Решение б/н В Архангельское УФАС России поступило обращение [удалено], с... от 23 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 029/05/18-1169/2023
Резолютивная часть оглашена «22» января 2024 года
Решение в полном объеме изготовлено «23» января 2024 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее по тексту – Архангельское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель Комиссии
-
[удалено]
Заместитель руководителя — начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России;
Члены Комиссии:
-
[удалено]
Главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России;

[удалено]
Главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России,

рассмотрев материалы дела № 029/05/18-1169/2023, возбужденного в отношении Публичного акционерного общества «Банк ВТБ» (ИНН: 7702070139, ОГРН: 1027739609391, юридический адрес: 191144, город Санкт-Петербург, Дегтярный пер., д. 11 литер а) (далее — ПАО «Банк ВТБ», Общество) по признакам нарушения требований ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе), в присутствии представителя Общества [удалено], в отсутствие [удалено], извещенного надлежщим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, руководствуясь ст. 36 Закона о рекламе, п. 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения Закона о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 (далее — Правила рассмотрения дел),
УСТАНОВИЛА:

В Архангельское УФАС России поступило обращение [удалено], согласно которому 14.09.2023 в 09:17 на номер мобильного телефона +7-[удалено] (далее — Номер заявителя) поступило смс-сообщение от абонента с буквенным идентификатором «VTB».
Согласно представленным скриншотам смс-сообщение содержало следующую информацию:
«Мы предварительно одобрили для Вашего бизнеса лимит по банковским гарантиям в размере 7 000 000 руб. в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ. Количество гарантий в рамках лимита неограниченно, срок предложения до 31.10.2023. Оформление в Интернет-банке: <https://db.vtb.ru/guarantees/applications/create?isPagl> Подробнее: 88002007799. Банк ВТБ (ПАО). Не оферта».

В целях получения дополнительных сведений, Архангельским УФАС России был направлен запрос в адрес ООО «Скартел» - оператору связи, которому принадлежит Номер заявителя
ООО «Скартел» подтвердило принадлежность номера +7-[удалено] [удалено] на основании договора от 10.08.2023.
Кроме того, ООО «Скартел» сообщило, что отправка спорного смс-сообщения 14.09.2023 в 09:17 с номера с буквенным идентификатором «VTB» осуществлена ПАО «Банк ВТБ» (ИНН: 7702070139).

В соответствии с договором № 2022/07/9415/50434409-ИТ от 26.10.2022 Оператор (ООО «Скартел») оказывает Заказчику (ПАО «Банк ВТБ) услуги по размещению посредством каналов коммуникации рекламно-информационных материалов Заказчика среди пользователей, а также по предоставлению доступа к интерфейсу и поддержке функционирования интерфейса. При взаимодействии с партнерами связи граница ответственности оператора при оказании услуг фиксируется оборудованием оператора в момент отправки рекламно-информационных материалов до оборудования иного оператора связи/партнера.
14.09.2023 в 09:17 оборудованием ООО «Скартел» зафиксировано отправление на номер +7-[удалено] смс-сообщений от отправителя, имеющего буквенное обозначение «VTB», выделенного ПАО «Банк ВТБ». Отправка спорного смс-сообщения была осуществлена по базе абонентов/пользователей ПАО «Банк ВТБ» - услуга «Мобильные СМС-сервисы».

В соответствии с п. 27 договора, в случае размещение рекламно-информационных материалов среди пользователей из базы заказчика (ПАО «Банк ВТБ») заказчик обязуется до размещение рекламно-информационных материалов обеспечить получение (или наличие) согласия пользователей на получение рекламно-информационных материалов посредством соответствующего канала коммуникации от заказчика/клиента заказчика. Согласие должно в обязательном порядке содержать абонентский номер/адрес электронной почты и/или иной идентификатор, по которому пользователь дал согласие на получение рекламно-информационных материалов через соответствующий канал коммуникации.

В ответ на запрос Архангельского УФАС России ПАО «Банк ВТБ» пояснило следующее.
[удалено] является представителем ООО «Продукты Плюс».
Для повышения уровня клиентского сервиса и лояльности клиентов ПАО «Банк ВТБ» разрабатывает специальные продуктовые и сервисные предложения, основанные на индивидуальном подходе к каждому клиенту.
Направленно Заявителю сообщение являлось адресным предложение ПАО «Банк ВТБ». Отправляя адресное сообщение конкретному, заранее определенному клиенту, ПАО «Банк ВТБ» предлагало оформить продукт на более выгодных для него условиях.
Согласие на получение рекламы [удалено] ПАО «Банк ВТБ» в Архангельское УФАС России не предоставлено.

Кроме того, в ответ на определение о возбуждении настоящего дела ПАО «Банк ВТБ» дополнительно пояснило, что номер телефона +7-[удалено] был указан Заявителем при обслуживании в банке в качестве физического лица, а также при регистрации в системе дистанционного обслуживания.
В качестве подтверждения своих доводов Обществом представлено Заявление о предоставлении услуг банка от 20.07.2022 от имени [удалено] (далее - Заявление).
Данное Заявление было подписано представителем [удалено] [удалено] на основании доверенности № 29/50-н/29-2022-1707 от 11.07.2022.
В качестве контактных данных в данном Заявлении указан [удалено] и указан номер телефона +[удалено].
В разделе Заявления, касающегося согласия на предоставления информации/документов по незащищенным каналам связи указана следующая информация.
Так, в клиент ([удалено]) просит банк направлять клиенту посредством электронной почты в открытом виде (по протоколу SMTP) на адреса электронной почты: [удалено] и по каналам телефонной связи на номера: [удалено] в том числе согласие на получение о Банка ВТБ (ПАО) рекламных сообщений в любой форме о продуктах, услугах и иных сервисах Банка, а также рекламных кампаниях, направленных на привлечение внимания к различным сопотсвующим банковским услугам и товарам, по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи (электронная почта, телефон) в соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 «О рекламе» (далее — Закон о рекламе).
В данном пункте содержится «чек-бокс» для проставления о отметки о выражения согласия с данным пунктом, однако отметка о согласии проставлена не была.
Также в сноске 22 относительно данного пункта указано, что строка (пункт о согласие на получение рекламы) включается в заявление и/или заполняется при условии, что указанное средства связи зарегистрированы на клиента.
Однако, номер телефона, на который поступила реклама зарегистрирован не за клиентом — [удалено], а за ее представителем — [удалено], а также данный номер не соответствует номеру, указанному в Заявлении.
Таким образом, [удалено] не выражал согласия на получение рекламы, так как не является клиентом ПАО «Банк ВТБ», а являлся представителем [удалено] и выступал от ее имени. Номер телефона, указанный в заявление не соответствует тому номеру, на который поступила спорная реклама.

Дополнительно у ПАО «Банк ВТБ» была запрошена копия заявления [удалено] на обслуживание банком его как физического лица, на которое ссылалось Общество в своих пояснениях.
В свою очередь ПАО «Банк ВТБ» пояснило, что у него отсутствует возможность предоставления заявления на обслуживания [удалено] как физического лица в связи утерей досье. Обстоятельства утраты не выяснены.
В качестве подтверждения данного довода Обществом представлен Акт об утрате досье [удалено] от 20.02.2021.
Таким образом, данный акт выступает подтверждением того, что согласие [удалено] на получение рекламы у ПАО «Банк ВТБ» отсутствует как минимум с 20.02.2021, а спорное сообщение было направлено17.09.2023, то есть после утраты согласия.

Частью 1 статьи 18 Закона о рекламе установлено, что распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Пункт 1,2 статьи 3 Закона о рекламе определяет, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

Как указано выше, распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.
При этом, необходимо иметь в виду, что в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение.
Однако, Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи.
Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.
Отсутствие в тексте информации какого-либо указания на средства индивидуализации, позволяющие идентифицировать ее получателя, позволяет говорить о том, что названная информация адресована неопределенному кругу лиц, вне зависимости от того, каким количеством лиц она была получена.
Распространенная информация имеет в себе признаки рекламы — имеет объект рекламирования — услуги ПАО «Банк ВТБ» по представлениям банковских гарантий для бизнеса.
В распространенной рекламе отсутствуют персональные данные лица, на восприятие которого направлена распространенная информация. Текст рекламы не содержит в себе указания на конкретного адресата, в связи с чем реклама не имеет ограничений по распространению, исходя из ее содержания.
Таким образом, указанная информация распространена по сетям электросвязи (посредством направления смс-сообщения), без получения предварительного согласия абонента.

В соответствии с ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований части 1 статьи 18 Закона о рекламе несет рекламораспространитель (лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств – п. 7 ст. 3 Закона о рекламе).
Буквенный идентификатор выделен и используется ПАО «Банкт ВТБ», факт направления спорного смс-сообщения Обществом не отрицается. Материалами дела подтверждается отсутствие согласия [удалено] на получение рекламы от Общества.
Таким образом, рекламораспространителем рассматриваемой рекламы, в чьих действиях содержатся признаки нарушения ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе является публичное акционерное общество «Банк ВТБ» (ИНН: 7702070139, ОГРН: 1027739609391, юридический адрес: 191144, город Санкт-Петербург, Дегтярный пер., д. 11 литер а).

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пп. 42 - 47, п. 54 Правил рассмотрения дел,
РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу, направленную 14.09.2023 в 09:17 на номер мобильного телефона +7-[удалено] от абонента с буквенным идентификатором «VTB» с рекламой услуг ПАО «Банк ВТБ» по представлениям банковских гарантий для бизнеса, поскольку такая реклама нарушает требования ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе.
2. Признать ПАО«Банк ВТБ» (ИНН: 7702070139, ОГРН: 1027739609391, юридический адрес: 191144, город Санкт-Петербург, Дегтярный пер., д. 11 литер а), нарушившим ч.1 ст. 18 Закона о рекламе;
3. Выдать ПАО«Банк ВТБ» предписание о прекращении нарушения Закона о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении лица, в действиях которого присутствует состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Подача заявления о признании недействительным решения антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, предписания, если судом или арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения, предписания. Постановление антимонопольного органа о применении мер административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе может быть обжаловано, оспорено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Председатель комиссии

[удалено]

Члены комиссии

[удалено]

[удалено]

[удалено]

Связанные организации

Связанные организации не указаны