Решение б/н В Архангельское УФАС России поступило обращение [удалено] (д... от 21 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 029/05/18-998/2023

Резолютивная часть оглашена «15» ноября 2023 года
Решение в полном объеме изготовлено «21» ноября 2023 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее по тексту – Архангельское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель Комиссии
-
[удалено]
Руководитель Архангельского УФАС России;

Члены Комиссии:
-
[удалено]
Главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России;

-
[удалено]
Ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России,

рассмотрев материалы дела № 029/05/18-998/2023, возбужденного в отношении АО "Московский центр новых технологий и телекоммуникаций" (ИНН: 7704137364, ОГРН: 1027739152418, юридический адрес: 108811, город Москва, км Киевское шоссе 22-й (п Московский), домовл 6 стр. 1, эт,пом,ком 5,1,17) (далее — Общество, АО «МЦ НТТ») по признакам нарушения требований ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе), в присутсвии представителя Общества - [удалено], в отсутствие Заявителя, руководствуясь ст. 36 Закона о рекламе, п. 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения Закона о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 (далее — Правила рассмотрения дел),

УСТАНОВИЛА:

В Архангельское УФАС России поступило обращение [удалено] (далее - Заявитель), согласно которому 16.08.2023 в 10:55 на номер телефона +7-921-[удалено] (далее — Номер заявителя) поступил телефонный звонок с номера +7-495-[удалено] с информацией рекламного характера.

Согласно предоставленной аудиозаписи звонка он содержал следующую информацию:
«- Алло. Алло
- Добрый день, меня зовут Юлия, я представляю компанию "ХэдХантер" сайт hh.ru. Для улучшения качества обслуживания наш диалог будет записан. Могу поговорить с руководителем, либо с тем, кто занимается подбором персонала в вашей компании?
- Что вы хотите?
- У нас для вашей организации очень выгодные предложения по бесплатному размещению вакансий на нашем сайте. С кем могу переговорить?
- Вы-то это кто?
- Компания "ХэдХантер" сайт hh.ru.
- В связи с чем вы звоните на этот номер?»

По сообщению заявителя, согласия на получение данной рекламной информации он не давал.

Номер заявителя выделен ООО «Тинькофф мобайл».

ООО «Тинькофф мобайл» подтвердило, что между ним и [удалено] заключен договор оказания услуг связи, а также подтвердило факт спорного звонка.

Согласно сервису Реестра Российской системы и плана нумерации Минцифры России телефонный номер +7-495-[удалено], с которого поступил звонок, принадлежит АО «МЦ НТТ».

АО «МЦ НТТ» подтвердило факт спорного звонка, а также указало, что звонок осуществлен в соответствии с договором с ООО «Хэдхантер» № 46479 об оказании услуг Контакт-центра.

Согласие [удалено] на получение рекламы АО «МЦ НТТ» в Архангельское УФАС России не предоставило.

Вместе с тем, по мнению Общества спорный звонок не носил рекламного характера, так как в его тексте присутствует соединение с конкретным представителем конкретного юридического лица, на восприятие которого направлена информация.

Кроме того, по сообщению АО «МЦ НТТ», звонок осуществлен в соответствии с договором от 12.04.2023 № 46479 с ООО «Хэдхантер» на номер, который находится в публичном доступе, с целью справочного информирования. По информации, находящейся в открытых источниках в сети Интернет, Номер заявителя указан в качестве контактного у нескольких юридических лиц, в связи с чем Общество не предполагало, что может нарушить чьи-то права. Информация, содержащая рекламный характер, в указанном звонке, по мнению Общества, отсутствовала. В виду ошибочной информации о принадлежности мобильного номера другому абоненту, звонок был прекращен по инициативе оператора, повторные звонки в адрес указанного абонента не осуществлялись.

Частью 1 Статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) установлено, что распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Пункт 1,2 статьи 3 Закона о рекламе определяет, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

Как указано выше, распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

При этом, необходимо иметь в виду, что в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение.

Однако, Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи.

Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

Отсутствие в тексте информации какого-либо указания на средства индивидуализации, позволяющие идентифицировать ее получателя, позволяет говорить о том, что названная информация адресована неопределенному кругу лиц, вне зависимости от того, каким количеством лиц она была получена.

Распространенная информация имеет в себе признаки рекламы — имеет объект рекламирования — услуги компании «ХэдХантер» по размещению вакансий на сайте.

Вопреки доводам АО «МЦ НТТ», в распространенной рекламе отсутствуют персональные данные лица, на восприятие которого направлена распространенная информация. Текст рекламы не содержит в себе указания на конкретного адресата, в связи с чем реклама не имеет ограничений по распространению, исходя из ее содержания.

Кроме того, в соответствии с данными, представленными ООО «Тинькофф мобайл» данный номер принадлежит физическому лицу и не выделен каким-либо юридическим лицам.

Согласие [удалено] у АО «МЦ НТТ» на получение рекламы отсутствует, что обществом не отрицается.

Таким образом, указанная информация распространена по сетям электросвязи (посредством телефонного звонка), без получения предварительного согласия абонента.

АО «МЦ НТТ» используя в своей деятельности открытые источники информации в сети Интернет и осуществляя звонки рекламного характера без предварительного согласия абонента должно было осознавать возможные риски в случае недостоверности сведений, находящихся в открытых источниках.

При осуществлении хозяйственной деятельности Общество не проявило должной степени осмотрительности осуществив звонок рекламного характера физическому лицу без предварительного согласия на то абонент.

В соответствии с ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований части 1 статьи 18 Закона о рекламе несет рекламораспространитель (лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств – п. 7 ст. 3 Закона о рекламе).

Абонентский номер +7-495-[удалено] выделен и используется АО «МЦ НТТ», факт спорного звонка Обществом не отрицается.

Таким образом, рекламораспространителем рассматриваемой рекламы, в чьих действиях содержатся признаки нарушения ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе является АО "Московский центр новых технологий и телекоммуникаций" (ИНН: 7704137364, ОГРН: 1027739152418, юридический адрес: 108811, город Москва, км Киевское шоссе 22-й (п Московский), домовл 6 стр. 1, эт,пом,ком 5,1,17).

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пп. 42 - 47, п. 54 Правил рассмотрения дел,

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу, направленную на абонентский номер +7-921-[удалено] посредством телефонного звонка с рекламой услуг компании «ХэдХантер», поступившего 16.08.2023 в 10:55 с телефонного номера +7-495-[удалено], поскольку такая реклама нарушает требования ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе.

2. Признать:

АО "Московский центр новых технологий и телекоммуникаций" (ИНН: 7704137364, ОГРН: 1027739152418, юридический адрес: 108811, город Москва, км Киевское шоссе 22-й (п Московский), домовл 6 стр. 1, эт,пом,ком 5,1,17) рекламораспространителем, нарушившим ч.1 ст. 18 Закона о рекламе;

3. Выдать АО "Московский центр новых технологий и телекоммуникаций" предписание о прекращении нарушения Закона о рекламе.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении лица, в действиях которого присутствует состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Подача заявления о признании недействительным решения антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, предписания, если судом или арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения, предписания. Постановление антимонопольного органа о применении мер административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе может быть обжаловано, оспорено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Председатель комиссии

[удалено]

Члены комиссии

[удалено]

[удалено]

Связанные организации

Связанные организации не указаны