Решение б/н необ от 11 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 131оз-24

029/06/33-567/2024

 

       
       
 

РЕШЕНИЕ

09 июля 2024 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Члены комиссии:

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заявителя:

Заказчика: 

Уполномоченного органа: 

УСТАНОВИЛА:

02 июля 2024 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО «ЛДЦ» (далее – Заявитель) на действия заказчика – ГБУЗ Архангельской области «Архангельская городская клиническая поликлиника № 1» (далее – Заказчик), Уполномоченного органа – Контрактного агентства Архангельской области (далее – Уполномоченный орган), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку перчаток процедурных (извещение №0124200000624004765).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с размещением извещения, не соответствующего требованиям ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе (вх. № 6072-ЭП/24 от 08.07.2024).

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 04.07.2024 № 314-05-400.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика формирует извещение об осуществлении закупки и организует проведение закупки.

28.06.2024 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение №0124200000624004765 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку перчаток процедурных (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена контракта – 4 000 000,00 рублей.

Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».

Заявитель в жалобе указывает, что по всем позициям описания объекта закупки установлены требования, которые не являются стандартизированными и не соответствуют ГОСТ Р 52239-2004, не содержат обоснования использования этих характеристик (структура перчатки двухслойная; цвет внешнего слоя перчатки: оранжевый, желтый; одинарная толщина (в области пальцев) ≥ 0,16 мм; увлажняющий компонент: алое-вера или глицерин с диметиконом; текстурный рисунок; длина перчатки ≥ 290 мм).

Пунктом 1 части 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать электронный документ: описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 указанного Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:

а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";

б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе» именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как ФЗ «О контрактной системе» не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, а также норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно части 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Раздел «Объект закупки» Извещения, а также файл «Описание объекта закупки», являющийся неотъемлемой частью Извещения (далее - Описание объекта закупки), содержит таблицу, в которой установлены требования к перчаткам, в том числе:

По позиции №4: Структура перчатки двухслойная (изготовлены из двух слоев нитрила).

Цвет внешнего слоя перчатки: оранжевый, желтый.

Длина перчатки: ≥ 285 мм.

Одинарная толщина (в области пальцев): ≥ 0,16 мм.

По позиции №7: Увлажняющий компонент: Алое-вера или Глицерин с диметиконом.

Цвет внешнего слоя перчаток: зеленый, голубой, синий.

Текстурный рисунок: по всей поверхности перчаток.

Внутренний слой перчаток контрастного цвета к цвету внешнего слоя перчаток.

По позиции №11: Одинарная толщина (в области ладони): ≥ 0,13 мм.

По позиции №13: Длина перчатки: ≥ 270 мм.

По позиции №15: Содержание полихлоропренового латекса ≥ 10%.

По позиции №16: Длина зерна текстуры ≥ 2мм.

Одинарная толщина (в области пальцев): ≥ 0,15 мм.

Ширина зерна текстуры ≥ 2мм.

Длина перчатки: ≥ 290 мм.

в Таблице 2 пункта 6.1 ГОСТ Р 52239-2004 содержится информация о длине и толщине перчаток:

Код размера

Номинальный размер

Ширина w (рисунок 1) мм

Длина / (рисунок 1) мм, не менее

Толщина

(в точках на рисунке 2), мм, не менее

Толщина (приблизительно в центре ладони), мм. не более

6 и ниже

Сверхмалые (X-S)

<80

220

0,08 -для гладких участков.

2,00 - для гладких участков.

6.5

Малый (S)

80 ±5

220

7

Средний (М)

85 ±5

230

   

7.5

95 ±5

     

8

8.5

Большой (L)

100±5

110+5

230

0,11 - для текстурирован-ных участков

2,03 -для текстурирован-ных участков

9 и выше

Сверхбольшие (X—L)

£110

230

 

На основании указанного следует, что данный ГОСТ Р 52239-2004 устанавливает общие требования к минимально допустимой длине и толщине перчаток в области пальцев и в области ладони, которые сопровождаются словами «не менее». ГОСТ Р 52239-2004 устанавливает только минимальные значения характеристик перчаток и не ограничивает Заказчика в установлении больших значений данных характеристик перчаток.

Соответственно, требования к длине (по позиции № 4 - не менее 285 мм, по позиции № 13 - не менее 270 мм, по позиции № 16 - не менее 290 мм) и толщине перчаток (по позиции № 4 - не менее 0,16 мм, по позиции № 11 - не менее 0,13 мм, по позиции № 16 - не менее 0,15 мм) Описания объекта закупок соответствуют ГОСТ Р 52239-2004, так как превышают установленное им минимальное значение длины и толщины перчаток в области пальцев и в области ладони.

Также, в пункте 4.2 Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16: «Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях» указано, что перед выбором перчаток необходимо оценить характер выполняемых процедур, инфекционные, механические, химические, радиационные риски, а также возможность развития кожных заболеваний и патологических реакций на материал перчаток. Алгоритм подбора медицинских перчаток в соответствии с классификацией можно условно разделить на несколько этапов:

- выбор типа перчаток в зависимости от степени инвазивности и эпидемиологической опасности выполняемой процедуры;

- выбор типа перчаток по целевому назначению;

- выбор перчаток по размеру.

Текстурный рисунок предусмотрен ГОСТ Р 52239-2004, согласно которому различают четыре вида отделки перчаток:

а) текстурный рисунок, нанесенный на какой-либо части или по всей поверхности перчатки,

б) гладкая поверхность,

в) опудренная поверхность,

г) поверхность без опудривания.

Иными словами, ГОСТ предусматривает возможность наличия текстурного рисунка на поверхности перчаток и не содержит каких-либо ограничений к требованиям о текстуре перчаток.

Методические рекомендации MP 3.5.1.0113-16.3.5.1 содержат аналогичные требования к нанесению рисунка на поверхность перчаток. Кроме того, положения MP 3.5.1.0113-16.3.5.1 прямо указывают на то, что медицинские перчатки должны отвечать требованиям, обеспечивающим их защитные (барьерные) и потребительские свойства.

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что требование к наличию выраженного текстурного рисунка нанесенной по всей поверхности включено, так как для Заказчика важна возможность надежного удержания инструмента. Во избежание разногласий при приемке товара, Заказчиком было в необходимой степени детализировано требование к размеру зерна текстуры. На рынке зарегистрировано множество перчаток с различными текстурами, о чем производители указывают прямо в регистрационных удостоверениях или инструкциях к медицинскому изделию (РЗН 2021/14576, РЗН 2019/9264, ФСЗ 2011/10868, РЗН 2022/17549).

Действующим законодательством, а также действующими стандартами ГОСТ не предусмотрено ограничений по цвету медицинских перчаток, ГОСТ содержит минимальные требования к продукции и не ограничивает Заказчика по установлению требований к товару, являющихся значимыми для него. Отсутствие данного показателя в ГОСТ не запрещает Заказчику включать указанную характеристику в требования к товару.

Из анализа Извещения следует, что в Описании объекта закупки отсутствуют требования к конкретному, единственно возможному цвету перчатки.

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что цвет (оранжевый или желтый) является значимой характеристикой для Заказчика. Перчатки по позиции № 4 желтые или оранжевые внешне используются в лабораториях (для работы с реагентами), как наиболее толстые перчатки. Они необходимы для возможности визуального контроля целостности перчатки перед надеванием и во время работы, своевременной индикации места прокола (перфорации) наружного слоя перчатки за счет цветовой индикации. Медицинский работник при работе в условиях повышенного риска должен иметь возможность визуально контролировать целостность перчатки в целях достижения соответствующего уровня безопасности, тем более с учетом специфики лечебного учреждения, максимально исключить любые нежелательные реакции и последствия в рамках оказания медицинской помощи, как пациентам, так и медицинскому персоналу. Медицинские изделия, закупаемые Заказчиком, не являются уникальными. На рынке имеются оранжевые или желтые перчатки различных производителей.

Согласно пункту 2.4 "MP 3.5.1.0113-16. 3.5.1. Дезинфектология. Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях. Методические рекомендации" (далее - MP 3.5.1.0113-16.3.5.1) медицинские перчатки должны отвечать требованиям, обеспечивающим их защитные (барьерные) и потребительские свойства:

непроницаемость для микроорганизмов;

герметичность (отсутствие сквозных дефектов);

прочность;

безопасность для здоровья пациента и медицинского персонала;

удобство/комфортность;

качественная упаковка и маркировка;

простота утилизации;

функциональность.

Следовательно, обеспечение удобства, комфорта использования медицинских перчаток и безопасности для здоровья пациента и медицинского персонала являются основополагающими свойствами и характеристиками медицинских перчаток.

Исходя из пункта 3469 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» персонал должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты (СИЗ) в необходимом количестве и соответствующих размеров (перчатками, масками, очками, щитками, респираторами, фартуками, нарукавниками и другими) в зависимости от профиля отделения и характера проводимой работы.

Согласно разделу 4 ГОСТ Р 52239-2004 - Для облегчения надевания перчаток могут быть применены обработка поверхности, смазка, пудра или полимерное покрытие. Полимерное покрытие, которое содержится в перчатках предназначено для увлажнения и ухода за кожей рук, предотвращения разрушения гидролипидного слоя кожи, минимизации риска воспаления рук в процессе использования перчаток, обеспечения комфортного использования и надевания.

При этом, Заказчиком не установлено требование к конкретному увлажнителю. Участник закупки предоставляет перчатки с увлажнителем на свой выбор.

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что полимерные покрытия «Внутреннее полимерное (синтетическое) покрытие на основе глицерина и диметиконом или Алое-вера» перчаток наиболее полно отвечают его потребностям, такие перчатки могут быть использованы для персонала с раздраженной, чувствительной и склонной к аллергическим реакциям кожей рук, т.к. длительное применение перчаток может вызвать развитие раздражений и повреждений кожи независимо от материала перчаток. При этом, использование защитных и смягчающих кремов «под перчатку» может приводить к разрушению структуры латекса пленки и снижению барьерных свойств медицинских перчаток (снижение устойчивости к микробной нагрузке). В РФ зарегистрировано и свободно обращается на рынке большое количество перчаток, содержащих в своем составе внутреннего покрытия компоненты для обеспечения ухода за кожей рук, минимизации риска раздражения кожи рук, обеспечения комфортного использования и надевания (РЗН 2019/8115, РЗН 2021/15347,РЗН 2021/15351, РЗН 2021/15349).

Комиссия Архангельского УФАС России установила, что действующим законодательством, а также действующими стандартами ГОСТ, в том числе ГОСТ Р 52239-2004, не предусмотрено ограничений по цвету и количеству слоев медицинских перчаток. ГОСТ содержит минимальные требования к продукции, что не ограничивает Заказчика по включению в описание объекта закупки требований к товару, являющихся значимыми для него. Следовательно требование Заказчика «двухслойная перчатка» не противоречит требованиям ГОСТ.

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что двуслойные перчатки лучше выдерживают агрессивные воздействия, позволяют сохранить тактильную чувствительность при процедуре предстерилизационной очистки.

Таким образом, требования к характеристикам перчаток установлены в Извещении исходя из потребности Заказчика, а именно медицинского персонала в определенных отделениях учреждения и соответствуют требованиям ГОСТ. Следовательно, указания в Извещении обоснования необходимости использования спорных характеристик перчаток не требуется.

Проанализировав материалы дела, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает следующее.

По общему правилу указание Заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п.1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)).

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.

Включение в техническое задание спорных характеристик товара, обусловленных их спецификой не может рассматриваться как нарушение ФЗ «О контрактной системе».

Кроме того Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что в составе жалобы Заявителя не содержится доводов, свидетельствующих о том, что требованиям Извещения в результате установления спорных показателей не соответствует ни одно изделие, либо соответствуют изделия конкретного производителя.

Из материалов дела следует, что по совокупности установленных характеристик, по каждой позиции соответствуют товары как минимум двух производителей.

В аукционе может участвовать неограниченное количество поставщиков. Участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям Извещения и потребностям Заказчика. Объективные причины невозможности приобретения товара с требуемыми Заказчику характеристиками Заявителем не представлены.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик при формировании описания объекта закупки руководствуется объективными потребностями и при этом соблюдает условия о недопущении ограничения количества участников закупки.

Заказчиком при описании объекта закупки не нарушены положения ФЗ «О контрактной системе».

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «ЛДЦ» необоснованной.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии 

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны