Определение №05-03/5888 Определение о назначении дела № 029/01/15-784/2019 о нарушен... от 14 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Дело № 029/01/15-784/2019

Ответчик: Администрация муниципального образования «Северодвинск» в лице Управления культуры и туризма Администрации Северодвинска

ул. Плюснина, д.7 г. Северодвинск, Архангельская область, 164501

Ответчик: Муниципальное автономное учреждение «Северодвинское агентство культуры и социальной рекламы»

ул. К. Маркса, д. 48,  г. Северодвинск, 164514

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 029/01/15-784/2019 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

«14» ноября 2019 года г. Архангельск
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) Короткова И.Ю.,

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области поступило обращение Контрольно-счетной палаты МО «Северодвинск» о нарушении требований части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции».

В обращении было указано, что цели деятельности учреждения, определенные уставом муниципального автономного учреждения «Северодвинское агентство культуры и социальной рекламы» (создание условий для организации культурного досуга и обеспечение жителей муниципального образования «Северодвинск» услугами организаций культуры; создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов на территории МО «Северодвинск»), являются основными задачами Управления культуры и туризма Администрации Северодвинска. В ходе проведения контрольного мероприятия было установлено, что учредителем для МАСР сформировано муниципальное задание без наделения его соответствующим имуществом и кадровыми ресурсами, необходимыми для выполнения работы по организации и проведению культурно-массовых мероприятий. При утверждении нормативных затрат на выполнение работы согласно отчетов об использовании субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания доля расходов на осуществление прочих закупок, связанных с организацией и проведением культурно-массовых мероприятий составила в 2016 году — 88,3%, в 2017 году — 92,5%, за 9 месяцев 2018 года — 85%. Предметом договоров было оказание услуг (выполнение работ) по организации и проведению культурно-массовых мероприятий. По мнению Контрольно-счетной палаты Северодвинска, Учреждение как хозяйствующий субъект, заключив данные договоры не самостоятельно организовало и провело культурно-массовые мероприятия, а фактически исполнило полномочие учредителя по решению вопроса местного значения — создание условий для организации досуга жителей городского округа. Предметом закупок учреждения могут быть работы или услуги, необходимые для непосредственного удовлетворения потребностей самого учреждения, то есть когда учреждение само является потребителем этих работ или услуг. Более того, характер данных работ был направлен на обеспечение проведения культурно-массовых мероприятий для населения и отдельных групп населения. Учитывая предусмотренное назначение Учреждения, МАСР обязано самостоятельно осуществлять все работы, связанные с организацией и проведением культурно-массовых мероприятий и не вправе привлекать для этого третьих лиц. Заключая договоры с хозяйствующими субъектами на организацию и проведение культурно-массовых мероприятий, фактически исполнило функции Управления культуры и туризма Администрации Северодвинска, как органа Администрации Северодвинска.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по результатам рассмотрения материалов, направленных Контрольно-счетной палатой МО «Северодвинск», было установлено следующее.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещает только те действия органов власти или выполняющих их функции организаций, которые оказывают негативное влияние на конкуренцию.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются, в том числе любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

По смыслу статьи 15 Закона о защите конкуренции, нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, и распространяется прежде всего на их акты и действия в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Перечень полномочий органов местного самоуправления определен статьями 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

На основании пункта 17) части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131‑ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа относится создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры.

Структуру органов местного самоуправления муниципального образования «Северодвинск» оставляют: Городской Совет депутатов муниципального образования «Северодвинск» (представительный орган муниципального образования), Глава муниципального образования «Северодвинск» (высшее должностное лицо Северодвинска, глава муниципального образования), Администрация муниципального образования «Северодвинск» (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), Контрольно-счетная палата муниципального образования «Северодвинск» (контрольно-счетный орган муниципального образования).

Администрация Северодвинска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Архангельской области.

Согласно Положению о муниципальном казенном учреждении «Управление культуры и туризма Администрации Северодвинска», утвержденным решением Совета депутатов Северодвинска от 19.04.2018 № 76, Управление культуры и туризма Администрации Северодвинска является органом Администрации Северодвинска, созданным с целью реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере культуры и туризма. Основными задачами управления является: создание условий для организации досуга и обеспечение жителей Северодвинска услугами организаций культуры; создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в Северодвинске. Управление выступает муниципальным заказчиком при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в установленной настоящим Положением сфере деятельности, исполняет функции учредителя муниципальных автономных и бюджетных учреждений культуры и школ искусств в установленной настоящим Положением сфере деятельности, разрабатывает муниципальные задания для подведомственных муниципальных автономных и бюджетных учреждений культуры и школ искусств.

Пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Органом местного самоуправления муниципального образования Северодвинск было создано муниципальное автономное учреждение «Северодвинское агентство культуры и социальной рекламы».

В соответствии с пунктом 2.1 Устава муниципального автономного учреждения «Северодвинское агентство культуры и социальной рекламы» предметом деятельности Учреждения является осуществление отдельных полномочий органов местного самоуправления муниципального образования «Северодвинск» в сфере культуры, предусмотренных пунктами 17, 17.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также статей 40 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 № 3612-1.

Целями деятельности Учреждения являются:

- создание условий для организации культурного досуга и обеспечения жителей муниципального образования «Северодвинск» услугам и организаций культуры;

- создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов на территории муниципального образования «Северодвинск» (пункт 2.2 Устава).

В соответствии с пунктом 2.3 Устава Для достижения установленных Уставом целей Учреждение осуществляет следующие виды деятельности:

2.3.1. Деятельность концертных и театральных залов:

2.3.1.1. Деятельность агентств по продаже билетов.

2.3.1.2. Деятельность студий звукозаписи.

2.3.2. Прочая зрелищно-развлекательная деятельность, не включенная в другие группировки:

2.3.2.1. Деятельность информационных агентств.

2.3.2. Предоставление прочих услуг:

2.3.3.1. Деятельность художников-оформителей.

2.3.3.2. Деятельность организаторов выставок, ярмарок и конгрессов.

2.3.3.3. Деятельность дизайнеров выставочных стендов.

2.3.4. Рекламная деятельность:

2.3.4.1. Подготовка и размещение рекламы (включая социальную рекламу) на афишных тумбах, рекламных щитах, стендах для афиш и объявлений, в витринах, в демонстрационных залах, размещение рекламы на автомобилях и автобусах и т. п.

2.3.4.2. Распространение и адресная рассылка рекламных материалов (включая социальную рекламу), доставка рекламных образцов.

2.3.4.3. Предоставление места для рекламы (включая социальную рекламу).

2.3.5. Издательская деятельность:

2.3.5.1. Издание книг.

2.3.5.2. Издание книг, брошюр, буклетов и аналогичных публикаций, в том числе для слепых.

2.3.5.3. Издание газет.

2.3.5.4. Издание журналов и периодических публикаций.

2.3.5.5. Издание звукозаписей.

2.3.5.6. Прочие виды издательской деятельности.

2.3.6. Полиграфическая деятельность, не включенная в другие группировки.

2.3.7. Брошюровочно-переплетная и отделочная деятельность.

2.3.8. Изготовление печатных форм.

2.3.9. Прочая полиграфическая деятельность.

2.3.10. Копирование записанных носителей информации:

2.3.10.1. Копирование звукозаписей.

2.3.10.2. Копирование видеозаписей.

2.3.11. Розничная торговля сувенирами, изделиями народных художественных промыслов.

2.3.12. Деятельность по осуществлению операций с недвижимым имуществом.

2.3.12.1. Сдача внаем движимого и недвижимого имущества.

Учредителем в отношении учреждения были сформированы муниципальные задания и заключены соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ).

В рамках утвержденных Учредителем муниципальных заданий утвержден перечень мероприятий, на соответствующие годы, которые учреждение должно организовать и провести:

- городской праздник «Встреча Нового года»;

- городской праздничный вечер, посвященный Дню защитника Отечества;

- народное гуляние «Масленица»;

- городской вечер, посвященный Международному женскому дню 8 марта;

- День моряка-подводника;

- праздничные мероприятия, посвященные годовщине Победы в Великой Отечественной войне;

- городской праздник «Последний звонок»;

- городские праздничные мероприятия, посвященные Дню России;

- мероприятия, посвященные Дню памяти и скорби — дню начала Великой отечественной войны;

- день села Ненокса;

- городские праздничные мероприятия, посвященные Дню города, Дню Военно-Морского Флота, Мероприятия, посвященные Дню Воздушно-десантных войск;

- День знаний;

- городской праздничный вечер, посвященный Дню народного единства;

- мероприятия в рамках всеросийской акции «Ночь искусств»;

- городской праздничный вечер, посвященный Дню матери;

- мероприятия, посвященные встрече Нового года.

10.01.2017 муниципальным казенным учреждением Управление культуры и общественных связей администрации Северодвинска и муниципальным автономным учреждением «Северодвинское агентство культуры и социальной рекламы» было заключено соглашение № 3 о порядке и условиях предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на выполнение муниципальной работы, в соответствии с которым обществу была предоставлена субсидия на выполнение муниципального задания по муниципальной работе «Организация мероприятий» в сумме <...> руб.

12.01.2018 муниципальным казенным учреждением Управление культуры и туризма администрации Северодвинска и муниципальным автономным учреждением «Северодвинское агентство культуры и социальной рекламы» было заключено соглашение № 3 о порядке и условиях предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на выполнение муниципальной работы (в редакции дополнительного соглашения от 01.06.2018, от 29.06.2018), в соответствии с которым обществу была предоставлена субсидия на выполнение муниципального задания по муниципальной работе «Организация мероприятий» в сумме <...> руб.

14.01.2019 муниципальным казенным учреждением Управление культуры и туризма администрации Северодвинска и муниципальным автономным учреждением «Северодвинское агентство культуры и социальной рекламы» было заключено соглашение № 5 о порядке и условиях предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на выполнение муниципальной работы, в соответствии с которым обществу была предоставлена субсидия на выполнение муниципального задания по муниципальной работе «Организация мероприятий» в сумме <...> руб.

Согласно представленной смете расходов, например, по мероприятию «День защитника Отечества» в 2018 году расходы на мероприятие составили <...>

По мероприятию «Народное гуляние «Масленица» расходы на мероприятие в 2018 году составили <...>

Письмом от 27.03.2019 № 60 МАСР были представленыдоговоры, заключенные МАСР с исполнителями работ и услуг.

Несмотря на то, что перечень вопросов местного значения определен главой 3 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», реализация указанных полномочий должна осуществляться с соблюдением запретов, установленных Законом о защите конкуренции.

При этом частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрен запрет на совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством.

Также часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещает наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями государственного контроля и надзора, если иное не установлено в одном из двух Федеральных законов, прямо поименованных там же, в части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции не содержит указание на обязательное наличие негативных последствий или угрозы их наступления, как для конкуренции на каком-либо товарном рынке или торгах, так и на какие-либо другие негативные последствия. То есть этот запрет носит безусловный характер, а описываемые действия запрещены, даже если они оказывают влияние на рынок, конкуренция на котором отсутствует.

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Правовой статус автономного учреждения закреплен в Федеральном законе от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее - Закон об автономных учреждениях).

На основании части 1 статьи 2 Закона об автономных учреждениях автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.

Автономное учреждение может быть наделено функциями органа власти, только если оно само не осуществляет деятельность в качестве хозяйствующего субъекта и не получает дохода на том товарном рынке, в отношении которого оно наделено какими-либо властными полномочиями.

В случае несоблюдения указанного условия создается реальная угроза, что автономное учреждение, наделенное функциями органа власти, получит преимущества в сравнении с другими хозяйствующими субъектами, действующими на том же товарном рынке.

Согласно части 7 статьи 2 Закона об автономных учреждениях автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах, указанных в части 1 настоящей статьи.

В соответствии со статьей 4 Закона об автономных учреждениях основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания. Финансовое обеспечение указанной в частях 1 и 2 данной статьи деятельности осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников.

На основании части 6 статьи 4 Закона об автономных учреждениях, кроме указанных в части 2 данной статьи государственного (муниципального) задания и обязательств автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами.

Согласно части 7 статьи 4 Закона об автономных учреждениях автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе).

Имущество (в том числе денежные средства), закрепляемое за автономным учреждением при его создании, должно быть достаточным для обеспечения возможности осуществлять им предусмотренную его уставом деятельность и нести ответственность по обязательствам, возникшим у государственного или муниципального учреждения до изменения его типа (часть 10 статьи 5 Закона об автономных учреждениях).

Согласно части 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон об организации предоставления услуг) государственной (муниципальной) услугой, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления), признается деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления), которая осуществляется по запросам заявителя в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих услугу.

Согласно пункту 3 статьи 2 Закона об организации предоставления услуг заявителем признается физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги с запросом о предоставлении государственной услуги.

Следовательно, получателем (приобретателем) государственных (муниципальных) услуг (работ) бюджетного учреждения являются физические лица (граждане) и юридические лица.

Таким образом, выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий государственных органов и органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах, т.е. оказание таких услуг физическим и юридическим лицам может осуществляется путем выделения органом власти автономным учреждениям субсидий в рамках выполнения государственного (муниципального) задания, финансируемого за счет бюджетных средств.

На основании статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд относятся к бюджетным ассигнованиям. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (статья 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Следовательно, предоставление автономному учреждению бюджетных ассигнований на выполнение каких-либо работ или оказание услуг, относящихся к функционирующему товарному рынку или к товарам и услугам, закупаемым путем проведения конкурентной процедуры отбора поставщика в соответствии с действующим законодательством о закупках, при условии, что указанное автономное учреждение наделено какими-либо функциями органа власти на рассматриваемом товарном рынке или торгах, может являться нарушением запретов, предусмотренных частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Возложение органами местного самоуправления обязанности выполнять работы и (или) оказывать услуги на какую-либо отдельную организацию, или выделение ей бюджетных ассигнований на выполнение таких работ (услуг), включая автономные учреждения, в случаях, когда такие работы и (или) услуги обращаются на функционирующих товарных рынках или торгах, и могут осуществляться другими хозяйствующими субъектами, уже реализующими или имеющими возможность реализовать такой товар или услугу на соответствующем товарном рынке или торгах, может являться нарушением запретов, предусмотренных частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В рассматриваемом случае учредителем для МАСР сформировано муниципальное задание без наделения его соответствующим имуществом и кадровыми ресурсами, необходимыми для выполнения работы по организации и проведению культурно-массовых мероприятий. Согласно отчетов об использовании субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания доля расходов на осуществление прочих закупок, связанных с организацией и проведением культурно-массовых мероприятий, составила в 2016 году — 88,3%, в 2017 году — 92,5%, за 9 месяцев 2018 года — 85%. Предметом заключаемых учреждением договоров было оказание услуг (выполнение работ) по организации и проведению культурно-массовых мероприятий.

Следует согласится с доводом Контрольно-счетной палаты Северодвинска, что предметом закупок учреждения, осуществляемых в порядке, установленном Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», могут быть работы и услуги, необходимые для непосредственного удовлетворения потребностей автономных учреждений, то есть, когда автономные учреждения сами являются потребителями (получателями) таких работ (услуг). Вместе с тем, учреждение осуществляло закупку работ и услуг, по обеспечению проведения культурно-массовых мероприятий, получателями которых являлось население и отдельные группы населения, используя для этого средства субсидий на обеспечения выполнения муниципального задания.

Таким образом, органом местного самоуправления на МАСР путем установления муниципального задания была возложена обязанность выполнять работы и (или) оказывать услуги (организация и проведение культурно-массовых мероприятий), обращающиеся на функционирующих товарных рынках, без наделения МАСР соответствующим имуществом и кадровыми ресурсами, необходимыми для выполнения работы по организации и проведению культурно-массовых мероприятий, и выделены бюджетные ассигнования (субсидии) на выполнение таких работ (услуг). МАСР в свою очередь приобрело данные услуги у лиц, реализующих данные работы (услуги) на соответствующих товарных рынках вне процедур конкурентного отбора.

Указанные обстоятельства свидетельствовуют о признаках нарушения требования частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 2.1 Устава муниципального автономного учреждения «Северодвинское агентство культуры и социальной рекламы» предметом деятельности Учреждения является осуществление отдельных полномочий органов местного самоуправления муниципального образования «Северодвинск» в сфере культуры, предусмотренных пунктами 17, 17.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также статей 40 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 № 3612-1, т.е. муниципальное автономное учреждение «Северодвинское агентство культуры и социальной рекламы» наделено полномочиями органа местного самоуправления.

При этом, Учреждение оказывает услуги по изготовлению и размещению рекламы и услуги в области дизайна и для осуществления данного вида деятельности наделено соответствующим имуществом.

Согласно распоряжению Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Администрации Северодвинска от 30.12.2009 № 252, от 01.06.2010 № 240, от 01.09.2010 № 306 за автономным учреждением «Муниципальное агентство социальной рекламы» на праве оперативного управления были закреплены рекламные установки. Согласно постановлениям Администрации Северодвинска от 02.07.2010 № 227-па, от 05.08.2011 № 279-пз и от 24.02.2012 № 51-пз учреждению предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки для отдельно стоящих сооружений наружной рекламы.

Муниципальное автономное учреждение «Северодвинское агентство культуры и социальной рекламы» осуществляет приносящую ему доход деятельность, в том числе распространение наружной рекламы на территории муниципального образования «Северодвинск», т.е. применительно к данной ситуации должно рассматриваться в качестве хозяйствующего субъекта, действующего на рынке распространения наружной рекламы в границах муниципального образования «Северодвинск».

Указанное свидетельствует о совмещении Муниципальным автономным учреждением «Северодвинское агентство культуры и социальной рекламы» функций органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта, что запрещено частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Изготовление и размещение рекламы и услуги в области дизайна не относятся к вопросам местного значения городского округа, и наделение учреждения имуществом, не относящимся к реализации вопросов местного значения (рекламными конструкциями), предоставляет хозяйствующему субъекту преимущества в осуществлении предпринимательской деятельности и свидетельствует о признаках нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с наличием в действиях (бездействии) Администрации МО «Северодвинск» (в лице Управления культуры и туризма Администрации Северодвинска) признаков нарушения требований части 1, 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в действиях муниципального автономного учреждения «Северодвинское агентство культуры и социальной рекламы» признаков нарушения требований части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области на основании статьи 39.1 указанного закона 13.05.2019 выдало Администрации МО «Северодвинск» в лице Управления культуры и туризма Администрации Северодвинска и муниципальному автономному учреждению «Северодвинское агентство культуры и социальной рекламы» предупреждение 07ш-2019 № 05-03/2087 о необходимости в срок до 01.11.2019 устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, а именно: принять меры, направленные на недопущение установления для автономного учреждения муниципального задания в отсутствие у него соответствующего имущества и кадровых ресурсов и предоставление автономному учреждению бюджетных ассигнований на выполнение работ или оказание услуг в сфере организации мероприятий, относящихся к функционирующему товарному рынку или к товарам и услугам, закупаемым путем проведения конкурентной процедуры отбора поставщика в соответствии с действующим законодательством о закупках; принять меры, направленные на недопущение совмещения муниципальным автономным учреждением «Северодвинское агентство культуры и социальной рекламы» функций органа местного самоуправления и функций хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность на рынке распространения наружной рекламы в границах муниципального образования «Северодвинск», в том числе путем внесения, в случае необходимости, изменений в учредительные документы учреждения; принять меры, направленные на недопущение получения муниципальным автономным учреждением «Северодвинское агентство культуры и социальной рекламы» преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности в сфере рекламы и дизайна, в том числе путем закрепления за учреждением на праве оперативного управления муниципального имущества (рекламных конструкций), не предназначенного для осуществления функций органов местного самоуправления, установленных статьями 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и использование данного имущества учреждением в целях осуществления предпринимательской деятельности на рынке распространения наружной рекламы в границах муниципального образования «Северодвинск».

На основании части 6 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Информация о выполнении предупреждения 07ш-2019 в установленный срок в Архангельское УФАС России не поступила.

На основании части 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

С учетом изложенного, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области издан приказ № 238 от 12.11.2019 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 029/01/15‑784/2019 по признакам нарушения Администрацией МО «Северодвинск» требований частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и по признакам нарушения муниципальным автономным учреждением «Северодвинское агентство культуры и социальной рекламы» требований части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

определилf:

1. Назначить дело № 029/01/15-784/2019 к рассмотрению на 24 декабря 2019 года в 15 часов 00 минут, по адресу: г. Архангельск, ул. Набережная Северной Двины, 2, корп. 2 (10 учебный корпус С(А)ФУ, Институт математики, информационных и космических технологий), 1 этаж, Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области, зал заседаний.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика:

Администрацию МО «Северодвинск» в лице Управления культуры и туризма Администрации Северодвинска (ул. Плюснина, д.7 г. Северодвинск, Архангельская область, 164501).

Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика:

Муниципальное автономное учреждения «Северодвинское агентство культуры и социальной рекламы» (ул. К. Маркса, д. 48, г. Северодвинск, 164514).

Явка ответчиков по делу № 029/01/15-784/2019 или их представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела), либо представление письменного отзыва с правовым обоснованием своей позиции обязательна.

3.  На основании статьи 25, части 5 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», ответчикам в срок до 16.12.2019 представить в Архангельское УФАС России по адресу: г. Архангельск, ул. К. Либкнехта, 2, следующие документы и материалы:

- письменные возражения, объяснения, пояснения по вменяемому нарушению антимонопольного законодательства, с приложением необходимых документов и правовым обоснованием своей позиции;

- информацию о совершенных на момент представления информации действиях, направленных на недопущение установления для автономного учреждения муниципального задания в отсутствие у него соответствующего имущества и кадровых ресурсов и предоставление автономному учреждению бюджетных ассигнований на выполнение работ или оказание услуг в сфере организации мероприятий, относящихся к функционирующему товарному рынку или к товарам и услугам, закупаемым путем проведения конкурентной процедуры отбора поставщика в соответствии с действующим законодательством о закупках; действиях, направленных на недопущение совмещения муниципальным автономным учреждением «Северодвинское агентство культуры и социальной рекламы» функций органа местного самоуправления и функций хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность на рынке распространения наружной рекламы в границах муниципального образования «Северодвинск», в том числе путем внесения, в случае необходимости, изменений в учредительные документы учреждения; действиях, направленных на недопущение получения муниципальным автономным учреждением «Северодвинское агентство культуры и социальной рекламы» преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности в сфере рекламы и дизайна, в том числе путем закрепления за учреждением на праве оперативного управления муниципального имущества (рекламных конструкций), не предназначенного для осуществления функций органов местного самоуправления, установленных статьями 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и использование данного имущества учреждением в целях осуществления предпринимательской деятельности на рынке распространения наружной рекламы в границах муниципального образования «Северодвинск»;

- иную информацию для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

В соответствии со статьей 43 Федерального закона «О защите конкуренции», с момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалам дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства и отводы, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле. Лица, участвующие в деле, обязаны пользоваться добросовестно своими правами при рассмотрении дела.

На основании части 2 статьи 45.2 Федерального закона «О защите конкуренции» каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного комиссией.

Председатель комиссии И.Ю. Короткова

Связанные организации

Связанные организации не указаны