Решение (комиссия) №1871/23 Прекратить рассмотрение дела № 029/01/11-622/2022 возбужден... от 13 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 029/01/11-622/2022

г. Архангельск

Резолютивная часть решения оглашена «31» марта 2023 года

В полном объеме решение изготовлено «13» апреля 2023 года


 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела № 029/01/11-622/2022 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии Цакулова Юрия Геннадьевича — временно исполняющего обязанности руководителя Архангельского УФАС России;

Членов Комиссии:

Куницына Алексея Сергеевича — главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России ;

Биричевского Евгения Сергеевича — ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России;

Шевелёва Ильи Владимировича — ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России

Рассмотрев дело029/01/11-622/2022 по признакам нарушения обществом с ограниченным ответственностью «СГС-Биотэк» (ИНН 2901206064) и ООО «Энергосервис» (ИНН 2921011948) по признакам нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), которое выразилось в действиях, содержащих наличие признаков реализации единой стратегии поведения в ходе биржевых торгов АО «Санкт-Петербургская Международная товарно-сырьевая биржа» (далее также — Биржа) в секции «Нефтепродукты» в период с 01.01.2021 по 08.08.2021, что могло привести к повышению, снижению или поддержанию цен в ходе биржевых торгов по основной сессии в секции «Нефтепродукты» в 2021 году, а также могло привести к установлению цен по внебиржевым сделкам на товарном рынке, в присутствии на заседании представителей:

представителя ООО «СГС-Биотэк» и ООО «Энергосервис» (доверенности от 22.07.2022);

представителя ООО «СГС-Биотэк» (доверенность от 22.07.2022)

представителя ООО «Энергосервис» (доверенность от 05.08.2022)

УСТАНОВИЛА:


 

Биржевые торги, в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 325-ФЗ (далее — Закон об организованных торгах) - организованные торги, проводимые биржей.

Под организованными торгами, в соответствии с Законом об организованных торгах, понимаются торги, проводимые на регулярной основе по установленным правилам, предусматривающим порядок допуска лиц к участию в торгах для заключения ими договоров купли-продажи товаров, ценных бумаг, иностранной валюты, договоров репо и договоров, являющихся производными финансовыми инструментами. При этом, участник торгов - это лицо, которое допущено к участию в организованных торгах.

В соответствии с пунктом 3.1. Правил торгов к участию в торгах в Секции допускаются Участники торгов. Участники торгов могут подавать в систему электронных торгов (далее - СЭТ) Заявки на покупку или продажу Биржевого товара, снимать (отзывать) и изменять поданные и неисполненные Заявки, а также совершать другие действия (пункт 7.1 Правил торгов).

Участники торгов обязаны выполнять требования, установленные Правилами торгов, Спецификациями биржевого товара, федеральными законами, нормативными актами Банка России и иными и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Участники торгов, в соответствии с Правилами торгов, участвуют в торгах с удаленных рабочих мест. Участник торгов отвечает за все действия, совершаемые его уполномоченными представителями в ходе проведения торгов на Бирже.

В Правилах проведения организованных торгов АО «СПбМТСБ» применяются следующие термины и определения:

Базис поставки (Базис) - Определенное место доставки Биржевого товара для исполнения обязательств по Договору либо место формирования цены Договора, установленное в Спецификации биржевого товара.

Биржа - акционерное общество «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа» (АО «СПбМТСБ»), являющееся организатором торговли, на торгах которого заключаются договоры, клиринг обязательств из которых осуществляется АО «СПбМТСБ».

Биржевой товар (Товар) - нефтепродукты и продукция нефтехимического производства определенной категории (рода, вида, марки) и качества, не изъятые из оборота и допущенные Биржей к организованным торгам в Секции.

Биржевой инструмент (Инструмент) - биржевой товар с указанным Базисом поставки с учетом условий поставки, допущенный к торгам по соответствующей Спецификации биржевого товара.

Двусторонний встречный аукцион - режим биржевых торгов, при участии в котором Участники торгов выставляют в СЭТ Заявки на покупку и продажу Биржевого товара. При наличии одной или нескольких встречных Заявок с пересекающейся ценой фиксируется заключение Договора (Договоров).

Договор - зарегистрированный Биржей договор поставки товара, являющийся видом договора купли-продажи Биржевого товара в соответствии с п. 5 ст. 454 ГК РФ. Договор заключается между Участниками торгов в соответствии с Правилами торгов и спецификацией биржевого товара.

Зафиксированная заявка (поданная заявка) - электронный документ сформированный в соответствии с Правилами СЭВ и направленный Участников торгов в СЭТ, содержащий предложение и (или) принятие предложения заключить один или несколько Договоров на торгах, и зафиксированный в СЭТ в установленном Правилами торгов порядке. Заявка считается поданной с момента ее фиксации в СЭТ. Электронный документ, направленный Участником торгов в СЭТ, подписывается Усиленной неквалифицированной электронной подписью, зарегистрированной в СЭТ, и Простой электронной подписью, соответствующей сертификату ключа проверки Усиленной неквалифицированной электронной подписи Трейдера Участника торгов. При доставке электронного документа с помощью информационно-коммуникационных средств или путем непосредственного ввода в СЭТ с АРМ на Бирже конфиденциальность и целостность такого электронного документа обеспечивается Усиленной неквалифицированной электронной подписью.

Заявка адресная (адресная заявка) - вид Заявки, поданной Участником торгов с целью заключения Договора, обязательным реквизитом которой является указание Участника торгов, которому адресована данная Заявка. Адресная заявка может быть двух типов: «лимитированная» и «по фиксированной»

Заявка безадресная (безадресная заявка) - вид Заявки, поданной Участником торгов с целью заключения Договора, информация об инициаторе, которого не раскрывается другим Участникам торгов. Безадресная заявка может быть по типу только «лимитированной».

Заявка зарегистрированная (Заявка) - зафиксированная заявка, прошедшая регистрацию в Реестре заявок, который формируется и ведется в СЭТ.

Код Биржевого товара - уникальный буквенно-цифровой код, присвоенный в СЭТ Биржевому товару и позволяющий однозначно его идентифицировать.

Код инструмента - уникальный буквенно-цифровой код, присваиваемый в СЭТ Биржевому инструменту и позволяющий однозначно идентифицировать Биржевой товар, Базис поставки, размер лота и, при необходимости, условия поставки.

Лот - минимально допустимое количество единиц Биржевого товара в Заявке. Размер лота определяется Спецификацией биржевого товара.

Организованные торги - торги, проводимые на регулярной основе по Правилам организованных торгов в Секции Биржи.

Покупатель - участник торгов, подавший Заявку на покупку Биржевого товара, или Клиент, от имени которого Участником торгов подается Заявка на покупку Биржевого товара. Требования для отдельных Биржевых товаров (видов/типов Биржевых товаров) могут предусматривать дополнительные требования к Покупателям, такие требования устанавливаются в Спецификации биржевого товара.

Продавец (Поставщик) - участник торгов, подавший заявку на продажу Биржевого товара, или Клиент, от имени которого Участников торгов подается Заявка на продажу Биржевого товара. Требования для отдельных Биржевых товаров (видов/типов Биржевых товаров) могут предусматривать дополнительные требования к Продавцам, такие требования устанавливаются в Спецификации биржевого товара.

Реестр заявок - перечень всех Заявок, зарегистрированных Биржей. В Реестре заявок указываются существенные условия зарегистрированных Заявок (реквизиты). Реестр заявок формируется и ведется в СЭТ.

Реестр заключенных на организованных торгах Договоров (Реестр договоров) - перечень всех заключенных на торгах Биржи договоров, зарегистрированных Биржей. В Реестре договоров указываются существенные условия заключенных Договоров, подписанных Простой электронной подписью каждой из сторон. Реестр договоров формируется и ведется в СЭТ.

Рыночная цена текущая - цена Биржевого товара на соответствующем Базисе с учетом условий поставки, определяемая в текущий момент биржевых торгов по алгоритму, установленному для определения рыночной цены в соответствии с настоящими Правилами торгов.

Секция - секция «Нефтепродукты» АО «СПбМТСБ».

Список зафиксированных заявок - перечень, содержащий все поданные Участниками торгов и зафиксированные Биржей заявки. Список зафиксированных заявок формируется и ведется в СЭТ.

Средневзвешенная цена - расчетная цена единицы Биржевого товара на соответствующем Базисе с учетом условий поставки, определяемая как результат от деления общего объема в рублях всех Договоров, заключенных в течение Торговой сессии на основании безадресных заявок с определенным Биржевым торов на одном Базисе поставки и на одних условиях поставки, на общее количество единиц Биржевого товара по указанным Договорам.

Торги - подача в СЭТ Заявок и/или заключение Договоров в ходе Торговой сессии.

Торговый день - день, в который проводятся торги.

Торговая сессия - период Торгового дня, в течение которого Участниками торгов в Режимах, предусмотренных, настоящими Правилами торгов подаются адресные и безадресные заявки и заключаются Договоры.

Трейдер - физическое лицо, уполномоченное Участником торгов на участие в Организованных торгах, и аккредитованное в Секции в качестве уполномоченного представителя Участника торгов.

Участник торгов - член Биржи, Член Биржи - нерезидент, Член Секции «Нефтепродукты», Член Секции «Нефтепродукты» - нерезидент, Посетитель торгов Секции «Нефтепродукты», Посетитель торгов Секции «Нефтепродукты» - нерезидент, Посетитель торгов Сегмента Секции «Нефтепродукты» мелкий опт, Посетитель торгов Сегмента Секции «Нефтепродукты» мелкий опт - нерезидент, Временный Член Секции в Секции «Нефтепродукты» каждый из которых допущен к участию в Организованных торгах в порядке, установленном в Правилах допуска.

Цена Биржевого товара (Цена) - цена единицы Биржевого товара на соответствующем Базисе с учетом условий поставки, по которой заключен Договор.

Объем Договора в рублях - Количество единиц Биржевого товара, в отношении которого заключается Договор, умноженное на цену Биржевого товара

 

 

ФАС России в рамках осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при проведении биржевых торгов в секции «Нефтепродукты» выявлены обстоятельства, которые могут свидетельствовать о нарушении антимопонопольного законодательства в действиях ООО «СГС-БИОТЭК» (ИНН 2901206064) И ООО «Энергосервис» (ИНН 2921011948).

ФАС России, руководствуясь пунктом 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительтсва Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15 поручило Архангельскому УФАС России рассмотреть действия ООО «СГС-БИОТЭК» и ООО «Энергосервис» на предмет нарушения статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции», провести анализ деятельности ООО «СГС-БИОТЭК» и ООО «Энергосервис» во внебиржевом сегменте с учетом результатов анализа биржевых торгов в секции «Нефтепродукты», а также провести анализ государственных и муниципальных закупок, участниками которых являются указанные хозяйствующие субъекты.

В соответствии с запросом ФАС России акционерное общество «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа» (далее — АО «СпбМТСБ») предоставила сведения за период с 01.01.2021 по 03.08.2021, а именно:

  1. выписку из реестра заявок, зарегистрированных в период в Секции «Нефтепродукты» АО «СпбМТСБ» в формате MS Excel;

  2. Выписку из реестра биржевых договоров, заключенных на организованных торгах в секции «Нефтепродукты» АО «СпбМТСБ» за указнный периодов формате MS “Excel”.

В целях провидения анализа государственных и муниципальных закупок, участниками которых являются ООО «СГС-БИОТЭК» и ООО «Энергосервис» Архангельским УФАС России был направлен запрос в АО «Единая торговая площадка», АО «Сбербанк-АСТ», ООО «АСТ-ГОЗ», ООО «АТП ГПБ», АО «ТЭК-Торг», АО «Российский аукционный дом», ООО «РТС-тендер».

В ответ на данный запрос торговые площадки пояснили, что ООО «СГС-БИОТЭК» и ООО «Энергосервис» участия в государственных и муниципальных закупках в период с 01.01.2020 по 26.10.2021 и не аккредитованы на специализированных электронных площадках.

Вместе с тем, Архангельским УФАС России был направлен запрос в адрес Межрегионального управления по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее — Росфинмониторинг).

Росфинмониторинг в рамках представленной компетенции проведена автоматизированная проверка по предоставленным идентификационным данным в отношении ООО «СГС-Биотэк» и ООО «Энергосервис».

В ходе проверки по Единой информационной системе Росфинмониторинга (далее — ЕИС) установлено, что <…>, <…>

В ходе анализа реестра заявок, представленных АО “СмбМТСБ”, установлено, что заявки в секции нефтепродукты с 01.01.2021 по 30.04.2021 ООО “СГС-БИОТЭК” и ООО “Энергосервис” направляли с общих ip-адресов  не менее 2075 раз . 

Согласно сведениям, предоставленным провайдером ООО “Компания 2 КОМ”, ip адреса <…>, <…>, <…>, <…> в указанные даты и время при обращении к сайту https://spimex.com выделялись абоненту - физическому лицу <…>.

MAC-адрес абонентского оборудования, подключенного к сети связи ООО «Компания 2КОМ»

с 05.06.2014 13:54 по 09.03.2021 21:39: ec:43:f6:07:65:7d,

с 09.03.2021 21:39 по 21.04.2022: 50ff:20:16:bf:d7.

Согласно договору об оказании услуг связи № 154847 от 21.08.2013, абонентом является <…>. Адресом предоставления услуги является: <…>.

В ответ на запрос Архангельского УФАС России ИФНС России по г. Архангельску (далее - ИФНС) пояснило, что при направлении налоговой и бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам вязи ООО «СГС-Биотэк» (ИНН 2901206064) используется адрес электронной почты <…>

Сведения об аффилированности этих юридических лиц с другими юридическими лицами и/или физическими лицами отсутствуют.

Таким образом, установлено, что ip-адрес 62.192.234.118 используется ООО «СГС-Биотэк» и ООО «Энергосервис» для подачи налоговой декларации.

Согласно пояснений ООО «Архангельская телевизионная компания», ip-адрес <…> с 13.03.2014 закреплен за абонентским договором № 1045710, ООО «СГС-Биотэк», адрес подключения : г. Архангельск, ул. Наб. Северная Двина, д. 93. MAC-адрес устройства, с которого осуществляется вход в сеть 98:0d:67:a3:6d:a5.

Кроме того, согласно данным, представленным ИФНС с 2019 по 08.08.2021 года в ООО «Энергосервис» и ООО «СГС-Биотэк» получателями заработной платы от обоих хозяйствующих субъектов являлись следующие физические лица:

- <…>;

- <…>;

- <…>;

- <…>;

- <…>;

- <…>;

- <…>;

- <…>;

- <…>.

Таким образом, данные факты свидетельствуют о наличии признаков ведения совместной хозяйственной деятельности со стороны ООО «СГС-Биотэк» и ООО «Энергосервис».

Приказом от 08.07.2022 № 166 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», в сотответсвии с частью 12 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) возбуждено дело в отношении ООО «СГС-Биотэк» и ООО «Энергосервис».

Определением о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства № 029/01/11-622/2022 от 08.07.2022 дело назначено к рассмотрению на 24.08.2022 в 15:00.

К участию в деле привлечены в качестве ответчика ООО «СГС-Биотэк», ООО «Энергосервис», которым необходимо было в срок до 05.08.2022 предоставить в Архангельское УФАС России письменные пояснения по вменяемому нарушению Закона о защите конкуренции.

Согласно пояснениям ООО «СГС-Биотэк», ООО СГС-Биотэк» действительно одновременно уплачивают налоги за лиц, выполняющих работу на двух хозяйствующих субъектов, а именно за<…>, <…>, <…>, <…>.

ООО «СГС-Биотэк» и ООО «Энергосервис» арендуют помещения на первом этаже в одном здании по адресу: г. Архангельск, Наб. Северной Двины, д. 94, в связи с этим пользуются услугами одного интернет-провайдера и используют одну сеть wi-fi. Участие в биржевых торгах от имени ООО «Энергосервис» осуществляет <…>, от имени ООО «СГС-Биотэк» - <…>.

ООО «СГС-Биотэк» является посетителем торгов (только покупателем) в секции «Нефтепродукты» АО «СпбМТСБ», что подтверждается договором № 04/778 об оказании услуг по проведению организованных торгов от 04.07.2016.

По мнению ООО «СГС-Биотэк», сам факт участия ООО «СГС-Биотэк» и ООО «Энрегосервис» в биржевых сделках не может влиять на формирование рыночной (средневзвешенной) цены и не может привести к ее не рыночному повышению или поддержанию.

Согласно правилам биржи, участники биржевых торгов по поставке автомобильных бензинов и дизельного топлива вправе подавать заявки в ценовом диапазоне +/- 5% от текущих рыночных цен, определенных в ходе торговой сессии. В свою очередь, цены покупки нефтепродуктов по всем сделкам, совершенным ООО «СГС-Биотэк», не превышали независимые биржевые индексы, формируемые биржей.

Указанные обстоятельства, по мнению общества, свидетельствуют об отсутствии антиконкурентного влияния сделок ООО «СГС-Биотэк» и ООО «Энергосервис» на средневзвешенные (рыночные) цены в виде их поддержания или повышения на биржевых торгах АО «СпбМТСБ». Сделки совершались ООО «СГС-Биотэк» и ООО «Энергосервис» на рыночных условиях и не могли привести к нарушению Закона о защите конкуренции.

Таким образом, по мнению ООО «СГС-Биотэк», в его действиях отсутствуют какие-либо нарушения антимонопольного законодательства, также отсутствуют какие-либо соглашения с ООО «Энергосервис», которые могли бы привести к установлению или поддержанию цен (тарифов) скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок, а также повышению цен (тарифов), скидок, надбавок и (или) наценок, а также повышению, снижению или поддержанию цен на торгах. В поведении ООО «СГС-Биотэк» и ООО «Энергосервис» отсутствуют признаки осуществления единой стратегии, способной повлечь извлечении какой-либо выгоды.

ООО «Энергосервис» также пояснило, что ООО «СГС-Биотэк» и ООО «Энрегосревис» одновременно уплачивают налоги за лиц, выполняющих оплачиваемую работу одновременно на двух хозяйствующих субъектов, а именно: за <…>, <…>, <…>, <…>.

ООО «СГС-Биотэк» и ООО «Энергосервис» арендуют помещения на первом этаже в одном здании по адресу: г. Архангельск, Наб. Северной Двины, 93, в связи с этим пользуются услугами одного интрент-провайдера и единую сеть wi-fi. Участие в биржевых торгах от имени ООО «Энергосервис» осуществляет <…>, от имени ООО «СГС-Биотэк» - <…>.

ООО «Энергосервис» является посетителем торгов (только покупателем) в секции «Нефтепродукты» АО «СпбМТСБ», что подтверждается договором № 04/471 об оказании услуг по проведению организованных торгов от 05.02.2015.

По мнению ООО «Энергосервис», сам факт участия ООО «СГС-Биотэк» и ООО «Энрегосервис» в биржевых сделках не может влиять на формирование рыночной (средневзвешенной) цены и не может привести к ее не рыночному повышению или поддержанию.

Согласно правилам биржи, участники биржевых торгов по поставке автомобильных бензинов и дизельного топлива в праве подавать заявки в ценовом диапазоне +/- 5% от текущих рыночных цен, определенных в ходе торговой сессии. В свою очередь, цены покупки нефтепродуктов по всем сделкам, совершенным ООО «Энергосервис», не превышали независимые биржевые индексы, формируемые биржей.

Указанные обстоятельства, по мнению общества, свидетельствуют об отсутствии антиконкурентного влияния сделок ООО «СГС-Биотэк» и ООО «Энергосервис» на средневзвешенные (рыночные) цены в виде их поддержания или повышения на биржевых торгах АО «СпбМТСБ». Сделки совершались ООО «СГС-Биотэк» и ООО «Энергосервис» на рыночных условиях и не могли привести к нарушению Закона о защите конкуренции.

Таким образом, по мнению ООО «Энергосервис», в его действиях отсутствуют какие-либо нарушения антимонопольного законодательства, также отсутствуют какие-либо соглашения с ООО «Энергосервис», которые могли бы привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок, а также повышению цен (тарифов), скидок, надбавок и (или) наценок, а также повышению, снижению или поддержанию цен на торгах. В поведении ООО «СГС-Биотэк» и ООО «Энергосервис» отсутствуют признаки осуществления единой стратегии, способной повлечь извлечение какой-либо выгоды.

В ходе рассмотрения дела № 029/01/11-622/2022 28.08.2022 интересы ООО «Энергосервис» представляли <…>, <…>, ООО «СГС-Биотэк» - <…>.

<…> пояснила, что обе копании являются самостоятельными субъектами, которые также являются только покупателями (посетителями торгов) на бирже, что подтверждается предоставленными договорами.

У ООО «СГС-Биотэк» и ООО «Энергосервис» есть свои покупатели на приобретенное топливо.

Кроме того, некоторые сотрудники осуществляют трудовую деятельность в обоих юридических лицах, что не запрещено действующим законодательством.

Обе организации арендуют помещения как в г. Архангельске, так и в г. Москве.

В Архангельске хозяйствующие субъекты расположены по одному адресу, в связи с этим ip адреса могут совпадать, так как обе организации выходят в интернет через одну wi-fi сеть.

<…> - сотрудник компании ООО «Энергосервис», который непосредственно осуществляет участие в биржевых торгах. Вторую компанию — ООО «СГС-Биотэк» он может консультировать по тем или иным вопросам или заменить сотрудника, когда это требуется.

Каких-либо соглашений, способствующих поддержанию биржевых цен на торгах, между данными юридическими лицами не существует.

По мнению представителя ООО «Энергосервис» <…>, на биржевых торгах поддержание и установление какой-либо цены невозможно в связи с тем, что цены контролируются биржей.

Кроме того, доля участия ООО «Энергосервис» и ООО «Биотэк» в биржевых торгах очень мала.

<…> пояснил следующее.

Торги на бирже происходят в электронном виде, через анонимные, безадресные сделки. По каждому инструменту есть так называемый «Стакан», куда заходят покупатели, куда заходят продавцы. Когда совпадает уровень цен происходит заключение договора.

По окончанию торговой сессии в конце рабочего дня приходит выписка, откуда можно понять у кого приобретен товар.

Базисы поставки определены биржей.

<…> и <…>. пояснили, что основной целью компаний является получение прибыли.

<…> пояснил, что компания ООО «Энергосервис» выстпуает больше как трейдерская компания. Общество участвует в конкурсах, когда предприятие открывает конкурс на закупку нефтепродуктов.

ООО «Энергосервис» участвует в этом конкурсе. После данной процедуры общество участвует в биржевых торгах и «откупает» данный объем.

ООО «СГС-Биотэк» имеет нефтебазу, покупает нефтепродукты себе на нефтебазу. Далее, региональным, мелким оптом производит продажу.

Торги происходят в ежедневном режиме, путем удаленного доступа к торговой площадке в течении пяти рабочих дней.

Торги происходят в электронном виде, вследствие чего очень важно иметь быстрый интернет. В Архангельске сети не такие быстрые, как в Москве.

В период ограничений, связанных с пандемией COVID-19, <…> осуществлял работу из дома.

Кроме того, <…> пояснила, что на сегодняшний день взаимозависимости между ООО «Энергосервис» и ООО «СГС-Биотэк» нет. Вместе с тем, ранее между данными компаниями были «пересечения». Сейчас у компаний разные направления бизнеса.

Также, по сообщению <…>, средняя потребность нефтепродуктов в месяц ООО «Энергосервис» 1000-1500 тон или 16-20 цистерн, что является незначительным в общем объеме торгов АО «СпбМТСБ».

Биржевые правила не лимитируют количество заявок, вследствие чего наличие второго юридического лица для подачи заявок не требуется. Вследствие чего какой-либо сговор между различными юридическими лицами является нецелсообразным.

Определением об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 029/04/11-622/2022 от 24.08.2022 Комиссия управления федеральной антимонопольной службы по Архангельской области принято решение о назначении рассмотрения дела на 21.09.2022.

Кроме того, у ООО «Энергосервис» истребована следующая информация:

- Договор хранения нефтепродуктов, заключенный с ООО «СГС-Биотэк», с приложениями и дополнительными соглашениями;

- Перечень покупателей нефтепродуктов с 01.01.021 по 08.07.2022 с указанием покупателей и ИНН.

ООО «СГС-Биотэк» необходимо было предоставить Перечень покупателей нефтепродуктов с 01.01.021 по 08.07.2022 с указанием покупателей и ИНН.

Согласно поступившей информации ООО «СГС-Биотэк» реализовывало нефтепродукты следующим покупателям: <…>.

В свою очередь, ООО «Энергосервис» реализовало нефтепродукты следующим покупателям: <…>.

Также, согласно Договору от 01.04.2019, ООО «Энергосервис» передает, а ООО «СГС-Биотэк» осуществляет на складе ЛВЖ, расположенном по адресу: г. Архангельск, ул. Зеленец, д. 1, корп. 6, прием, хранение с обезличием и отпуск нефтепродуктов, принадлежащих ООО «Энергосервис», с учетом норм естественной убыли на условиях настоящего договора.

ООО «Энергосервис» поручает, а ООО «СГС-Биотэк» осуществляет прием, хранение с обезличием и отпуск нефтепродуктов — дизельного топлива в количестве не более 790 тн, не превышающего объем резервуарного парка — 950 м3.

Дополнительным соглашением к договору от 01.02.2021 ООО «Энергосервис» и ООО «СГС-Биотэк» договорились о нижеследующем.

ООО «Энергосервис» производит оплату за оказанные услуги по перевалке нефтепродуктов (прием, хранение, отпуск) и оформлению документации, в размере 300 (триста) рублей 00 копеек, в том числе НДС, за каждую тонну принятого к учету нефтепродукта путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя, либо иным способом, не противоречащим долгодействующему законодательству, дополнительно согласованным сторонами.

Определением об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 029/04/11-622/2022 от 21.09.2022 Комиссией управления федеральной антимонопольной службы по Архангельской области принято решение о назначении рассмотрения дела на 16.11.2022.

Определением о продлении срока рассмотрения дела № 029/04/11-622/2022 Комиссией управления федеральной антимонопольной службы по Архангельской области принято решение о продлении срока рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 029/04/11-622/2022 до 08.04.2023.

Определением об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 029/04/11-622/2022 от 16.01.2022 Комиссией управления федеральной антимонопольной службы по Архангельской области принято решение о назначении рассмотрения дела на 31.01.2023.

Согласно представленной информации ООО «Энергосервис», в период с 01.01.2020 г. общество использует адрес электронной почты <…>.

Данный электронный адрес не закреплен за конкретным сотрудником. Доступ предоставляется любому сотруднику по его запросу и согласованию с руководством.

Постоянный доступ имеют следующие сотрудники:

  • Заместитель управляющего по коммерческой работе и транспортной группе <…>;

  • Главный бухгалтер <…>;

  • Руководитель отдела продаж <…>.

Используемые обществом номера стационарного телефона:

  • <…>;

  • <…>;

  • <…>.

Номера мобильных телефонов, оформленных на ООО «Энергосервис»:

  • <…>;

  • <…>

Сведения о владельцах сертификатов ключа проверки электронной подписи ООО «Энергосервис» за период с 01.01.2020 по 19.01.2023.


 

 

ФИО владельца сертификата

Дата заявления на создание сертификата

Период действия сертификата

Сведения об аннулировании сертификата

1

<…>

01.04.2019 г.

14.09.2019-09.04.2020

 

2

<…>

31.08.2020 г.

02.09.2020- 01.09.2021

30.08.2021 г.

02.09.2021- 01.09.2022

3

<…>

25.03.2020 г.

27.03.2020- 26.03.2022

4

<…>

17.01.2022 г.

19.01.2019- 28.01.2020

5

<…>

28.01.2019 г.

29.01.2019-28.01.2020

16.01.2020 г.

01.02.2020- 31.31.2021

21.01.2021 г.

22.01.2021-21.01.2022

15.08.2022 г.

15.08.2022-14.08.2023


 

Сведения о местах работы директора, участников ООО «Энергосервис» за период с 01.01.2018 г.

 

 

 

 

ФИО

Статус

Наименование работодателя

Должность

Период работы с 01.01.2018

1

<…>

Участник общества

<…>»

Советник по складскому хозяйству

По настоящее время

2

<…>

Участник общества до 18.02.2020

<…>

Директор, Директор

По настоящее время

3

<…>

Участник общества, Управляющий

<…>

Советник директора по стратегии и развитию

По настоящее время

 

В свою очередь ООО «СГС-Биотэк» пояснило, что в период с 01.01.2020 по 19.01.2023 ООО «СГС-Биотэк» использует адреса электронной почты <…>.

Данные электронные адреса почтовых ящиков не закреплены за конкретным сотрудником. Доступ предоставляется любому сотруднику по его запросу и согласованию с руководством.

Постоянный доступ имеют следующие сотрудники:

- Директор<…>;

- Главный бухгалтер <…>;

- Помощник руководителя <…>;

- Специалист по расчетам с поставщиками и потребителями нефтепродуктов <…>;

- Специалист по расчетам с поставщиками и потребителями нефтепродуктов <…>;

- Спеециалист по расчетам с поставщиками и потребителями нефтепродуктов <…>.;

Обществом используются следующие номера стационарного телефона:

<…>


 

Номера мобильных телефонов, оформленных на ООО «СГС-Биотэк»

Номер тефлона

Оператор

ФИО сотрудника

1

<…>

Мегафон

<…>

2

<…>

Мегафон

<…>

3

<…>

Мегафон

<…>

4

<…>

Мегафон

<…>

5

<…>

Мегафон

<…>

6

<…>

МТС

<…>

7

<…>

МТС

Не используется

8

<…>

МТС

Не используется

9

<…>

МТС

<…>

10

<…>

МТС

<…>

11

<…>

МТС

Не используется

12

<…>

МТС

<…>

13

<…>

МТС

<…>

 

Сведения о владельцах сертификатов ключа проверки электронной подписи ООО «Энергосервис» за период с 01.01.2020 по 19.01.2023.

 

ФИО владельца сертификата

Дата заявления на создание сертификата

Период действия сертификата

Сведения об аннулировании сертификата

1

<…>

23.07.2019

25.07.2019-24.07.2020

 

23.07.2020

27.07.2020-26.07.2022

19.07.2021

21.07.2021-20.07.2023

30.06.2022

04.07.2022-03.07.2023

2

<…>

28.08.2020

01.09.2020-31.08.2021

31.08.2021

31.08.2021-30.08.2021

08.08.2022

18.08.2022-17.08.2023

3

<…>

22.05.2019

23.05.2020-08.09.2020

15.05.2020

13.05.2020-08.09.2020

4

<…>

06.10.2020

07.10.2020-06.10.2021

14.09.2021

15.09.2021-14.09.2022


 

Сведения о местах работы директора, участников ООО «СГС-Биотэк» за период с 01.01.2018 г.

 

ФИО

Статус

Наименование работодателя

Должность

Период работы с 01.01.2018

1

<…>

Участник общества до 18.02.2020

<…>

Советник по складскому хозяйству

По настоящее время

2

<…>

Участник общества до 19.02.2020

<…>

Директор,

 

Директор

По настоящее время

3

<…>

Участник общества

<…>

Выпускающий редактор, Заместитель директора по маркетингу

С 06.08.2018 по 27.12.2019, с 23.11.2020 по настоящее время

 

Кроме того, согласно поступившим сведениям от ООО «Энергосервис» и ООО «СГС-Биотэк» <…> и<…> входят в одну группу лиц по основанию, указанному в пункте 7 статьи 9 Закона о защите конкуренции, а именно физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры. Вместе с тем, при таких обстоятельствах, согласно определению данному в Законе о защите конкуренции данные основания не приводят к контролю одного юридического лица над другим.

В ходе рассмотрения 31.01.2023 дела генеральный директор ООО «Энергосервис» <…> пояснил, что общество является только (посетителем) покупателем. В ходе биржевых торгов подаются обезличенные заявки, заранее не зная исполнителя по данной заявке.

Перед подачей заявок обществом проводится аналитика, изучается тенденция, которую представители общества пытаются угадать. Аналитикой занимается заместитель — <…>.

<…> помогал ООО «СГС-Биотэк» как физическое лицо освоить биржевую торговлю.

У ООО «Энергосервис» основная задача - купить по заявкам дизельное топливо и участие в каких-либо конкурсах для его реализации в Архангельской области. В свою очередь ООО «СГС-Биотэк» покупает топливо «на склад».

Таким образом, ООО «Энергосервис» должен реализовывать товар как трейдер, сразу после приобретения. У ООО «СГС-Биотэк» таких рисков нет, вследствие складского размещения товара.

Кроме того, <…> (Генеральный директор ООО «Энергосервис») пояснил, что <…> (участник общества ООО «СГС-Биотэк») является его дочерью.

Отмеченные факты и обстоятельства приводят к выводу о том, что Ответчики, являясь конкурентами на биржевых торгах в Секции «Нефтепродукты», использовали единую инфраструктуру, т. е. фактически с одного рабочего места с использованием электронных ключей представителей конкурирующих хозяйствующих субъектов.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение — это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, если они приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

Пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, если они приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

При этом согласно части 7 статьи 11 Закона о защите конкуренции указанные запреты не распространяются на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль либо если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица, за исключением соглашений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими виды деятельности, одновременное выполнение которых одним хозяйствующим субъектом не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комиссией Архангельского УФАС России по результатам анализа имеющихся в материалах дела сведений и информации установлено, что в период с 01.01.2021 по 08.08.2021 ООО «СГС-Биотэк» и ООО «Энрегосервис» не входили в подконтрольную группу лиц, Исполнительными органами и учредителями Ответчиков в рассматриваемый Комиссией период являлись следующие лица:


 


 

Организация

Генеральный директор

Учредитель(-ли)

ООО «СГС-Биотэк»

<…>

<…>

ООО «Энрегосервис»

<…>

 

<…>

 

 

 

Таким образом, на ООО «СГС-Биотэк» и ООО «Энрегосервис» не входили в подконтрольную группу лиц, то есть на них распространялись запреты, установленные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Сторонами антиконкурентного соглашения (картеля) могут быть лишь лица, которые конкурируют между собой, то есть осуществляют деятельность на одном и том же товарном рынке. Согласно пункту 7.1 Правил торгов участники торгов могут подавать в СЭТ Заявки на покупку или продажу биржевого товара, снимать (отзывать) и изменять поданные и неисполненные Заявки, а также совершать другие действия. Таким образом, Правила торгов, а равно и Закон об организованных торгах не содержат положений, разделяющих участников торгов на продавцов и покупателей. Участник торгов — лицо, допущенное к участию в организованных торгах, а организованные торги — торги, проводимые на регулярной основе по установленным правилам, предусматривающим порядок допуска лиц к участию в торгах для заключения ими договоров купли-продажи товаров и пр.

Таким образом, участники торгов, допущенные до участия в торгах, являются между собой конкурентами, в том числе на право заключения договоров купли-продажи товаров. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что Ответчики, являющиеся участниками торгов, являлись конкурентами при участии в рассматриваемых в рамках дела о нарушении антимонопольного законодательства №029/01/11-622/2022 биржевых торгах.

Статья 11 Закона о защите конкуренции формулирует признаки соглашений, которые запрещаются, и наряду с его статьями 12 и 13 устанавливает исключения из этих запретов (часть 6), признавая соответствующие соглашения допустимыми, тем самым учитывая, что в силу специфики гражданско-правовых отношений такие запреты не могут распространяться на обычное взаимодействие хозяйствующих субъектов для целей общей выгоды, предполагающей объединение усилий, взаимное согласование и совместное осуществление действий (бездействие) на товарном рынке (заключение договоров простого товарищества для ведения совместной деятельности, привлечение одним хозяйствующим субъектом другого в качестве соисполнителя (субподрядчика) по гражданско-правовому договору, взаимодействие в формате некоммерческих организаций и пр.).

Вместе с тем не могут быть признаны допустимыми по основаниям, указанным в статьях 12 и 13 Федерального закона "О защите конкуренции", соглашения (картели), которые приводят или могут привести к определенным правовым последствиям. К таким соглашениям (картелям), обладающим высокой (безусловной) степенью запрета (per se), законодателем отнесены, в частности, соглашения, связанные с установлением или поддержанием цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок, а также повышением, снижением или поддержанием цен на торгах (пункты 1 и 2 части 1 статьи 11 этого Федерального закона). Достижение и исполнение таких соглашений могут с высокой вероятностью исключать или ограничивать конкуренцию, иным образом негативно сказываться на обеспечении публично значимого интереса по ее поддержанию и в то же время, с точки зрения оценки законодателем текущих экономических, технологических и иных объективно сложившихся особенностей, не приводить к достижению эффекта, положительно влияющего на развитие общества.

Статья 11 указанного Федерального закона признает картелем и запрещает соглашения между хозяйствующими субъектами - конкурентами, т.е. между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к определенным негативным последствиям для состояния рынка, экономического благополучия граждан, публичных финансов, в том числе к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах (пункт 2 части 1).

Факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности, фактического поведения хозяйствующих субъектов (п. 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016).

Факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств, к числу которых относятся на практике:отсутствие экономического обоснования поведения одного из участников соглашения, создающего преимущества для другого участника соглашения, не соответствующего цели осуществления предпринимательской деятельности - получению прибыли; заключение договора победителем торгов с одним из участников торгов, отказавшимся от активных действий на самих торгах; наличие взаиморасчетов между участниками соглашения, свидетельствующее о наличии взаимной заинтересованности в результате реализации соглашения.

По смыслу правовых норм квалификация поведения хозяйствующих субъектов как противоправных действий (противоправного соглашения), запрещенных п. п. 1, 3 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции, предполагает установление антимонопольным органом намеренного поведения каждого хозяйствующего субъекта определенным образом для достижения заранее оговоренной участниками закупки цели, причинно-следственной связи между действиями участников и разделом товарного рынка, соответствием результата действий интересам каждого хозяйствующего субъекта и одновременно их заведомой осведомленностью о будущих действиях друг друга.

При этом правовое значение придается также взаимной обусловленности действий участников при отсутствии внешних обстоятельств, спровоцировавших синхронное поведение участников рынка.

Соглашение в устной или письменной форме предполагает наличие договоренности между участниками рынка, которая может переходить в конкретные согласованные действия.

Согласованные действия, ограничивающие конкуренцию, являются особой моделью группового поведения хозяйствующих субъектов, замещающей конкурентные отношения между ними сознательной кооперацией, наносящей ущерб интересам потребителей и ограничивающей конкуренцию.

Отличительным признаком согласованных действий, ограничивающих конкуренцию, является их оправданность лишь в качестве модели группового поведения, когда достижение цели отдельным участником согласованных действий возможно только в результате поведения всего коллектива действующих согласованно хозяйствующих субъектов.

Согласно ч. 4 ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной Законом.

Лица, подавшие заявку на участие в торгах и участвующие в них, могут быть признаны участниками антиконкурентного соглашения, запрещенного п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.

Согласно ч. 5.1 ст. 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства. Таким образом, факт наличия конкурентных отношений устанавливается антимонопольным органом при проведении анализа состояния конкуренции, то есть при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, а не до его возбуждения.

Для квалификации действий хозяйствующих субъектов как противоправных применительно к п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции необходимо установление антимонопольным органом таких фактов, как намеренное поведение каждого хозяйствующего субъекта определенным образом для достижения заранее оговоренной участниками торгов (аукционов) цели, причинно-следственная связь между действиями участников аукциона и поддержанием цены на торгах, соответствие результата действий интересам каждого хозяйствующего субъекта и одновременно их заведомая осведомленность о будущих действиях друг друга, а также взаимная обусловленность действий участников аукциона при отсутствии внешних обстоятельств, спровоцировавших синхронное поведение участников рынка.

Соглашение в устной или письменной форме предполагает наличие договоренности между участниками рынка, которая может переходить в конкретные согласованные действия.

Таким образом, квалифицирующее значение для доказывания вмененного антимонопольным органом нарушения антимонопольного законодательства имеет совершение хозяйствующими субъектами отвечающих интересам каждого и заранее известных каждому противоправных согласованных действий на одном товарном рынке относительно синхронно и единообразно при отсутствии к тому объективных причин.

Сам факт участия в биржевых сделках заявителей в формировании рыночной (средневзвешенной) цены без оценки того, как эти сделки могли повлиять на уровень такой цены и могли ли они привести к ее нерыночному повышению или поддержанию, не может рассматриваться как доказательство наступления или возможности наступления последствий, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции. Запрещенным является лишь такое влияние (возможность влияния) на рыночные цены, сформированные в отсутствие чьего - либо неправомерного влияния, которое приводит к их искусственному повышению либо поддержанию.

Аналитическим отчетом о состоянии конкуренции на биржевых торгах установлено следующее.

Согласно пункту 10.2 раздела 10 Правил торгов, для каждого Инструмента каждый Торговый день рыночная цена определяется следующим образом:

как средневзвешенная цена всех заключенных в течение Торговой сессии Договоров по соответствующему Инструменту;

если в течение текущего Торгового дня средневзвешенная цена не может быть определена в соответствии с предыдущим абзацем настоящего пункта, то в качестве рыночной цены используется рыночная цена, определенная для соответствующего Инструмента в предшествующий Торговый день;

если в течение последних 5 (пяти) Торговых дней, включая текущий Торговый день, не было заключено ни одного Договора на основании безадресных заявок по соответствующему Инструменту - то рыночная цена не рассчитывается.

При определении рыночной цены по каждому Инструменту не учитываются Договоры, заключенные на основании адресных заявок.

Таким образом, при составлении настоящего Отчета для определения предмета Торгов во внимание принимались Биржевые инструмент (нефтепродукты и продукция нефтехимического производства), реализация которых осуществлялась путем подачи Безадресных заявок и заключения Договоров на исследуемых Базисах поставки.

Согласно пункту 3.7 Правил торгов, подача Заявки и заключение Договора в Секции Участником торгов может осуществляться:

-     от своего имени и за свой счет;

-     от имени Клиента и за его счет;

-     от своего имени за счет Клиента.

В ходе анализа товарного рынка установлено, что поданные заявки, а также все биржевые договоры, заключенные в ходе биржевых торгов нефтепродуктами и продукцией нефтехимического производства на исследованных Базисах поставки в период с 01.01.2021 по 03.08.2021 ООО “СГС-Биотэк” и ООО “Энергосервис” были заключены указанными хозяйствующими субъектами от своего имени и за свой счет.

Исследование проводилось в отношении <…> договоров, заключенных по безадресным заявкам в ходе биржевых торгов нефтепродуктами и продукцией нефтехимического производства в секции «Нефтепродукты» АО «СПбМТСБ» на исследуемых Базисах поставки в период с 01.01.2021 по 03.08.2021, из которых ООО “СГС-Биотэк” и ООО “Энергосервис” заключили<…> Договоров. А на одинаковых базисах поставки - <…> договоров.

Общий объем договоров за исследуемый период составил <…> руб.

Из них, объем договоров ООО “СГС Биотэк” и ООО “Энергосервис” составил <…> руб.

Объем договоров ООО “СГС Биотэк” и ООО “Энергосервис” на АО “СПбМТСБ” в секции нефтепродукты не превышает 0,16 %.

Объем всех договоров в тоннах за исследуемый период на бирже составил. <…> тонн.

Из них, ООО “СГС-Биотэк” и ООО “Энергосервис” заключили договоры на<…> тонн.

Таким образом, объем договров в тоннах совершенных ООО “СГС-Биотэк” и ООО “Энергсервис” не превышает 0,27 % от общего объема договоров в тоннах.

Анализ товарного рынка проводился по базисам поставки, на которых в исследуемый период ответчики одновременно приобретали нефтепродукты, а именно:Самара - группа станций, ст. Новоярославская, ст. Яничкино, ст. Стенькино 2, ст. Кирши, ст. Биклянь, ст. Осенцы, Саратов - группа станций

Анализ Торгов проведен на основе данных, представленных АО «СПбМТСБ», содержащихся в материалах Дела № 02/01/11-622/2022.

По результатам исследования состояния конкуренции на биржевых торгах нефтепродуктами и продукцией нефтехимического производства на исследованных Базисах поставки в Секции «Нефтепродукты» АО «СПбМТСБ» установлено:

  1. Временной интервал исследования с 01.01.2021 по 03.08.2021. Все биржевые торги проходили в 2021 году (временной интервал с 01.01.2021 по 03.08.2021).

  2. В обобщенном виде предметом торгов являются биржевые инструменты, реализованные в ходе биржевых торгов нефтепродуктами и продукцией нефтехимического производства на исследованных Базисах поставки в секции «Нефтепродукты» АО «СПбМТСБ» в период с  с 01.01.2021 по 03.08.2021.

  3. Состав хозяйствующих субъектов, участвующих в Торгах, определён как состав участников биржевых торгов нефтепродуктами и продукцией нефтехимического производства в Секции «Нефтепродукты» на исследованных Базисах поставки в период с 01.01.2021 по 03.08.2021.

  4. Объем всех сделок, совершенных ООО “СГС-Биотэк” и ООО “Энергсервис”, не имеет существенного значения в общем объеме договоров, заключенных на исследуемых базисах поставки. 

Общий объем торгов за исследуемый период со стороны  ООО “СГС-Биотэк” и ООО “Энергсервис” не превышает 0,16 %.

По конкретному базису поставки объем договоров не превышает 1,56 %.

Комиссия Архангельского УФАС России по рассмотрению дела № 029/01/11-622/2022 о нарушении антимонопольного законодательства установила взаимосвязь Ответчиков, а именно:

  1. сотрудники, трудоустроенные одновременно в ООО «СГС-Биотэк» и ООО «Энергосервис», которые, однако, не входят в подконтрольную группу лиц. Генеральный директор ООО «СГС-Биотэк» ранее являлась учредителем ООО «Энергосервис»;

  2. использование единой инфраструктуры (МАС-адресов) в ходе участия в биржевых торгах в Секции «Нефтепродукты» АО «СПбМТСБ» в с 01.01 2021 по 08.01.2022, направление налоговой и бухгалтерской отчетности по тлекомуационным каналам связи с использованием одного IP-адреса, закрепленного за ООО «СГС-Биотэк», пояснения ответчиков.

    Вместе с тем, сделки между хозяйствующими субъектами из-за своего объема не могли оказывать существенного влияния на формирования биржей ценовых индикаторов путем их повышения (снижения) и или поддержания.

    1. Сам факт участия в биржевых сделках хозяйствующих субъектов не может подтверждать их  нерыночное  повышение (снижение) или поддержание.

      Признаки согласованных действий, ограничивающих конкуренцию, в качестве модели группового поведения, когда достижение цели отдельным участником согласованных действий возможно только в результате поведения всего коллектива действующих согласованно хозяйствующих субъектов  на исследуемых базисах поставки не установлены.

Приведенные обстоятельства и доказательства свидетельствует об отсутствии антиконкурентного влияния сделок ответчиков на средневзвешенные (рыночные) цены в виде их поддержания (снижения) или повышения на биржевых торгах АО «СПбМТСБ».

Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 04.2021 № 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства"

При возникновении спора о наличии соглашения, запрещенного пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона, судам следует давать оценку совокупности доказательств, свидетельствующих о наличии причинно-следственной связи между действиями участников торгов и повышением, снижением или поддержанием цен на торгах. В том числе необходимо принимать во внимание, является ли достигнутый уровень снижения (повышения) цены обычным для торгов, которые проводятся в отношении определенных видов товаров; имеются ли в поведении нескольких участников торгов признаки осуществления единой стратегии; способно ли применение этой стратегии повлечь извлечение выгоды из картеля его участниками.

В ходе рассмотрения материалов дела причинно-следственных связей между действиями ответчиков и повышением, снижением или поддержанием цен на торгах не установлено.

Несмотря на наличие конкурентных отношений, а также использования единой инфраструктуры, намеренного поведения каждого хозяйствующего субъекта определенным образом для достижения заранее оговоренной участниками закупки цели, причинно-следственной связи между действиями участников и разделом товарного рынка, соответствием результата действий интересам каждого хозяйствующего субъекта и одновременно их заведомой осведомленностью о будущих действиях друг друга также не установлено.

С учетом изложенного, Комиссия Архангельского УФАС России установила, что материалы дела № 029/01/11-622/2022 свидетельствует об отсутствии антиконкурентного влияния сделок заявителей на средневзвешенные (рыночные) цены в виде их повышения (снижения) и или поддержания на биржевых торгах АО «СпбМТСБ».

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 — 4 статьи 41, ст. 48 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

  1. Прекратить рассмотрение дела 029/01/11-622/2022 возбужденного по признакам нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства, по причине отсутствия подтвержденных фактов реализации единой стратегии поведения со стороны ООО «СГС-Биотэк» и ООО «Энергосервис» в ходе биржевых торгов АО «Санкт-Петербургская Международная товарно-сырьевая биржа» в секции «Нефтепродукты» в период с 01.01.2021 по 08.08.2021.

 

 

Председатель комиссии

 

Ю.Г. Цакулов

 

 

 

 

Члены комиссии

 

А.С. Куницын

 

 

 

Е.С. Биричевский

 

 

 

И.В. Шевелёв

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны