Решение №03-05B/6593 АМКиР 2019_12_12 Решение 029_05_16-739_2019 03-05И_6593 от 12 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Дело № 029/05/16-739/2019

 

 

1. ГАУ АО «ИД «Север»

(рекламораспространитель)

 

164750, Архангельская обл., г. Мезень,

пр. Советский, д. 32

 

2. Управление Роскомнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу

(заявитель)

 

163000, г. Архангельск,

пр. Троицкий, д. 45, а/я 280

 

rsockanc29@rkn.gov.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

     

РЕШЕНИЕ

    по делу № 029/05/16-739/2019

 

Резолютивная часть оглашена «02» декабря 2019 года

Решение в полном объеме изготовлено «12» декабря 2019 года

 

«12» декабря 2019 года                                                                                              г. Архангельск

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее по тексту – Архангельское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

 

Председатель Комиссии

-

Цакулов Ю.Г.

заместитель руководителя Управления - начальник отдела  антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России;

 

Члены Комиссии:

-

Куницын А.С.

главный специалист-эксперт отдела  антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России;

 

 

-

Ипатова Т.В.

ведущий специалист-эксперт отдела  антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России,

 

рассмотрев дело № 029/05/16-739/2019, возбужденное 01.11.2019 по материалам Управления Роскомнадзора по Архангельской области и Ненецкому атономному округу (далее — Управление Роскомнадзора) в отношении Государственного автономного учреждения  Архангельской области «Издательский дом «Север» (далее — ГАУ АО «ИД «Север») по признакам нарушения ст. 16 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту – ФЗ «О рекламе»),

 

 

 

в отсутствие:

  • ГАУ АО «ИД «Север», надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела, представителей для участия в рассмотрении настоящего дела не направило, письмом от 22.11.2019 (вх. № 8939 от 29.11.2019) заявило ходатайство о рассмотрении дела № 029/05/16-739/2019 в его отсутствие.

 

УСТАНОВИЛА:

 

            25.10.2019 (входящий № 7844) в адрес Архангельского УФАС России поступили материалы Управления Роскомнадзора о нарушении, по мнению заявителя, ст. 16 ФЗ «О рекламе».

            Согласно письму Управления Роскомнадзора от 23.10.2019 (исх. № 11124-02/29), в нарушение требований статьи 16 ФЗ «О рекламе» материалы рекламного характера на страницах 9, 12 в газете «Север» не сопровождаются пометкой «реклама» или «на правах рекламы».

 

            В ходе визуального осмотра представленной Управлением Роскомнадзора общественно-политической газеты «Север» № 38 (9659) (подписано в печать 17.09.2019) Архангельское УФАС России выявило факт распространения информации:

            -  на стр. 1 — «Общественно-политическая газета СЕВЕР…. Начинается основная подписка на I полугодие 2020 года. Стоимость подписки…. Подписку на «Север» с почтовой доставкой можно оформить и в редакции газеты. Жители города Мезени могут подписаться на газету дома, сделав предварительную заявку по телефону 9-13-05»;

            - на стр. 7 — группы компаний РОСТ ФИНАНС «Сочное предложение ДЕНЬГИ от 0,1% в день* г. Мезень пр-т. Советский, д. 59….»; «ИД «СЕВЕР» продает бумагу газетную нарезную разных форматов для записей. Стоимость 1 кг — 30 руб. Обращаться по телефону 4-31-24»;  «Сеть Социальных магазинов Золотые Пески…. Цены снижены для всех!!!….Количество товаров ограничено.  Срок действия акции ограничен.»;

            - на стр. 9 — «ВНИМАНИЕ! ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «СЕВЕР» предлагает приобрести календари на 2020 год. Большой выбор форматов: от маленьких до трио (с тройным численником) на разные темы о мезенском крае…. Вы можете заказать индивидуальный сувенир или календарь для себя или в подарок дорогим вам людям.»;

            -  на стр. 10 — «ПЛАСТИКОВЫЕ ОКНА от ПРОИЗВОДИТЕЛЯ Готовое окно со склада…. 4977 рублей….VEKA Официальный партнер Завод окон.РФ»; «Университетская клиника…. График: 5 октября (суббота) — с 9:00 до 18:00…. ПРОВОДИТСЯ ОСМОТР ВРАЧАМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ ПЕРЕД КОМИССИЕЙ МСЭ…. Имеются противопоказания. Требуется консультация специалиста.»;

            - на стр. 12 — «АРХПРОМКОМПЛЕКТ ПЕЧИ РАДИАТОРЫ ВСЕ ДЛЯ ОТОПЛЕНИЯ….Указанные цены действуют на сайте: www.apk.ru…. ОГРОМНЫЙ ВЫБОР по заводским ценам….» — не сопровождающейся пометкой «реклама» или «на правах рекламы».

 

            Письмом от 22.11.2019 исх. № 118 ГАУ АО «ИД «Север» признает факт нарушения требований ФЗ «О рекламе».

            К письму приложены: объяснительная записка заведующего рекламы и подписки, копии договора с ООО «Типография «Правда Севера» № 31-01 от 01.07.2019, распоряжения об утверждении устава редакции средства массовой информации газеты «Север» от 22.01.2018 № 7-р/од, устава редакции средства массовой информации газеты «Север», свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ, карточки организации, приказа от 04.04.2016 № 89 «О возложении обязанностей директора», приказа о приеме на работу № 20 от 04.04.2016, трудового договора от 04.04.2016, должностной инструкции главного редактора  ГАУ АО «ИД «Север», трудового договора № 13КР от 16.01.2012, должностной инструкции руководителя отдела рекламы и подписки, оригинал общественно-политической газеты «Север» № 47 (9668).

            Рассмотрение дела № 029/05/16-739/2019 состоялось 02.12.2019 в 09 часов 30 минут в отсутствие представителя ГАУ АО «ИД «Север».

 

            Комиссия Архангельского УФАС России всесторонне, полно и объективно изучив и проанализировав представленные в материалы дела № 029/05/16-739/2019 доказательства, пришла к следующим выводам.

 

            В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.03.1997 № 4-П, реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок Российской Федерации.

Согласно Международному кодексу рекламной практики под потребителем рекламы понимается любое лицо, которому адресована реклама или которого она может достичь, вне зависимости от того, является ли он конечным потребителем, торгующим субъектом или пользователем.

Экономической целью размещения рекламы для лица, осуществляющего производство, реализацию товара (работ, услуг), является продвижение и продажа товара (работ, услуг) оптовому покупателю и конечному потребителю.   

           

            Рассматриваемая информация распространена в общественно-политической газете «Север» № 38 (9659) от 20.09.2019, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования – подписке на газету «Север», денежным займам, газетной бумаге, продукции магазина «Золотые пески», календарям, пластиковым окнам, услугам «Университетской клиники», продукции ООО «ПСК «Архпромкомплект», формирует и поддерживает интерес к объекту рекламирования, т.е. отвечает законодательному определению рекламы, приведенному в п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе».

 

В соответствии со ст. 36 Закона от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе.

            Согласно ч. 11 ст. 5 ФЗ «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

 

            В силу ст. 16 ФЗ «О рекламе» размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы». Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок пять процентов объема одного номера периодических печатных изданий.

            Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации. Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок пять процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.

 

В соответствии со свидетельством о регистрации массовой информации ПИ № ТУ 29-00616 от 04.12.2017, общественно-политическая газета «Север» зарегистрирована с тематикой общественно-политическая, социально-экономическая, реклама в соответствии с действующим законодательством о рекламе.

            Таким образом, размещение текста рекламы должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы», объем рекламы должен составлять не более сорока пяти процентов.

            Рассматриваемая информация пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы» не сопровождается, что является нарушением ст. 16 ФЗ «О рекламе».

 

            Согласно ч. 7 ст. 38 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель (лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств — п. 7 ст. 3 ФЗ «О рекламе») несет ответственность за нарушение требований, установленных ст. 16 ФЗ «О рекламе».

            Рекламораспространителем является учредитель издания «Север»  - государственное автономное учреждение  Архангельской области «Издательский дом «Север», что подтверждается представленными ГАУ АО «ИД «Север» в материалы дела № 029/05/16-739/2019 документами.

            Факт выявленного нарушения ГАУ АО «ИД «Север» не оспаривается.

 

            В соответствии с ч. 1 ст. 36 ФЗ «О рекламе» антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

            В силу ч. 4 ст. 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

            Руководствуясь статьями 33, 36 ФЗ «О рекламе», пунктами 4, 37–43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508), Комиссия Архангельского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную на страницах 1, 7, 9, 10, 12 в общественно-политической газете «Север» № 38 (9659) (подписано в печать 17.09.2019), поскольку при ее распространении нарушены требования статьи 16 ФЗ «О рекламе».

 

2. Признать действия ГАУ АО «ИД «Север», разместившим в вышеуказанном периодическом печатном издании рекламную информацию без сопровождения пометками «реклама» или «на правах рекламы», нарушающими требования статьи 16 ФЗ «О рекламе».

 

3. Предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ГАУ АО «ИД «Север» не выдавать, в связи с добровольным устранением нарушения.

 

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

В соответствии с частями 1, 2 ст. 37 ФЗ «О рекламе» решение, предписание антимонопольного органа могут быть оспорены в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания.

Подача заявления о признании недействительным решения, предписания антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, предписания, если судом или арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения, предписания.

 

 

 

 

Председатель Комиссии:

 

Ю.Г. Цакулов

 

 

Члены Комиссии:

 

А.С. Куницын

 

 

 

 

Т.В. Ипатова

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны