Решение №04-05/960 Решение 78оз-20 от 17 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 78оз-20

029/06/33-181/2020

Заказчик:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области «Северодвинская городская детская клиническая больница»

164504 г. Северодвинск, ул. Ломоносова, 49

Е-mail: db@sevskdeti.ru, ekon@sevskdeti.ru

Уполномоченный орган :

Контрактное агентство Архангельской области

163069, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18

Е-mail: dkp@dvinaland.ru

Оператор электронной площадки:

АО «Единая электронная торговая площадка»

117312, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5

E-mail: info@roseltorg.ru

Заявитель:

ООО "Тест Радон"

198095, г. Санкт-Петербург, ул. Калинина, д.13

E-mail: testradon.spb@gmail.com

       
       
 

РЕШЕНИЕ

17 февраля 2020 года г. Архангельск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Пшиншев А.Г.

Руководитель Управления

Члены комиссии:

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Толстова А.А.

Специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заявителя: Соболева А.И. (доверенность от 12.02.2020 № 1);

Уполномоченного органа: Анисимова А.А. (доверенность от 08.04.2019 № 43-Д);

Заказчик уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.

УСТАНОВИЛА:

10 февраля 2020 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "Тест Радон" (далее - Заявитель) на действия заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Северодвинская городская детская клиническая больница» (далее – Заказчик), Уполномоченного органа - Контрактного агентства Архангельской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по проведению инструментальных исследований (извещение № 0124200000620000036).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 14.02.2020 №404.

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 14.02.2020 №127.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика подготавливает документацию об электронном аукционе, и организует осуществление закупки.

30.01.2020 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0124200000620000036 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения контракта на оказание услуг по проведению инструментальных исследований (далее – документация об аукционе).

Начальная (максимальная) цена контракта – 288 501,80 рублей.

Оператор электронной площадки – АО «Единая электронная торговая площадка».

Заявитель в жалобе указывает на то, что Заказчик увеличил объём периодических испытаний по контролю эксплутационных параметров, прописанных в приложении 10 СанПин 2.6.1.1192-03, что указанные дополнительные измерения (размер фокусного пятна, значение сетевого напряжения, внешние факторы, обозначенное расстояние от фокусного пятна до приемника изображения) при контроле эксплутационных параметров в перечне работ на объектах исследования в пунктах 12, 13, 14, 15 в таблице технического задания документации об аукционе не включены в обязательные требования, предусмотренные приложением 10 СанПин 2.6.1.1192-03, что в документации об аукционе должно содержаться обоснование необходимости использования дополнительных измерений, что включение вышеуказанных параметров ведет к ограничению конкуренции.

Пунктом 1 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Частью 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» определены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании объекта закупки в документации об аукционе.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе в использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе» именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом, заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару. При этом ФЗ «О контрактной системе» не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

Объектом закупки является оказание услуг по проведению инструментальных исследований.

В таблице «Перечень работ на объектах исследования» раздела II «Сведения об услугах, на оказание которых осуществляется закупка, и об условиях контракта» Заказчиком предусмотрен перечень испытаний, в том числе:

№ п/п

Наименование работ, услуг

12

Контроль эксплуатационных параметров палатного рентгеновского диагностического аппарата «РЕНЕКС»:

  • размер фокусного пятна (ГОСТ Р МЭК 60336-2010);
  • значение сетевого напряжения, внешние факторы (ГОСТ Р МЭК 61223-2-11-2001);
  • обозначенное расстояние от фокусного пятна до приемника изображения (ГОСТ Р МЭК 61223-2-11-2001);

13

Контроль эксплуатационных параметров палатного рентгеновского диагностического аппарата 10Л6:

  • размер фокусного пятна (ГОСТ Р МЭК 60336-2010);
  • значение сетевого напряжения, внешние факторы (ГОСТ Р МЭК 61223-2-11-2001);
  • обозначенное расстояние от фокусного пятна до приемника изображения (ГОСТ Р МЭК 61223-2-11-2001);

...

14

Контроль эксплуатационных параметров комплекса рентгеновского диагностического КРД «Вымпел»:

  • размер фокусного пятна (ГОСТ Р МЭК 60336-2010);
  • значение сетевого напряжения, внешние факторы (ГОСТ Р МЭК 61223-2-11-2001);
  • обозначенное расстояние от фокусного пятна до приемника изображения (ГОСТ Р МЭК 61223-2-11-2001);

15

Контроль эксплуатационных параметров хирургического рентгеновского аппарата КМС-950:

  • размер фокусного пятна (ГОСТ Р МЭК 60336-2010);
  • значение сетевого напряжения, внешние факторы (ГОСТ Р МЭК 61223-2-11-2001);

В письменных пояснениях от 14.02.2020 № 404 Заказчиком указано следующее.

СанПин 2.6.1.1192-03 не устанавливает критериев соответствия, требуемую номенклатуру параметров, подлежащих контролю для конкретного типа рентгеновского диагностического оборудования, а также методы контроля. В соответствии с требованиями законодательства РФ СанПин 2.6.1.1192-03 не должен противоречить требованиям СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)» (далее - СП 2.6.1.2612-10).

В соответствии с требованиями пункта 3.7.1 СП 2.6.1.2612-10 использование закрытых радионуклидных источников и устройств, генерирующих ионизирующее излучение, регламентируется требованиями настоящих Правил, государственных стандартов и технической документации на источники ионизирующего излучения. В связи с этим, применение государственных стандартов относительно рентгеновского диагностического оборудования является обязательным.

Объектами исследования являются медицинские ренгеновские аппараты без цифровых приемников изображения, к которым применимы санитарные правила и нормативные правовые акты, указанные в пункте 3 раздела II «Сведения об услугах, на оказание которых осуществляется закупка, и об условиях контракта».

Требования к размеру фокусного пятна и методам контроля устанавливает ГОСТ Р МЭК 60336-2010 «Излучатели медицинские рентгенодиагностические. Характеристики фокусных пятен» (далее - ГОСТ Р МЭК 60336-2010).

В соответствии с пунктом 4.5 «Измеряемые эксплутационные параметры» ГОСТ Р МЭК 61223-2-11-2001 «Оценка и контроль эксплуатационных параметров рентгеновской аппаратуры в отделениях (кабинетах) рентгенодиагностики. Часть 2-11. Испытания на постоянство параметров. Аппараты для общей прямой рентгенографии» (далее - ГОСТ Р МЭК 61223-2-11-2001) в перечень контролируемых параметров входят, в том числе:

- значение и форма сетевого напряжения;

- расстояния между областями интереса и фокусным пятном;

- свойства фокусного пятна, влияющие на изображение.

Указанные Заказчиком дополнительные измерения при контроле эксплутационных параметров не требуют обоснования необходимости их использования, так как установлены в соответствии с ГОСТ Р МЭК 61223-2-11-2001.

Проанализировав материалы дела, Комиссией Архангельского УФАС России выявлено следующее.

Согласно пункту 4.5 «Типы испытаний эксплуатационных параметров» ГОСТ Р 51746-2001 (МЭК 61223-1-93) «Оценка и контроль эксплуатационных параметров рентгеновской аппаратуры в отделениях (кабинетах) рентгенодиагностики. Часть 1. Общие требования» (далее - ГОСТ Р 51746-2001 (МЭК 61223-1-93)) различают три типа испытаний эксплуатационных параметров аппаратов:

- приемочные испытания;

- периодические ипытания;

- испытания на постоянство параметров.

Как следует из пункта 4.5 ГОСТ Р 51746-2001 (МЭК 61223-1-93):

«ПРИЕМОЧНЫЕ ИСПЫТАНИЯ проводят при установке новой аппаратуры, после значительной модификации аппарата, после регулировки функциональных блоков, после введения новых элементов или блоков, их замены или изъятия. Эти испытания проводят представители ИЗГОТОВИТЕЛЯ или организации, уполномоченные ИЗГОТОВИТЕЛЕМ.

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИСПЫТАНИЯ характеризуются измерением показателей назначения с целью определения функционального состояния аппаратуры в конкретный момент времени. ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИСПЫТАНИЯ должен проводить квалифицированный персонал, осуществляющий техническое обслуживание аппаратуры, представитель ИЗГОТОВИТЕЛЯ или его уполномоченный.

Непосредственно после ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ при удовлетворительном уровне эксплуатационных параметров проводят первичные ИСПЫТАНИЯ НА ПОСТОЯНСТВО ПАРАМЕТРОВ для определения их БАЗОВЫХ ЗНАЧЕНИЙ.

ИСПЫТАНИЯ НА ПОСТОЯНСТВО ПАРАМЕТРОВ должен проводить персонал рентгенодиагностического отделения (кабинета), знакомый с типом испытуемой аппаратуры. В зависимости от типа испытуемой аппаратуры проведение испытаний допускается поручать рентгенолаборанту».

Включенный Заказчиком параметр – размер фокусного пятна ГОСТ Р МЭК 60336-2010 в перечень испытаний, согласно пункту 4.4 ГОСТ Р МЭК 61223-3-1-2001 «Оценка и контроль эксплуатационных параметров рентгеновской аппаратуры в отделениях (кабинетах) рентгенодиагностики. Часть 3-1. Характеристики изображений рентгеновских аппаратов для рентгенографии и рентгеноскопии. Приемочные испытания» (далее - ГОСТ Р МЭК 61223-3-1-2001) называется «Фокусное пятно» и относится к приемочным испытаниям.

Согласно ГОСТ Р МЭК 61223-2-11-2001 параметры: значение и форма сетевого напряжения, расстояния между областями интереса и фокусным пятном, свойства фокусного пятна, влияющие на изображение относятся к испытаниям на постоянство параметров.

Соответственно, параметр – размер фокусного пятна может применяться как для приемочных испытаний, так и для испытаний на постоянство параметров.

Однако, в перечень работ на объектах исследования вошли испытания, которые невозможно выполнить силами учреждения.

В соответствии с пунктом 2.5 санитарных правил СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» лабораторные исследования и испытания осуществляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем самостоятельно либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке.

Поскольку в объект закупки входит оказание услуг по проведению инструментальных исследований и в перечень работ на объектах исследования входят испытания, которые невозможно выполнить силами учреждения, а проводить данные испытания имеет право лаборатория, аккредитованная в установленном порядке, то Заказчик правомерно установил требования о включении дополнительных измерений при контроле эксплутационных параметров.

Кроме этого, в заседании комиссии Архангельского УФАС России представитель Уполномоченного органа сообщил, что Заказчиком был проведен мониторинг проведения инструментальных исследований с учетом потребности лечебно-профилактического учреждения, получены коммерческие предложения от ООО «Медтехника», ООО «Инфомед», ООО «НТЦ Орион» по оказанию услуг на проведение инструментальных исследований, в том числе с включением параметров в перечень услуг (размер фокусного пятна, значение сетевого напряжения, внешние факторы, обозначенное расстояние от фокусного пятна до приемника изображения) при контроле эксплутационных параметров.

Также представителем Уполномоченного органа в заседании комиссии были представлены вышеуказанные коммерческие предложения.

Комиссией Архангельского УФАС России были проанализированы коммерческие предложения и установлено, что дополнительные параметры, установленные Заказчиком в документации об аукционе (размер фокусного пятна, значение сетевого напряжения, внешние факторы, обозначенное расстояние от фокусного пятна до приемника изображения) действительно указаны в перечне услуг потенциальных подрядчиков.

Кроме того, в п.1 «Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, изложена правовая позиция о том, что по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учётом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Поскольку перечень услуг с вышеуказанными дополнительными параметрами, установленными Заказчиком готовы оказать не менее двух потенциальных подрядчиков, то данные требования не ограничивают количество участников закупки.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки иных нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО "Тест Радон" необоснованной.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии А.Г. Пшиншев

Члены Комиссии Н.В. Вознесенская

А.А. Толстова

Связанные организации

Связанные организации не указаны