Решение №04-05/4432/24 см. файл от 7 августа 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 143оз-24

029/06/51-667/2024

 
       
       
 

РЕШЕНИЕ

07 августа 2024 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

УСТАНОВИЛА:

31 июля 2024 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба «…» (далее - Заявитель) на действия заказчика - «…» (далее – Заказчик), при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства «Круглосуточный стационар в с. Карпогоры Пинежского района Архангельской области» (извещение №0124200000624003758).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика при заключении контракта с «…».

Заказчик и Уполномоченный орган - «…», направили объяснения по жалобе, изложенные в письмах от 06.08.2024 № 3528 и от 02.08.2024 № 314-05-643 соответственно.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп «…» является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика формирует извещение об осуществлении закупки и организует проведение закупки.

24.05.2024 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение №0124200000624003758 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства «Круглосуточный стационар в с. Карпогоры Пинежского района Архангельской области» (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена контракта – 216 236 740,22 руб.

Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».

В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика от 11.07.2024 на участие в открытом конкурсе в электронной форме было подано 4 заявки, которым были присвоены идентификационные номера 116934486, 116689087, 116659678, 116760151.

В ходе изучения материалов дела установлено, что заявка Заявителя была зарегистрирована под номером 116760151.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 11.07.2024 участник с номером заявки 116760151 и ценовым предложением 216 136 740,22 руб. признан победителем закупки.

Заявитель указывает на то, что неправомерно в установленные законодательством сроки Заказчик не подписал контракт.

Частью 1 статьи 51 ФЗ «О контрактной системе» предусмотрено, что по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не ранее чем через десять дней (если ФЗ «О контрактной системе» не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 данной статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями ФЗ «О контрактной системе» (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки).

Согласно пункту 1 части 2 статьи 51 ФЗ «О контрактной системе» не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 данной статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе».

В соответствии с частью 5 статьи 51 ФЗ «О контрактной системе» не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 данной статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 данной статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных ФЗ «О контрактной системе», и не ранее срока, предусмотренного частью 1 данной статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 ФЗ «О контрактной системе», такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.

В материалы дела представлена информация о процедуре заключения контракта:

Событие

Дата и время события

Направление проекта контракта участнику

15.07.2024 11:02

Направление протокола разногласий участником

15.07.2024 15:57

Направление доработанного проекта контракта участнику

15.07.2024 16:25

Подписание проекта контракта участником

16.07.2024 17:09

На основании изложенного выше и в соответствии с частью 5 статьи 51 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик должен был в срок до 22.07.2024 подписать контракт по итогам закупки, однако не сделал этого.

Таким образом, Заказчик нарушил часть 5 статьи 51 ФЗ «О контрактной системе».

В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Вместе с тем, в заседании Комиссии Архангельского УФАС России представители Заказчика пояснили, что Заказчик не мог подписать контракт ввиду возникновения обстоятельств непреодолимой силы, а именно: в связи с тем, что 19.07.2024 были отозваны лимиты бюджетных обязательств для осуществления данной закупки.

В материалы дела Заказчиком представлены копии письма Министра здравоохранения Российской Федерации от 11.07.2024, а также дополнительного соглашения от 19.07.2024 к Соглашению о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 30.12.2021.

Согласно части 1 статьи 2 ФЗ «О контрактной системе» законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 ФЗ «О контрактной системе». Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному Федеральному закону

В силу статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) получатель бюджетных средств принимает и оплачивает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Согласно статье 6 БК РФ лимит бюджетных обязательств – это объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

В силу пункта 5 статьи 161 БК РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений), подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено данным Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Нарушение казенным учреждением требований данного пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений) является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.

Заключение контракта в отсутствие лимитов влечет привлечение к административной ответственности по статье 15.15.10 КоАП РФ.

Пунктом 1 статьи 16 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.

В соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 16 ФЗ «О контрактной системе» планы-графики подлежат изменению при необходимости приведения их в соответствие в связи с изменением доведенного до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, изменением показателей планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности государственных, муниципальных учреждений, государственных, муниципальных унитарных предприятий, изменением соответствующих решений и (или) соглашений о предоставлении субсидий.

Исходя из изложенного выше, закупка не может быть осуществлена в случае отсутствия лимитов бюджетных обязательств, доведенных до заказчика. Принятие заказчиком бюджетных обязательств без доведения лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования содержит признаки нарушения бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе.

Таким образом, Заказчик не мог подписать контракт по итогам данной закупки, так как принятие заказчиком бюджетных обязательств при отсутствии лимитов бюджетных обязательств может также привести к невозможности своевременной оплаты за выполненные работы, что повлечет ответственность заказчика за неисполнение обязательств по контракту, и, как следствие, дополнительное расходование бюджетных средств на уплату неустойки за несвоевременную оплату услуг.

На основании изложенного, довод жалобы о неправомерном неподписании Заказчиком контракта, не нашел своего подтверждения.

Согласно части 1 статьи 36 ФЗ «О контрактной системе» заказчик вправе отменить закупку с учетом требований, предусмотренных данной статьей. По истечении сроков, предусмотренных данной статьей, и до заключения контракта заказчик вправе отменить закупку только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы.

На основании части 2 статьи 36 ФЗ «О контрактной системе», при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке формирует с использованием единой информационной системы извещение об отмене закупки, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает его в единой информационной системе. С момента размещения указанного извещения в единой информационной системе закупка считается отмененной. При проведении закрытых электронных процедур такое извещение не размещается на официальном сайте;

2) оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с пунктом 1 настоящей части в единой информационной системе извещения об отмене закупки возвращают участникам закупки поданные ими заявки на участие в закупке и направляют таким участникам уведомление о размещении в единой информационной системе извещения об отмене закупки.

3) При проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона заказчик не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок возвращает участникам закупки поданные ими заявки и направляет всем участникам закупки, которым направлено приглашение, уведомление об отмене закупки. С момента такого направления закупка считается отмененной.

На основании пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 (ред. от 07.02.2017) "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" в силу пункта 3 статьи 401 Гражданского Кодекса Российской Федерации для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий, а также повлиять на него.

На момент проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства «Круглосуточный стационар в с. Карпогоры Пинежского района Архангельской области» Заказчик не предполагал принятие Министром здравоохранения Российской Федерации решения об уменьшении размера субсидии из федерального бюджета в рамках реализации федерального проекта «Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации» и заключенного Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 30.12.2021 на данному объекту строительства.

Тем самым невозможность заключения контракта по результатам закупки и возможные последствия его исполнения в дальнейшем возникли по независящим от Заказчика обстоятельствам.

Учитывая обстоятельства, изложенные выше, Заказчик должен был отменить данную закупку.

При этом, Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что решение об отмене закупки №0124200000624003758 не размещено Заказчиком в единой информационной системе. Обращение о возможности отменить закупку также не направлялось в контролирующий орган.

Таким образом, Заказчик нарушил часть 1 статьи 36 ФЗ «О контрактной системе».

Вместе с тем, согласно пояснениям представителей Заказчика, после этапа подведения итогов функционалом единой информационной системы не предусмотрена возможность отмены закупки на основании части 1 статьи 36 ФЗ «О контрактной системе».

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки иных нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу «…» необоснованной.

2. Признать Заказчика - «…», нарушившим часть 1 статьи 36, часть 5 статьи 51 ФЗ «О контрактной системе».

3. Заказчику, Уполномоченному органу - «…», созданной Уполномоченным органом, оператору электронной площадки - «…», выдать предписание об отмене закупки.

4. Передать материалы дела должностному лицу Архангельского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны