Решение б/н включить от 6 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Дело № 5РНП-2022

029/10/5-235/2022

Заказчик:

ГАУ Архангельской области "Единый лесопожарный центр"

163060, г. Архангельск, пр. Обводный Канал, д.22, корп.1,

E-mail: aviales@yandex.ru

Оператор электронной площадки:

АО «Единая электронная торговая площадка»

115114, Москва, ул Кожевническая 14, стр. 5

Е-mail: ko@roseltorg.ru

Участник закупки:

ООО "ЦЕНТРТОРГ"

160000, Вологодская область, г.Вологда, Окружное шоссе, дом 11а,помещение 2

E-mail: maksimovskayaeu@sgr35.ru

       
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

01 апреля 2022 года г. Архангельск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению обращений, поданных в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия Архангельского УФАС России), в составе:

Председатель

-

Малышева О.С.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок;

Член комиссии

-

Вознесенская Н.В.

Главный специалист - эксперт отдела контроля закупок;

Член комиссии

-

Поддубная Ю.А.

специалист - эксперт отдела контроля закупок;

на основании части 3 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - ФЗ «О закупках») и постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»,

В присутствии представителей от:

Заказчика: Ушаковой А.А. (доверенность от 18.02.2022 № 01-10/58);

Участника закупки: Мариничевой Е.Ю. (доверенность от 28.03.2022 № 2);

УСТАНОВИЛА:

22 марта 2022 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и осуществления полномочий по ведению реестра недобросовестных поставщиков, поступило обращение ГАУ Архангельской области "Единый лесопожарный центр" (далее – Заказчик) о включении сведений об ООО «ЦЕНТРТОРГ» (ИНН 3525421406) в реестр недобросовестных поставщиков.

Содержание обращения:

Согласно обращению Заказчика, участник запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку мотопомпы в рамках федерального проекта "Сохранение лесов" национального проекта "Экология" на модернизацию специализированной лесопожарной техники и оборудования (извещение № 32211129746) уклонился от заключения договора.

Комиссия Архангельского УФАС России согласно Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» рассмотрела обращение о включении сведений об ООО «ЦЕНТРТОРГ» в Реестр недобросовестных поставщиков с учетом следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 указанного Федерального закона правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с вышеуказанными нормами ФЗ «О закупках» в ГАУ Архангельской области "Единый лесопожарный центр" принято Положение о закупке товаров, работ, услуг для государственного автономного учреждения Архангельской области «Единый лесопожарный центр», утвержденное Наблюдательным советом ГАУ Архангельской области «ЕЛЦ» (протокол от 08.06.2021 №7) (далее – Положение о закупках).

Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для для государственного автономного учреждения Архангельской области «Единый лесопожарный центр», в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, иные связанные с обеспечением закупки положения.

14.02.2022 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС), размещено извещение № 32211129746 и документация о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку мотопомпы в рамках федерального проекта "Сохранение лесов" национального проекта "Экология" на модернизацию специализированной лесопожарной техники и оборудования (далее – документация о закупке).

Начальная (максимальная) цена договора: 224 910.00 руб.

Оператор электронной площадки - АО «Единая электронная торговая площадка».

Согласно протоколу рассмотрения и подведения итогов от 22.02.2022 на участие в закупке подано 2 заявки участников закупки ООО «ЦЕНТРТОРГ» (номер заявки 795285), ООО «ПОМОРСПЕЦСЕРВИС» (номер заявки 795305).

22 февраля 2022 года по результатам подведения итогов запроса котировок в электронной форме победителем признано Общество с ограниченной ответственностью «ЦЕНТРТОРГ» с ценой договора 75 600,00 рублей, что на 66,39 % ниже начальной (максимальной) цены договора.

Протокол рассмотрения и подведения итогов от 22.02.2022 размещен в ЕИС 22.02.2022.

В соответствии с пунктом 15 статьи 3.2 ФЗ «О закупках» договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола.

В соответствии с пунктом 25 раздела I документации о закупке договор по результатам закупки заключается на условиях, которые предусмотрены проектом договора, документацией о конкурентной закупке, извещением об осуществлении конкурентной закупки и заявкой участника такой закупки, с которым заключается договор.

Договор заключается только после предоставления участником закупки, с которым заключается договор, обеспечения исполнения договора (если предусмотрено настоящей документацией), а также фактического подтверждения данного обеспечения путем предоставления документа, свидетельствующего о внесении (предоставлении) обеспечительной меры.

Договор заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и должен быть подписан электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такой конкурентной закупки, заказчика. Договор по результатам закупки заключается не ранее чем через 10 (десять) дней и не позднее чем через 20 (двадцать) дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам закупки.

Заказчик обязан направить проект договора победителю в срок не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня подписания итогового протокола.

В течение 10 (десяти) дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, определяющего победителя закупки, победитель запроса котировок обязан подписать проект договора и представить подписанный экземпляр проекта договора заказчику. Одновременно с договором победитель обязан представить заказчику документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения договора в размере, который предусмотрен документацией.

В случае если победителем запроса котировок не исполнены требования настоящего пункта документации, такой победитель признается уклонившимся от заключения договора.

Согласно пункту 14 раздела I документации о закупке обеспечение исполнения договора не требуется

28.02.2022 Заказчиком на сайте Оператора электронной площадки опубликован проект договора.

Следовательно, участник закупки должен был подписать проект договора электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, в срок до 04.03.2022.

05.03.2022 Оператор электронной площадки в адрес ООО «ЦЕНТРТОРГ»  направил уведомление об истечении 10 календарных дней со дня публикации протокола подведения итогов процедуры.

Регламентированный срок для заключения договора по результатам запроса котировок в электронной форме - до 14.03.2022.

В установленный срок со стороны ООО «ЦЕНТРТОРГ» договор не подписан электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки.

Протоколом уклонения от заключения договора от 17.03.2022 закупочная комиссия признала участника закупки ООО «ЦЕНТРТОРГ» уклонившимся от заключения договора.

Данный протокол размещен на официальном сайте 17.03.2022.

В ходе заседания Комиссии Архангельского УФАС России представитель ООО «ЦЕНТРТОРГ» пояснил, что договор был не заключен в связи с повышением цен производителем. Участник закупки посредством телефонных переговоров сообщал Заказчику о невозможности исполнить договор.

Комиссия Архангельского УФАС России установила, что в приложении №1 «Спецификация» проекта договора указано:

Наименование

Кол-во, шт

Цена, руб.

Сумма, руб.

1

Мотопомпа бензиновая DDE WP 250

10

7 560,00

75 600,00

Представитель ООО «ЦЕНТРТОРГ» в заседания Комиссии Архангельского УФАС России сообщил, что общество планировало к поставке мотопомпу бензиновую DDE PN51, цена которой в настоящее время, согласно прайсу (представлен в материалы дела), составляет 12 600 рублей. В заявке на участие в закупке Мотопомпа бензиновая DDE WP 250 указана ошибочно.

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что Мотопомпа бензиновая DDE WP 250 в действительности не соответствует техническому заданию по характеристикам. Мотопомпа бензиновая DDE PN51 также не соответствует техническому заданию.

В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.

Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.

Рост рыночных цен стороны могли предвидеть, при заключении договора, к тому же изменение рыночных цен в сторону увеличений является естественным следствием экономических процессов.

Экономический кризис, инфляция, девальвация рубля, изменение размера страховых, налоговых и иных обязательных взносов, повышение цен контрагентов на предоставляемые услуги и товар, которые необходимы предпринимателю для надлежащего исполнения обязательств по договору, заключенному по результатам публичных процедур, относится к рискам предпринимательской деятельности, следовательно, повышение стоимости материалов не относятся к обстоятельствам непреодолимой силы, если условиями договора (контракта) прямо не предусмотрено иное.

Доказательств возникновения у Общества каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в установленном порядке подписать проект договора в Архангельское УФАС России не представлено.

Кроме того, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что ООО «ЦЕНТРТОРГ» цена договора была снижена на 66,39 % от начальной (максимальной) цены договора.

Уклонение от заключения договора может выражаться, как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения договора, то есть создает условия, влекущие невозможность его подписания (определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.08.2015 № 305-КГ15-9489).

Действуя в рамках заключения договора, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию собственных средств Заказчика, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.

Соответственно, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая заявку, участник должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем и уклонения от заключения договора в дальнейшем.

На основании части 2 статьи 5 ФЗ «О закупках» в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

Частью 3 статьи 5 ФЗ «О закупках» определено, что перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» утверждены Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (далее - Правила направления сведений), Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (далее – Правила ведения реестра), Требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков».

Согласно части 2 Правил направления сведений в случае уклонения от заключения договора победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора (если документацией о закупке предусмотрена обязанность такого лица заключить договор), заказчик не позднее 30 календарных дней со дня заключения договора с участником закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора, или со дня истечения срока подписания договора, указанного в документации о закупке (если документацией о закупке не предусмотрено заключение договора с иным участником закупки при уклонении победителя закупки от заключения договора), направляет в уполномоченный орган сведения о лице, которое уклонилось от заключения договора или с которым договор по решению суда расторгнут в связи с существенным нарушением им условий договора.

Исходя из сложившейся судебной практики обжалования решений антимонопольных органов о включении участников закупки в реестр недобросовестных поставщиков, следует, что на практике реестр недобросовестных поставщиков используется как правовой инструмент защиты заказчиков от потенциально недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения договора, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям закупочной документации заказчиков, приведших к невозможности заключения договора с этим лицом и нарушающих права заказчика относительно лучших условий исполнения договора, связанных с эффективным использованием средств Заказчика и, как следствие, нарушением публичных интересов в этих правоотношениях.

С учетом изложенного, контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание ООО «ЦЕНТРТОРГ»  недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.

Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.

Комиссия Архангельского УФАС России, основываясь на имеющихся материалах дела, приходит к выводу о том, что в данном случае действия ООО «ЦЕНТРТОРГ»  можно квалифицировать как недобросовестное поведение при заключении договора, выразившееся в уклонении от заключения договора (с учетом снижения цены договора на 66,39 % ниже начальной (максимальной) цены договора и указания в заявке недостоверных сведений в отношении поставляемого товара).

Таким образом, сведения в отношении ООО «ЦЕНТРТОРГ» подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.

Руководствуясь статьей 5 ФЗ «О закупках», Правилами ведения реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также на основании имеющихся документов и сведений, Комиссия Архангельского УФАС России,

ЗАКЛЮЧИЛА:

1. Направить в Федеральную антимонопольную службу сведения, представленные Заказчиком - ГАУ Архангельской области "Единый лесопожарный центр" в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ЦЕНТРТОРГ» (ИНН 3525421406) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года в связи в связи с уклонением от заключения договора на поставку мотопомпы в рамках федерального проекта "Сохранение лесов" национального проекта "Экология" на модернизацию специализированной лесопожарной техники и оборудования (извещение № 32211129746).

2. Датой включения сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ЦЕНТРТОРГ» в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет».

Председатель Комиссии О.С. Малышева

Члены Комиссии Н.В. Вознесенская

Ю.А. Поддубная

Связанные организации

Связанные организации не указаны