Решение №04-05/1853 См. файл от 18 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 110оз-22

029/06/42-401/2022

Заказчик:

1. ГБУЗ Архангельской области «Архангельская областная клиническая больница»

163045 г. Архангельск пр. Ломоносова 292

E-mail: info@aokb.ru, BrosalinaEG@aokb.ru

2. ГБУЗ Архангельской области «Первая городская клиническая больница имени Е.Е. Волосевич»

163001, г. Архангельск, Суворова, 1

E-mail: fch@1gkb.ru, pokatilova.nv@mail.ru

Уполномоченный орган:

Контрактное агентство Архангельской области

163069, г. Архангельск, ул.Выучейского, д.18

Е-mail: dkp@dvinaland.ru

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

E-mail: ko@rts-tender.ru

Заявитель:

ООО «Краснодарская медтехника»

350004, г. Краснодар, ул. Алма-Атинская, д.99

Е-mail: info@krdmt.ru, our-tender@krdmt.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

13 мая 2022 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

Члены комиссии:

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Романова Д.С.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заявителя: Усалева В.В. (доверенность от 04.05.2022 № б/н);

Заказчика 1: Бросалиной Е.Г. (доверенность от 12.05.2021 № б/н);

Заказчика 2: Маркиной О.Б. (доверенность от 25.08.2021 № 8400), Дитятевой О.П. (доверенность от 19.11.2021 № 11392);

Уполномоченного органа: Пановой А.А. (доверенность от 10.06.2021 № 69-Д), Анисимова А.А. (доверенность от 18.04.2022 № 75-Д),;

Участника закупки ООО «Прогресс»: Короткова Н.А. (доверенность от 11.05.2022 № б/н);

ООО «Дельрус-СЗРЦ»: Максаковой С.С. (доверенность от 17.03.2022 № б/н).

УСТАНОВИЛА:

05 мая 2022 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО «Краснодарская медтехника» (далее – Заявитель) на действия заказчиков – 1. ГБУЗ Архангельской области «Архангельская областная клиническая больница» (далее – Заказчик 1), 2. ГБУЗ Архангельской области «Первая городская клиническая больница имени Е.Е. Волосевич» (далее – Заказчик 2), Уполномоченного органа – Контрактного агентства Архангельской области (далее – Уполномоченный орган), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку системы рентгеновской ангиографической стационарной цифровой (извещение №0124200000622002246). Жалоба размещена на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru в разделе «Жалобы» 04.05.2022.

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчиков, Уполномоченного органа в связи с размещением извещения несоответствующего требованиям ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик 1 не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 12.05.2022 № 116.

Заказчик 2 не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 12.05.2022 № 4017.

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 12.05.2022 № 314-05-311.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика формирует извещение об осуществлении закупки и организует проведение закупки.

22.04.2022 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение №0124200000622002246 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку системы рентгеновской ангиографической стационарной цифровой (далее – извещение).

Начальная (максимальная) цена контракта – 161 977 600,00 рублей.

Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».

По мнению Заявителя, выбранному Заказчиком коду КТРУ 26.60.11.113-00000057 соответствует только один производитель и необходимо изменеить код КТРУ на 26.60.11.113-00000053.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 указанного Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе» именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как ФЗ «О контрактной системе» не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, а также норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно части 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В таблице 2 электронного документа «Описание объекта закупки» содержатся технические и качественные характеристики, поставляемого товара, в том числе код КТРУ.

Описание объекта закупки Таблица 2

Наименование согласно КТРУ. Код КТРУ для сведения.

Код КТРУ: 26.60.11.113-00000057

Наименование согласно КТРУ: Система рентгеновская ангиографическая стационарная цифровая*

Технические характеристики согласно КТРУ:

№ п/п

Наименование характеристики

Значение характеристики

1

Длина рабочего поля детектора, сантиметр

≥ 19  и  ≤ 31

2

Крепление С-дуги

Потолочное крепление

3

Максимально допустимый вес пациента, килограмм

≥ 204

4

Размер фокусного пятна, миллиметр

≥ 0.3  и  ≤ 0.4

5

Тип ангиографии

Однопроекционная

6

Ширина рабочего поля детектора, сантиметр

≥ 19  и  ≤ 31

В соответствии с частью 6 статьи 23 ФЗ «О контрактной системе» порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 (далее – Правила) следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «и» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

- наименование товара, работы, услуги;

- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

В пункте 5 Правил указано, что заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 ФЗ «О контрактной системе», которые не предусмотрены в позиции каталога.

Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 указанных Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

В извещении Заказчиком установлен код ОКПД2 – 26.60.11.113 «Аппараты рентгенографические». Наименование товара, работы, услуги по КТРУ – «Система рентгеновская ангиографическая стационарная, цифровая».

В каталог включены 44 позиции с наименованием «Система рентгеновская ангиографическая стационарная, цифровая», каждая из которых содержит характеристики товара в разделе «Описание товара, работы и услуги».

Из указанных позиций КТРУ Заказчик вправе выбрать одну, соответствующую потребностям заказчика. В ФЗ «О контрактной системе» не содержатся требования, устанавливающие обязательный порядок определения в извещении об осуществлении закупки кода согласно Каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Определение кода КТРУ осуществляется заказчиком путем отнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции КТРУ с учетом специфики закупки. При этом, заказчики самостоятельно определяют код КТРУ как наиболее подходящий объекту закупки, исходя из собственных потребностей и особенностей предоставляемых услуг.

Товар с кодом КТРУ 26.60.11.113-00000057 содержит следующие значения характеристик товара:

1) «Длина рабочего поля детектора, сантиметр» – «≥ 19  и  ≤ 31»;

2) «Ширина рабочего поля детектора, сантиметр» – «≥ 19  и  ≤ 31».

Заявитель обосновывает свое требование о замене кода КТРУ тем, что код КТРУ 26.60.11.113-00000053 содержит следующие значения характеристик товара:

1) «Длина рабочего поля детектора, сантиметр» – «≥ 26  и  ≤ 40»;

2) «Ширина рабочего поля детектора, сантиметр» – «≥ 26  и  ≤ 40».

По мнению Заявителя, изменение указанных характеристик позволит расширить перечень производителей товаров.

Представители Заказчиков в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснили, что система рентгеновская ангиографическая стационарная цифровая относятся к коду общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД2) - 26.60.11.113 «Аппараты рентгенографические». При подготовке описания объекта закупки на поставку системы рентгеновской ангиографической стационарной цифровой Заказчиками был проведен анализ рынка ангиографов, зарегистрированных в установленном порядке на территории Российской Федерации, а также анализ характеристик в каталоге. Был выбран наиболее приближенный к потребностям Заказчиков код КТРУ. Кроме этого, необходимость поставки медицинского изделия с установленными характеристиками обусловлено спецификой назначения и способа его применения. На сегодняшний день рентгенохирургические методы диагностики и лечения являются активно развивающимся направлением, охватывающем все больше смежных клинических специальностей и покрывающая всё большее число нозологий. Формируются новые клинические рекомендации, постоянно расширяются показания для применения данных методик. Актуальные потребности клиник на данный момент не ограничиваются только стандартными коронарными интервенциями. Уровень компетенций сотрудников отделений растут и клиники способны оказывать помощь как по острому ОКС, так и при ХТО коронарных артерий, при остром нарушении мозгового кровообращения, хронические стенозирующие поражения экстракраниальных сосудов, при нарушении ритма сердца, лечение структурных патологий сердца, эмболизация артерий, питающих опухолевые образования и пр. Все эти типы процедур требуют различные подходы, в том числе выбор стороны доступа и даже смены анатомической зоны флюороскопического покрытия в течении одной операции. Выбор размера рабочего поля детектора продиктован необходимостью соответствия множеству клинических потребностей как для коронарных, так и для нейро, онко и других типов процедур. Для коронарных интервенций требуется небольшой размер рабочего поля детектора с возможностью захвата в пределах размера самого сердца и восходящего отдела аорты, большой же детектор (30x40 см или 40x40 см) будет мешать выполнять глубокие косые «завалы» С-дуги, для получения стандартных коронарных проекций (детектор будет упираться в грудную клетку). Выбор рабочего поля детектора в размерах до 31x31 см является оптимальным для визуализации всех перечисленных анатомических зон.

Таким образом, код КТРУ Заказчиками определён правомерно в соответствии с потребностью Заказчиков.

Заказчики отмечают, что требованиям, указанным в электронном документе «Описание объекта закупки» соответствует оборудование как минимум 2-х производителей: 1) Система интервенционная ангиографическая Alphenix, производства «Канон Медикал Системз Корпорейшн», Япония РУ РЗН 2021/15369 от 21.09.2021; 2) Система ангиографическая Artis Q.zen в исполнении: Artis Q.zen ceiling производства «Сименс Хелскэа ГмбХ», Германия РУ РЗН 2016/4541 от 12.07.2021.

Проанализировав материалы дела, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает следующее.

По общему правилу указание Заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п.1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)).

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.

Включение в техническое задание спорной характеристики товара, обусловленной его спецификой не может рассматриваться как нарушение ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик установил требования к оборудованию, исходя из своей потребности, из назначения такого оборудования, а также с учетом наличия требований технических регламентов, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

Извещение не усматривает, что осуществление закупки производится среди производителей товара. В аукционе может участвовать неограниченное количество поставщиков. Участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям Извещения и требованиям Заказчика. Объективные причины невозможности приобретения товара с требуемыми Заказчику характеристиками Заявителем не представлены.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что установление указанных в извещении требований фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими. Как подтверждается материалами дела, обоснование начальной (максимальной) цены контракта определено на основании 6-ти коммерческих предложений методом сопоставимых рыночных цен (анализ рынка).

В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № 0124200000622002246 от 06.05.2022 на участие в электронном аукционе было подано 3 заявки с идентификационными номерами 111835160, 111836989, 111837229, все заявки признаны соответствующими требованиям извещения, победителем аукциона признан участник закупки № 111835160 с предложением о цене контракта 123 102 976,00 рублей. Участниками предложены следующее оборудование к поставке: 1) система рентгеновская ангиографическая стационарная цифровая Azurion, страна происхождения товара – Королевство Нидерландов; 2) система рентгеновская ангиографическая стационарная цифровая, страна происхождения товара – Китай; 3) система рентгеновская ангиографическая стационарная цифровая Alphenix, страна происхождения товара – Япония;

С учетом вышеизложенного, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик при формировании при описания объекта закупки руководствуется объективными потребностями и при этом соблюдает условия о недопущении ограничения количества участников закупки.

Заказчиком при описании объекта закупки не нарушены положения ФЗ «О контрактной системе».

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

Заинтересованное лицо – участник закупки ООО «Прогресс» сообщило, что другие заявки (с идентификационными номерами 111835160 и 111836989) содержат недостоверные сведения в отношении предлагаемого товара, а именно: указанная информация о характеристиках «Длина рабочего поля детектора, сантиметр» и «Ширина рабочего поля детектора, сантиметр» не является достоверной.

Рассмотрение дел о нарушении Федерального закона от 26.07.2006 135-ФЗ «О защите конкуренции», в том числе в части выявления признаков недобросовестной конкуренции при проведении закупок, не относится к полномочиям Комиссии Архангельского УФАС России по контролю в сфере закупок.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки иных нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Краснодарская медтехника» необоснованной.

2. Передать материалы дела в структурное подразделение Архангельского УФАС России для выявления признаков нарушений Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны