поставке» для заполнения участниками электронного аукциона данные характеристики отмечены знаком «*».

В пункте 11 «Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе» раздела I Общие положения документации об аукционе установлены требования к первой части заявки, а именно: «Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: 1) согласие участника электронного аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки); 2) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим пунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Рекомендуемая форма для заполнения участниками электронного аукциона – форма 2 Раздела III «Приложения к документации об аукционе» в соответствии с приложением 1 к Разделу II

ВНИМАНИЕ: При заполнении рекомендуемой формы конкретные показатели:

- отмеченные знаком «*», описанные диапазоном и с использованием слов (сочетаний слов) «не менее», «не ниже», «не выше», «от и до», «до», «и более» допускается указывать в диапазоне и с использованием соответствующих слов (сочетаниями слов) «не менее», «не ниже», «не выше», «от и до», «до», «и более» (в данном случае такие значения будут конкретными) или проставлением конкретного (точного) значения предлагаемого для использования товара.

Остальные показатели указываются без изменения в полном соответствии с документацией об аукционе».

Следовательно, установленные характеристики к материалу позволяют составить заявку и не ограничивают доступ к участию в закупке.

Комиссия полагает, что в данном случае заказчиком установлены требования к компонентам товара и показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства. Надлежащих документарных доказательств обратного заказчиком предоставлено не было.

В силу изложенного, Комиссия полагает, что при описании характеристик товара, используемых при выполнении работ, по вышеуказанным позициям заказчиком были допущены нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Таким образом, данный довод не нашел своего подтверждения.

6. Заказчик неправомерно установил причину увеличения сроков исполнения обязательств.

В пункте 7.5. проекта контракта установлено следующее условие: «Наступление обстоятельств непреодолимой силы при условии, что приняты установленные меры по извещению об этом других Сторон, продлевает срок выполнения договорных обязательств на период, по своей продолжительности соответствующий продолжительности обстоятельств и разумному сроку для устранения их последствий».

Согласно части 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

В соответствии с частью 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:

непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;

возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;

иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.

Таким образом, срок выполнения работ, предусмотренных контрактом, определен, является неизменным. Однако в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, приостанавливается на период продолжительности таких обстоятельств, так как выполнение работ в такой период времени невозможно.

Выполнение работ, предусмотренных проектом контракта, в период действия обстоятельств непреодолимой силы, не представляется возможным и не соответствует целям заключения контракта, противоречит интересам заказчика.

Включение вышеуказанного условия не влечет изменение существенных условий контракта, и, соответственно не нарушает требований ФЗ «О контрактной системе».

7. Заказчик установил незаконное требование к сроку действия банковской гарантии.

В пункте 10.3. проекта контракта установлено, что обеспечение исполнения Контракта может быть представлено в виде безотзывной банковской гарантии или передачи Заказчику денежных средств в размере обеспечения исполнения Контракта, указанном в п. 10.2. Контракта. Способ обеспечения исполнения Контракта определяется Подрядчиком самостоятельно в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

При выборе Подрядчиком обеспечение исполнения Контракта в виде безотзывной банковской гарантии срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на один месяц.

Частью 3 статьи 96 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 указанного Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 указанного Федерального закона.

В разделе 14 проекта контракта Заказчик определил срок действия Контракта, а именно: «Контракт вступает в силу с момента подписания его обеими Сторонами и действует до момента выполнения всех принятых на себя Сторонами обязательств по Контракту».

Следовательно, требование к сроку действия банковской гарантии, установленное в пункте 10.3 проекта контракта, не соответствует требованиям части 3 статьи 96 ФЗ «О контрактной системе».

Вместе с тем, несоответствие не является нарушением, так как данное несоответствие не влияет на выбор победителя и на получение победителем банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта.

8. Заказчиком не установлены штрафы в случае неисполнения Исполнителем обязательств, не имеющих стоимостного выражения.

Согласно части 4 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе» в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с частью 8 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе» штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы (ред. от 30.08.2017).

Однако в проекте контракта данный размер штрафа не установлен.

Таким образом, Заказчик нарушил части 4 и 8 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе».

В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО "Контракт" обоснованной в части доводов.

2. Признать Заказчика нарушившим часть 2 статьи 63, пункт 11 части 1 статьи 64, часть 6 статьи 96, часть 3 статьи 33, часть 3 статьи 96, части 4 и 8 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе».

3. Предписание не выдавать, поскольку по окончании срока приема заявок не подано ни одной заявки, в соответствии с частью 16 статьи 66 ФЗ «О контрактной системе» электронный аукцион признан несостоявшимся.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии И.Ю. Короткова

Члены Комиссии Л.А. Чирова

О.С. Малышева

Связанные организации

Связанные организации не указаны