Решение №04-05/2838 решение 151оз-19 от 17 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 151оз-19

(029/06/33-146/2019)

Заказчик:

ГКУ Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор»

163072, г.Архангельск, ул. Комсомольская, д.38,корп.1.

Е-mail: 213448@ador.ru

Уполномоченный орган:

Контрактное агентство Архангельской области

163069, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18,

Е-mail: dkp@dvinaland.ru

Оператор электронной площадки:

АО «Единая электронная торговая площадка»

117312, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5

E-mail: info@roseltorg.ru

Заявитель:

ООО "Лаборатория цифрового зрения"

121205, Москва, территория Сколково инновационного центра, бульвар Большой, д.42 , стр.1, эт.4, пом.1407

E-mail: kml@dvinaland.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

17 июня 2019 года г. Архангельск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Короткова И.Ю.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

Члены комиссии:

Малышева О.С.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

Чирова Л.А.

Специалист-эксперт отдела контроля закупок,

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заявителя: Шалимова А.В. (доверенность от 10.01.2019 №б/н);

Заказчика: Мирмана Е.А (доверенность от 09.01.2018 №09-18/08-05), Анисимова И.В. (доверенность от 09.01.2019 №20-19/08-05);

Уполномоченного органа: Коротенковой Е.Д. (доверенность от 16.08.2018 №36-Д);

УСТАНОВИЛА:

07 июня 2019 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "Лаборатория цифрового зрения" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГКУ Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» (далее – Заказчик), Уполномоченного органа – Контрактного агентства Архангельской области (далее – Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на капитальный ремонт автомобильной дороги Долматово – Няндома – Каргополь – Пудож, км 210+500 (установка оборудования весового контроля, работающего в автоматическом режиме) в Каргопольском районе Архангельской области (извещение № 0124200000619002225).

Содержание жалобы:

Заявитель обжалует действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 14.06.2019 №1268/08.

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 14.06.2019 №314-05-502.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика подготавливает документацию об электронном аукционе, и организует осуществление закупки.

22.05.2019 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru (далее – сайт ЕИС) размещено извещение № 0124200000619002225 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения контракта на капитальный ремонт автомобильной дороги Долматово – Няндома – Каргополь – Пудож, км 210+500 (установка оборудования весового контроля, работающего в автоматическом режиме) в Каргопольском районе Архангельской области (далее – документация об аукционе).

Начальная (максимальная) цена контракта – 79 262 590,00 рублей.

Оператор электронной площадки – АО «Единая электронная торговая площадка».

Заявитель в своей жалобе указал на то, что в документации об аукционе не установлены технические характеристики товаров, которые будут использоваться при выполнении работ по контракту.

Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 указанного Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с частью 3 статьи 66 ФЗ «О контрактной системе» первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Пунктом 2 части 11 «Требования к содержанию заявки» раздела I «Общие положения» документации об аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).

В части 1.2 раздела II «Сведения о работах, на выполнение которых осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе определено, что объем работ указан в проектно-сметной документации (прилагается отдельными файлами).

Комиссия Архангельского УФАС России, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.

Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства с учетом требований Градостроительного кодекса осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг, потребностям заказчика.

Исходя из положений статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64, частей 3 - 6 статьи 66 ФЗ «О контрактной системе», документация об аукционе на выполнение строительных работ может содержать условие о предоставлении в первой части заявки на участие в закупке только согласия на выполнение работ на условиях предусмотренных документацией об электронном аукционе.

Из приведенных положений ФЗ «О контрактной системе» следует, что заказчики, осуществляющие закупку в соответствии с требованиями указанного Федерального закона, при описании объекта закупки должны таким образом сформулировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, обеспечить приобретение товара с необходимыми заказчику характеристиками, довести до сведения участников закупки сведения о характеристиках требуемого товара, в наибольшей степени удовлетворяющих потребности заказчика, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки. При этом, при формировании документации об аукционе заказчику в рамках ФЗ «О контрактной системе» предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющего его потребностям. Изложенное соответствует правовому подходу, содержащемуся в определении Верховного суда Российской Федерации от 30 октября 2014 года N 304-КГ14-3003, согласно которому заказчику предоставлено право на установление в аукционной документации требований к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям.

Следовательно, установив в документации об аукционе требование о предоставлении в первых частях заявок на участие в закупке только согласия на выполнение работ на условиях предусмотренных документацией об электронном аукционе, без указания технических характеристик материалов, которые будут применяться при выполнении работ по контракту, Заказчик действовал в соответствии с нормами и требованиями ФЗ «О контрактной системе».

Таким образом данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

По мнению Заявителя, в проектной документации, размещенной на сайте ЕИС и являющейся неотъемлемой частью документации об аукционе, технические характеристики указаны с наименованием торговой марки конкретного производителя «Тензо-М» без указания эквивалентности, что является нарушением требований статьи 33 ФЗ «О контрактной системе».

Пунктом 1 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В силу части 3 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе», не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена указанным Федеральным законом.

Представитель Заявителя в заседании Комиссии Архангельского УФАС России указал на то, что система весового контроля «Архимед» (производитель ООО "Лаборатория цифрового зрения", г. Белгород) имеет характеристики аналогичные указанным в документации об аукционе (проектной документации). Поэтому, указав в проектной документации требование к определенному производителю – система весового контроля «СВК» (производитель ООО «Тензо-М», Москва) без права предоставления аналогичного товара (производителя), Заказчик ограничил количество участников закупки.

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что документация об электронном аукционе не содержит указания на товарные знаки, следовательно, отсутствует необходимость указания «или эквивалент». «СВК» в проектной документации обозначает не конкретную торговую марку определенного производителя, а является аббревиатурой фразы «система весового контроля».

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представитель Уполномоченного органа пояснил, что на участие в данной закупке была подана только одна заявка, которая признана соответствующей требованиям документации об аукционе.

Комиссия Архангельского УФАС России, проанализировав материалы дела, установила следующее.

Частью 4 раздела II «Сведения о работах, на выполнение которых осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе установлено, что проектно-сметная документация является неотъемлемой частью документации об аукционе.

Часть 2 «Автоматический пункт весогабаритного контроля (2 этап)» раздела 5 «Проект организации строительства» проектной документации (501/08-ПОС2) содержит сводную ведомость объемов работ. В позициях 10 и 11 данной ведомости указан производитель защитного антивандального шкафа (внешнего) СВК.ШВА на П образную опору и шкафа с электронным оборудованием (внутреннего) СВК.ШЭ, а именно: производитель ЗАО «Тензо-М».

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что в документации об аукционе нет указания на возможность поставки эквивалентных товаров, используемых при выполнении работ по контракту.

Следовательно, установление требования к производителю товара в документации об аукционе приводит к ограничению количества участников закупки (что подтверждается единственной заявкой на участие в электронном аукционе) и выполнению работ по контракту с товарами конкретного производителя.

Таким образом, Заказчик нарушил пункт 1 части 1 статьи 64 с отсылкой на нормы статьи 33 ФЗ «О контрактной системе».

В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки иных нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО "Лаборатория цифрового зрения" обоснованной.

2. Признать Заказчика - ГКУ Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор», нарушившим пункт 1 части 1 статьи 64 с отсылкой на нормы статьи 33 ФЗ «О контрактной системе».

3. Заказчику, Уполномоченному органу, оператору электронной площадки - АО «Единая электронная торговая площадка» (далее – Оператор электронной площадки) выдать предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О контрактной системе».

4. Передать материалы дела должностному лицу Архангельского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии И.Ю. Короткова

Члены Комиссии Л.А. Чирова

О.С. Малышева

Связанные организации

Связанные организации не указаны