Предупреждение №2214/23 Без аннотации от 28 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

28 апреля 2023 года                                                                                                                     г. Архангельск

 

По результатам рассмотрения обращений, поступивших из Агентства по тарифам и ценам Архангельской области, установлено, что между администрацией МО «Приводинское» и ООО «Лешуконская теплоэнергетическая компания» (далее – ООО «ЛТК») заключены следующие соглашения, на основании которых обществу было передано муниципальное имущество, предназначенное для оказания услуг теплоснабжения:

1) Соглашение о передаче имущества, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию «Приводинское», в эксплуатацию для организации теплоснабжения на территории п. Приводино муниципального образования «Приводинское» Котласского района Архангельской области от 01.06.2022 № 1Т;

2) Соглашение о передаче имущества, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию «Приводинское», в эксплуатацию для организации теплоснабжения на территории дер. Курцево и дер. Куимиха муниципального образования «Приводинское» Котласского района Архангельской области от 01.06.2022 № 2Т;

3) Соглашение о передаче имущества, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию «Приводинское», в эксплуатацию для организации теплоснабжения на территории п. Удимский муниципального образования «Приводинское» Котласского района Архангельской области от 01.06.2022 № 3Т.

Торги в данном случае не проводились.

 

Законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения в сфере теплоснабжения и подлежащим исполнению органами власти и органами местного самоуправления, установлен специальный порядок передачи прав владения и (или) пользования соответствующими объектами ЖКХ, находящимися в государственной или муниципальной собственности.

В частности, с момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения осуществляется с учетом требований, установленных статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении).

Как следует из части 1 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования указанными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (часть 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении).

Принимая во внимание, что переданное по соглашениям № 1Т, № 2Т, № 3Т от 11.06.2022 муниципальное имущество содержит объекты, срок ввода в эксплуатацию которых превышает пять лет, согласно части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении передача прав владения и (или) пользования соответствующим имуществом должна была быть осуществлена по концессионному соглашению.

В свою очередь, статьей 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» предусмотрено, что концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

Однако объекты теплоснабжения были переданы ООО «ЛТК» по соглашениям № 1Т, № 2Т, № 3Т от 11.06.2022 в безвозмездное пользование, торги не проводились.

Учитывая изложенное, при передаче ООО «ЛТК» без проведения торгов предназначенного для теплоснабжения муниципального имущества по соглашениям № 1Т, № 2Т, № 3Т от 11.06.2022 требования действующего законодательства были нарушены.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление от 05.04.2011 № 14686/10) достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить право пользования муниципальным имуществом, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Объекты жилищно-коммунального хозяйства, как имущественный комплекс, представляют собой ограниченный ресурс и приобретение права владения или пользования объектами коммунальной инфраструктуры предопределяет возможность входа на соответствующий рынок.

Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора лица, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к государственному и муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц. Кроме того, поскольку передача объектов коммунальной инфраструктуры в пользование затрагивает общественные интересы, проведение торгов обеспечивает выбор наиболее эффективного правообладателя.

Таким образом, предоставление муниципального имущества (объекты теплоснабжения) без проведения торгов ООО «ЛТК» ограничило возможность для получения иными хозяйствующими субъектами прав в отношении муниципального имущества, предназначенного для оказания услуг теплоснабжения, в порядке, предусмотренном статьей 28.1 Закона о теплоснабжении.

Причины, по которым рассматриваемое муниципальное имущество было передано ООО «ЛТК» (в том числе временно, в целях организации теплоснабжения на территории муниципального образования), не имеют правового значения для установления признаков нарушения требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Само по себе достижение целей обеспечения населения и организаций услугами теплоснабжения в рамках реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не исключает необходимости соблюдения требований статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, которой определен особый порядок распоряжения соответствующим имуществом.

Таким образом, действия по передаче без проведения торгов ООО «ЛТК» муниципального имущества, предназначенного для оказания услуг теплоснабжения, на условиях соглашения о передаче имущества, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию «Приводинское», в эксплуатацию для организации теплоснабжения на территории п. Приводино муниципального образования «Приводинское» Котласского района Архангельской области от 01.06.2022 № 1Т, на условиях соглашения о передаче имущества, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию «Приводинское», в эксплуатацию для организации теплоснабжения на территории дер. Курцево и дер. Куимиха муниципального образования «Приводинское» Котласского района Архангельской области от 01.06.2022 № 2Т, а также на условиях соглашения о передаче имущества, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию «Приводинское», в эксплуатацию для организации теплоснабжения на территории п. Удимский муниципального образования «Приводинское» Котласского района Архангельской области от 01.06.2022 № 3Т свидетельствуют о наличии признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Согласно части 1 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Частью 2 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона.

В рассматриваемой ситуации необходимо учитывать, что 27.04.2022 принят Закон Архангельской области № 554-34-ОЗ «О преобразовании городских и сельского поселений Котласского муниципального района Архангельской области путем их объединения и наделения вновь образованного муниципального образования статусом Котласского муниципального округа Архангельской области» (далее − Закон Архангельской области от 27.04.2022 № 554-34-ОЗ).

Согласно части 1 статьи 4 Закона Архангельской области от 27.04.2022 № 554-34-ОЗ днем создания Котласского муниципального округа является 1 июня 2022 года.

Частью 2 статьи 4 Закона Архангельской области от 27.04.2022 № 554-34-ОЗ установлено, что Котласский муниципальный район Архангельской области и входящие в его состав городские и сельское поселения Архангельской области утрачивают статус муниципальных образований со дня, указанного в пункте 1 настоящей статьи.

В связи с вышеназванным обстоятельством в настоящее время администрация МО «Приводинское» находится в стадии ликвидации.

При этом, как следует из части 1 статьи 5 Закона Архангельской области от 27.04.2022 № 554-34-ОЗ, Котласский муниципальный округ является правопреемником муниципальных образований, органы местного самоуправления которых на день создания Котласского муниципального округа осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с Российской Федерацией, Архангельской областью и иными субъектами Российской Федерации, иными муниципальными образованиями, физическими и юридическими лицами.

Органы местного самоуправления Котласского муниципального округа в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления муниципальных образований, которые на день создания Котласского муниципального округа осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Архангельской области, иных субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления других муниципальных образований, физическими и юридическими лицами (часть 2 статьи 5 Закона Архангельской области от 27.04.2022 № 554-34-ОЗ).

Согласно части 1 статьи 6 Закона Архангельской области от 27.04.2022 № 554-34-ОЗ переходный период преобразования муниципальных образований был установлен со дня создания Котласского муниципального округа до 1 января 2023 года.

В связи с преобразованием муниципальных образований на территории Котласского муниципального района Архангельской области полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Котласского муниципального района Архангельской области и входящих в его состав городских и сельского поселений Архангельской области прекратились с 1 января 2023 года (часть 4 статьи 7 Закона Архангельской области от 27.04.2022 № 554-34-ОЗ).

Как следует из представленной информации, между Управлением имущественно-хозяйственного комплекса администрации Котласского муниципального округа Архангельской области и ООО «ЛТК» заключены дополнительные соглашения № 1, № 2 и № 3 от 13.02.2023 к, соответственно, рассматриваемым соглашениям № 1Т, № 2Т и № 3Т от 01.06.2022, согласно которым стороной названных соглашений от 01.06.2022 было указано Управление имущественно-хозяйственного комплекса администрации Котласского муниципального округа Архангельской области.

В соответствии с Положением об Управлении имущественно-хозяйственного комплекса администрации Котласского муниципального округа Архангельской области, утвержденным решением Собрания депутатов Котласского муниципального округа Архангельской области от 09.12.2022 № 42, данное управление от лица муниципального образования осуществляет права и обязанности собственника муниципального имущества.

Учитывая изложенное, в связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

ПРЕДУПРЕЖДАЕТ:

 

Управление имущественно-хозяйственного комплекса администрации Котласского муниципального округа Архангельской области о необходимости в срок до 11 августа 2023 года устранить причины и условия, способствовавшие возникновению нарушения антимонопольного законодательства, и принять меры по устранению последствий такого нарушения, а именно: осуществить возврат в казну муниципального имущества, предназначенного для оказания услуг теплоснабжения, предоставленного ООО «Лешуконская теплоэнергетическая компания» на условиях:

- соглашения о передаче имущества, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию «Приводинское», в эксплуатацию для организации теплоснабжения на территории п. Приводино муниципального образования «Приводинское» Котласского района Архангельской области от 01.06.2022 № 1Т;

- соглашения о передаче имущества, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию «Приводинское», в эксплуатацию для организации теплоснабжения на территории дер. Курцево и дер. Куимиха муниципального образования «Приводинское» Котласского района Архангельской области от 01.06.2022 № 2Т;

- соглашения о передаче имущества, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию «Приводинское», в эксплуатацию для организации теплоснабжения на территории п. Удимский муниципального образования «Приводинское» Котласского района Архангельской области от 01.06.2022 № 3Т.

На основании части 6 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом (часть 5 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Согласно части 7 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

 

 

Врио руководителя управления

 

Ю.Г. Цакулов


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны