Решение №04-05/3781 См.файл от 3 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 281фз-22

029/06/33-976/2022

Заказчик:

ФБУ Архангельская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской

Федерации

163062, г. Архангельск, ул. Никитова, д.13

E-mail: arhlab@atknet.ru

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

E-mail: ko@rts-tender.ru

Заявитель:

ООО «ХРОМОС Инжиниринг»

606002, Нижегородская область,

г. Дзержинск, ул. Лермонтова, д. 20,

корп. 83

E-mail: m28@has.ru, m29@has.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

31 октября 2022 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

Члены комиссии:

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Романова Д.С.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок,

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заявителя: Саванникова А.Н. (доверенность от 19.07.2022 №6), Надеевой Е.В. (доверенность от 11.08.2022 №9);

Заказчика: Беловой И.В. (доверенность от 28.10.2022 №5-500),

УСТАНОВИЛА:

24 октября 2022 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО «ХРОМОС Инжиниринг» (далее – Заявитель) на действия заказчика – ФБУ Архангельская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации (далее – Заказчик), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку комплекса аппаратно-программного для медицинских исследований на базе хроматографа «Хроматэк-Кристалл 5000» (извещение №0324100000322000009).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика в связи с размещением извещения, не соответствующего требованиям ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 26.10.2022 №5-491.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

19.10.2022 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение №0324100000322000009 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку комплекса аппаратно-программного для медицинских исследований на базе хроматографа «Хроматэк-Кристалл 5000» (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена контракта – 1 963 246,70 рублей.

Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».

Заявитель в своей жалобе указывает, что технические требования к товару, указанные Заказчиком в Описании объекта закупки, составлены некорректно, так как включают в себя избыточные и ограничивающие пункты и ссылки на конкретного производителя оборудования (пункты 2.1.5, 2.1.9, 2.1.10, 2.7.2, 2.10.5 части 6 Описания объекта закупки), что выражает намерение Заказчика приобрести оборудование конкретного производителя (часть 3 Описания объекта закупки).

Пунктом 1 части 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 указанного Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе» именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как ФЗ «О контрактной системе» не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в Описание объекта закупки требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, а также норм, обязывающих заказчика устанавливать в Описании объекта закупки, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

Согласно части 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В части 3 файла «Описание объекта закупки», размещенный в составе Извещения и являющийся неотъемлемой его частью (далее – Описание объекта закупки), установлено: «Комплекс аппаратно-программный для медицинских исследований на базе хроматографа «Хроматэк-Кристалл 5000» - 1 комплект. Поставка эквивалентного Товара не предусмотрена в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 №44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для обеспечения полной совместимости и взаимозаменяемости, необходимости взаимодействия с ранее приобретённым оборудованием. Кроме того, полная совместимость и необходимость взаимодействия с ранее приобретённым оборудованием позволит Заказчику экономить денежные средства на приобретение расходных материалов, узлов (составных частей) комплекса, обучение сотрудников и проведение технического обслуживания прибора».

В части 6 Описания объекта закупки содержится таблица, в которой установлены технические требования к товару, в том числе:

№ п.п.

Технические требования

Требуемый параметр

1

2

3

2.

Технические характеристики:

 

2.1

Газовый хроматограф

1 шт.

2.1.5

Все элементы газовой схемы (пневматические узлы) доступны для технического обслуживания и перекоммутации газовой схемы при открывании верхней крышки прибора. Нет необходимости снимать боковые и задние крышки прибора

Наличие

2.1.9

Хроматограф должен быть протестирован на заводе изготовителе с квадрупольным хромато-масс-спектрометрическим детектором с чувствительностью не менее 1500:1 (при вводе 1*10е-11 г гексахлорбензола в режиме TIC). Возможность должна подтверждаться протоколом испытаний и хроматограммами при поставке

Наличие

2.1.10

В лаборатории имеется база данных, архив хроматограмм, наработанные в программном обеспечении «Хроматэк Аналитик» с использованием ранее приобретенного хроматографического комплекса на базе хроматографа «Хроматэк- Кристалл 5000». Приобретаемое оборудование должно работать с программным обеспечением, позволяющим обеспечить перенос режимов и методов из ранее полученных хроматограмм

Наличие

2.7

Программное обеспечение для управления хроматографом, сбора и обработки хроматографических данных

1 шт.

2.7.2

Язык интерфейса программы: русский/английский

Наличие

2.10

Дозатор автоматический жидкостный

1 шт.

2.10.5

Количество виал для проб

не менее 24

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил следующее.

Заказчику выделена субсидия на приобретение комплекса аппаратно-программного для медицинских исследований на базе хроматографа «Хроматэк-Кристалл 5000». Закупка согласована с вышестоящей организацией на приобретение конкретного оборудования: 14.07.2022 Заказчиком было направлено обращение о даче предварительного согласия на совершения крупной сделки (№4-303 от 14.07.2022) в Департамент управления делами Министерства Юстиции Российской Федерации, а именно: одобрить совершение крупной сделки на поставку комплекса аппаратно-программного для медицинских исследований на базе хроматографа «Хроматэк-Кристалл 5000» в комплекте для нужд Заказчика. Сделка была предварительно согласована приказом Министерства Юстиции Российской Федерации №161 от 12.08.2022. В обращении Заказчиком указаны обоснование необходимости и цель приобретения комплекса аппаратно-программного для медицинских исследований на базе хроматографа «Хроматэк-Кристалл 5000» - для проведения экспертиз по исследованию спиртосодержащих жидкостей. Приобретение данного оборудования позволит увеличить количество выполненных экспертиз и исследований.

Целевая субсидия с предварительным согласованием предоставляется на приобретение конкретного оборудования. В дальнейшем оборудование ставится на баланс Заказчика.

Потребность в спорных пунктах технических требований Заказчик обосновал следующим образом:

  1. пункт 2.1.5 – условие имеет объективное значение для Заказчика с точки зрения удобства использования в связи с тесным размещением лабораторного оборудования. Расположение газовой схемы в верхней части прибора позволяет расположить его в ряд с другим оборудованием и нет необходимости его отодвигать или переставлять, что определяет удобство использования. Доступ с боковых стенок означает необходимость демонтажа (переустановки) расположенного рядом оборудования, а в случае дополнительного оснащения хромато-масс-спектрометром и его демонтаж, что неудобно при его весе 60 кг.
  2. пункт 2.1.9 – условие полностью соответствует потребностям Заказчика для подтверждения возможности дооснащения хромато-масс-спектрометрическим детектором для существенного расширения сферы применения хроматографического комплекса. ХМС позволяет обеспечивать обнаружение и идентификацию различных химических соединений по библиотеке из более, чем 350 000 спектров. Тестирование подтверждает, что не нужно будет переделывать прибор для дооснащения новым детектором, которое может вызвать новые затраты времени и денежных средств. Прибор уже фактически будет подготовлен для экспертной работы.
  3. пункт 2.1.10 – условие имеет принципиальное значение для Заказчика, оборудование должно работать с программным обеспечением, позволяющим обеспечить перенос режимов и методов из ранее полученных хроматограмм, чтобы беспрепятственно использовать наработанные данные.
  4. пункт 2.7.2 – язык интерфейса русский/английский означает использование в тексте одновременно и русского языка, и латинских символов для обозначения международных терминов, и не имеет значение участие в работе оборудования англоязычного персонала. Химические формулы имеют написание латинскими буквами, длина формул может составлять более 10 знаков и их чтение в русской транскрипции является крайне неудобным и по сути неприемлемым с научной точки зрения.
  5. пункт 2.10.5 – условие продиктовано объективной потребностью заказчика. Специфика работы предполагает проведение рутинных анализов, когда оборудование работает безостановочно. Количество виал означает количество закруженных проб для анализа. Меньшее количество означает необходимость частой остановки дозатора для его переоснащения новыми виалами, что также является неудобным.

Проанализировав материалы дела, заслушав доводы представителей Заявителя и Заказчика, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает следующее.

Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных ФЗ «О контрактной системе», при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 12 ФЗ «О контрактной системе»).

По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п.1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)).

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.

Заказчик установил технические требования к оборудованию, исходя из своей потребности, из назначения такого оборудования, а также с учетом наличия требований технических регламентов, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

Включение в Описание объекта закупок спорных характеристик товара, обусловленных его спецификой, не может рассматриваться как нарушение ФЗ «О контрактной системе».

Извещение не усматривает, что осуществление закупки производится среди производителей товара. В аукционе может участвовать неограниченное количество поставщиков. Участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям Извещения и требованиям Заказчика. Объективные причины невозможности приобретения товара с требуемыми Заказчику характеристиками Заявителем не представлены.

До проведения закупки, при формировании Описания объекта закупки, Заказчиком был изучен рынок, получены ответы от нескольких потенциальных поставщиков. Закупаемая продукция, содержащаяся в лоте закупки, находится в свободном обороте на территории Российской Федерации и участники готовы поставить ее в соответствии с требованиями Описания объекта закупки. Получение трех коммерческих предложений от организаций, направивших их, подтверждает наличие функционального рынка и наличие конкуренции закупаемого товара.

Следовательно, участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям Извещения и удовлетворяющий потребности Заказчика.

Проводя закупку, Заказчик действовал в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации. Для исключения введения в заблуждения потенциальных поставщиков, для правильного понимания объекта закупки Заказчиком был четко сформулирован предмет контракта «Поставка комплекса аппаратно-программного для медицинских исследований на базе хроматографа «Хроматэк-Кристалл 5000» и описана его совместимость: «для обеспечения полной совместимости и взаимозаменяемости, необходимости взаимодействия с ранее приобретённым оборудованием». Кроме того, Заказчиком уточнено, что поставка эквивалентного товара не предусмотрена.

В материалах дела содержатся документы, подтверждающие, что Заказчику выделена субсидия о приобретение комплекса аппаратно-программного для медицинских исследований на базе хроматографа «Хроматэк-Кристалл 5000».

При формировании Описания объекта закупки, Заказчик строго руководствуется законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а именно правом в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара при оказании соответствующих услуг.

Довод Заявителя о нарушении требований антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 135-ФЗ «О защите конкуренции», вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик при формировании описания объекта закупки руководствуется объективными потребностями и положениями ФЗ «О контрактной системе».

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «ХРОМОС Инжиниринг» необоснованной.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии О.С. Малышева

Члены Комиссии Н.В. Вознесенская

Д.С. Романова

Связанные организации

Связанные организации не указаны