Решение №05-03/7044 Признать со стороны администрации муниципального образования... от 8 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

Дело № 029/01/15-849/2020

Ответчик: Администрация МО «Онежский муниципальный район»

Заинтересованное лицо: МУП «Онегаавтотранс»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

г. Архангельск

Резолютивная часть решения оглашена 29 сентября 2020 года

Решение изготовлено в полном объеме 08 октября 2020 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Архангельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства при наличии кворума, предусмотренного частью 6 статьи 40 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:<...> в отсутствие представителей ответчика и заинтересованного лица, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела, рассмотрев дело № 029/01/15‑849/2019, возбужденное в отношении администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» (164840, Архангельская область, г. Онега, ул. Шаревского, 6, ОГРН 1022901175330, ИНН 2906002459) по признакам нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с планом проведения проверок Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области на 2019 год и приказом Архангельского УФАС России от 02.09.2019 № 163 была проведена плановая документарная проверка в отношении Администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» (включая ее структурные подразделения).

По итогам проведенной проверки в бездействии Администрации МО «Онежский муниципальный район», выраженном в непроведении отбора в соответствии с требованиями действующего законодательства лица, которое будет осуществлять пассажирские перевозки по автобусному маршруту по регулируемым тарифам, притом что такие перевозки в отсутствие надлежащих правовых оснований в настоящее время осуществляется муниципальным унитарным предприятием «Онегаавтотранс», о чем достоверно известно органу местного самоуправления, были установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что отражено в акте проверки № 6 от 14.11.2019.

В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции антимонопольный орган в случае выявления признаков нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции выдает органу местного самоуправления предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения. Согласно части 2 данной статьи принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении статьи 15 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

В связи с наличием в действиях (бездействии) Администрации МО «Онежский муниципальный район» признаков нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 14.01.2020 Администрации МО «Онежский муниципальный район» было выдано предупреждение 02п-2020 о необходимости в срок до 14.04.2020 устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, а именно: принять меры, направленные на отбор в соответствии с требованиями действующего законодательства лица, которое будет осуществлять пассажирские перевозки по маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом по территории муниципального образования «Онежский муниципальный район» по маршрутам № 1, 2, 3, 4, 6, 101, 102, 103, 716, 717.

Письмом от 17.04.2020 № 2722 Администрация МО «Онежский муниципальный район» сообщила, что в настоящее время управлением по инфраструктурному развитию и ЖКХ администрации Онежского муниципального района завершена разработка конкурсной документации на проведение электронного аукциона на оказание услуг по организации осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок № 1, 2, 3, 4, 6, 101, 102, 103, 716, 717. Документация направлена в отдел муниципальных закупок, который в соответствии с заключенным соглашением является уполномоченным органом по размещению заказа. Проведение аукциона ожидается в первой декаде мая текущего года, заключение муниципального контракта с перевозчиком — в второй-третьей декаде мая. Администрация МО «Онежский муниципальный район» ходатайствовала о продлении срока выполнения предупреждения до 31.05.2020.

По итогам рассмотрения указанного ходатайства определением от 20.04.2020 № 05‑03/2533 срок выполнения предупреждения 02п-2020 был продлен до 29.06.2020.

На основании части 6 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

В установленный срок информация о выполнении предупреждения в управление не поступила.

Согласно части 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Предупреждение 02п-2020 в установленный срок выполнено не было.

С учетом изложенного, 10.07.2020 в отношении Администрации МО «Онежский муниципальный район» было возбуждено дело № 029/01/15-849/2020 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». К участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица привлечено МУП «Онегаавтотранс».

Администрация МО «Онежский муниципальный район» со вменяемым правонарушением не согласилась, по основаниям, изложенным в письме от 20.08.2020 № 5949 указав, что согласно п. 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района. В соответствии с частью 1 статьи 17 указанного закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий. В силу части 4 статьи 51 указанного закона муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия. Согласно части 1 статьи 56 Устава муниципального образования «Онежский муниципальный район» Онежский муниципальный район вправе создавать муниципальные предприятия. Согласно части 3 статьи 56 Устава муниципальные предприятия наделяются имуществом на праве хозяйственного ведения. Таким образом, в результате реорганизации дочернего унитарного предприятия «Онегаавтотранс» на основании распоряжения главы муниципального образования «Город Онега и Онежский район» от 05.06.2000 было создано муниципальное унитарное предприятие «Онегаавтотранс» муниципального образования «Онежский муниципальный район». Учредителем и собственником имущества предприятия является муниципальное образование «Онежский муниципальный район». Имущество, собственником которого является муниципальное образование «Онежский муниципальный район» закреплено на праве хозяйственного ведения за МУП «Онегаавтотранс». Основным видом деятельности муниципального предприятия является деятельность автобусного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам. Таким образом, предоставление транспортных услуг населению на территории муниципального образования «Онежский муниципальный район» осуществляет муниципальное унитарное предприятие «Онегаавтотранс». Кроме того, агентством по тарифам и ценам Архангельской области для МУП «Онегаавтотранс» установлены тарифы на перевозку пассажиров и багажа на автомобильном транспорте. Пассажирские перевозки по маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом по территории МО «Онежский муниципальный район» осуществляет единственный перевозчик — МУП «Онегаавтотранс». Администрация МО «Онежский муниципальный район» полагает, что в ее действиях отсутствуют признаки нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

25.08.2020, рассмотрев дело № 029/01/15-849/2020, Комиссия Архангельского УФАС России пришла к выводу о наличии в материалах дела достаточных доказательств, указывающих на наличие признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» со стороны Администрации «МО «Онежский муниципальный район», в связи с чем было принято заключение об обстоятельствах дела, предусмотренное статьей 48.1 данного закона. Рассмотрение дела было отложено. Лицам, участвующим в деле, были направлены копии заключения об обстоятельствах дела № 029/01/15-849/2020, предложено представить пояснения, доказательства, доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, в соответствии с частью 5 статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Пояснения, доказательства, доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, ни от ответчика, ни от заинтересованного лица не поступили.

Комиссия рассмотрела дело с учетом следующего.

23.05.2011 муниципальным казенным учреждением «Управление по инфраструктурному развитию и жилищно-коммунальному хозяйству администрации МО «Онежский муниципальный район» и муниципальным унитарным предприятием «Онегаавтотранс» был заключен договор № 1 на перевозку пассажиров на пригородном регулярном автобусном маршруте № 101 «г. Оненга — с. Порог — д. Вонгуда». Срок действия договора был установлен до 01.06.2016. Дополнительным соглашением от 31.05.2018 срок действия договора был продлен с 01.06.2018 до момента заключения договора с новым перевозчиком, определенным по результатам проведения конкурсных процедур на право осуществления перевозок по муниципальным пригородным и междугородным маршрутам регулярных перевозок на территории Онежского района.

23.05.2011 муниципальным казенным учреждением «Управление по инфраструктурному развитию и жилищно-коммунальному хозяйству администрации МО «Онежский муниципальный район» и муниципальным унитарным предприятием «Онегаавтотранс» был заключен договор № 2 на перевозку пассажиров на пригородном регулярном автобусном маршруте № 102 «г. Оненга — д. Тамица». Срок действия договора был установлен до 01.06.2016. Дополнительным соглашением от 31.05.2018 срок действия договора был продлен с 01.06.2018 до момента заключения договора с новым перевозчиком, определенным по результатам проведения конкурсных процедур на право осуществления перевозок по муниципальным пригородным и междугородным маршрутам регулярных перевозок на территории Онежского района.

23.05.2011 муниципальным казенным учреждением «Управление по инфраструктурному развитию и жилищно-коммунальному хозяйству администрации МО «Онежский муниципальный район» и муниципальным унитарным предприятием «Онегаавтотранс» был заключен договор № 3 на перевозку пассажиров на пригородном регулярном автобусном маршруте № 103 «г. Оненга — п. Маложма». Срок действия договора был установлен до 01.06.2016. Дополнительным соглашением от 31.05.2018 срок действия договора был продлен с 01.06.2018 до момента заключения договора с новым перевозчиком, определенным по результатам проведения конкурсных процедур на право осуществления перевозок по муниципальным пригородным и междугородным маршрутам регулярных перевозок на территории Онежского района.

23.05.2011 муниципальным казенным учреждением «Управление по инфраструктурному развитию и жилищно-коммунальному хозяйству администрации МО «Онежский муниципальный район» и муниципальным унитарным предприятием «Онегаавтотранс» был заключен договор № 6 на перевозку пассажиров на пригородном регулярном автобусном маршруте № 716 «г. Оненга — п. Верхнеозерский». Срок действия договора был установлен до 01.06.2016. Дополнительным соглашением от 31.05.2018 срок действия договора был продлен с 01.06.2018 до момента заключения договора с новым перевозчиком, определенным по результатам проведения конкурсных процедур на право осуществления перевозок по муниципальным пригородным и междугородным маршрутам регулярных перевозок на территории Онежского района.

23.05.2011 муниципальным казенным учреждением «Управление по инфраструктурному развитию и жилищно-коммунальному хозяйству администрации МО «Онежский муниципальный район» и муниципальным унитарным предприятием «Онегаавтотранс» был заключен договор № 7 на перевозку пассажиров на пригородном регулярном автобусном маршруте № 717 «г. Онега — д. Городок». Срок действия договора был установлен до 01.06.2016. Дополнительным соглашением от 31.05.2018 срок действия договора был продлен с 01.06.2018 до момента заключения договора с новым перевозчиком, определенным по результатам проведения конкурсных процедур на право осуществления перевозок по муниципальным пригородным и междугородным маршрутам регулярных перевозок на территории Онежского района.

16.05.2013 муниципальным казенным учреждением «Управление по инфраструктурному развитию и жилищно-коммунальному хозяйству администрации МО «Онежский муниципальный район» и муниципальным унитарным предприятием «Онегаавтотранс» был заключен договор на оказание услуг по перевозке пассажиров в городе Онеге автобусами общего пользования на регулярном автобусном маршруте № 6. Срок действия договора был установлен до 16.06.2013. Дополнительным соглашением от 10.07.2014 срок действия договора был продлен с 10.07.2014 до момента заключения договора с новым перевозчиком, определенным по результатам проведения конкурса на оказание услуг по указанным пассажирским перевозкам.

09.07.2013 муниципальным казенным учреждением «Управление по инфраструктурному развитию и жилищно-коммунальному хозяйству администрации МО «Онежский муниципальный район» и муниципальным унитарным предприятием «Онегаавтотранс» был заключен договор на оказание услуг по перевозке пассажиров в городе Онеге автобусами общего пользования на регулярном автобусном маршруте № 3 «Шалга — Дворец Спорта - Аэропорт». Срок действия договора был установлен до 08.07.2018. Дополнительным соглашением от 06.07.2018 срок действия договора был продлен с 08.07.2018 до момента заключения договора с новым перевозчиком, определенным по результатам проведения конкурса на оказание услуг по указанным пассажирским перевозкам.

09.07.2013 муниципальным казенным учреждением «Управление по инфраструктурному развитию и жилищно-коммунальному хозяйству администрации МО «Онежский муниципальный район» и муниципальным унитарным предприятием «Онегаавтотранс» был заключен договор от 09.07.2013 на оказание услуг по перевозке пассажиров в городе Онеге автобусами общего пользования на регулярном автобусном маршруте № 2 «л/з 32-33 — ж.д. вокзал — ул. Гоголя». Срок действия договора был установлен до 08.07.2018. Дополнительным соглашением от 06.07.2018 срок действия договора был продлен с 08.07.2018 до момента заключения договора с новым перевозчиком, определенным по результатам проведения конкурса на оказание услуг по указанным пассажирским перевозкам.

09.07.2013 муниципальным казенным учреждением «Управление по инфраструктурному развитию и жилищно-коммунальному хозяйству администрации МО «Онежский муниципальный район» и муниципальным унитарным предприятием «Онегаавтотранс» был заключен договор от 09.07.2013 на оказание услуг по перевозке пассажиров в городе Онеге автобусами общего пользования на регулярном автобусном маршруте № 1 «Улица Расказова - л/з 32-33». Срок действия договора был установлен до 08.07.2018. Дополнительным соглашением от 06.07.2018 срок действия договора был продлен с 08.07.2018 до момента заключения договора с новым перевозчиком, определенным по результатам проведения конкурса на оказание услуг по указанным пассажирским перевозкам.

Согласно Реестру муниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом по территории муниципального образования «Онежский муниципальный район» по маршрутам № 1, 2, 3, 4, 6, 101, 102, 103, 716, 717 осуществляются регулярные перевозки по регулируемым тарифам.

Отношения в сфере пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом, в настоящее время регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 220‑ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об организации регулярных перевозок).

Частью 1 статьи 11 Закона об организации регулярных перевозок предусмотрено, что муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона об организации регулярных перевозок осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 42 Закона об организации перевозок статьи 4 - 32, 36 - 38 Закона об организации перевозок вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования Закона об организации перевозок.

Закон об организации перевозок опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru - 14.07.2015, соответственно статья 14 Закона об организации перевозок, которая регулирует порядок заключения контракта на право осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам, вступила в силу с 11 января 2016 года.

Поскольку указанная норма Закона об организации перевозок вступила в силу с 11.01.2016, то контракт на право осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам должен быть заключен в соответствии с положениями законодательства о контрактной системе после 11.01.2016.

На основании части 3 статьи 6 Областного закона от 30.05.2014 № 130-8-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования в Архангельской области», привлечение перевозчиков к выполнению регулярных автобусных перевозок по межмуниципальным (муниципальным) маршрутам осуществляется посредством организации и проведения:

1) процедур по определению подрядчиков, с которыми уполномоченным органом (уполномоченным органом местного самоуправления) заключаются государственные (муниципальные) контракты и которым выдаются карты межмуниципальных (муниципальных) маршрутов, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений Федерального закона № 44‑ФЗ и Федерального закона № 220-ФЗ;

2) открытых конкурсов на право осуществления регулярных автобусных перевозок по одному или нескольким межмуниципальным (муниципальным) маршрутам по нерегулируемым тарифам в порядке, установленном постановлением Правительства Архангельской области (муниципальным нормативным правовым актом), с учетом положений Федерального закона № 220-ФЗ.

Продление после 11.01.2016 срока действия договоров на оказание услуг по перевозке пассажиров автобусами общего пользования по регулярным автобусным маршрутам по регулируемым тарифам по сути направлена на обход процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Письмом от 17.12.2019 № 8100 Администрация МО «Онежский муниципальный район» сообщила, что закупки в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44‑ФЗ по определению подрядчиков для осуществления пассажирских перевозок по автобусным маршрутам № 1, 2, 3, 4, 6, 101, 102, 103, 716, 717 на территории Онежского муниципального района будут включены в формируемый план-график закупок. Электронные аукционы с целью определения перевозчиков по указанным маршрутам запланированы на февраль 2020 года.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Статья 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаками ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 № 14686/10 достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить право пользования муниципальным имуществом, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Защита определенной конкурентной среды (соперничества хозяйствующих субъектов) не может рассматриваться в отрыве от правомерности целей (результатов) соперничества и его условий, правовых требований к конкурентам. Недопустимо неправомерное ограничение конкуренции в отношении тех хозяйствующих субъектов, которые действуют на товарном рынке в соответствии с правовыми нормами и законными интересами других лиц, желают и готовы выйти на соответствующий товарный рынок, понимая, что деятельность на нем должна отвечать определенным юридическим, техническим (технологическим) и экономическим стандартам.

С позиции законодательства о защите конкуренции все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на товарном рынке, должны быть поставлены в равные условия с тем, чтобы каждый из них за счет самостоятельных действий был способен повлиять на условия обращения товара на товарном рынке, что одновременно исключает возможность одностороннего влияния какого-либо хозяйствующего субъекта на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции. Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции. Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Архангельским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 029/01/15-849/2020.

Временной интервал исследования был определен с 11.01.2016 по дату исследования.

В качестве продуктовых границ рынка рассматриваются пассажирские перевозки на регулярных автобусных маршрутах.

Применительно к рассматриваемым правоотношениям необходимость правомерной конкурентной борьбы (соперничества) возникает при входе на товарный рынок, именно тогда, когда формируются законные условия определенной сферы обращения товара. При этом самостоятельные действия каждого из конкурентов, их соперничество предполагаются ранее, нежели товар/услуга вводится в оборот.

На основании подпункта в) пункта 10.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, при определении таких границ могут приниматься во внимание, в частности: границы территории, на которой осуществляют свои полномочия соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации; границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых оказали или могли оказать негативное влияние соответствующие акты, действия (бездействие); границы территорий, на которые поставляется товар и с которых поставляется товар.

С учетом границ территорий на которой оказываются услуги, а также границ территории, на которой осуществляет свои полномочия орган местного самоуправления, географическими границами рассматриваемого рынка пассажирские перевозки на регулярных автобусных маршрутах определены административные границы муниципального образования «Онежский муниципальный район».

Достижение целей организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального района в рамках реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не исключает необходимости соблюдения требований Федерального закона от 13.07.2015 № 220‑ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Областного закона от 30.05.2014 № 130-8-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования в Архангельской области», которыми определен особый порядок привлечения перевозчиков к выполнению регулярных автобусных перевозок по межмуниципальным (муниципальным) маршрутам. При этом, осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Учитывая изложенное, бездействие Администрации МО «Онежский муниципальный район», выраженное в непроведении отбора в соответствии с требованиями действующего законодательства лица, которое будет осуществлять пассажирские перевозки по автобусному маршруту по регулируемым тарифам, притом что такие перевозки в отсутствие надлежащих правовых оснований в настоящее время осуществляется муниципальным унитарным предприятием «Онегаавтотранс», о чем достоверно известно органу местного самоуправления, свидетельствует о нарушении требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Результатом указанного бездействия является создание преимуществ муниципальному унитарному предприятию «Онегаавтотранс» при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров по муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом по территории муниципального образования «Онежский муниципальный район» № 1, 2, 3, 4, 6, 101, 102, 103, 716, 717 по регулируемым тарифам, и создает ограничение доступа иных к хозяйствующим субъектам к возможности осуществлять пассажирские перевозки по указанным автобусным маршрутам, поскольку вход на рынок пассажирских перевозок на регулярных автобусных маршрутах по регулируемым тарифам обусловлен приобретением соответствующего права (заключением муниципального контракта) по итогам предусмотренных Федеральным законом от 13.07.2015 № 220‑ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Областным законом от 30.05.2014 № 130-8-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования в Архангельской области» процедур, предусматривающих конкурентный отбор перевозчика для работы регулярных автобусных маршрутах по регулируемым тарифам.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1–4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

1. Признать со стороны администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» (164840, Архангельская область, г. Онега, ул. Шаревского, 6, ОГРН 1022901175330, ИНН 2906002459) нарушение требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в бездействии, непроведении отбора в соответствии с требованиями действующего законодательства лица, которое будет осуществлять пассажирские перевозки по автобусному маршруту по регулируемым тарифам, притом что такие перевозки в отсутствие надлежащих правовых оснований осуществляет муниципальное унитарное предприятие «Онегаавтотранс»;

2. Выдать Администрации МО «Онежский муниципальный район» (164840, Архангельская область, г. Онега, ул. Шаревского, 6, ОГРН 1022901175330, ИНН 2906002459) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: принять меры, направленные на отбор в соответствии с требованиями действующего законодательства лица, которое будет осуществлять пассажирские перевозки по маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом по территории муниципального образования «Онежский муниципальный район» по маршрутам № 1, 2, 3, 4, 6, 101, 102, 103, 716, 717.

Предписание исполнить в срок до 15.02.2021.

Информацию об исполнении предписания представить в срок до 15.02.2021.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны