Постановление №029/04/9.21-1085/2023 Постановление о назначении административного наказания по де... от 5 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Я, заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области Куницын Алексей Сергеевич, рассмотрев материалы в отношении юридического лица  ООО «АСК»,

             ИНН: 2901295280;

             ОГРН: 1192901001655;

             Адрес: 163020, г. Архангельск, ул. Советская, д. 21, оф. 201;

             ФИО и должность руководителя: И., директор ООО «АСК», извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела.

Событие административного правонарушения и его квалификация:

              В Архангельское УФАС России поступило обращение И. (далее – Заявитель) направленное по электронной почте (регистрационный номер 6611-ИП/23) об отказе в технологическом присоединения к электрическим сетям ООО «АСК» (далее – Сетевая организация, Общество) принадлежащего Заявителю гаражного бокса № 3, расположенного по адресу: г. , ул. , д. , стр. , (З/У), в нарушение Правил № 861 (далее – Правила) недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.

             Заявитель обратился с Заявкой на техническое присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВт в ООО «АСК» 03.07.2023.

             Заявка на технологическое присоединение получена и зарегистрирована ООО «АСК» 03.07.2023 года.

             Ответом № 1226 от 01.08.2023 на заявку от 03.07.2023 Общество отказало в осуществлении технологического подключения объекта Заявителя, обосновав отказ требованием о предоставлении Заявки на такое подключение с учетом всех собственников гаражных боксов, расположенных по адресу: г. , ул. , д. , стр. , (З/У).

              Таким  образом,  по  мнению  Заявителя,  Сетевая организация, в нарушение Правил № 861, отказала в заключении договора технологического присоединения к электрическим сетям.

              В  ответ  на  запрос  №  4242/23  от 11.08.2023 Архангельского  УФАС  России  (рег. № 7473-ЭП/23 от 06.09.2023) ООО «АСК» пояснило, что Сетевая организация отказала в технологическом присоединении гаражного бокса принадлежащего Заявителю на основании того, что принадлежащий Заявителю бокс является частью объекта капитального строительства — нежилого здания с кадастровым номером 29:22:040607:73, в связи с чем, принадлежащий Заявителю гаражный бокс и земельный участок под ним являются частью общедолевой собственности. 

 Общество является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, в т. ч. услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических лиц к электрическим сетям. При этом, данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.

Процедура технологического присоединения объектов заявителей к электрическим сетям определена Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Правилами № 861.

Абзацем 1 пункта 3 Правил № 861 установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им (заявителем) Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

В соответствии с п. 6 Правил № 861, технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами.

В п. 7 Правил № 861 предусмотрена процедура технологического присоединения.

            В соответствии с п. 8 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Правилами технологического присоединения для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям № 4 - 7 любым способом ее подачи (очно, почтой или с использованием официального сайта сетевой организации, или в случае обеспечения сетевой организацией, в которую подается заявка, возможности реализации прав и обязанностей заявителей, возникающих в ходе осуществления процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»).

                Разделом X Правил технологического присоединения определены особенности технологического присоединения заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил.

               Заявитель относится к категории заявителей, указанных в п. 14 Правил технологического присоединения.

               В силу аб. 12 п. 15 Правил № 861, Сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в п. 9, 10 и 12 - 14 Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в п. 9, 10 и 12 - 14 Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные п. 15 Правил для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.

               В соответствии с п. 15 Правил в адрес заявителей, за исключением случаев осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.

               В нарушение п. 15 Правил Сетевая организация в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки в адрес Заявителя не направила заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия.

               ООО «АСК» получило заявку И. на технологическое присоединение 03.07.2023 года, таким образом срок ответа с отказом в таком присоединении, либо в заключении Договора, составляет 20 рабочих дней, т. е. до 31.07.2023 года.

               Согласно имеющихся у Управления сведений ответ на заявку И. был дан 01.08.2023, тем самым Общество допустило просрочку на один день в даче отказа на заявку.

               Согласно ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», услуги по передаче электрической энергии отнесены в сфере деятельности субъектов естественных монополий.

               В ст. 3 указанного закона субъект естественной монополии определен как хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

              Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

               Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем, не составляет самостоятельного товарного рынка. Данная позиция подтверждена Постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.09.2009 № 6057/09, от 15.05.2011 № 16008/10.

               В ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» услуги по передаче электрической энергии определены как комплекс организационно и технологически связанных действий, в т. ч. по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

               Согласно Правилам недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, утв. постановлением Правилами № 861, под сетевой организацией понимается организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

              По смыслу указанного нормативного положения потребность в технологическом присоединении энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям носит подчиненный характер по отношению к услуге по передаче электрической энергии. Технологическое присоединение является, во-первых, неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания заинтересованным лицам сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии, во-вторых, технологическое присоединение осуществляется к сетям соответствующей сетевой организации и усилиями этой же сетевой организации, т. к. она владеет объектами электросетевого хозяйства и обладает исчерпывающей информацией о технических параметрах своих сетей, необходимых для осуществления технологического присоединения. Таким образом, технологическое присоединение является необходимой технической операцией, осуществляемой сетевой организацией в рамках оказания услуг по передаче электрической энергии.

              ООО «АСК» является сетевой организацией, имеет установленный тариф на передачу электрической энергии и на технологическое присоединение к электрическим сетям, соответственно, является субъектом естественной монополии.

              В соответствии с ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

              Факт совершения административного правонарушения ООО «АСК» подтверждается материалами административного дела № 029/04/9.21-1085/2023, а также протоколом по делу № 029/04/9.21-1085/2023 об административном правонарушении от 21.11.2023 № 6215/23, составленным ведущим специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России – Т., в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности и его защитника.

Срок давности привлечения к административной ответственности ООО «АСК», установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения настоящего постановления не истек (01.08.2024).

              В письменных объяснениях, ООО «АСК» полагает, что с их стороны каких-либо нарушений действующего законодательства не допущено.

Вместе с тем, данная позиция ООО «АСК» опровергается материалами административного дела.

В силу п. 1 ст. 2.10 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность:

Субъектом административного правонарушения является ООО «АСК»;

Субъективная сторона правонарушения характеризуется следующим: у ООО «АСК» имелась возможность для соблюдения установленных Правилами № 861 требований оказания услуг по технологическому присоединению и норм, и им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.21 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие при оказании услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям.

Объективная   сторона   административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.21 КоАП РФ, заключается в отказе в технологическом присоединении и (допущение просрочки) на ответ Заявителю – И.

 Смягчающим административную ответственность является обстоятельство совершения правонарушения по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ - впервые.

               Согласно ч. 1, 2, 3 ст. 3.4 КоАП РФ, предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со ст. 4.1.1 настоящего Кодекса.

               На основании ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.

               Согласно ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.              Административное правонарушение, совершенное ООО «АСК» не входит в перечень административных правонарушений, указанных в ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ.

               Учитывая  наличие  совокупности изложенных выше обстоятельств, руководствуясь ч. 1, 2 ст. 3.5, ч. 1 ст. 4.1.1, ст. 23.48, 29.9, а также ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ,

                                                                     ПОСТАНОВИЛ:

              1) Признать юридическое лицо - ООО «АСК» (ИНН: 2901295280) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ;

              2) В соответствии с п. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа заменить на предупреждение.

              В соответствии с п. 3 ч. 1 и ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ, а также ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

              Согласно ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.               

                

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны