Предупреждение №1760/23 Без аннотации от 10 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

45п-2023


 

Администрация Вельского муниципального района Архангельской области

 

Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Вельского муниципального района Архангельской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

10 апреля 2023 года                                                                                                                   г. Архангельск

 

По результатам рассмотрения обращения, поступившего из Агентства по тарифам и ценам Архангельской области, было установлено, что Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Вельского муниципального района и ООО «Теплоресурс» заключили договор аренды объектов муниципальной собственности Вельского муниципального района Архангельской области № 15 от 17.10.2022, по которому обществу было передано муниципальное имущество, предназначенное для оказания услуг по теплоснабжению населению и организациям на территории сельского поселения «Судромское» Вельского муниципального района Архангельской области.

Данный договор заключен на основании постановления администрации Вельского муниципального района от 12.10.2022 № 1187 «О введении режима повышенной готовности по предупреждению чрезвычайной ситуации, утверждении перечня социально-значимых объектов имущества, передаваемого в эксплуатацию на период повышенной готовности, порядке использования имуществажилищно-коммунального хозяйства на территории поселка Иванское сельского поселения Судромское Вельского муниципального района Архангельской области».

Так, согласно пункту 7 вышеназванного постановления было принято следующее решение – «Председателю комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Вельского муниципального района Архангельской области Кукиной С.С. заключить договор аренды объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности Вельского муниципального района Архангельской области, с ООО «Теплоресурс» о передаче в пользование имущества для оказания услуг теплоснабжения населению на территории поселка Ивановское сельского поселения Судромское Вельского муниципального района Архангельской области».

Торги в данном случае не проводились.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения осуществляется с учетом требований, установленных статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении).

Частью 1 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении императивно определено, что передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

При этом частью 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении установлено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования указанными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Таким образом, принимая во внимание, что срок ввода в эксплуатацию объектов теплоснабжения, переданных ООО «Теплоресурс» по договору аренды объектов муниципальной собственности Вельского муниципального района Архангельской области № 15 от 17.10.2022, превышает пять лет, согласно части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении передача прав владения и (или) пользования указанными объектами должна была быть осуществлена по концессионному соглашению.

Статьей 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» предусмотрено, что концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

Однако объекты теплоснабжения были переданы ООО «Теплоресурс» на условиях договора аренды объектов муниципальной собственности Вельского муниципального района Архангельской области № 15 от 17.10.2022, торги не проводились.

В соответствии с частью 33 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении договор аренды объекта теплоснабжения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 23 настоящей статьи, является ничтожным.

Как следует из пункта 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации, ничтожной является сделка, которая недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания.

Пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Учитывая изложенное, доступ на рынок теплоснабжения для ООО «Теплоресурс был предоставлен без соблюдения установленных требований, то есть незаконно, притом что объекты жилищно-коммунального хозяйства, как имущественный комплекс, представляют собой ограниченный ресурс и приобретение права владения или пользования объектами коммунальной инфраструктуры предопределяет возможность входа на соответствующий рынок.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Как следует из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление от 05.04.2011 № 14686/10), достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить право пользования муниципальным имуществом, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора лица, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к государственному и муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц. Кроме того, поскольку передача объектов коммунальной инфраструктуры в пользование затрагивает общественные интересы, проведение торгов обеспечивает выбор наиболее эффективного правообладателя.

Таким образом, решение о передаче муниципального имущества (объекты теплоснабжения) без проведения торгов ООО «Теплоресурс» и дальнейшая непосредственная передача этого имущества обществу во исполнение указанного решения на условиях договора аренды № 15 от 17.10.2022 ограничили возможность для получения иными хозяйствующими субъектами прав в отношении рассматриваемого муниципального имущества, предназначенного для оказания услуг теплоснабжения, в порядке, предусмотренном статьей 28.1 Закона о теплоснабжении, что препятствует развитию добросовестной конкуренции за доступ на соответствующий товарный рынок.

Причины, по которым рассматриваемое муниципальное имущество было передано ООО «Теплоресурс (в том числе в целях организации теплоснабжения на территории поселка Иванское сельского поселения Судромское Вельского муниципального района Архангельской области), не имеют правового значения для установления признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Само по себе достижение целей обеспечения населения и организаций услугами теплоснабжения в рамках реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не исключает необходимости соблюдения требований статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, которой определен особый порядок распоряжения соответствующим имуществом.

Учитывая изложенное, о наличии признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» свидетельствуют:

1) Постановление администрации Вельского муниципального района от 12.10.2022 № 1187, согласно пункту 7 которого было принято решение о заключении Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Вельского муниципального района Архангельской области (в лице его председателя Кукиной С.С.) с ООО «Теплоресурс» договора аренды объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности Вельского муниципального района Архангельской области, о передаче в пользование обществу имущества для оказания услуг теплоснабжения населению на территории поселка Ивановское сельского поселения Судромское Вельского муниципального района Архангельской области;

2) Действия Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Вельского муниципального района по передаче ООО «Теплоресурс» без проведения торгов муниципального имущества, предназначенного для оказания услуг теплоснабжения, на условиях договора аренды объектов муниципальной собственности Вельского муниципального района Архангельской области № 15 от 17.10.2022.

Согласно части 1 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Частью 2 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона.

Учитывая изложенное, в связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

ПРЕДУПРЕЖДАЕТ:

 

о необходимости в срок до 23 июня 2023 года устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, а именно:

1. Администрации Вельского муниципального района Архангельской области внести необходимые изменения или отменить пункт 7 постановления от 12.10.2022 № 1187 «О введении режима повышенной готовности по предупреждению чрезвычайной ситуации, утверждении перечня социально-значимых объектов имущества, передаваемого в эксплуатацию на период повышенной готовности, порядке использования имущества жилищно-коммунального хозяйства на территории поселка Иванское сельского поселения Судромское Вельского муниципального района Архангельской области».

2. Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Вельского муниципального района Архангельской области осуществить возврат в казну муниципального имущества, предназначенного для оказания услуг теплоснабжения, переданного ООО «Теплоресурс» на условиях договора аренды объектов муниципальной собственности Вельского муниципального района Архангельской области № 15 от 17.10.2022.

На основании части 6 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом (часть 5 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Согласно части 7 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

 

Врио руководителя управления

 

Ю.Г. Цакулов


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны