Решение №04-05/10212 см файл от 26 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 54оз-21

029/06/64-191/2021

Заказчик:

ГБУЗ АО ''Северодвинская городская больница № 1''

Архангельская обл, Северодвинск г, ул ломоносова, 47А

E-mail: hospital@sgb1.ru

Уполномоченный орган:

Контрактное агентство Архангельской области

163069, г. Архангельск, ул.Выучейского, д.18,

Е-mail: dkp@dvinaland.ru

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

E-mail: ko@rts-tender.ru

Заявитель:

ООО "НАУЧНО-МЕДИЦИНСКАЯ ФИРМА МБН"

105120, г.Москва, 2-й Сыромятнический переулок, д.10, офис 6

E-mail: info@mbn.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

26 февраля 2021 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 г. N ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Короткова И.Ю.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

Члены комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель начальника отдела контроля закупок;

Толстова А.А.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заявителя: Прядко Г.В. (доверенность от 25.02.2021 № б/н), Нащекиной М.М. (доверенность от 25.02.2021 № б/н);

Заказчика: Роженцева Д.В. (доверенность от 26.02.2021 № б/н);

Уполномоченного органа: Низовцева Д.Б. (доверенность от 16.06.2020 №56-Д).

УСТАНОВИЛА:

18 февраля 2021 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "НАУЧНО-МЕДИЦИНСКАЯ ФИРМА МБН" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГБУЗ АО ''Северодвинская городская больница № 1'' (далее – Заказчик), уполномоченного органа - Контрактного агентства Архангельской области (далее – Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку системы стабилографии (извещение № 0124200000621000399).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 24.02.2021 № 58-К.

Уполномоченный орган представил письменные объяснения по жалобе от 25.02.2021 №314-05-156.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика подготавливает документацию об электронном аукционе, и организует осуществление закупки.

09.02.2021 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0124200000621000399 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку системы стабилографии (далее – документация об аукционе).

Начальная (максимальная) цена контракта – 900 000,00 рублей.

Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».

По мнению Заявителя, установленная Заказчиком дополнительная характеристика «первичная поверка – наличие» системы стабилографии избыточна и неправомерна, так как система стабилографии не является средством измерения.

На основании пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно части 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе», документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Исходя из смысла частей 1 и 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе», потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе» именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. ФЗ «О контрактной системе» не содержит норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

Вместе с тем, ФЗ «О контрактной системе» не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. Более того, указание в документации конкретных характеристик поставляемого товара предусмотрено законодательством о закупках. Ограничивает усмотрение заказчика только требование о недопустимости ограничения конкуренции.

В силу пункта 1 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 ФЗ «О контрактной системе», в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно извещению и документации об аукционе объектом закупки является поставка системы стабилографии.

Неотъемлемой частью документации об аукционе является техническое задание на поставку системы стабилографии, размещенное в ЕИС вместе с документацией об аукционе.

Таблица технического задания содержит параметры, характеристики предлагаемой к поставке системы стабилографии, в том числе:

«

Наименование параметра

Количественные и качественные параметры

 

Дополнительные характеристики**:

 

Общие требования

 

Первичная поверка

Наличие

 

Общие функциональные требования

 

Определение массы тела испытуемого

Наличие

».

По мнению Заявителя, дополнительная характеристика «определение массы тела испытуемого – наличие» невозможно прировнять к понятию «измерение веса (массы) человека», поскольку измерение производится специальной техникой – весами, которые выдают информацию о количестве килограмм. При этом определение массы тела возможно и другими способами, в том числе расчетным методом с использованием, в том числе датчиков и компьютерных технологий.

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что для Заказчика понятия «определение массы тела» и «измерение массы тела» тождественны. Применяемый способ определения массы тела испытуемого не имеет значения. Положения постановления Правительства РФ от 16.11.2020 №1847 «Об утверждении перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений» содержат указание на измеряемую физическую величину - «Измерение веса (массы) человека», при этом способ такого измерения значения не имеет, он может быть как с использованием расчетного метода, так и иного другого. Однако, согласно части 7 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее - Закон №102-ФЗ) средства измерений, не предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, могут подвергаться поверке в добровольном порядке. Приобретение системы стабилографии осуществляется Заказчиком в рамках оснащения первичного сосудистого отделения. Указанное отделение осуществляет, в числе прочего, лечение и реабилитацию пациентов, перенесших острые нарушения мозгового кровообращения, в том числе инсульты. Функция определения массы тела испытуемого системой стабилографии позволяет комплексно и эффективно проводить лечебные и реабилитационные мероприятия больным, перенесшим острое нарушение мозгового кровообращения, поскольку обеспечивает больному физическую нагрузку (тренировку) и позволяет определить массу тела больного. Вместе с тем, поскольку система стабилографии выполняет определение физического параметра - массу (вес), такое определение должно выполняться с установленным уровнем точности.

Проанализировав материалы дела, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает следующее.

Пунктом 1 части 3 Закона №102-ФЗ установлено, что сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, установлены обязательные метрологические требования и которые выполняются при осуществлении деятельности в области здравоохранения.

Согласно пункту 21 статьи 2 Закона №102-ФЗ, средство измерений - техническое средство, предназначенное для измерений.

Согласно пункту 23 статьи 2 Закона №102-ФЗ, технические системы и устройства с измерительными функциями - технические системы и устройства, которые наряду с их основными функциями выполняют измерительные функции.

Таким образом, Закон №102-ФЗ не связывает основания для отнесения конкретного технического средства к средству измерения ни с каким иным обстоятельством, кроме его предназначения для проведения измерений, которое, в свою очередь, устанавливается исходя из инструкций по применению.

Согласно части 1 статьи 5 Закона №102-ФЗ, измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по первичным референтным методикам (методам) измерений, референтным методикам (методам) измерений и другим аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку. Результаты измерений должны быть выражены в единицах величин, допущенных к применению в Российской Федерации.

Частью 5 статьи 5 Закона №102-ФЗ установлено, что Правительством Российской Федерации в целях, предусмотренных частью 1 статьи 1 указанного Федерального закона, устанавливается перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и выполняемых при осуществлении деятельности в областях, указанных в пунктах 1 - 3, 5 - 9, 11 - 17, 19 части 3 статьи 1 указанного Федерального закона, с указанием обязательных метрологических требований к измерениям, в том числе показателей точности измерений. Федеральные органы исполнительной власти и государственные корпорации, осуществляющие нормативноправовое регулирование в областях деятельности, указанных в пунктах 4, 10 и 18 части 3 статьи 1 указанного Федерального закона, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений, определяют измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, и устанавливают к ним обязательные метрологические требования, в том числе показатели точности измерений.

Перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, утвержден постановлением Правительства РФ от 16.11.2020 №1847 «Об утверждении перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений» (далее – Перечень).

Пункт 1.2 Перечня предусматривает следующее наименование вида измерения - «Измерение веса (массы) человека» и обязательные метрологические требования к таким измерениям.

Из анализа приведенных правовых норм следует, что при наличии в техническом устройстве измерительной функции не подлежит метрологической поверке само устройство, однако компонент устройства, содержащий измерительную функцию, подлежит такой поверке. Следовательно, на этот компонент устройства в полном объеме распространяется метрологический контроль и надзор.

Применительно к системе стабилографии поверке подлежит весоизмерительное устройство (весы), осуществляющее определение массы тела испытуемого.

То обстоятельство, что система стабилографии не поименована в Перечне медицинских изделий, относящихся к средствам измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, в отношении которых проводятся испытания в целях утверждения типа средств измерений, утвержденном приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 августа 2012 г. №89н, не свидетельствует о том, что требование о наличии первичной поверки установлено незаконно.

Как установлено пунктом 25 статьи 2 Закона №102-ФЗ, тип средств измерений - совокупность средств измерений, предназначенных для измерений одних и тех же величин, выраженных в одних и тех же единицах величин, основанных на одном и том же принципе действия, имеющих одинаковую конструкцию и изготовленных по одной и той же технической документации.

Согласно пункту 27 статьи 2 Закона №102-ФЗ, утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений - документально оформленное в установленном порядке решение о признании соответствия типа стандартных образцов или типа средств измерений метрологическим и техническим требованиям (характеристикам) на основании результатов испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа.

Положения приказа Минздрава РФ от 15 августа 2012 г. №89н содержат указание на следующее медицинское изделие, относящееся к средствам измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, в отношении которых проводятся испытания в целях утверждения типа средств измерений - весы медицинские.

Таким образом, система стабилографии, не являясь сама по себе утвержденным типом средства измерения, является техническим устройством с измерительными функциями и содержит в своем составе весоизмерительное устройство (весы), применяемое при осуществлении деятельности в области здравоохранения и предназначенное для измерения веса (массы) человека, в связи с чем подлежит поверке.

Вместе с этим, ФЗ «О контрактной системе» не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимыми для Заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций.

При таких обстоятельствах Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что установленное Заказчиком требование о наличии первичной поверки является законным и обоснованным, не является избыточным и не препятствовало Заявителю для участия в закупке.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО "НАУЧНО-МЕДИЦИНСКАЯ ФИРМА МБН" необоснованной.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии И.Ю. Короткова

Члены Комиссии О.С. Малышева

А.А. Толстова

Связанные организации

Связанные организации не указаны