Решение б/н частично обоснована от 7 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 133мз-22

029/06/42-483/2022

Заказчик:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 ГОРОДА КОРЯЖМЫ"

165650 Архангельская обл, г. Коряжма, пр-кт Ленина, д.23

E-mail: buh.4school@yandex.ru

Уполномоченный орган :

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОРОД КОРЯЖМА"

165650, Архангельская обл, г. Коряжма, пр-кт Ленина, 29

E-mail: economic3@koradm.ru

Оператор электронной площадки:

АО «Сбербанк-АСТ»

119435, г. Москва, Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9

E-mail: ko@sberbank-ast.ru

Заявитель:

ООО "ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ"

160000, , Г Вологда, ул. Пушкинская, Д. 52, офис 105

E-mail: info@edu-tehnology.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

02 июня 2022 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

Члены комиссии:

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Романова Д.С.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заявителя: Золотовой А.Н. (доверенность от 31.05.2022);

Уполномоченного органа: Необердиной Е.С. (доверенность от 11.02.2022);

Заказчик уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.

УСТАНОВИЛА:

26 мая 2022 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "Технологии образования" (далее – Заявитель) на действия заказчика – МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 4 города Коряжмы" (далее – Заказчик), уполномоченного органа – администрации городского округа Архангельской области "Город Коряжма" (далее – Уполномоченный орган), при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на поставку оборудования для оснащения МОУ "СОШ № 4" средствами обучения и воспитания (Интерактивные панели) (извещение № 0124300012822000036).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с размещением извещения не соответствующего требованиям ФЗ «О контрактной системе».

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 31.05.2022 № 29.

Заказчик письменных объяснений по жалобе в адрес Архангельского УФАС России не представил.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

19.05.2022 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0124300012822000036 о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на поставку оборудования для оснащения МОУ "СОШ № 4" средствами обучения и воспитания (Интерактивные панели) (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена муниципального контракта – 1 245 717,99 рублей.

Оператор электронной площадки – АО «Сбербанк-АСТ».

1) Заявитель в жалобе указывает на то, что в нарушение подпункта а) пункта 5 Правил использования КТРУ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 года № 145, Заказчиком установлены дополнительные характеристики к товару, отсутствующие в описании позиции КТРУ, используемой Заказчиком.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 указанного Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

Согласно части 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно части 5 статьи 23 ФЗ «О контрактной системе» формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с частью 6 статьи 23 ФЗ «О контрактной системе» порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 года "Об утверждении правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила, КТРУ), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога.

Подпунктом а) пункта 5 Правил использования КТРУ (ред. от 24.11.2020) Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 ФЗ «О контрактной системе», которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, в том числе осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление № 616), при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

При этом, с 15.12.2021 перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, изложен в новой редакции. Упомянутые п. 25 (1) - 25 (7) указанного перечня соответствуют п. 22 - 27, 29 в новой редакции.

Следовательно, если Уполномоченный орган, Заказчик устанавливает ограничение допуска товаров по Постановлению № 616 (пункты п. 22 - 27, 29 перечня промышленных товаров), в описании объекта закупки необходимо использовать исключительно те характеристики оборудования, которые установлены в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Объектом закупки является поставка интерактивной панели.

При этом рассматриваемый код товарной позиции включен в КТРУ (код 26.20.13.000-00000002), а, следовательно, Заказчик при описании товара должен руководствоваться описанием, содержащимся в каталоге.

Кроме того, код ОКПД2 26.20.13 включен в перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением, предусмотренного приложением к постановлению № 616 – пункт 25 Перечня.

Согласно Извещению в соответствии с Постановлением № 616 установлен запрет.

Файл «Описание объекта закупки», являющееся неотъемлемой частью Извещения, содержит таблицу, в которой установлены требования к товару, в том числе: дополнительные характеристики, не предусмотренные КТРУ, и обоснование установленных дополнительных характеристик, а именно:

Наименование показателей

Значение показателей

Наличие в комплекте мобильного металлического крепления, обеспечивающего возможность напольной установки интерактивной панели, с передвижной колесной базой и возможностью фиксации колес для исключения непроизвольного движения;*

(*Для возможности переноса)

да

«**В соответствии с п.5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 года № 145 «Об утверждении правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» дополнительные функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара указаны в связи с недостаточностью информации, содержащейся в Каталоге товаров, работ, услуг, а так же с целью наиболее полного удовлетворения потребностей Заказчика».

Согласно КТРУ по коду 26.20.13.000-00000002 «Интерактивная панель» характеристикой является «наличие крепления в комплекте» (характеристика не является обязательной для применения), без уточнения на вид крепления.

Таким образом, Заказчик нарушил подпункт а) пункта 5 Правил, часть 6 статьи 23 ФЗ «О контрактной системе».

2. Заявитель в жалобе считает условия закупки заведомо неисполнимыми, так как в Реестре российской промышленной продукции содержится информация только об одной интерактивной панели - панель производства ООО «Некс-т», которая не соответствует Описанию объекта закупки Извещения (Возможность игнорирования касаний экрана ладонью, Статическая контрастность экрана, Яркость экрана).

Из норм статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» следует, что при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе» именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как ФЗ «О контрактной системе» не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в Извещение требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, а также норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

Файл «Описание объекта закупки», являющееся неотъемлемой частью Извещения, содержит таблицу, в которой установлены требования к товару, в том числе дополнительные характеристики, не предусмотренные КТРУ, и обоснование установленных дополнительных характеристик, а именно:

Наименование показателей

Значение показателей

Возможность игнорирования касаний экрана ладонью

Да

Статическая контрастность экрана

≥ 4000:1

Яркость экрана,(кд/м2)

≥ 400

Проанализировав материалы дела, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает следующее.

По общему правилу указание Заказчиком в Извещении особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п.1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)).

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.

Включение в техническое задание спорных характеристик товара, обусловленных его спецификой не может рассматриваться как нарушение ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик установил требования к оборудованию, исходя из своей потребности, из назначения такого оборудования, а также с учетом наличия требований технических регламентов, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

Как подтверждается материалами дела, обоснование начальной (максимальной) цены контракта определено на основании 3-х коммерческих предложений. Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 30.05.2022 было подано 4 заявки, которые признаны соответствующими требованиям Извещения. Участниками закупки предложен товар производителей ООО «Некс-Т», ООО «Икар».

При таких обстоятельствах факт ограничения количества участников закупки Комиссией Архангельского УФАС России не установлен.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

При проведении внеплановой проверки Комиссией Архангельского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика от 30.05.2022 на участие в электронном аукционе было подано 4 заявки, которым были присвоены идентификационные номера 146, 201, 227, 113. Все заявки были признаны соответствующими требованиям Извещения.

Победителем аукциона признан участник закупки № 146, который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта 803 488,10 руб.

В пункте 5 части 1 статьи 43 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что для участия в электронном аукционе заявка на участие, если иное не предусмотрено ФЗ «О контрактной системе», должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 ФЗ «О контрактной системе» (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если ФЗ «О контрактной системе» предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

На основании норм Постановления № 616 в подпункте 3 пункта 1 файла «Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению (далее - Требования к заявке)» Извещения указано, что заявка на участие в закупке должна содержать:

«информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами:

в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, единого реестра российской радиоэлектронной продукции (в случае закупки товаров, указанных в пунктах 22 - 27 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 616), а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий);

в отношении товаров, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, - номера реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. № 105 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Евразийского экономического союза соответствующих операций (условий)».

Как подтверждается материалами дела, все заявки содержали предложения о поставке товара, происходящего из Российской Федерации.

При этом, заявка № 201 не содержит номера реестровых записей из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, единого реестра российской радиоэлектронной продукции (в случае закупки товаров, указанных в пунктах 22 - 27 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств.

Заявка № 227 содержит лишь номер реестровой записи из единого реестра российской радиоэлектронной продукции – РЭ-3826/21.

Заявка № 146 содержит только номер реестровой записи из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации – 5601\1\2021.

Заявка № 113содержит только номера реестровых записей из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации – 4133\5\2021, 4133\4\2021, 4133\3\2021, 4133\2\2021, 4133\1\2021.

Следовательно, все участники закупки не представили необходимые документы и информацию в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 Требований к заявке Извещения.

Подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 ФЗ «О контрактной системе» предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 данной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 указанного Федерального закона.

Согласно пункту 5 части 12 статьи 48 ФЗ «О контрактной системе» при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 указанного Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 указанного Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 указанного Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств).

Следовательно, аукционная комиссия, созданная Уполномоченным органом, должна была отклонить заявки №№146, 201, 227, 113.

Таким образом, аукционная комиссия, созданная Уполномоченным органом, нарушила подпункт "а" пункта 1 части 5 статьи 49 ФЗ «О контрактной системе».

Руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО "ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ" обоснованной в части первого довода.

2. Признать Заказчика - МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 4 города Коряжмы", нарушившим подпункт а) пункта 5 Правил, часть 6 статьи 23 ФЗ «О контрактной системе».

3. Признать аукционную комиссию, созданную Уполномоченным органом - администрацией городского округа Архангельской области "Город Коряжма", нарушившей подпункт "а" пункта 1 части 5 статьи 49 ФЗ «О контрактной системе».

4. Заказчику, Уполномоченному органу, оператору электронной площадки – АО «Сбербанк-АСТ», выдать предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О контрактной системе».

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии О.С. Малышева

Члены Комиссии Н.В. Вознесенская

Д.С. Романова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны