Определение №03-05И/2977 Определение 029_05_5-223_2019 от 21 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Дело № 029/05/5-223/2019

 

1. ООО «Спортмастер»

(рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель)

 

117437, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая,

д. 18, корп. 2, комн. 102

 

2. Заявитель <...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

«21» июня 2019 года                                                                                                       г. Архангельск

 

            Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее по тексту – Архангельское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Цакулов Юрий Геннадьевич, рассмотрев материалы, представленные отделом антимонопольного контроля и рекламы,

     

УСТАНОВИЛ:

 

            22.04.2019 в адрес Архангельское УФАС России, Управление) из приемной Президента Российской Федерации в Архангельской области поступило обращение гражданки <...> (вх. № 2841) от 15.04.2019 о нарушении, по мнению заявителя, требований пункта 1 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту – ФЗ «О рекламе»), выразившихся в распространении рекламы с содержанием: «Мы гарантируем лучшие цены. Найдете дешевле — вернем разницу» на рекламном баннере по пр. Троицкий в г. Архангельске.

            Заявитель считает, что в тексте рекламы слово «лучшие» используется без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение. В сноске под знаком «*» о критерии сравнения цены и товара предлагается ознакомится  на сайте www.sportmaster.ru. Таким образом, критерии сравнения цены, обязательные к размещению в рекламе, отсутствуют, что является нарушением ФЗ «О рекламе», а сама реклама — недостоверна.

            Кроме того, текст под ссылкой «*» выполнен мелким шрифтом и в сером цвете на белом фоне, сам рекламный баннер расположен на высоте ориентировочно 2 метра от земли. Эти факторы значительно затрудняют прочтение данного текста, требуют дополнительных усилий и временных затрат для его прочтения, что, по мнению заявителя, нарушает требования части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

 

            В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

            Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

            Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.03.1997 № 4-П, реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок Российской Федерации.

            Согласно Международному кодексу рекламной практики, под потребителем рекламы понимается любое лицо, которому адресована реклама или которого она может достичь, вне зависимости от того, является ли он конечным потребителем, торгующим субъектом или пользователем.

            Экономической целью размещения рекламы для лица, осуществляющего производство, реализацию товара (работ, услуг), является продвижение и продажа товара (работ, услуг) оптовому покупателю и конечному потребителю.

           

            Рассматриваемая информация распространяется посредством размещения ее на конструкции (наземном щите) по адресу: г. Архангельск, пр. Троицкий, вблизи торгового центра «ЕвроПарк» с информацией следующего содержания: «Мы гарантируем лучшие цены. Найдете дешевле — вернем разницу», формирует и поддерживает интерес к объекту рекламирования (продукции, реализуемой ООО «Спортмастер») и его продвижение на рынке, т.е. отвечает законодательному определению рекламы, приведенному в п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе».

 

            На запрос Архангельского УФАС России (исх. № 03-12И/2015 от 06.05.2019) о предоставлении информации и документов, подтверждающих наличие объективного основания для употребления в указанной рекламе сравнительной характеристики реализуемого товара, путем употребления сочетания слов «лучшие цены», письменные пояснения и запрашиваемые документы ООО «Спортмастер» не представлены (согласно уведомлению о вручении заказное почтовое отправление получено ООО «Спортмастер» 14.05.2019).

 

            Согласно п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе», при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

            Частью 1 ст. 5 ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

 

            В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе»,  недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

            Согласно пункту 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 8 октября 2012 года № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Закона о рекламе» рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся, таким образом, необходимо учитывать, что при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускается сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства.      

            В соответствии  с пунктом 29 указанного Постановления Пленума ВАС РФ, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

            В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучше», «первый», «номер один», «единственный», «уникальный» и т.п., должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

            Реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной. В связи с этим принято подобные утверждения сопровождать ссылкой на результат соответствующих исследований и источник данных.

 

            В тексте рекламы слово «лучшие» используется без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение. В сноске под знаком «*» о критерии сравнения цены и товара предлагается ознакомится  на сайте www.sportmaster.ru. Таким образом, критерии сравнения цены, обязательные к размещению в рекламе, отсутствуют, что является нарушением ФЗ «О рекламе», а сама реклама — недостоверна, т.е. нарушающая требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

            Кроме того, текст под ссылкой «*» выполнен мелким шрифтом и в сером цвете на белом фоне, сам рекламный баннер расположен на высоте ориентировочно 2 метра от земли. Эти факторы значительно затрудняют прочтение данного текста, требуют дополнительных усилий и временных затрат для его прочтения, что, по мнению заявителя, нарушает требования части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

 

            Таким образом, в рассматриваемой информации усматриваются признаки нарушения п. 1 ч. 3 и ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

 

            В соответствии с ч. 6 и 8 ст. 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований п. 1 ч. 3 и ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе» несут рекламодатель (изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо — п. 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе») и рекламопроизводитель (лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму — п. 6 ст. 3 ФЗ «О рекламе»), если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

                                                                                                                                                                                                                                                         Материалами дела установлено, что рекламодателем и рекламопроизводителем выступает ООО «Спортмастер».

 

            На основании п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1, 2 ст. 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с п. 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508),

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

            1. Возбудить производство по делу № 029/05/5-223/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицом, участвующим в деле: лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – ООО «Спортмастер» (рекламодатель, рекламопроизводитель).

 

            3. Назначить дело № 029/05/5-223/2019 к рассмотрению на «18» июля 2019 года в 10 часов 00 минут по адресу: г. Архангельск, К. Либкнехта, д. 2, этаж 1, зал заседаний.

Явка ООО «Спортмастер», в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении настоящего дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе либо представителя при наличии надлежащим образом оформленной доверенности обязательна!

В случае неявки в назначенное время дело 029/05/5-223/2019 будет рассмотрено без участия ООО «Спортмастер» и без учета его мнения.

 

            4. ООО «Спортмастер» в срок до «15» июля 2019 года представить по адресу: 163000,                   г. Архангельск, ул. К. Либкнехта, д. 2 (тел./факс: 21-54-45) следующую информацию (документы и материалы):

  • объяснения, пояснения, возражения по настоящему делу с приложением необходимых документов и правовым обоснованием своей позиции (в письменной форме);
  • копии договора на размещение и эксплуатацию рекламного баннера;
  • надлежащим образом заверенную копию свидетельства о регистрации                        ООО «Спортмастер»;
  • надлежащим образом заверенную копию Устава ООО «Спортмастер»;
  • надлежащим образом заверенную копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе ООО «Спортмастер»;
  • договоры, заявки, платежные поручения, иные документы, на основании которых осуществлялось изготовление и размещение вышеуказанной рекламы;
  • банковские реквизиты;
  • надлежащим образом заверенную копию документа о назначении генеральным директором ООО «Спортмастер»;
  • кем разрабатывался, редактировался и утверждался текст рассматриваемой информации;
  • в какой период времени рассматриваемая информация размещалась по адресу: г. Архангельск, пр. Троицкий, район торгового центра «ЕвроПарк»;
  • иную информацию при наличии для полного, всестороннего и объективного рассмотрения настоящего дела.

 

Информация должна быть представлена в полном объеме по каждому из пунктов запроса.

В случае отсутствия запрашиваемой информации по пункту запроса, указать на невозможность представления запрашиваемых сведений с пояснениями (в письменной форме).

Доводим до Вашего сведения, что на основании ч. 6 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.

 

Согласно п. 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508), стороны и заинтересованные лица со дня возбуждения дела вправе:

  • знакомиться с материалами дела (за исключением сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну) и делать выписки из них;
  • давать устные и письменные объяснения;
  • представлять доказательства по делу и участвовать в их исследовании;
  • заявлять ходатайства;
  • делать заявления;
  • возражать против заявлений и доводов других лиц;
  • пользоваться другими правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

 

 

Примечание:

1.

С материалами дела № 029/05/5-223/2019 можно ознакомиться в Архангельском УФАС России по адресу: г. Архангельск, ул. К. Либкнехта, д. 2, каб. 102 (исполнитель – Ипатова Татьяна Витальевна, 207-007).

2.

Полномочия сторон должны быть подтверждены соответствующими документами.

3.

Копии документов, представленные для приобщения к материалам дела  № 029/05/5-223/2019 и не заверенные нотариально, должны быть заверены подписью руководителя и печатью юридического лица (подписью и печатью индивидуального предпринимателя).

4.

При направлении документов ссылка на номер дела 029/05/5-223/2019 обязательна!

5.

Для организации допуска в помещения Архангельского УФАС России просим заблаговременно (за 1-2 дня до даты рассмотрения дела) сообщить данные (фамилия, имя, отчество) представителей лиц, которые будут принимать участие в рассмотрении дела № 029/05/5-223/2019 для оформления пропусков по телефону: 207-007.

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                      Ю.Г. Цакулов

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны