Решение б/н См.файл от 6 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 3оз-24

029/06/33-79/2024

Заказчик :

ГБУЗ Архангельской области «Первая городская клиническая больница им. Е. Е. Волосевич»

163001, г. Архангельск, ул. Суворова,1

E-mail: pokatilova.nv@mail.ru, otdzak@list.ru

Уполномоченный орган :

Контрактное агентство Архангельской области

163069, г. Архангельск, ул.Выучейского, д.18

Е-mail: dkp@dvinaland.ru

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

E-mail: ko@rts-tender.ru

Заявитель:

ООО "Строймост"

192019, город Санкт-Петербург, наб Обводного Канала, д. 24 литера А, помещ. 7-н офис 23

E-mail: stroimostmed@gmail.com,

stroimostmed@yandex.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

06 февраля 2024 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок;

Члены комиссии:

Титова О.Е.

Заместитель начальника отдела контроля закупок;

Поддубная Ю.А.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заявителя: Аншукова А.С. (доверенность от 15.11.2023 № б/н);

Заказчика: Дитятьевой О.П. (доверенность от 12.01.2024 № 1), Белозеровой Н.В. (доверенность от 16.05.2023 № 3803);

Уполномоченного органа: Коротковой И.Ю. (доверенность от 02.05.2023 № 83-Д);

УСТАНОВИЛА:

01 февраля 2024 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "Строймост" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГБУЗ Архангельской области «Первая городская клиническая больница им. Е. Е. Волосевич» (далее – Заказчик), уполномоченного органа - Контрактного агентства Архангельской области (далее – Уполномоченный орган), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку расходных материалов для стерилизации (извещение №0124200000624000126).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с размещением извещения, несоответствующего требованиям ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 05.02.2024 № б/н.

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 05.02.2024 № б/н.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика формирует извещение об осуществлении закупки и организует проведение закупки.

24.01.2024 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0124200000624000126 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку расходных материалов для стерилизации (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена контракта – 1 221 657,73 рублей.

Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».

1. Заявитель в своей жалобе указывает, что описание объекта закупки, размещенное в составе Извещения и являющееся его неотъемлемой частью, содержит характеристики товаров по позиции 4 «Индикатор для контроля качества предстерилизационной очистки», которые приводят к ограничению конкуренции, так как соответствуют продукции единственного производителя ООО «НПФ Винар».

Пунктом 1 части 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать электронный документ: описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 указанного Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:

а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";

б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе» именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как ФЗ «О контрактной системе» не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, а также норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

Согласно части 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с Извещением объектом закупки является поставка расходного материала для стерилизации, в том числе по позиции 4 – «Индикатор для контроля качества предстерилизационной очистки».

Файл «Описание объекта закупки», являющемся неотъемлемой частью Извещения (далее – Описание объекта закупки), содержит таблицу, в которой указаны характеристики товара, в том числе:

Наименование товара

Характеристики товара

Наименование характеристики

Значение характеристики

Единица измерения характеристики

Инструкция по заполнению характеристик в заявке

Индикатор для контроля качества предстерилизационной очистки

Индикатор для контроля предстерилизационной очистки медицинских изделий в лечебно-профилактических учреждениях, санитарно-эпидемиологических и дезинфекционных станциях путем обнаружения наличия следов крови в каналах эндоскопа

соответствие

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

В основе метода лежит цветная химическая реакция окисления тетраметилбензидина перекисными соединениями, катализируемая гемоглобином крови

соответствие

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

Чувствительность теста протеиновых частиц

≥ 0.1

Микрограмм

Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики

 

Объем пробирки с раствором индикатора

≥ 1.5

Кубический сантиметр;^миллилитр

Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики

Количество пробирок с раствором индикатора

≥ 10

штука

Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики

Объем пробирки с эмульсией стабилизированной перекиси водорода

≥ 0.1

Грамм

Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики

Количество пробирок с эмульсией стабилизированной перекиси водорода

≥ 10

штука

Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики

Количество одноразовых щеточек

≥ 10

штука

Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики

Количество пакетов полиэтиленовый

≥ 3

штука

Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики

Длительность стандартного теста

≤ 30

секунда

Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики

Согласно письменным пояснениям Заказчика под характеристики, установленные в Описании объекта закупки, подходят индикаторы химические/физические для контроля стерилизации как минимум 2 производителей: ООО «НПФ «ВИНАР» и ООО «Мегатехника».

Исходя из содержания инструкций по применению, индикаторы указанных производителей имеют требуемые Заказчику характеристики и могут комплектоваться по потребности Заказчика.

Проанализировав материалы дела, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает следующее.

По общему правилу указание заказчиком в извещении об осуществлении закупки особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п.1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)).

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.

Включение в Описание объекта закупки характеристик товара, обусловленных его спецификой не может рассматриваться как нарушение ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик установил характеристики к товару исходя из своей потребности, из назначения такого товара.

В аукционе может участвовать неограниченное количество поставщиков. Участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям мзвещения об осуществлении закупки и требованиям Заказчика. Объективные причины невозможности приобретения товара с требуемыми Заказчику характеристиками Заявителем не представлены.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что установление указанных в Извещении характеристик фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими. Как подтверждается материалами дела, начальная (максимальная) цена контракта определена на основании 3-х коммерческих предложений.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик при формировании описания объекта закупки руководствуется объективными потребностями, не нарушая требований законодательства о контрактной системе.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

2. По мнению Заявителя описание объекта закупки по позиции «Салфетки индикаторные» соответствует только продукции единственного производителя ООО «НПФ Винар».

Согласно Извещению объектом закупки является поставка расходного материала для стерилизации, в том числе по позиции 15 – «Салфетки индикаторные».

Файл «Описание объекта закупки», являющемся неотъемлемой частью Извещения (далее – Описание объекта закупки), содержит таблицу, в которой указаны характеристики товара, в том числе:

Наименование товара

Характеристики товара

Наименование характеристики

Значение характеристики

Единица измерения характеристики

Инструкция по заполнению характеристик в заявке

Салфетки индикаторные

Салфетки индикаторные для определения следов дезинфицирующих средств на основе четвертичных аммониевых соединений (ЧАС) на обработанных поверхностях

соответствие

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

На салфетке появляются отпечатки, окрашенные в цвета от голубого до темно-синего, в зависимости от содержания ЧАС

соответствие

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

Согласно материалам дела, Заявитель в своей жалобе не указывает какие именно характеристики по позиции «Салфетки индикаторные» могут свидетельствовать о принадлежности товара «салфетки индикаторные» единственному производителю.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик при формировании описания объекта закупки не нарушил требования законодательства о контрактной системе.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

3. Исходя из жалобы Заявителя Заказчик, объединив в одной закупке медицинские изделия и товары, не являющиеся медицинскими изделиями, а именно: «салфетки индикаторные», нарушил пункт 1 Постановления Правительства от 19.04.2021 №620.

Пунктом 2 части 29 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что Правительство Российской Федерации вправе определить требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2021 года № 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление № 620) установлено, что при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает:

600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей;

1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.

Приказом Министерства здравоохранения РФ от 06.06.2012 № 4н утверждена номенклатурная классификация медицинских изделий по видам.

Номенклатурная классификация медицинских изделий по видам (далее - классификация) содержит числовое обозначение вида медицинского изделия - идентификационный уникальный номер записи, наименование вида медицинского изделия, описание вида медицинского изделия, содержащее соответствующие классификационные признаки вида медицинского изделия, указываемые в зависимости от назначения медицинского изделия (Фиксируется начальное значение 100000 и для каждой последующей записи значение увеличивается на 10).

Классификация медицинских изделий формируется в электронном виде по группам и подгруппам медицинских изделий и размещается на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет".

Следовательно, согласно номенклатурной классификации медицинских изделий по видам каждый отдельный вид медицинского изделия обладает уникальным идентификационным номером записи в формате шестизначного кода, при этом номенклатурная классификация также содержит классификацию видов медицинских изделий по группам и подгруппам, вместе с тем Постановлением № 620 однозначно указано, что не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов.

Согласно материалам дела Заказчик установил в Извещении код ОКПД2 32.50.50.190 (изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки).

При этом, по позициям товара 1 - 4, 8 - 14, 16, 18 - 21 установлены коды НКМИ в соответствии с классификацией (181260, 330760, 185920, 185880, 237600), которые относятся к единой родовой группе номенклатуры медицинских изделий - Вспомогательные и общебольничные медицинские изделия. Стерилизаторы и сопутствующие изделия (группа 2.42).

Вместе с тем, в объект закупки также включены позиции:

- позиция 5 «Макет инструмента с индикаторной пластиной»;

- позиции 6 и 7 «Тест для контроля полноты удаления загрязнений»;

- позиция 15 «Салфетки индикаторные»;

- позиция 17 «Защитный карман от проколов с индикатором контроля»,

по данным позициям установлен код ОКПД2 32.50.50.190 - изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки, при этом код НКМИ не установлен.

Следовательно, позиции 5, 6, 7, 15, 17 относятся к иной группе медицинских товаров.

На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и пояснил, что изделия объединены в один лот как технологически и функционально связанные товары, расходные материалы, что допускается положениями пункта 2 Постановления № 620.

Вместе с тем Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что исходя из пункта 2 Постановления № 620 требования пункта 1 Постановления № 620 не применяются в случае закупки медицинского изделия с расходными материалами, предназначенными для него. Однако в рассматриваемой закупке лот сформирован исключительно из расходных материалов, не предназначенных для медицинских изделий, закупаемых в данной закупке, различных по видам медицинских изделий и по номенклатурной классификации, что свидетельствует о необходимости соблюдения требований пункта 1 Постановления № 620.

Кроме того, в заседании Комиссии Архангельского УФАС России представитель Заказчика указал, что объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году не превышает 100 млн. рублей.

Следовательно, с учетом того, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 221 657,73 руб., необходимо было применить положения пункта 1 Постановления № 620.

Таким образом, Заказчик, Уполномоченный орган нарушили пункт 2 части 29 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе».

В указанных действиях Заказчика, Уполномоченного органа содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки иных нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО "Строймост" обоснованной в части третьего довода.

2. Признать Заказчика - ГБУЗ Архангельской области «Первая городская клиническая больница им. Е. Е. Волосевич», Уполномоченный орган – Контрактное агентство Архангельской области, нарушившими пункт 2 части 29 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе».

3. Заказчику, Уполномоченному органу, аукционной комиссии, созданной Уполномоченным органом, оператору электронной площадки - ООО «РТС-тендер» выдать предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О контрактной системе».

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии О.С. Малышева

Члены Комиссии Ю.А. Поддубная

О.Е. Титова

Связанные организации

Связанные организации не указаны